Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934 |
Ещё в 1939 году в книге «Надземное» было сказано: «...Пора людям познать чёткие отпечатки их излучений. Лишь первичные опыты были произведены при изучении излучений, и такие начальные нахождения уже привлекли пытливые умы. Теперь, когда все аппараты утончились и усилились, учёные должны немедленно приступить к дальнейшим опытам. Значение изучения излучений громадно. Новая Эра нуждается в подтверждении тонких энергий»1.
Как мы уже знаем из книг Учения Живой Этики, невидимая обычному глазу тонкая энергетическая оболочка, называемая аурой, излучается всеми предметами и всеми живыми существами. У вторых она значительно сложнее по структуре и образует единый с их физическим телом организм. Аура человека представляет собой чрезвычайно сложное явление и содержит всю информацию — о его личности, образе жизни, мыслях и чувствах, а также умственном, физическом и психическом здоровье. Излучения человека и его личность в целом тесно связаны с его мышлением, причём настолько, что иногда говорят: если хочешь узнать, о чём думал вчера, — посмотри, каков ты сегодня; если хочешь узнать, каким будешь завтра, — обрати внимание на мысли текущего дня.
Мы знаем древние изображения ауры, относящиеся к тем временам, когда ещё не были в забвении великие знания. Ауру изобразил на некоторых своих картинах Николай Константинович Рерих.
Почти семь десятилетий минуло со времени появления решительного призыва Учителей к учёным планеты, побуждающего их к незамедлительному и полномасштабному научному исследованию излучений тонкого порядка. Сама жизнь год от года всё настойчивее и требовательнее понуждает нас откликнуться на этот призыв. В начале третьего тысячелетия мы наконец понимаем, что откладывать его исполнения мы уже не можем. Изучения указанных излучений требует, например, дальнейшее развитие медицины, которая по отдельным своим направлениям безнадёжно зашла в тупик. Без познания чётких отпечатков человеческих излучений не удастся внятно объяснить истоки и причины страшных и загадочных эпидемий как прошлого, так и настоящего времени. Новые и новые неизвестные прежде массовые заболевания терзают человечество.
Совершенно понятно, что впереди человеческое сообщество ждут и другие столь же неприятные сюрпризы. Как указано в книгах Учения Живой Этики, люди только через изучение излучений человека или, иначе говоря, его ауры поймут, что причину эпидемий надо искать не где-то в отдалении, но непосредственно около себя, в своих человеческих качествах. Будет установлено, что излучения человека, однажды возникнув, уже не исчезают, но напитывают собою пространство, окружающее их породителя. Научным путём будет убедительно показано, насколько положительные человеческие качества благотворны для мира, а излучения человеческой злобы опасны, вредны и крайне разрушительны. Есть много и других оснований необходимости постижения теми же медиками явления ауры. Не надо, думаю, доказывать, сколь необходимо знать врачу — для своевременной постановки точного медицинского диагноза — детальную картину излучений пациента.
Важно здоровье не только отдельного человека, но и народа, нации, государства, человечества в целом. И этому могут помочь снимки излучений ауры человека.
«...Снимки излучений ауры позволят освободиться от словоблудов, воров, тунеядцев и всех прикрывающихся бумажными щитами. Пригодность каждого, какое бы место он ни занимал, будет определяться излучениями его собственной ауры»2.
Здоровое общество всегда будет заинтересовано в наилучшем научном знании человеческих излучений. Мы, к сожалению, очень хорошо знаем, чего может стоить ошибка в назначении человека на должность или пост, определяющих жизнь многих и многих людей. Многое в жизни изменит применение снимков ауры — этих, можно сказать, космических паспортов людей, — документов, которые подделать невозможно. Деление людей пойдёт по светотени. Внешняя, лживая хорошесть и добродетельность значения уже не будут иметь.
Космический паспорт ясно покажет, что если, несмотря на кажущиеся недостатки, светлые излучения в ауре человека преобладают, то перед нами сотрудник Света, а если преобладают тёмные излучения, то это — служитель тьмы, сознательный или бессознательный. И никто уже не займёт места, ему не принадлежащего. Это право будет даваться качеством и степенью светимости ауры. Снимки ауры позволят безошибочно разобраться, какое место в социуме, построенном на принципах Общего Блага, будет занимать каждый конкретный работник. И действительно, разве можно допускать в школы учителей, ауры которых запятнаны язвами злобы или раздражения? Таких людей даже близко нельзя подпускать к детям. Поистине, произойдёт революция в оценке пригодности человека для той или иной роли в обществе. И тогда враг Света окажется таковым, как бы он себя ни называл. Но, конечно, много борьбы придётся выдержать, прежде чем новый принцип паспортизации будет введён в жизнь.
Через двадцать лет после памятного призыва Учителей к неотложному изучению чётких излучений человека ученик Рерихов Борис Николаевич Абрамов получает и записывает новые провидческие указания о самом ближайшем углублении науки в область невидимого глазу: «Будут сделаны снимки невидимых излучений магнита, металлов, растений, животных и человека»3.
Борис Николаевич записывает, что, отталкиваясь от признанного наукой знания о мозге как о «биохимической электробатарее», учёные вынуждены будут признать возможность мозговых излучений, а затем научатся фотографировать их на особо чувствительные плёнки. Они наконец воочию увидят сияние, распространяемое вокруг головы человека, напряжённо работающего мозгом. «Затем будет запечатлена на экране и мысль. В школах будущего будут учиться мыслить чётко и ясно, проверяя отчётливость и точность мысленных форм на особых экранах, тут же в классах, на глазах у всех»4.
Таково одно из многих чудес, которые готовит наука для человечества. На аппаратах, будем надеяться уже в недалёком будущем, можно будет видеть явление мысли и тех образов и форм, которые может она принимать.
Из Записей Б.Н.Абрамова мы узнаём и о важных мировоззренческих изменениях в обществе, которые повлекут за собой достижения научной мысли в области изучения тонких явлений: «Доказав реальное существование мысли, наука пойдёт дальше и установит путём электронного фотоаппарата наличие и существование тонкого тела и возможность пребывания в нём человеческого сознания после оставления им своего тела физического как при жизни в нём, так и после так называемой смерти. Граница между видимым и невидимым миром, которая частично уже перейдена наукой, будет стёрта совсем. Произойдёт объединение двух миров. Явления духовного порядка, которые столь же материальны, как и явления физические, но на высшей шкале, вольются в орбиту материального мира и утратят свою нематериальность и потусторонность. Всё станет по эту сторону жизни, и воистину будет попрана смерть. Эта важная задача выпала на долю науки, ибо религия в решении этих вопросов не преуспела»5.
Записи эти приоткрывают нам отрезок того беспредельного пути, по которому будет двигаться наука, расширяя наши представления о материи и материальных явлениях. Благодаря этим Записям нам становится понятна исключительная важность познания наукой чётких отпечатков человеческих излучений.
Рассмотрим в небольшом историческом экскурсе примеры того, как люди, прозревая интуицией особую важность превращения незримого в зримое, устремлялись обнаружить и запечатлеть отпечатки излучений.
Упоминания об излучениях ауры мы можем найти уже в трудах греков-пифагорейцев, созданных ими два с половиной тысячелетия тому назад. Кстати, и сам термин «аура», как утверждают учёные-этимологи, происходит от греческого слова «авра» — бриз, дуновение. Но есть многочисленные свидетельства, что древние люди ещё раньше пифагорейцев знали об ауре и умели даже запечатлевать её на тончайших пластинках из некоторых металлов.
В средние века об ауре писал известный швейцарский философ и врач Парацельс (1493 – 1541). «Изучая медицину и теософию, он пришёл к выводу, что существует некая жизненная сила, «внутренние и внешние эманации которой подобны светящейся сфере». Своё открытие Парацельс пытался применять на практике, используя магнетическое влияние этой силы при лечении пациентов». В XVII веке интересовался явлением ауры великий английский физик и математик Исаак Ньютон (1643 – 1727), он даже выдвинул концепцию силового поля, или силовых волн, окружающих тела живых существ.
Но период пристального и широкого интереса к явлению ауры начался только с середины XIX века. В «Гранях Агни Йоги» упоминается немецкий естествоиспытатель, промышленник-металлург, открыватель креозота и парафина барон Карл фон Рейхенбах (1788 – 1869): «Ещё Рейхенбах... в прошлом столетии пытался фотографировать в темноте излучения живых растений, но реальных практических последствий работа его не дала»6.
Учёный практиковал обострение зрения продолжительным пребыванием в темноте, после чего исследователю удавалось увидеть явления, которые обычно совершенно ускользают от человеческого зрения: например, светящиеся излучения, идущие от магнита. Карл Рейхенбах выпустил серию очерков под общим названием «Од и магнетизм». Под словом «од» он подразумевал вселенскую энергию, на излучение которой способны «настраиваться» особо чувствительные люди, в частности медиумы. В 1844 году Рейхенбах провёл серию опытов вместе с одарённым сенситивом Анжеликой Штурман. Эти поразительные опыты учёного буквально потрясли Европу.
В России, также в середине XIX столетия, известный по тем временам белорусский учёный Яков Оттонович Наркевич-Йодко (1847 – 1905), поверив крестьянину, который видел разноцветные света вокруг людей глазами, не вооружёнными приборами, изобрёл очень простое электрическое устройство, позволившее запечатлеть это свечение на фотопластинках. Снимки эти публиковались в научных журналах, русских и зарубежных. Учёный так объяснял явление: «В роли рисовальщика здесь выступает само электричество, которое заставляет наимельчайшие атомы вещества распространяться в определённом порядке». 1882 год стал для Наркевича годом признания его открытия. Свой способ фотографирования он назвал электрографией.
«О Якове Оттоновиче писали как об учёном, опередившем своё время. Он получил около тысячи отпечатков растекания тока с самых различных предметов и живых организмов. Ему удалось найти практическое применение своему открытию. Проводя многочисленные эксперименты, он заметил разницу в электрографической картине одинаковых участков тела людей больных и здоровых, утомлённых и возбуждённых, спящих и бодрствующих. Наркевич предсказал возможность использования метода для определения психологической совместимости людей»7.
Следующая волна интереса к тонким излучениям пришлась на конец XIX — начало XX века, когда серьёзные представители позитивной науки, занимавшейся до этого исследованием работы сознания исключительно в связи с физическим мозгом, заинтересовались, наконец, и «надфизиологическим» процессом мысли, то есть расширили поле своих наблюдений на так называемый невидимый мир. Вот имена некоторых учёных, оставивших заметный след в истории изучения излучений человека. Это француз И.Барадюк, английский врач У.Кильнер и французский учёный Ф.Буттерзак, — о них не раз писала
в своих письмах Елена Ивановна Рерих. В этот ряд можно поставить и учёного Джозефа Гукера (1817 – 1911), пытавшегося в Лондоне обнаружить с помощью особого чувствительного экрана цветовые проявления человеческой ауры; и русского доктора Котика; и француза майора Дорже, занимавшегося фотографированием мыслей на фотопластинки.
Парижский учёный доктор Ипполит Барадюк долгое время работал над фиксированием невидимых глазу предметов на фотографических пластинках. Ему в определённой мере удалось подтвердить наблюдения ясновидящих: на светочувствительных пластинках появлялись изображения предметов, подобных тем, что описывали ясновидящие. Барадюк пробовал запечатлеть на фотографических пластинках и мыслеобразы; он усиленно и сосредоточенно думал об определённом предмете и созданный мыслеобраз закреплял на фотопластинке. По-настоящему драматическими являются две фотографии, сделанные Барадюком в 1907 году, когда через шесть месяцев после трагической смерти сына умирает и его жена. Он проводит фотосъёмку у смертного одра умирающей жены. В последние моменты перед наступлением физической смерти женщина делает три лёгких выдоха, и Барадюк запечатлевает этот момент. На снимке видны три сияющих шара, висящих над её телом. На второй фотографии шары, которые, по мнению Барадюка, были душой его жены, смотрелись уже как одно целое. Поразительный поступок учёного был вызван его желанием послужить человечеству.
Английский врач Уолтер Кильнер (1847 – 1920) для наблюдения излучений человека создал в 1908 году специальный аппарат со стеклянными фильтрами, в которых использовались растворы голубого красителя дицианина и карминных красок, а также разработал методику для аппарата, с помощью которого увидеть ауру мог любой человек. Исследования учёного описаны в его труде, вышедшем в 1921 году под названием «Человеческая Атмосфера или Аура, наблюдаемая при применении химических фильтров». Е.И.Рерих в своих письмах неоднократно в позитивном ключе упоминает и самого учёного, и его метод, и его книгу. Например, в письме А.М.Асееву она пишет: «Г-ну Кильнеру удалось при помощи определённого химического состава, накладываемого на стекло, через которое он смотрит на исследуемого субъекта, уловить ауру»8. По поводу упомянутого труда, посвящённого опытам наблюдения ауры, Е.И.Рерих пишет: «Ведь так мало написано об этом важнейшем факторе всего нашего благосостояния и существования»9. Однако метод д-ра Кильнера оказался небезопасен для зрения экспериментаторов, и Елена Ивановна предупреждает о том, что метод «отражается на зрении, потому нужно очень осторожно приучать к этому глаза»10.
Доктор Кильнер не избежал участи большинства исследователей психических явлений — коллеги-медики, ознакомившись с данными его исследований, посчитали их шуткой и зло высмеяли его как несерьёзного человека. В 1912 году «Британский медицинский журнал» сравнил результаты его экспериментов с «воображаемым кинжалом Макбета». Невзирая на нападки коллег, Кильнер до конца жизни верил, что любой врач сможет использовать его устройство для диагностики болезненных участков на теле человека. В медицинской научной практике до сих пор употребляется термин Кильнера «аура здоровья».
Метод учёного продолжил и развил Оскар Бэгнелл, опубликовавший в 1937 году научный труд «Природа и свойства человеческой ауры». Бэгнелл модернизировал фильтр Кильнера так, что стало возможным использовать его как солнцезащитные очки. Такого рода приспособления имеются в продаже и по сей день.
Кроме упомянутых исследователей,такие учёные, как Александр Бутлеров (1828–1886), Уильям Крукс (1832–1919), Оливер Лодж, Фредерик Майерс, Пьер Кюри (1859–1906) и Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) и многие другие, рискуя своей научной репутацией, стали проводить исследования, призванные не столько зафиксировать именно ауру, сколько доказать саму реальность существования психических феноменов как явлений окружающего нас мира. В 1882 году в Лондоне с этой целью было основано Британское общество психических исследований.
Что же именно исследовали эти учёные? Уильям Крукс, например, работал с медиумами, которые были способны демонстрировать явления материализации. Одновременно производилась фотосъёмка. Чтобы получить стереоскопическое изображение фантома, съёмку вели двумя фотоаппаратами синхронно. До настоящего времени сохранилось 44 фотографии, полученные Круксом. Аналогичные опыты проводил и французский исследователь Г.Дюрвилль.
Возможность газоразрядной визуализации ауры живых организмов показали демонстрационные опыты сербского изобретателя Николы Теслы (1856 – 1943) в 1891 – 1900 годах. Н.Тесла на самом себе проводил опытыпо воздействию электричества на человека. Посетители Всемирной выставки 1893 года в Чикаго с изумлением могли видеть, как в голых руках улыбающегося учёного ярко горели электролампы. Зрителям сообщалось, что Тесла пропускал через себя электрический ток напряжением в два миллиона вольт. Секрет неуязвимости учёного заключался в том, что переменный электрический ток, проводимый через его тело, имел очень высокую частоту колебаний — свыше 100 килогерц. Такой ток, как известно из физики, проходит только по наружным кожным покровам, не затрагивая жизненно важные внутренние органы. Во времена Теслы демонстрация горящих в руках ламп казалась чудом. Для нас же опыт интересен тем, что во время его проведения тело экспериментатора светилось в темноте и казалось охваченным языками голубоватого пламени. Такую наэлектризованность Тесла считал особым флюидным состоянием эфира — некоей невидимой субстанции, заполняющей весь мир и передающей колебания со скоростью, во много раз превосходящей скорость света. Каждая точка пространства, как полагал Тесла, насыщена неистощимой флюидической энергией, которую нужно лишь суметь извлечь. В ходе своих опытов Тесла получал обычной фотосъёмкой фотографии предметов и тел в токах высокой частоты.
Электрографические снимки подобного рода также делали знакомые с трудами предшественников Битнер, Погорельский, чешский физик Навратил, американец Нифер, немец Цапек. Ими фиксировались неизвестные прежде науке виды излучений. В 1939 году чешские учёные Прэт и Шлеммер повторили работы Цапека и Нифера и высказали предположение об ионной природе излучения, не исключая, однако, неизвестного вида радиации, которая может сопровождать разрядный процесс.
1 Надземное. 858.
2 Грани Агни Йоги. IV. 166.
3 Грани Агни Йоги. I. 2.01.1960.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же. 6.11.1960.
7 Кальжанова Г.И. Учение Живой Этики о радуге человеческого излучения // Мир Огненный. № 3(14), 1997. С. 37.
8 Рерих Е.И. Письма. II. М., 2000. С. 243.
9 Там же.
10 Там же. С. 254.