Мысли на каждый день

Каждое пятно страха есть цель вражеской стреле.

Знаки Агни Йоги, 406

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Н.К. РЕРИХА*

Автор: Шустова Алла  



Теги статьи:  конференции

Н.К. Рерих возле статуи Гуга Чохана. Наггар, Индия. 1936 –1937

В 2025 году исполняется 90 лет со дня подписания Пакта Рериха. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии Президента Соединённых Штатов Америки Франклина Рузвельта представителями США и 20 государств Латинской Америки был подписан Пакт Рериха, или Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Позже этот Договор был ратифицирован Сенатом и Президентом США.

Кроме юридического документа также был разработан отличительный знак Пакта Рериха. Он представляет собой три красно-бордовых круга в окружности. Помещается этот знак на белое знамя, которое было названо Знаменем Культуры или Знаменем Мира. Вывешивается такое Знамя на научно-образовательных и культурно-просветительных объектах, подлежащих охране в соответствии с Пактом Рериха.

Главная цель принятия Пакта Рериха — это защита мировых и национальных сокровищ культуры, науки и искусства не только во время войны, но и в мирное время. Иногда Пакт Рериха также ­называют Пактом Культуры или Пактом Мира.

Казалось бы, всем и так понятно, что объекты культуры надо беречь и охранять. Но с началом 1930-х годов Рерих стал акцентировать особое внимание на культуре и активизировать международное движение в её защиту. Более того, он стал инициатором составления соответствующего международного юридического документа. Причём не рядового, проходного плана, а такого, который должен быть принят на самом высоком уровне и подписан президентами стран.

В рамках движения в защиту культуры стали создаваться международные и национальные комитеты Пакта Рериха. Все четверо Рерихов были подключены к этой грандиозной работе. Н.К. Рерих, помимо практических действий, скрупулёзно разрабатывал и теоретическое обоснование выдвигаемых инициатив. Так возникла оригинальная философия культуры Рериха. 

Так что же произошло, какие глубинные причины стояли за этим? Почему было выбрано время 1930-х годов? Почему именно культура была выбрана главным объектом, а не наука, образование, экология, широкая социальная помощь? И какой внутренний смысл имеет охват идеей Пакта всего мира?

1. Определение культуры Рериха.

Для начала нужно разобраться в том, какой смысл был вложен Рерихом в само понятие культуры и чем его трактовка отличалась от уже существовавших определений.

Рерих хорошо понимал, что при определении культуры могут возникнуть трудности, поэтому он тщательно обдумывал, что же можно отнести к этому понятию. Обращаясь к различным словарям и энциклопедиям, он констатировал существование различных точек зрения на понятие культуры, а также отмечал смешение понятий культуры и цивилизации.

Рерих поддерживал философскую концепцию культуры, развиваемую английским философом, историком эпохи Позднего Возрождения и начала Нового времени Фрэнсисом Бэконом (1561–1626). Рерих указывал, что в понятии культуры заложены высокие принципы мыслительной, религиозной, этической жизни человека, он настаивал, что в понятие культуры надо не только внести духовную составляющую, но и особо разъяснить её. По его мысли, под культурой надо понимать именно все высшие, духовные и материальные ценности, всё то, что способствует проявлению духовного света в человеке. Культура — синтез всех человеческих ценностей. Он замечал, что «если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты»2.

Таким образом, культура для Рериха — это самое высокое, самое чистое и благородное выражение сущности человека. Культура — это реализация в физическом мире духовного начала в человеке. Именно ценности творчества духа заложены в культуре. Величие культуры в том, что она утверждает бессмертие духа. Более того, как писала Е.И. Рерих, «культура есть источник жизни народов»3. Каждое культурное действие есть фокус жизненной энергии, необходимой для роста сознания народов.

Слово «культура» Рерих часто писал с прописной буквы. Корень слова «культура» он трактовал как «почитание Света», куда заложено понятие высшего служения совершенствованию, что есть обязательство человека по отношению к бытию. Он понимал культуру как высшую ценность человека и человечества. Действительно, именно по наследию культуры, оставленному потомкам той или иной цивилизацией, тем или иным народом, мы судим об уровне их исторического развития.

Художник указывал, что культура — это не что-то «небесное», оторванное от жизни, недосягаемое и сложное. Истинная культура — это любое устремление к утончённости и возвышению сознания, к сердечности, воспитание чувства красоты, умения творчески трудиться, любое проявление человечности, благородства, подлинная забота о природе и человеке в самом широком смысле слова.

Рерих различал следующие ступени в развитии человека: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры»4.

Образованный или интеллигентный человек, по мнению Рериха, ещё не есть культурный. Чтобы стать культурным, необходимо расширение сознания, при котором человек понимает подлинный смысл своей жизни, понимает необходимость служения высшим идеалам человечества. «Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства»5.

К основным принципам культуры Рерих относил такую категорию, как качество, в отличие от категории количества, которая больше соответствует понятию цивилизации. Важно именно утончённое качество всей жизни, как показатель культурности. В очерке «Качество» Рерих писал: «Если мы дерзаем произносить слово "Культура", значит, прежде всего, мы ответственны за качество»6. «Культура вовсе не модное, стильно фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни... (...) ...Каждый, устремлённый к Культуре, иначе говоря к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разрушительному»7.

2. Культура и цивилизация.

Как нет единой точки зрения на то, что такое культура, так не существует и единого подхода
к определению цивилизации. В ряде случаев эти понятия смешиваются, нет чёткого понимания, что же более приоритетно для развития человеческого общества — цивилизация или культура.

Рерих обратил внимание на то, что энциклопедические словари и энциклопедии этики не включают в себя определение цивилизации, как не принадлежащее области высоких этических понятий. В своей концепции культуры он провёл чёткое разграничение понятий культуры и цивилизации. Он сетовал, что современный мир снивелировал, забыл первичный, священный смысл понятия культуры.

«...До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова "культура" цивилизацией, — писал Рерих. — При этом совершенно упускается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своём имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создаёт вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создаёт великое наследие, питающее будущую молодую поросль»8.

В последнее время экономические вопросы стали иметь приоритетное значение. Укрепилась даже мысль, что деньги правят миром. Однако если посмотреть на историю человечества, как советовал Рерих, то можно прийти к убеждению, что это не так. Рерих часто повторял, что истинная валюта есть валюта духовных ценностей. И об этом нельзя забывать. Он приводил пример из Евангелия, когда Христос изгонял торгашей из храма. В самой торговле и людях, занимающихся ею, нет ничего плохого. Но в Храме жизни им не место. Он сетовал: «Конечно, всегда найдутся и сатанинские твари, которые на всё духовное, на всё прекрасное прошипят: "К чёрту Культуру, деньги на стол". Но не завидна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, "Свет побеждает тьму"»9. Финансовый кризис Рерих называет кризисом потухших сердец.

Правильное понимание культуры как основы жизни приводит к замечательному выводу о том, что культура может не только воспитывать народ, но и излечивать его от болезней пошлости, различных извращений, невежества и грубости. Художник писал: «Существо человеческое тянется к культуре. Оно страдает от несносного извращения жизни. Если мы не можем уйти от этой искривлённой жизни, то во всяком случае мы можем вносить в неё признаки внутреннего её оздоровления»10.

Культура может разрешать многие проблемы цивилизации, может вносить оздоровляющее влияние на общественную жизнь. Рерих писал, что путём культуры возможно перерождение планеты. Именно Культура становится единственной самозащитой от разложения.

3. О времени создания Пакта Рериха.

Конечно же, инициативы по продвижению Пакта Рериха были предложены к сроку, как, впрочем,
и все другие его действия.

Чем же характеризовалось время выдвижения Пакта?

Первая половина XX века и особенно 1930-е годы отметились не только потрясениями в политической жизни, но и жесточайшим кризисом в нравственной, культурной жизни человека и общества. В Учении Живой Этики говорится: «К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. ...Те же войны, те же предательства и духовное одичание. У нас гордятся крохами цивилизации, так же точно атланты умели промчаться над планетою, чтобы скорее обмануть друг друга; так же осквернились храмы, и наука сделалась предметом спекуляции и раздора. То же самое происходило в строительстве, точно не дерзали строить прочно! Так же восставали против Иерархии и удушались собственным эгоизмом. Так же нарушали равновесие подземных сил и создали взаимными усилиями катастрофу»11.

Уместно вспомнить так называемое письмо Махатм московским коммунистам, в котором были указаны ключевые даты: 1928–1931–1936 годы.

В 1928 году завершилась Центрально-Азиатская экспедиция Рериха. Подводились её итоги и выдвигались новые планы.

В 1931 году в бельгийском городе Брюгге основывается Международный союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира и проходит первая Международная конференция Пакта Рериха. С этого момента начинается и новый этап в деятельности Рериха и всех рериховских учреждений. Движение в защиту Культуры продвигается в международном масштабе.

К 1936 году, ещё одной упоминаемой важной вехе, был уже подписан инициированный Рерихом Международный договор по защите культурных ценностей.

В 1930-е годы по всему миру накаляется политическая обстановка. В Европе назревает кризисная ситуация в связи с обострением противоречий, которые не были разрешены в ходе Первой мировой войны. Распространяется нацистская идеология. К власти приходят фашистские режимы.

Америка переживает последствия экономического кризиса конца 1920-х годов. В 1934 году Е.И. Рерих в письме к Рузвельту писала: «Америка приблизилась к рубежу, к поворотному пункту в своей Истории. Именно Америка может достичь великого значения и мирного преуспеяния. Готов Совет для Америки, и полезно ей принять его, ибо иначе много примеров грозных последствий отрицания»12.

В Азии и Африке крепнут движения против колониального гнёта. Происходит распад Маньчжурской империи. Азиатское будущее для американского президента Е.И. Рерих описывала следующим образом: «...глаз Президента должен обратиться на Восток. Говоря о Востоке, Мы имеем в виду также и Россию. (...) Так, Строительство нужно понять как Объединение стран на Дальнем Востоке... В то время, когда алчные народы будут рассчитывать на мощь пушек, на Востоке будет создаваться Великая Держава. Начинание это принесёт то равновесие, которое необходимо для созидания великого Будущего»13.

В 1931 году Е.И. Рерих писала: «Сознание народа переросло своих лидеров. Запруды сознания всегда были страшны, ибо они неминуемо обрушиваются страшным разрушением. (...) Спасение мира в новых формулах, в новом духовном и культурном подходе ко всем вопросам жизни как государства, так и частных обиходов. Знамя Мира и Культуры при осознании его значения, конечно, спасёт человечество. Но как разно сейчас понимают люди мир и культуру! У большинства понятие культуры прежде всего связывается с вульгарно позолоченными палатами, мёртвыми бриллиантами... выпивками в дорогих ресторанах и тому подобными "возвышенными" занятиями. А под миром понимается "мирный захват" рынков и рассуждения о разоружении, подразумевая под этим уничтожение старых, негодных средств разрушения для замены их новыми, гораздо более действительными. Тяжко задумываться над состоянием мира! Оно ужасно и, конечно, будет ухудшаться... Но мы, знающие, что существует Твердыня Духа, которая не даст погибнуть ищущим Свет, будем со всем устремлением призывать неизвестных ещё нам собратьев по духу под знамя Культуры и Мира. Огонь духа и просветлённое сознание остановят все ужасы разрушения. Будем же сеять эти спасительные зёрна, в положенный срок они будут собраны»14.

В 1930-х годах для многих стало очевидным грядущее военное столкновение, могущее затронуть весь мир. Разрушительные тенденции охватывали все области жизни человечества. Возникла острая необходимость что-то противопоставить энергиям разрушения, чтобы спасти цивилизацию и планету. Причём это что-то должно быть по значимости и энергетическому наполнению гораздо масштабнее надвигающейся волны хаоса.

И этим спасением могла стать только Культура с большой буквы. Культура, наполненная духовной энергией созидательной истории всех существовавших до настоящего времени рас и народов. Культура становится ключом к Новой эпохе. Только она сможет спасти и оздоровить больную планету. Более того, она способна стать миротворческой силой для государств, всё более втягивающихся в военные приготовления.

Н.К. Рерих писал: «Без утончения сознания мы никогда не разрешим тех сложных проблем жизни, которые нахлынули на человечество и вызывают разные разрушительные эксцессы. Мысля созидательно, мы неминуемо придём к введению культурных основ в жизнь. Эти основы... должны войти в массы, освещая собою именно ежедневность и одухотворяя смысл каждой работы»15.

4. Миротворческая роль Культуры.

О миротворческой функции культуры Рерих писал неоднократно: «Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания»16.

Замечательная формула Рериха «Там, где культура, там и мир» означает, что всё идущее под Знаменем Культуры будет нести мир. Поэтому Знамя Культуры становится и Знаменем Мира, как его и стали называть чаще всего. И поэтому в Учении сказано: «Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры»17. «Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры»18.

История человечества, как уже много раз было замечено, — это прежде всего история войн, которые являлись чем-то вроде универсального инструмента разрешения всех противоречий. Надо отметить, что войны приводили и к позитивным результатам, подвигали к эволюционным изменениям. Разрушались накопленные ветхие завалы, перерубались узлы кармы, очищалось пространство для новых построений. Более того, инструмент войны служил и объединительным целям. Посредством военных действий создавались великие империи, как, например, империя Александра Македонского, империя Чингисхана, империи Тамерлана и Великих Моголов.

Но со временем цивилизация достигла такого технологического уровня, когда у человека появилась возможность уничтожить и человечество, и его дом — планету Земля. Поэтому войны для разрешения противоречий становятся уже негодным инструментом. Они уже давно перестали нести какой-либо эволюционный смысл. Нужны новые подходы.

В книге «Община» сказано: «Роскошь разрушения отошла на страницы истории. Мир нуждается не в новых элементах, но в новых сочетаниях. И путь нового завоевателя озарён не заревом пожаров, но искрами вновь привлечённой энергии»19.

А вот что писал Рерих: «...охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым Знаменем, мы вытесняем этим порядком и само понятие войны. Если весь мир покроется Знаменем охранения сокровищ истинной культуры, то и воевать и враждовать будет негде»20.

5. Объединительная роль Культуры.

О цели выдвижения Знамени Мира Е.И. Рерих писала: «Главная цель Знамени Мира — объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания»21. Ключевое слово в этой цитате — «объединение», таким образом, Знамя Мира должно явиться символом духовного объединения человечества.

Неоспоримо, что с развитием цивилизации объединение человечества происходит прежде всего на основе технологических достижений. Но это объединение, как мы можем наблюдать в современном мире, происходит в условиях конкуренции, борьбы за ресурсы. Такие подходы основаны на уже отживших формулах, они противоречат ходу эволюции. Необходимы новые пути, на которых объединение человечества будет происходить на эволюционных началах. А они, прежде всего, должны утверждать единство человечества на основе духа. И такие пути к единству может проложить только Культура.

В Учении сказано: «...состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. (...) Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремлённость»22.

«Объединение через Культуру» — новая идея, которую принёс Рерих. Девиз «Мир через Культуру» может быть вдохновляющим для сближения противоречивых точек зрения в политике и международных делах.

В 1930-е годы Рерих выступил за продвижение идеи объединения стран и народов на основе Культуры. Во многих странах мира стали организовываться и действовать Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира. Они создали своеобразную мировую культурную сеть, которая в будущем, по замыслу Рериха, должна была преобразоваться во Всемирную Лигу Культуры.

О создании Всемирной Лиги Культуры Рерих заговорил в 1931 году. Он понимал её как «кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей»23. В обращении к Международной Конференции Знамени Мира в Брюгге Рерих писал: «Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция свершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспеть. (...) Не для нас самих, ибо мы уже это знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры»24.

И если вспомнить программу Рериха по продвижению кооперативов (или, по-другому, продвижение сознания общины), то она хорошо вписывается в идею сближения стран на основе Культуры. Ведь кооперативы видятся им прежде всего как культурные учреждения.

6. Необходимость борьбы за Культуру.

Культуру, по мнению Рериха, гораздо труднее создавать, нежели цивилизацию. Но мало того, что Культуру надо творить в подвиге труда и самоотверженности, — за неё надо ещё и бороться. Нужда эволюции — в настоятельном утверждении культуры и, более того, — в мировой диктатуре культуры, когда права культуры будут защищены государством и поняты народами как непреложное правило.

Рерих настаивал, что за всё светлое, за всё духовное, за всё культурное надо бороться. И называл такую борьбу благородной. «Ведь эта борьба, как борьба с самою сгущённою темнотою, необычайно трудна, но зато она и составляет тот истинный подвиг, который запечатлевает навеки и составляет лучшие путеводные вехи молодым поколениям»25.

Он писал, что «в наши дни, во дни смертельной борьбы между механической цивилизацией и грядущею культурою духа, особенно трудны пути красоты и знания; особенно тягостны нападения чёрной
пошлости»26.

7. Роль Культуры в развитии государств.

Н.К. Рерих считал, что именно культурное строительство должно быть на первом месте в государстве, так как культура не отвлечённость, а основа жизни. Личность, род, государство могут расти лишь на основе культуры. «Но одно условие незыблемо навсегда: условия жизни не только должны быть цивилизованы, но и должны носить признаки культуры. И когда вы рассуждаете о будущем, всегда имейте в виду, что все новые условия должны быть именно культурны»27.

Думая о будущем развитии стран, он призывал строить их как страны культуры: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: "Мы хотели бы жить в стране великой Культуры". Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание. Пусть все военные министры не обижаются, но им придётся уступить их первые места министрам Народного Просвещения»28.

Он мечтал, что в будущем человечество утвердит мировой День Культуры. В этот день во всех школах и других образовательных и просветительных учреждениях будут проводиться мероприятия, посвящённые национальным и мировым сокровищам культуры.

Что касается России, то сегодня становится всё более понятно, что именно Россия становится идеологическим средоточием мира. Здесь уместно привести слова философа-евразийца П.Н. Савицкого29 о новой мировой реальности и роли России в ней, именно их цитирует Е.И. Рерих в одном из писем 1931 года: «...на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли культурно-географический мир. Напряжённый взор прозирает в будущее: не уходит ли к востоку богиня Культуры, чей шатёр столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада?.. Не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?..»30

Заключение

Концепция культуры Рериха уникальна. Разрабатывалась она не только теоретически как философское и культурологическое учение, но и, что важно, в практической плоскости — через выдвижение юридического документа и усилий по его продвижению в общественном сознании.

Вся творческая жизнь Рериха протекала под знаменем Культуры, в борьбе за её высшие ценности. Поэтому Рериха справедливо называют апостолом Культуры. Для него культура была не просто идеологией, а творческим методом преобразования жизни человека, общества и государств в свете нового порядка, построенного на Общем благе для всех людей и народов.


* Доклад на Первых Азиатских Рериховских чтениях. Бишкек,  Кыргызстан, 15–16 апреля 2025 г.

2 Рерих Н.К. Культура — почитание Света // Твердыня Пламенная. М., 1999. C. 99.

3 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 209 (25.03.1931).

4 Цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 242 (29.05.1931).

5 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 242 (29.05.1931).

6 Рерих Н.К. Качество // Твердыня Пламенная. С. 82.

7 Там же. С. 84.

8 Рерих Н.К. Синтез // Твердыня Пламенная. С. 44–45.

9 Рерих Н.К. Качество // Там же. С. 85.

10 Рерих Н.К. Здоровье // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 55.

11 Иерархия. 145.

12 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 435–436 (10.10.1934).

13 Там же. Т. 3. М., 2016. С. 69–70 (4.02.1935).

14 Там же. Т. 1. С. 286–287 (21.08.1931).

15 Рерих Н.К. Здоровье // Держава Света... С. 55–56.

16 Рерих Н.К. Знамя Мира. Конференция в Бельгии // Там же. С. 74.

17 Иерархия. 324.

18 Иерархия. 331.

19 Община. 214.

20 Рерих Н.К. Конвенция Знамени Мира // Твердыня Пламенная. С. 388.

21 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 276 (29.07.1931).

22 Надземное. 373.

23 Рерих Н.К. Лига Культуры // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 16.

24 Рерих Н.К. Привет Конференции Знамени Мира // Держава ­Света... С. 77.

25 Рерих Н.К. Качество // Твердыня Пламенная. С. 85.

26 Рерих Н.К. Пути Благословения. Милосердие. Сердце Азии. Новосибирск, 2024. С. 24.

27 Там же. С. 97.

28 Рерих Н.К. Сожжение тьмы // Держава Света... С. 67.

29 См.: Савицкий П.Н. Поворот к Востоку // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. София, 1921. С. 3. URL: https://journals2.rhga.ru/journals/nums.php?SECTION_ID=2036

30 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 263 (17.06.1931).

 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады