Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление … искренно, то все придет. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ (ДВЕ СНЕЖНЫЕ ВЕРШИНЫ). 1944
«Терпение есть дар неба — так говорили древние. (...) У Нас чтут это качество, около него и терпимость, и вмещение, иначе говоря, открытие Врат. Если нам нечто неблизко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чьё-то сердце? Неужели предпочтём насладиться — но ожесточить сердце близкого? При этом разве не будет прекрасным испытанием зорко наблюсти, что именно открывает сердца ко Благу? (...) Испытание терпением есть одно из высоких испытаний»2. «Терпение есть сознательное, планомерное понимание происходящего»3. «Терпение есть камень Венца. Оно свидетельствует о приближении к Беспредельности»4. «Терпение, терпение, терпение — пусть оно будет не пустым звуком, пусть оно защитит на всех путях»5.
Рядом с терпением стоит и качество терпимости. Достойный облик исключает явление нетерпимости. «Можно сказать, что нетерпимость есть невежество, но такое определение будет слишком мягко. Нетерпимость есть зло. Не может быть доброй нетерпимости»6. О терпимости говорится, что она «есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость. Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? Много примеров, когда великие Истины подвергались искажению вследствие нетерпимости»7. Нам дан канон «Господом твоим», основанный на веротерпимости. Часто требуется терпимость к чужому мнению, чужим вкусам и склонностям. «...Каждая птица имеет свою песню»8, — сказано в книге «Надземное». В стихотворении «Вмещение» говорится на эту тему:
Понятно, что достойный облик вмещает в себе все лучшие качества в той или иной мере. Каждое качество можно развивать, утончать и совершенствовать бесконечно. Главное — начать.
В заключение хотелось бы сказать немного об «одеянии достойном», в которое облекается достойный дух. Это — радость. Она может не выражаться явно, в каких-то внешних действиях, но она горит внутри и озаряет путь жизни. В Живой Этике уделено немало внимания радости, её обоснованию и значению. В настоящее время проявляется особая необходимость в утверждении этого чувства, чтобы достойно пройти период «Великого Мрака перед Восходом».
В Учении настоятельно и неоднократно указывается, что «радость есть особая мудрость», и тем подчёркивается необывательский подход к ней. «Считаю — увёл вас на радость Духа Небесную»11. На радость Высшему Миру, Иерархии Света, Учению, данному Ею. «Будем Учение держать как великую радость бытия!»12 «Должна быть особая радость претворения прочитанного. Каждый человек в течение дня может претворить что-либо из Учения — тогда придёт радость единения»13. Эта радость никогда не кончается и не может иссякнуть. Неотъемлема и радость о будущем, которой, кроме человека, не знают никакие другие существа на земле. «Радость! (...) Живите часом счастья будущего. Радость!»14 Радость дальним мирам, зовущим и прекрасным.
Человек достойный не только умеет радоваться сам, но и стремится радовать других по завету Учителя: «Любите, храните и радуйте друг друга»21. Умение сорадоваться, то есть радоваться радостью другого, тоже есть признак высокой культуры сердца. И эта черта характера не так уж часто встречается. «...Как прекрасно уметь радоваться добру. (...) И Мы радуемся каждому проявлению такой радости. Ведь чиста радость о Добре!»22 В книге «Иерархия» сказано, что радость йога «не в раскатистом смехе, но в наполнении сердца. Именно, радость есть особая мудрость, не только по существу, но и по внешности»23. «Радость есть здоровье духа»24.
Много ещё есть поводов для радости. Вы найдёте их сами и в книгах Учения, и в жизни. Ищущий находит; важно осознание необходимости того, что ищешь.
Учитель призывает нас к Великому Служению и указывает на достойное для этого одеяние — на РАДОСТЬ. «В этой одежде и взойдёте на ступени. (...) И когда вы будете строить Храм Красоты и на подходах к нему раскинете сад Радости, то назовите сад этот Моим Именем, ибо Я сказал вам:
Радуйтесь, дети!»25
Слово на «круглых столах» СибРО
30 апреля и 28 мая 1995 г.
* Окончание. Начало: Восход. 2025. № 6. С. 2 – 3; № 7. С. 2 – 3; № 8. С. 2 – 3.
2 Сердце. 212.
3 Аум. 344.
4 Сердце. 239.
5 Братство. 56.
6 Там же. 409.
7 Там же.
8 Надземное. 466.
9 Спирина Н.Д. Вмещение // Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 270.
10 Агни Йога. 311.
11 Листы Сада Мории. Зов. 15.06.1921.
12 Агни Йога. 402.
13 Братство. 222.
14 Листы Сада Мории. Зов. 1.08.1922.
15 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 60.
16 Листы Сада Мории. Зов. 3.11.1921.
17 Аум. 297.
18 Листы Сада Мории. Зов. 6.11.1921.
19 Община. 216.
20 Аум. 449.
21 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 13.10.1929.
22 Мир Огненный. II. 143.
23 Иерархия. 216.
24 Мир Огненный. I. 298.
25 Листы Сада Мории. Зов. 30.09.1922.