Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности. Беспредельность, Предисловие |
Людмила ОСИНЦЕВА
Нужно различать, что нужно сделать первично, а что вторично. Это и есть соизмеримость. Сейчас — Новосибирск, потом он снова будет назван Новониколаевском... Будем думать о переименовании города Новосибирска, всё разворачивается быстро. Святой Николай, Святой Сергий — это Заступники нашего города, Святыни...
Н.Д. Спирина
Святой Николай. Икона из храма Св. Троицы
Открытка с видом часовни Св. Николая в Новониколаевске. 1920-е гг.
Николай Чудотворец. Икона
Н.Д. Спирина с сотрудниками Рериховских обществ. 1995 |
Помню, в детстве слышала от бабушки, что город наш — Новониколаевск — назван так в честь Николая Чудотворца. Три иконы стояли у неё рядом на «божничке» — Спас, Казанская Божья Матерь и Никола. Эти святыни прадед принёс из Киева в 1901 году. Три года он шёл туда и обратно. Этими иконами он благословил свою старшую дочь, и перед ними она молилась всю жизнь...
* * *
Недавно на Межрегиональной выставке-ярмарке «Православная Русь» встретила знакомого поэта и прозаика Сергея Панфилова. Он шёл со встречи с читателями. Задала ему вопрос:
— Есть ли у тебя какие-нибудь неописанные чудеса, связанные с Николаем Чудотворцем?
— Есть, — он протянул правую руку ладонью вверх. Возле третьего и четвёртого пальцев был белый жёсткий рубец. — Вот. В четыре года я схватил оголённый провод, удар был такой, что я умер, улетел. Мама сразу взяла икону Николая Чудотворца, встала на колени и со слезами молилась, и я вернулся, ожил.
— Да... Не зря его считают Небесным покровителем нашего города. А город Новониколаевск...
— Нет, Новониколаевск был назван в честь царя Николая Второго. Я документы смотрел. А часовню поставили в честь покровительства Николая Чудотворца. А зачем тебе?
— Думаю о переименовании города. Переименовали же Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород...
— А я всегда подписываю: Новосибирск — Новониколаевск.
На выставке были представлены стенды Никольских храмов. Вот старинная мироточивая икона Николая Угодника. Это же чудо! Приложилась. Но к батюшке очередь с требами большая... Пошла к другому стенду. Спросила о современных чудесах, но матушка сказала, что, к сожалению, они не ведут записей, а надо бы, приедут и заведут журнал. Думаю, что так и сделают. Подошла к третьему, спросила. Матушка ответила так банально:
— Записываем, но особенного ничего. Кто работу нашёл, кто с семьёй помирился, у кого дети встали на правильный путь. Вот такие записи.
Думаю, ведь для кого-то работу найти, может быть, всё равно что с того света вернуться. Привыкаем к чудесам, как будто так и надо.
Прохожу дальше, читаю: «Храм Святой Троицы, село Троицк, Пермская епархия». А матушка призывает:
— Приложитесь к чудотворной иконе Николая Угодника.
Остановилась. Икона старинная, но обновлённая и не мироточит. Матушка продолжает:
— Мы реконструируем храм. Он большой, 30 метров в высоту. Денег нет. Нам подарили такой образ. Икона большая, с человеческий рост. Мы её подкрасили, установили, утром приходим, а под правой рукой Святителя третья рука — нерукотворная. Это Никола нам строить храм помогает.
Присмотрелась — и правда, чудо! Купила такую иконку.
* * *
Дома заглянула в интернет. Поистине Вселенский святой! 95 тысяч картинок! Смотреть не пересмотреть. Некоторые, конечно, повторяются, но со всего света. Материала о жизни и чудесах много. Ищу что-нибудь новое — и пожалуйста: «Совсем недавно после долгих исследований было написано новейшее житие Николая. Родители его были не бедными людьми христианского вероисповедания, жили они в большой греческой колонии римской провинции Ликия. Мальчик рано овладел грамотой и проявил стремление к Божественному. Его отдали на воспитание к дяде, епископу Николаю Патарскому. Ещё в детстве Никола совершал чудеса и исцеления. Став взрослым, он принял сан и полностью посвятил себя служению Христу.
Жизнь Николая пришлась на весьма бурный период романской истории (а ведь именно к Римской империи относилась тогда Ликия). Он застал длительное правление императора Диоклетиана, яростного гонителя христиан. Известно, что около 20 лет жизни святой провёл в заключении и претерпел ужасные пытки...»1 А ведь раньше считалось, что он не был мучеником.
* * *
Дни Памяти Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.
В Новосибирске, наверное, нет ни одной семьи, в которой не слышали бы о Нём. А уж кто просил Его с любовью в сердце и верой в Его помощь или в острых ситуациях взывал: «Никола, помоги!» — получал скорую помощь.
* * *
Моя история тоже может показаться простой. Ну кто сейчас легко вынашивает второго ребёнка? Когда попала на сохранение, поняла, что у меня дела плохи. Стала обращаться к Николе. Если родится мальчик, назову Колей. Месяц всё-таки не досидел мой Коля, и без операции не обошлось. Очнулась от наркоза, передо мной сама заведующая, и говорит:
— Ну, тебя Бог спас. Мы не знали, что делать...
— Кто родился?
— Мальчик.
— Живой?
— Нормальный. Лежит, красавчик, ресницы отмахал, как у девчонки. Но если бы ты сама рожала, мы бы не спасли ни его, ни тебя. Как назовёшь?
— Николаем.
* * *
А эту историю мне рассказала сестра моей бабушки. Ей девяносто один год, и речь её обрывиста, как память, которая высвечивает картины прошлого ярко, но коротко, словно при фотовспышке.
— Расскажите про вашего брата Саню. Вас когда раскулачили?
— В тридцатом. Всё отобрали.
— Что у вас было?
— Жнейка, молотилка, веялка, шерстобитка, три амбара с хлебом, дом. Всё отобрали. Отец убежал в город. А Саньку, как самого старшего, арестовали. Я у него в лагерях была. Их на работу гоняли. Там гора, камни рубят. Нарубят норму — пятьсот граммов хлеба, а нет — голодный. Два года он так отработал, и напарник по работе сговорил его бежать.
— Ты за что сидишь, паренёк, за своё восемь с половиной лет получил, а я человека убил, и три года дали.
В общем, с работ и сбежали. Днём в лесу отсиживались, ночью шли, оголодали. Какая-то деревушка была недалеко. Смотрят, женщина идёт, два ведра с картошкой несёт. Напарник говорит: «Сейчас будем сыты», — и нож достаёт.
Саня подумал — наверное, у неё дети есть, и не пустил этого тюремщика. Схватил его и держал вот так, — бабушка прижала руки к коленкам, показывая, как он с ним справился. — Тот кричит: «Через тебя можно с голоду сдохнуть! Не нужен мне такой товарищ!» А Саня говорит: «А мне такой не нужен». И пошли по разным сторонам.
Идёт он лесом. Домой охота, и страшно, что опять посадят. Навстречу вышел старичок:
— Паренёк, подойди сюда.
— А что тебе надо?
— Поговорить.
Саня думает: «С молодым справился, неужели со стариком не справлюсь?»
— Не бойся, я тоже лишенец, — говорит старик.
Подошёл, стали говорить насчёт документов. Саня сказал:
— Лишенец я, нет ни документов, ничего нет.
— А мы тебе сделаем, будет как у Сталина...
Пошли глубже в лес, у старичка чернила, ручка, бумага гербовая, печать. Написал, что отработался, освободился досрочно.
— Иди домой, вставай на учёт.
У него три булки белого хлеба. Дал Сане две булки. Хлеб тёплый.
Пошёл Саня в сторону дома, а сам думает: «Ну кто же мне поверит, пойду лучше на заработки». А старичок ему:
— Вернись, сынок, иди домой, на учёт вставай!
И так три раза. Саня сделает несколько шагов, повернёт назад, а он ему:
— Иди домой.
И дошёл он до меня, рассказал про все свои мытарства... И говорит, что повстречался с Николаем Угодником.
А я думаю: «Ну, Саня, помешался от такой жизни».
А он рассказал, как со старичком повстречался, как тот всё сделал, «как у Сталина», показал бумагу — вроде всё правильно. Я на солнце посмотрела: водяные знаки. И сказал, что похож он на Николу, как в церкви у нас, лысоватый такой и бородка седая.
— Это Никола. Спаситель мой за то, что я женщину пожалел. Да и откуда у лишенца в лесу чернила, бумага, печать и хлеб белый да тёплый?
Дошёл Саня до дома к Покрову, а на учёт вставать боялся. Днём в бане прячется, а ночью к девчатам на танцы бегает. Через неделю вызывают в сельсовет. Мама упала на колени перед Богом, просит, чтобы не угнали.
Приходит он, документ этот подаёт. Начальник говорит:
— Александр? А мы Алексея вызывали. Отработался? А почему на учёт не встаёшь?
— Сейчас?
— Зачем сейчас, на это день есть, завтра утром приходи.
Так вот благополучно всё и разрешилось.
— Зря я Сане помешательство ставила, никогда за ним такого не наблюдалось, а пути Господни, они ведь неисповедимы. (Записала 14 февраля 2002 г.)
* * *
Конечно, рассказы моряков всегда впечатляют. Работал у нас на Новосибирской студии телевидения звукорежиссёр Юрий Владимирович Фомичёв. Всегда с юмором, и даже такой случай из его жизни рассказывал с улыбкой:
— Вы, Людочка, не поверите, но когда-то мне было 20 лет. В последний год войны я служил на Тихоокеанском флоте на торпедном катере. Москитный флот называется. Гибнут массами, но своё дело делают. Как самолёты-штурмовики. Есть суда, как линкор, там полторы тысячи мужиков, пять кораблей в сопровождении. Если он бабахнет, одним залпом может город смести. А на торпедном катере всего 18 человек. Наш наводящий ошибся, ослабил удар, и торпеда взорвалась, как только ударилась об воду. Одна тонна тротила — это 30 тысяч килограммов пороху. Судно перевернуло, трое стояли на мостике, вот они и остались живы, хотя все сильно травмировались. Я полгода провёл в коме, потом ослеп и в 21 год начинал жизнь сначала. Командир много операций перенёс и рулевой — крепкий парень был. Остальные погибли.
— Видно, за вас кто-то сильно молился...
— Конечно. Родные молились Николаю Чудотворцу и нас наставляли. Я случайно вышел на мостик и сразу полетел...
А я подумала, что это Никола вывел вовремя, и не случайно, а по молитвам матери.
Это малая толика чудес, явленная Николаем Чудотворцем нам, новосибирцам.
Наталия Дмитриевна Спирина говорила: «Я так счастлива, что в нашем городе есть часовня, посвящённая Ему. Новосибирск — географический центр России, и что бы ни случилось на окраинах, центр будет охранён. Надо понимать, какой это город; будем Николе молиться, Он — покровитель нашего города, Он охраняет его». «Новосибирск потом будет называться Новониколаевском. Когда время придёт, можно будет его снова переименовать в честь Святого Николая»2.
Наталия Дмитриевна подарила нам такую молитву:
Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда!
29 марта 2014 г.
Новосибирск — Новониколаевск
1 Tezclub.com.ua/blogs/show/299
2 Восход. 2005. № 5 (133). С. 6.