|
Истинное духовное достижение есть чувствознание, и оно, прежде всего, выражается в способности вмещать и объединяться в сотрудничестве. Рерих Е.И. Письмо от 01.01.1934 |
Каждое великое явление имеет своего предтечу.
Жизнь и деяния Святого Франциска описаны детально и во многих подробностях. Среди этих описаний сохранилось несколько историй о том, как он вёл беседы со зверями и птицами. Один из таких сюжетов и положил Святослав Рерих в основу картины «Святой Франциск Ассизский». В час предрассветный, когда над миром ещё кружат тени уходящей ночи, Святой Франциск беседует с голубкой о предстоящем ярком дне человечества, когда воспрявший дух служителей великих Муз искусства начнёт творить то, что до сих пор людей зовёт и вдохновляет на подвиг во имя жизни, мира и добра. Дальний план картины — фон, на котором изображён Франциск, — таит в себе глубокую драму жизни Италии тех времён.
Святослав Рерих никогда не оставлял своих размышлений о далёких временах, предшествовавших эпохе Возрождения. Он не раз утверждал: «Я люблю жизнь», — и мы ощущаем, как от картины, посвящённой Святому Франциску, исходит само дыхание жизни — начало возрождения Света среди тьмы Средневековья.
Обратимся к источникам, в которых зарекордированы первые лучи восхода новой эры искусства. Один из них — «Жизнеописания наиболее замечательных живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, итальянского архитектора, художника, писателя XVI века.
Вазари исходил из того, что все творения искусства появляются по воле Божьей и сами творцы наделяются талантами с Божьего соизволения. Приведём его высказывание о великолепном Леонардо да Винчи: «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путём, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретённое человеческим искусством»1.
Вазари дал яркое описание состояния искусства живописи в Италии в XII–XIII веках, когда оно находилось под влиянием романского, готического и византийского искусства.
Падение Римской империи в 476 году и дальнейшее её рушение в течение нескольких последующих столетий отразилось на Италии в сильнейшем духовном упадке. «И прежде всего, — пишет Вазари, — печальная участь постигла живопись и скульптуру... а именно архитектура, будучи необходимой и полезной для телесного благополучия, продолжала существовать, не обладая, однако, уже совершенством и добротностью»2. «Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры, которые по праву таковыми могли именоваться, но, что ещё существеннее, как бы уничтожены были совершенно и все художники»3. И потому в Италию стали приглашаться художники из Греции, «как лучшие и единственные в своей профессии»4.
Греческие художники принесли с собой так называемый византийский стиль, основанный на античных традициях и христианской духовности. Для этого стиля была характерна глубокая религиозность, и потому главной своей задачей художники считали не отражение земной реальности, а отображение божественного, духовного мира. Основным принципом византийского искусства было строгое следование принятым канонам.
Вазари, живший в XVI веке — в великолепную эпоху, давшую расцвет нового искусства и созвездие блестящих творцов, — смотрел на творения прошлого через призму своего времени; византийская живопись с плоскостными, удлинёнными фигурами, созданными по правилам жёсткого канона, характеризовалась им как упадок в искусстве.
Невозможно определить точные временные границы единого процесса зарождения и развития нового искусства, занявшего столетия и охватившего живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и музыку. И кто может учесть взаимовлияние всех видов искусства, развивавшихся в разных странах Европы? Но определить единый центр, от которого пошёл импульс развития нового искусства, — возможно. Стоит только обратиться к духовным началам, вечно творящим жизнь.
Вернёмся к драме, разыгравшейся на пространстве Италии. Историки отмечают: Италия времён Святого Франциска (XII–XIII вв.) представляла собой несколько враждующих городов-государств, каждый из которых имел своё правительство и армию. Самыми могущественными были Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Феррара, Мантуя, Верона и Венеция. Войны между ними были обычным явлением. На фоне взаимной вражды и стремления к обладанию богатствами соседнего города-государства и разворачивалась миссия Святого Франциска, подготовившая почву для расцвета великой эпохи Возрождения.
Всем своим существом Святой Франциск утверждал основные заповеди Христа о любви к Богу и к ближнему. Он нёс эти заповеди Истины в сердце своём, и огонь его любви и сострадания высвечивал и растворял тени окружающего мрака Средневековья.
Франциск преклонялся перед красотой и величием Мироздания. Его радостное любование окружающим миром и творениями Божьими выливалось в создание множества молитв и гимнов, которые Франциск исполнял в сопровождении народных мелодий или мелодий, созданных им самим. Франциск был подлинным большим поэтом, а его «Гимн Солнцу», написанный не на латыни, а на родном языке, стал первым памятником итальянской литературы. Его поэзией был вдохновлён Данте Алигьери, автор «Божественной комедии».
Николай Рерих писал в статье «Душа народов»: «Пройдём ли мы Италию, из-за высот и твердынь духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичи подымается всё тот же несмываемый, вечно живой и растущий Облик Святого Франциска Ассизского. И никакой народ, никакая толпа не будет разрушать память его, ибо он был выразителем сущности страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном Апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым. Сердце народное в самой удалённой хижине, в самых трудах улыбнётся, сознавая, что сам Святой Франциск предстательствует о нём на судбище всемирном»5.
Возобновив посев добра, любви и знания в сознании народа Италии, Святой Франциск, родившийся в 1182 году, покинул этот мир в 1226-м, оставив большое количество последователей, продолжателей его дела — как среди братьев основанного им монашеского ордена, так и в среде творцов прекрасного. И в скорости начали подниматься первые всходы.
Согласно хроникам, оставленным Джорджо Вазари, «тогда-то, по Воле Божией, и родился в городе Флоренции в 1240 году, дабы возжечь первый свет искусству живописи, Джованни по фамилии Чимабуе... (...) За короткое время [он] намного превзошёл как в рисунке, так и в колорите манеру обучавших его мастеров»6 и создал много достойных произведений живописи. После смерти Чимабуе Данте произнёс:
Джотто ди Бондоне, достойный ученик Чимабуе, продолжил дело возрождения живописи и архитектуры в Италии. Творчество Джотто явило переход от искусства позднего Средневековья к реалистичному и гуманистическому искусству раннего Возрождения. Плоскостные символические фигуры византийского искусства уступили место моделированным, индивидуальным формам в перспективе.
Швейцарский историк Якоб Буркхард назвал период с конца XIII до середины XIV века Проторенессансом, предшествовавшим эпохе Возрождения. Проторенессанс проявился во всех направлениях искусства — в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе.
Каждый из творцов Прекрасного был велик по-своему и внёс достойный вклад в основание эпохи Возрождения, которая продолжилась до второй половины XVI века. Усилия первопроходцев подхватывались и развивались творцами всё новой и новой волны нарождавшихся живописцев, архитекторов, скульпторов, писателей и поэтов, наполнивших земли Италии и других стран Европы. Во множестве созданных ими произведений мы находим прославление деяний Христа, образы Божией Матери, апостолов и христианских святых, написанные с высочайшим мастерством. И произведения эти создаются не только по заказу церкви, но и для светских домов. Во всех направлениях творчества возникают течения нерелигиозного, светского искусства. В частности, в отдельный вид живописи выделяется портрет. Если ранее лица известных людей вписывались в сцены библейских сюжетов, то постепенно стали появляться реалистичные индивидуальные портреты и скульптуры.
Таким образом, Италия становится своеобразной мастерской-лабораторией, в которой идёт процесс рождения нового искусства, охвативший в последующие века многие страны Европы. Мировая сокровищница Культуры пополняется новыми великолепными произведениями. История Земли помнит подобные всплески развития искусств, среди которых — искусство эллинов, пещерные фрески Эллоры и Аджанты, прекрасные творения, созданные при правлении царя Ашоки. Имена творцов стёрлись во времени, а созданные ими произведения до сих пор восхищают мир. Но имена великих Подвижников, вдохновивших художников, сияют в веках.
Н.К. Рерих писал в статье «Любовь непобедимая»: «Перуджино, Джотто, Зурбаран, Коста, Мурильо, Скиавоне, Рибера, Флиппино Липпи, Ганс Фриз, Маргаритоне, Сассетта, Тадео Гадди, Виварини, Моретто да Брешиа, Чимабуэ... Кто же мог собрать и духовно объединить этих разнообразных и даже противоположных Мастеров? Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырём заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования?
Всё тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск, притягательный как для взрослых, так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно Он мог беседовать и обратить волка ко благу. На Его руке птицы чуяли крепкую безопасность.
В чём же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своём высшем духовозношении Он приближался к Вышнему. В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы...»8
Так размышления, вызванные картиной С.Н. Рериха «Святой Франциск Ассизский», подводят нас к тому, что именно духовная энергия, явленная через Франциска, стала предтечей великой эпохи Возрождения — нового эволюционно-исторического витка в истории человечества.
С тех далёких времён и до наших дней люди не перестают восхищаться творениями искусства, созданными мастерами Ренессанса. С полным правом Н.К. Рерих называл произведения подлинного искусства «Цветами человеческого духа».
Перебросим наши мысли и устремления в будущее и перечитаем слова Учения Живой Этики, в которых говорится о значении искусства: «В жизненности заключается Наше строительство. В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика. Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество»9.
«Строительство новых оснований будет заключаться в установлении равновесия и в установлении координации между наукой, искусством и жизнью»10.
«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа.
Через искусство имеете свет»11.
«Россия процветёт искусством»12.
1 Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 2017. С. 456.
2 Там же. С. 68.
3 Там же. С. 75.
4 Там же. С. 73.
5 Рерих Н.К. Душа народов // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 151.
6 Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. С. 75.
7 Там же. С. 78.
8 Рерих Н.К. Любовь непобедимая. К Ассоциации Св. Франциска Общества имени Рериха // Держава Света. М., 1999. С. 196–197.
9 Иерархия. 359.
10 Мир Огненный. III. 93.
11 Листы Сада Мории. Зов. 1.01.1921.
12 Там же. 24.02.1922.