Мысли на каждый день

…Cила духа всё побеждает, всё малое боится силы, всё большое уважает силу. Идите львами!

Рерих Е.И. Письмо от 20.07.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ ГЕРОЯ

Автор: Бугаева Людмила  



Теги статьи:  Сербский король Александр I




Письмо Н.К. Рериха королю Александру I


Н.К. Рерих. Деревня берендея


Российский центр науки и культуры. Белград, Сербия


...Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя...

Евангелие от Иоанна. 15:13

Дух его закалялся в горниле неповторённых мировых трагедий...

Н.К. Рерих

Общеизвестно, что полотна Н.К. Рериха, словно вестники, разошлись по всему миру и иногда даже сам художник с удивлением узнавал об их местонахождении. Но если Николай Константинович отдавал или дарил картины какому-то человеку, музею или стране, то это всегда имело особый смысл.

В апреле 1932 года Елена Ивановна Рерих писала американским сотрудникам: «Вчера пришла телеграмма от короля Александра о предоставлении комнаты в музее для картин Николая Константиновича»1.

С сербским королём Александром I Николая Константиновича Рериха связывали узы дружбы и глубокого взаимоуважения. Он называл короля истинным другом Пакта по защите культурных ценностей.

Стоит сказать и о том, что в Югославии имя Н.К. Рериха было высоко почитаемо: он был кавалером высшего югославского ордена Святого Саввы, действительным членом Югославской академии наук и художеств.

В Архиве Югославии хранится письмо Н.К. Рериха, в котором он, узнав, что в Белграде создан музей искусств, пишет королю: «...горит сердце моё принести в дар этой сокровищнице одну из картин моих. Но творчество моё распадается на два мира. Один — мир славянский, русский. Другой — мир колыбели родоначальников славян арийцев — Гималаи. Как избрать? Не будет ли благоугодно Вашему Королевскому Величеству указать мне, который из этих миров был бы желателен для сокровищницы Белграда?» (5.06.1930)2.

В ответном письме сообщалось, что король Александр «предпочёл бы для Белградского музея картину из русской жизни или природы, т.е. из мира славянского»3.

Как писал сам Николай Константинович, в Белграде, в Национальном музее короля Александра I, находилось семь его полотен4. Согласно спискам, которые впоследствии привёз в Советский Союз Ю.Н. Рерих, «в Белград были направлены картины: "Бургустан. Кавказ" (1913), "Звоны" (1919) [другое название — "Благовест"], "Преподобный Сергий Радонежский" (1922) [вариант названия — "Юность Преподобного Сергия"], "Благие посетившие" (1923) [другое название — "Святые гости"], эскизы костюмов к опере "Снегурочка" (1921, две работы), "Берендеи. Деревня" ("Снегурочка") (1921) [известна также под названием "Деревня Берендея"]»5.

Сам художник в своих статьях и письмах неоднократно упоминает две картины, переданные им в Югославию, — «Святые гости» и «Земля Славянская» («Земля Всеславянская») (1931). Известно также, что в Национальном музее Белграда в течение ряда лет находилась картина Н.К. Рериха «Святой Сергий», написанная в 1932 году и посвящённая строителю Земли Русской преподобному Сергию Радонежскому. (В 1938 году картина переехала в Прагу, в Русский культурно-исторический музей, созданный В.Ф. Булгаковым; чудом уцелела во время немецкой оккупации, а после войны заботами Булгакова вместе с другими спасёнными им картинами оказалась в Государственной Третьяковской галерее.)

В том же 1932 году специально для музея короля Александра С.Н. Рерих написал портрет отца.

С апреля 1941 года судьба полотен, переданных в Югославию, оставалась для Рерихов неизвестной.

Современные исследователи указывают, что всего в Национальном музее Белграда, а также в Музее истории искусства находилось 30 картин Н.К. Рериха6.

Сколько картин художника находится в бывшей Югославии в настоящее время, точно установить не удалось. В интернет-каталоге, опубликованном на сайте http://gallery.facets.ru/catalog.php, имеются сведения о трёх картинах Н.К. Рериха в Сербии: «Земля Всеславянская» (1931), значится в коллекции короля Александра I; «Святые гости» (1923) и «Святой Сергий» (1922) — в Национальном музее в Белграде.

Первым сообщением в искусствоведческой литературе о коллекции, хранящейся в фондах Нацио­нального музея в Белграде, стала статья Горданы Станишич-Ристович «Axis Mundi в символических пейзажах Николая Константиновича Рериха (по поводу семи картин из Национального музея в Белграде)», опубликованная в сборнике материалов международной конференции 2009 года «Рериховское наследие» (СПб., 2012. Т. IX. С. 332 – 342). А в 2012 году изображения этих картин некоторое время были размещены на сайте частного лица, проживающего в Сербии.

Эта статья посвящена сербскому королю Александру I Карагеоргиевичу — выдающемуся историческому деятелю, человеку, которого Николай Константинович называл «королём-рыцарем», «королём-героем», «светлым вождём».

Рассказу о деятельности этого выдающегося правителя Сербии, однако, должен быть предпослан небольшой экскурс в историю дружбы русского и сербского народов — она уходит корнями в средневековье, в эпоху домонгольской Руси и дотурецкой Сербии.

В XIII – XV веках, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, сербские правители всячески помогали русскому монастырю Св. Пантелеймона на Афоне. Сербские религиозные просветители Григорий Цамблак и Пахомий Логофет (известный также как Пахомий Серб) внесли огромный вклад в становление русского летописного жанра, в исправление богослужебных книг и церковных обрядов.

В период всего пятивекового пребывания под османским владычеством (XV – XIX вв.) не только сербы, но и все южные славяне не теряли надежды на помощь со стороны Русского государства, и политика русских царей в отношении балканских народов была неизменной, вне зависимости от того, представители какой династии находились у власти. Так, массовое переселение сербских беженцев на Русь началось ещё при Борисе Годунове.

Пётр I принял решение о направлении в Сербию русских учителей для поддержания грамотности и православной веры. Показательно, в каких выражениях просили об этом сербы. Митрополит Моисей Пе'трович писал Петру Великому: «Не материальные блага испрашиваю, а духовные. Не денег требую, а помощи в просвещении, оружия душам нашим. Будь нам вторым Моисеем и избавь нас из Египта незнаний!»

В феврале 1724 года Пётр I издал указ «О направлении из Св. Синода в Сербию для обучения тамошнего народа детей латинского и словенского диалектов двух учителей».

Сербы волнами переселялись в Российскую империю (особенно большой наплыв был в XVIII веке), служили в российской армии, значителен их вклад в становление Российского государства, в развитие русской культуры. В XVII – XIX веках эта дружба закрепляется осознанием Россией своей миссии по спасению православных народов от турецкого ига.

Когда в апреле 1876 г. произошло восстание в Болгарии и вскоре Сербия и Черногория объявили войну Турции, на помощь сербам прибыли 6000 солдат и офицеров русской армии. Русские офицеры нередко принимали на себя командование отрядами сербов.

Во время сербско-турецкой войны во многих городах России были созданы славянские комитеты. Они собирали добровольные пожертвования сербам деньгами, вещами, медикаментами. В госпиталях работали русские врачи и сёстры милосердия из числа добровольцев.

Король Александр I нам почти неизвестен. Имя его долгие годы замалчивалось даже на родине, а значение его деятельности умышленно преуменьшалось. Сведения о нём мы черпаем из различных источников: воспоминаний современников, белоэмигрантской прессы, публикаций, статей Н.К. Рериха, писем Е.И. Рерих.

«Король-витязь», «король-легенда», «король-объединитель» — так называли его ещё при жизни. «Великосербский шовинист, кровавый диктатор, дилетант на троне...» — и так отзывались о нём при жизни. Одни почитали короля Александра «самым умным монархом времени» и видели в нём образ благородного витязя, другие считали неудавшимся правителем. Но все сходились в одном: король — защитник и покровитель русских.

Рерих писал, что король Александр «сочетал в себе и воинскую доблесть за Родину, и сердечное почитание искусств и науки. Такой водитель устремляет сердца народа к самому драгоценному и прекрасному»7.

Свой род Карагеоргиевичи ведут от легендарного Георгия Чёрного, или Карагеоргия («кара» в переводе с турецкого — «чёрный»).

Александр Карагеоргиевич — второй сын сербского короля Петра I и княгини Зорки, крестник русского императора Александра III Миротворца, названный сын царя Николая II — родился 17 декабря 1888 года. Ему было два года, когда скончалась его мать. Отец, тогда ещё князь Пётр, переселился с детьми в Женеву, где дочь Елена, сыновья Георгий и Александр получили начальное образование. Когда в 1903 г. была сверг­нута династия Обреновичей, Народная скупщина (парламент) выбрала Петра Карагеоргиевича королём Сербии. В то время его дети жили и учились в Петербурге, куда переехали в 1899 г. С 1904 по 1906 г. Александр обучался в Пажеском корпусе; в России у него было много друзей, он прекрасно владел русским языком и горячо полюбил Россию.

Получив в Петербурге военное образование, Александр продолжил его в Белграде, куда вернулся в 1906 г. В 1909 г. он был провозглашён престолона­следником, после того как его старший брат Георгий отрёкся от прав на престол. С этого момента Александр посвящает свою жизнь Отечеству и своему народу. Назначение королевича Александра престолонаследником произошло в критический момент жизни страны. В это время сербы находились частью под турецким, частью под австро-венгерским владычеством. Для избавления от турок Сербия, Черногория, Болгария и Греция заключили в 1912 г. Балканский союз; началась Балканская война против Турции. Александр принял на себя командование 1-й сербской армией, которая выиграла два больших сражения, в конечном итоге решивших исход войны.

Однако из-за трудностей раздела освобождённых земель между сербами и болгарами вспыхнула вторая Балканская война, уже между славянами. Болгары без объявления напали на Сербию. И в этой войне Александр добился победы. По её окончании наследник-победитель был удостоен золотой медали Милоша Облича, а от царя Николая II получил орден Св. апостола Андрея Первозванного — высшую награду Российской империи.

25 июня 1914 г., в связи с болезнью короля Петра I, Александр был назначен принцем-регентом при отце. А 28 июня произошло трагическое событие — убийство в Сараево австро-венгерского престолонаследника Франца Фердинанда. Австро-Венгрия воспользовалась этим как поводом для начала военных действий против Сербии. В середине июля 1914 года Александр обратился за помощью к России. Николай II телеграфировал: «...Ваше Высочество может быть уверено, что ни в каком случае Россия не останется равнодушной к судьбе Сербии». В ответной телеграмме Александра говорилось: «Тяжкие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности за помощь и защиту Вашего Величества будут свято храниться в сердцах всех сербов».

Заняв такую позицию в самые трагические дни истории Сербии, Николай II дал сербскому народу незабываемое доказательство своей искренней дружбы.

В ответ на официальное объявление Австрией вой­ны Сербии в России сразу же началась мобилизация. Как следствие этого, Германия объявила России войну.

Это было началом Первой мировой войны. В этой войне, которая продолжалась с июля 1914 года по ноябрь 1918 года, Александр был Верховным Главнокомандующим сербской армии. Командовал он не сидя в тылу, как положено королям, а на фронте, среди солдат, которых он любил, и они отвечали ему тем же. За мужество, проявленное в борьбе с общим врагом, император Николай II наградил короля Александра орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степени.

В Первой мировой войне Германия и её союзники потерпели поражение. Австро-Венгрия распалась на ряд самостоятельных государств. В результате образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев, провозглашённое 1 декабря 1918 года в Белграде, а 17 июля 1921 года, после кончины отца, Александр становится королём.

Он никогда не забывал, кому маленькая Сербия обязана своим существованием и то, что в 1914 году Россия первой пришла на помощь его народу. «Юго­славия обязана русскому Царю за то, что я смог её основать, — говорил он, — и за то, что в России я всегда себя чувствовал как дома, и за прекрасное военное обучение, и за сердечное отношение к себе».

Октябрьскую революцию и исход многих достойных людей из России в эмиграцию король Александр воспринял как личную трагедию. Благодаря его усилиям до 70 тысяч русских беженцев не только получили приют в королевстве, но и были приравнены в правах к югославским гражданам, что сделало Сербию одним из крупнейших центров русской эмиграции. Король всемерно покровительствовал православию в своей стране.

По словам Владимира Маевского, историка русской эмиграции и современника этих событий, «русские въехали тогда в сербскую землю, не стесняемые никакими квотами, визами, ограничениями, паспортами и пр. Братская страна впускала к себе русских, не стесняя их формальностями, которые существовали при въезде в европейские и американские государства. Это следует запомнить и помнить с благодарностью...».

В 1914 году писатель Леонид Андреев выразил отношение сербов к русским так: «И вот ещё что не забудьте, думая о сербах: в Сербии нас любят, искренней и почти нежной любовью... Последний ковёр они постелют под ваши русские ноги, отнимут от своих голодных уст последний кусок хлеба — и с божественной сердечностью бедняка угостят вас, драгоценнейшего гостя из милой России. Молясь Богу, кого они упоминают в молитве прежде своих детей? Россию».

В отличие от других союзников по Первой мировой войне, отвернувшихся от русских беженцев, вынужденных покинуть свою Родину, доведённая практически до нищеты Сербия предоставила им приют.

Как отмечал писатель И.С. Шмелёв, на фоне всей Европы выделялась «одна страна — не из великих держав! — одна христианская страна, малая Сербия», которая приняла русских изгнанников как православных братьев-славян и «явила высокий пример чести, братства, совести, благородства, исторической памяти и провидения грядущего».

Это было время небывалого сотрудничества сербов и русских. В Королевстве действовали русские учебные заведения, издательства, театры, библиотеки, была создана система полного школьного и специального образования, русско-сербская мужская гимназия, кадетские корпуса и девические институты.

Издавалось более двухсот русских газет и журналов, выходили замечательные сборники прозы и поэзии. Белградские опера и балет практически целиком состояли из русских артистов. В развитие югославского драматического театра и кино русские актёры и режиссёры также внесли свой вклад. На многих факультетах высших учебных заведений русские составляли треть, а порой и более половины преподавательского состава. Среди русских учёных были и известные имена. 15% русских эмигрантов имели высшее образование, 60 % — среднее. На Балканах же половина населения была неграмотна. Так русские стали своеобразным «мотором» культурной и экономической жизни в Сербии. Красивейшие здания Белграда проектировали русские архитекторы, и сегодня этот город выглядел бы совсем по-другому, если бы не русские инженеры и строители. Все известные крупные здания в Белграде между двумя мировыми войнами были построены русскими.

Всюду российская эмиграция создавала свои очаги культуры, но равных тому, что появился в Белграде на улице Королевы Натальи, не было ни в какой другой стране.

В 1928 году по почину Комитета русской культуры под руководством академика А. Белича русские начали собирать средства на свой Дом, но беженский бюджет был слишком скудным. Лишь благодаря помощи и покровительству короля Александра в 1931 году началось его строительство, и менее чем за два года было возведено величественное здание в стиле русского ампира, что, по общему мнению, «граничило с чудом». Дом получил имя императора Николая II.

Накануне открытия Русского дома в апреле 1933 года король Александр говорил: «Вы должны сохранить за русскими русскую душу. Смотрите, они приехали со своими семьями. Каждая семья — это народ в миниатюре, это праначало каждого народа. Поверьте, русские найдут в своих четырёх стенах свою Родину, если семья будет дышать русской атмосферой. Русская школа — начальная и средняя — должна навсегда закрепить за ними русскую национальность, без которой их семья — оторванный листок от могучего дерева. И это не всё, и этого мало. Русский человек не может жить без удовлетворения своих духовных потребностей. Помните это всегда. Приютить, накормить, вылечить — хорошо, необходимо и очень полезно. Но если в то же время вы не дадите русскому человеку отвести душу на лекциях, концертах, выставках, а в особенности в своём театре, в своей опере — вы ничего для него не сделали... Помните всегда, что есть в мире народ, который пожертвует хлебом для духовных благ, которому искусство, наука, театр — также кусок хлеба. Это — наши русские».

Под сводами Русского дома разместились Державная (государственная) комиссия, ведавшая делами эмиграции, начальные школы, мужская и женская гимназии, русский научный институт. Там же были русская публичная библиотека и русская издательская комиссия, театральные труппы, музыкальная и художественная студии, Музей памяти императора Николая II и Музей русской конницы, военно-научные курсы, общество «Русский Сокол в Белграде». Нашлось место и для домовой церкви.

После трагической гибели короля в 1934 г. вход в Русский дом украсили две мраморные доски: одна с надписью «Императору Николаю II — защитнику Сербии», другая — «Королю Александру I — защитнику русских».

Бурная творческая и чрезвычайно интересная жизнь Русского дома продолжалась до самой оккупации Белграда гитлеровской Германией в 1941 году.

После Второй мировой войны Русский дом был передан Советскому Союзу и стал называться «Домом советской культуры». Он немало сделал для дальнейшего сближения наших братских народов, стал своего рода витриной достижений Советского Союза. Об истории самого дома в те годы публично не вспоминали.

С наступлением постсоветской эпохи вернулось его первоначальное название — Русский дом. Сейчас это Российский центр науки и культуры в Республике Сербия.

Вся жизнь короля Александра была наполнена государственным строительством и созиданием. Политическим идеалом короля была абсолютная монархия. Ему удалось создать и возглавлять в течение 20 лет молодое славянское государство, сделать его подлинным Отечеством для своих подданных.

Во внутренней политике королю с самого начала пришлось столкнуться со многими трудностями. Непосредственно после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев стало очевидно, что объединение осуществлено слишком рано, так как хорваты с самого начала стали проводить оппозиционную политику. Таким образом, сразу же возник так называемый хорватский вопрос. Этот раздор в большой мере тормозил прогресс государства во всех направлениях. Атмо­сфера становилась всё тяжелее и драматичнее. Дело дошло до выстрелов в Народном парламенте и убийства предводителя Хорватской крестьянской партии. В итоге представители хорватов вышли из Народного парламента. В такой обстановке 6 января 1929 года король Александр распустил парламент, приостановил действие Устава и провозгласил личный режим.

«Когда стране угрожало разделение — именно он принял на себя всю тяжесть единоличных обязанностей»8 — так сказал об этом Н.К. Рерих.

Король Александр обратился к своему народу с воззванием: «Пришёл час, когда больше не должно быть никаких посредников между народом и Королём... Парламентские институты, которыми как политическим инструментом пользовался мой блаженно почивший отец, остаются и моим идеалом... Но слепые политические страсти настолько злоупотребляли парламентской системой, что она стала препятствием всякой полезной национальной деятельности. Согласие и даже обычные отношения между партиями и отдельными людьми стали совершенно невозможными. Вместо развития и воплощения идеи народного единства парламентские вожди начали провоцировать столкновения и народную разобщённость... Мой святой долг любой ценой сохранить народное единство государства... Этот идеал должен стать самым важным законом не только для меня, но и для каждого человека... Мы должны искать новые методы работы и прокладывать новые пути».

Вероятнее всего, королю Александру с его решительностью и любовью к стране удалось бы это осуществить, если бы не преждевременная смерть.

Во внешней политике король ориентировался на Францию. Как политический деятель, он показал бесспорную одарённость, блестящее понимание международных проблем и непреклонное стремление сохранить мир во всём мире. Уже в 1921 г. вместе с президентом Чехословакии Т. Масариком и румынским королём Фердинандом он создаёт Малую Антанту для противодействия Австрии.

В 1924 г. в целях консолидации отношений с Италией он подписал пакт дружбы и сотрудничества, известный под названием Римского. Добрые отношения с Францией были закреплены подписанием Пакта дружбы, который имел характер союза (1927 г.). 3 октября 1929 года Королевство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в Королевство Югославия.

Н.К. Рерих в письме к королю писал: «Поистине редко в истории человечества развёртывалась столь блестящая страница, какую являют сейчас народы ЮгоСлавии. И Вы, Государь, подобно древним вождям, подобно Императорам, приняв на себя бремя правления, ведёте прекрасную страну Вашу к строительству культуры.

Будущая Россия и славная ЮгоСлавия не только во всемирном Союзе, но в нерушимом Духе всегда пойдут по пути мужественного подвига народного преуспеяния»9.

Александр I запретил деятельность любых политических партий, базирующихся на этнических, религиозных или региональных принципах, и впервые в Европе установил православную королевскую диктатуру, просуществовавшую пять с небольшим лет (1929 – 1934). Он ревностно относился к суверенитету своего государства и проводил мудрую внутреннюю и внешнюю политику, за что был назван «Объединителем».

Король говорил: «У меня Королевство сербов, хорватов и словенцев, а русские — четвёртые славяне». За границей он пользовался также большим уважением, как надёжный друг, верный союзник и способный государственный деятель.

Мирослав Спалайкович, бывший посланником Королевства Сербии в царском Петрограде, а после Первой мировой войны в Париже, так заканчивает одну из своих статей о короле: «И как человек король Александр возвышается высоко над остальными и очаровывает всех. О нём один очень высокопоставленный иностранец сказал недавно в моём присутствии:

— Жаль, что он король! Будь он простым человеком, я бы хотел, чтобы он был моим другом до смерти, настолько он полон чувства, внимания и сердечности».

Н.К. Рерих дал очень высокую оценку деятельности короля Александра: «Народ его должен был справедливо гордиться именем Монарха, Воина и Строителя, и Покровителя знания и художества. Среди всех трудов своих Король всячески заботился о народном просвещении»10.

В 1934 году Александр I отправился во Францию для заключения договора о союзе. Его визит имел целью создание коалиции Франции, Италии и Югославии против Германии и Польши, но 9 октября 1934 года в Марселе он был убит вместе с министром иностранных дел Франции Луи Барту.

Это злодейское убийство на территории Франции, которую он считал своей союзницей, было, как выяснило следствие, тщательно подготовлено и осуществлено не убийцей-одиночкой, а усилиями многих участников масштабного заговора, нити которого вели в Рим, Берлин и Лондон. Данная операция известна под названием «Тевтонский меч», причём это убийство имело огромное значение в планах зачинщиков новой мировой войны. Известно, что и король Александр, и Луи Барту были непримиримыми врагами милитаристской Германии. «Храните Югославию...» — таковы были последние слова умирающего в расцвете сил 45-летнего монарха.

Союзная Республика Югославия прекратила своё существование в 2003 году, и Белград стал столицей Сербии.

Елена Ивановна Рерих во многих письмах с болью писала о злодейском убийстве короля: «Тяжко, очень тяжко было читать строки, повествующие о совершённом преступлении. Вечная память светлому герою и мученику! Горе славян — наше горе! Тяжка утрата эта и для Франции. Ведь она теряет вернейшего и лучшего союзника! Можно ожидать тяжких последствий этого страшного злодеяния. Беспокоюсь очень за наших друзей в Югославии. Со смертью своего Покровителя и лучшего Друга многим будет очень тяжко. Яма со всеми своими отбросами разверзнется перед ними, и обезьяньи повадки усилятся во всей стране. Тяжкие времена предстоят Балканам»11.

«Глубока скорбь об утрате великого Монарха нашим братским народом и Покровителя и лучшего Друга всех истинно русских. Память его навсегда останется запечатлённой в наших сердцах. Он был другом Николая Константиновича и наших Учреждений»12.

Находясь в Харбине, 12 октября 1934 года Н.К. Рерих пишет: «Беда случилась в славянстве: Герой славянства ушёл. Но звучит его постоянный светлый завет, что без одной славянской страны не будет и другая. Молодёжь будет помнить, как свято покойный Король хранил заветы славянства, как он почитал знание и красоту и как он строил в великом труде. (...) Тёмная рука злодея нарушила славный путь Строителя. Злая воля ещё раз вторгнулась в дела Света. Каждый героический облик напоминает людям о том, что среди обыденной жизни нашей возможны славные дела. Думаю о прекрасном жизненном подвиге Короля Александра, пусть ещё раз помыслим все мы о единении, о том взаимном доверии и сотрудничестве, которое позволит нам охранить истинные духовные ценности. (...) Благословенны светлые герои!»13

Нам известно, что это было время, когда шла интенсивная заключительная работа по подготовке к подписанию документа, вошедшего в историю как Пакт Рериха. Он был поддержан многими выдающимися государственными и общественными деятелями, одним из которых был и король Александр. «Юго­славия должна была присоединиться к ратификации Пакта, для чего Король Александр назначил аудиенцию Г.Г. Шкляверу на следующий день своего приезда в Париж. Но тёмная рука пресекла эту прекрасную героическую жизнь»14.

Николай Константинович пишет: «Королевская Академия Искусств и Наук в Югославии избрала меня своим почётным членом и пригласила устроить экспедицию для изучения исторических мест Юго­славии. Письмо президента Академии Мануйловича сообщает о внимании короля Александра к нашим учреждениям и о высокой оценке королём Александром моего искусства»15.

«Истинный друг пакта Король Александр погиб»16.

Гибель короля Александра глубоко потрясла и российскую эмиграцию. Многие находили явные параллели между трагическими судьбами короля Александра и его названного отца — российского императора Николая II. Именно тогда у владыки Нестора родилась мысль о необходимости совместного почитания Венценосных мучеников и строительства часовни-памятника в Харбине.

Одним из первых эту идею поддержал Н.К. Рерих, ставший автором первого проекта часовни. Искусствовед Е.П. Маточкин отмечал: «Несмотря на небольшие размеры, часовня производит впечатление монументального сооружения. В основу его положен тот же любимый им тип псковского храма с геометрически чётким объёмом и мощной главой»17.

Однако проект не был осуществлён в связи с начавшейся в Харбине травлей Н.К. Рериха, и его разработка была поручена епархиальному архитектору М.М. Осколкову.

Строительство часовни велось небывало высокими темпами. Помощь оказывали меценаты, проживавшие в различных частях света, но основными жертвователями были тысячи безымянных простых русских людей из разных стран. Возведение в г. Харбине часовни-памятника императору Николаю II и королю Югославии Александру I было завершено в 1936 году.

Король Александр I Объединитель похоронен в Белграде в храме Св. Георгия на Опленце. Его могила стала местом паломничества горячо любивших его подданных.

Во Франции находятся два памятника королю: в Марселе на месте гибели и в Париже.

В статье «Светлой памяти Короля Александра» Н.К. Рерих пишет: «Не только для своего народа он будет самым светлым, незатемнённым воспоминанием. И в былинах, и в звучных песнях сохранится память о Герое-Рыцаре. Не менее нестираемо будет жить имя Короля Александра и в сердцах русских. Память о нём будет новым крепким залогом славянского единения»18.

А в очерке «Югославия» он утверждает: «Поистине, какие бы горы и моря ни сложились между славянскими сердцами, но в глубине сердец этих всё же будет гореть обоюдное братское стремление. (...) Через многие тяжкие затруднения протекала история славянства. Но не являются ли эти трудности именно пробными камнями для закалки клинка вечного духа?»19

600-летняя дружба между нашими народами выдержала испытания и не прерывалась никогда, и хочется верить — ничто не омрачит эти отношения в будущем.

«Миссия славянских народов состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных страстей, восстановить на новой основе — на любви, доверии и мудрости» — так говорил Эдгар Кейси.


Литература

Архиепископ Нестор. Часовня-памятник Венценосных мучеников в г. Харбине // Русская Атлантида. Челябинск, 2004. № 12. С. 19 – 37.

Бондарев Н. Россия и русские в Сербии // http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/07/20

Бондарева Е. Православный сербский король // http://www.pravoslavie.ru/smi/37819.htm

Выставка, посвящённая 80-летию создания Русского дома в Белграде // http://www.bfrz.ru

Иванов А. Серб с открытой русской душою. К годовщине // Архипелаг Святая Русь // http://rys-arhipelag.ucoz.ru

Мангазеев И. Памяти Сербского Короля // Вече Твери. 2009. 20 окт. С. 5.

Ответ Министра Двора Его Величества Короля. 1 июля 1930 г. // Arhiv Jugoslavije. Beograd.

Павловская Е. О Сербии с любовью // http://www.srpska.ru/article.php?nid=6557

Петкович Д. Король-Витязь Александр I Объединитель // http://xxl3.ru/kadeti/aleksandr.htm

Рерих Н.К. Письмо Королю Александру. 5 июня 1930 г., Париж // Arhiv Jugoslavije. Beograd.

Русские в Сербии (1920 – 1945) // http//serbija:info/stati/russkaja_serbija

«Храните Югославию...» // http://news.nswap.info

Эдгар Кейси о будущем России и мира // Земля – Хроники Жизни. 6 апр. 2012 г. // http://earth-chronicles.ru/news/2012-04-06-20403


1 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 366 (27.04.1932).

2 Архив Югославии. Белград (Arhiv Jugoslavije. Beograd), ф. 74, ф. 73, ед. оп. 102, л. 187 – 189.

3 Там же, л. 191.

4 Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 637 (1.05.1946).

5 См.: Послесловие научного редактора к статье Г. Станишич-Ристович «Axis Mundi в символических пейзажах Николая Константиновича Рериха (по поводу семи картин из Национального музея в Белграде)» // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Сборник. Т. IX: Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях мира. СПб., 2012. С. 343 – 345.

6 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 366. Примеч. 3.

7 Рерих Н.К. Югославия // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 575.

8 Рерих Н.К. Светлой памяти Короля Александра // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 266.

9 Архив Югославии. Белград (Arhiv Jugoslavije. Beograd), ф. 74, ф. 73, ед. оп. 102, л. 188.

10 Рерих Н.К. Светлой памяти Короля Александра. С. 266.

11 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 458 (24.10.1934).

12 Там же. С. 448 (19.10.1934).

13 Рерих Н.К. Светлой памяти Короля Александра. С. 267 – 268.

14 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 485 (15.11.1934).

15 Рерих Н.К. Созидательная работа // Держава Света. Священный Дозор. С. 89.

16 Рерих Н.К. Духовные сокровища // Там же. С. 263.

17 Маточкин Е.П. Николай Рерих: Мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара, 2005. С. 185 – 186.

18 Рерих Н.К. Светлой памяти Короля Александра. С. 267.

19 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. С. 575.


Автор статьи и сотрудники Сибирского Рериховского Общества сердечно благодарят госпожу Наталию Милошевич, помощника директора Российского центра науки и культуры в Белграде (Сербия), и господина Миладина Милошевича, директора Архива Югославии, за присланные по нашему запросу копии архивных материалов, хранящихся в архиве Югославии.
Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества