Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать… Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться». Надземное, 477 |
Каждый великий труженик искусства является Прометеем, овладевшим пространственным огнём и принёсшим его на Землю, Прометеем, прикованным к скалам Земли и могущим выразить этот огонь не иначе, как в плотных, физических формах.
Из Записей Б.Н. Абрамова
Из книг Учения Живой Этики и Писем Елены Ивановны Рерих известно, что картины Николая Константиновича Рериха и Живая Этика — неделимы. Полотна его называют Живой Этикой в красках. Елена Ивановна пишет: «...книги Учения, Учения Огненного, я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество — ЕДИНО»2. Нам даётся понять, что полотна Николая Константиновича являются живописным воплощением Агни Йоги и результатом сокровенной связи и взаимодействия Рерихов с Великими Учителями человечества. Посредством картин происходило насыщение пространства яркими образами эволюции.
«Вклад его Духа в хранилища планетные и общечеловеческие, поистине, огромен и сияющ — это слова Великого Учителя о Рерихе из «Граней Агни Йоги». — (...) Дал людям то, чего до него никто не давал. (...) ...И сколько времени потребуется на то, чтобы новые, изобретённые людьми аппараты, регистрирующие излучения человеческой ауры, в состоянии были отметить необычно мощные заряды светоносной энергии, насыщающие каждое его произведение»3.
1. В картины вложен Высший Свет. В творчестве великого творца — объединение двух миров.
Ещё в начале ХХ века искусствоведы и художественные критики, задумываясь и гадая над стилем живописи Рериха, назовут его «реализмом прозрения». Реализм каких сфер прозревал художник, откуда он черпал свои неподражаемые образы и сокровенные смыслы? Объяснение мы находим в «Гранях Агни Йоги», читая и осмысливая слова Великого Учителя: «Он дал Свет Мой в кристаллизованной форме картин. (...) Они устанавливают огненные нити связи между духом человека и Миром Высшим: живые, трепещущие нити жизни»4.
«Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двухполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незримый двойник, — как и всё в проявленном мире. Степень огненности формы незримой зависит от воображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через своё внешнее выражение»5.
«Происходит как бы выражение в плотных формах невидимых тонких энергий. Это как бы низведение пространственного огня с Неба на Землю и попытка утвердить его в образах уже чисто земных. И краски, и полотно, и кисти — земные, но идея, воплощённая в полотне, уже от Высшего Мира. Так объединение двух миров происходит воочию, явно, оставляя после себя конкретные формы этого объединения»6.
Можно сказать, что картины Рериха — одна из форм объединения высокого человеческого сознания с Высшим Миром. Огонь, окружающий видимую, плотную форму творения, пронизывающий его, являет собой как бы душу каждого истинного произведения искусства. Следовательно, душа великого произведения искусства — это своего рода огненная сущность, высокая идея, воспринятая творцом из Высшего мира. Она может восприниматься и как Свет (тонко чувствующими сознаниями), и одновременно как мысль, насыщающая земную форму творения.
2. Творения великих Творцов бессмертны, неуничтожимы, они продолжают жить в Огненных Сферах.
Жизнь великих произведений искусства, которые бережно хранит человечество, может длиться века, а то и тысячелетия. Поскольку «элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идёт далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных»7.
Однако жизнь любого материального предмета когда-то заканчивается. Но если осознавать, что вместе с распадом грубоматериальных частиц, из которых состоит физическая форма картины, скульптуры или книги, не заканчивается существование произведения искусства, то меняется само восприятие шедевров, и они делаются действительно бессмертными.
Пока человечество не примет существование Тонкого Мира, трудно будет усвоить мысль о неуничтожимости великих творений мастеров разных эпох. С одной стороны, уничтожение или утеря, например, картины великого мастера — это действительно невосполнимая утрата для мира. С другой стороны, она не потеряна для плана тонкоматериального и высшего.
Одна из самых насущных задач — охранять культурные ценности, то есть продлять их земную жизнь и их светоносность на благо людям. Сохранение культурной сферы нашей планеты было одной из важнейших целей Николая Константиновича, не только как творца, но и как охранителя творений человеческого гения всех веков и народов. Осознавая их неуничтожимость для вечности, он боролся за то, чтобы Свет искусства сиял, освещая нашу Землю, окружённую не столь уж светлыми излучениями большинства её жителей.
Читаем слова Учителя об искусстве: «Не будет преувеличением сказать, что искусство есть путь огненного насыщения ауры планеты прекрасными бессмертными формами красоты, пламенно звучащими в пространстве. И если внешняя физическая форма их умирает, то душа, то есть огненная сущность их, остаётся нерушимой в Огненных Сферах планеты»8. «Высшие сферы ауры земной украшены произведениями искусства»9.
В истории человечества многие творцы вдохновлялись Высшими образами. Из-под их кисти выходили непревзойдённые произведения искусства — великие жемчужины и гордость человечества. В чём же особенность творчества Николая Константиновича Рериха, как его часто называют — Вождя Культуры, Вестника Нового Мира, Творца Будущего?
Он сознательно творил и для мира земного, и для Мира Высшего. Не мал был посев огненного Посланника, полем его была вся планета. Много было и невидимых зёрен, «ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью», — читаем о Рерихе в Записях Бориса Николаевича Абрамова10. «Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени»11. «Ни одна крупица затраченной энергии не пропала даром. (...) Посеянное взойдёт во времени так же непреложно, как непреложен Солнца восход, ибо сеял не сам, но по Указу Владыки»12.
В одном из писем Елена Ивановна Рерих пишет: «Н[иколай] К[онстантинович] — великий дух, кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в таком постоянном непосредственном Общении. И часто он говорит и пишет под Лучом Иерархии. (...) Истинно, жизнь наполнена чудесами, если подходить ко всему с открытым сердцем и с устремлением к красоте и самоусовершенствованию, не путём всяких искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приёмов, но в подвиге жизни. Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте, и проводит Н.К. Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живёт для великого Служения. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Каждую минуту готов он следовать малейшему Указу Владыки»13.
Картины, как форма сознательного Служения под Лучом Иерархии Света, — в этом уникальность светоносного творчества Рериха.
4. Истинное искусство объединяет и пробуждает сознание к жизни духа.
«Истинное искусство задачей своей имеет извлекать из глубин сознания лучшее, что в нём хранится, быть может, ещё в спящем состоянии. Произведения искусства вдохновляют и возвышают человека. Искусство пробуждает дремлющее качество духа»14. «...Можно сказать, что искусство объединяет. И близко то время, когда оно объединит народы земли, ибо язык его универсален и понятен для всех. Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк, Леонардо да Винчи — их одинаково ценят во всех уголках земного шара... Искусство — это язык будущего постижения мира, через него подойдут к пониманию того, что ныне им недоступно. Художник творит, но творчество — удел человека, удел всех людей. И потому к великому творчеству жизни человечество придёт через искусство. (...) Красота ляжет в основание строительства Нового Мира, который созидается ныне на просторах планеты и идёт на смену старого, одряхлевшего мира, осуждённого на смерть логикой непреложных законов развития человеческого общества»15.
Картины Н.К. Рериха являются универсальным языком для тех, кто воспринял Учение Живой Этики. Однако многие, ещё не знающие Учения, тянутся сердцем к его полотнам, даже не сознавая почему. Полотна Николая Константиновича — провозвестники Нового Мира — творят великое действо преображения сознания человеческого по всему лику планеты. Его творчество имеет ещё одну особенность — оно выявляет и собирает строителей Нового Мира. Оно, как магнит, притягивает тех, кто, пробудившись, ищет единомышленников и стремится объединиться с ними на принципах эволюции. Эти принципы запечатлены в картинах — в образах, сияющих возвышенными мыслями, а в Учении Живой Этики — в текстах книг, данных Рерихам Великими Учителями. Объединяющая сила этого синтеза — идей Учения Живой Этики и картин Рериха — не знает национальных, временных или каких-либо других границ, объединение идёт по духовному принципу, пробуждая в людях стремление к новым эволюционным формам жизни и деятельности — на Общее Благо.
Из «Граней Агни Йоги»: «Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей»16. «В незримой, реальной, могучей, вдохновляющей и возвышающей силе [картин] лежит их сокровенно скрытое могущество, на века заложенное, чтобы творить людей»17. «Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно»18.
Несомненно, что человек, даже однажды увидевший полотна Мастера, уже не остаётся прежним. Возможно, воздействие Света он сможет ощутить сразу, а может быть, оно проявится в будущем.
Нет другого такого художника, чьи картины так будили бы дух, так призывали к осмыслению миссии человека в мире, охватывали драматизм всей происходящей битвы за Свет на планете и в каждом духе, так способствовали бы объединению людей на явлении красоты и показывали долгожданный путь к Будущему человечества и к Мирам Высшим.
Как о Посланнике Иерархии Света, обладающем непревзойдённым даром пробуждения сознания, говорится о Рерихе и его творчестве Великим Учителем: «Для слепых и невежд — это только картина, как и все прочие, для знающих и зрячих — это мощный магнит кристаллизованного огненной волей огня, посланный и отданный в мир, чтобы творить великое дело преображения всей окружающей такую картину сферы и сердец человеческих, которым посчастливилось прикоснуться
и почувствовать их мощное воздействие. И если картины обычных художников облагораживают, возвышают и утончают человека, если все произведения истинного искусства являются выражением сгущённых, концентрированных высших энергий различных степеней, то что же можно сказать о творениях Посланника Нашего...»19
«Как бы искра попадает в сознание и зажигает всё, что может гореть, дать огонь, а затем Свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного познавания. Именно искусство ведёт по ступеням непосредственного познавания, когда уже не нужны слова — лишь сердце трепещет ощущением Света. (...) Поднимает оно человека над всем мелким, личным, эгоистическим и переносит в мир сверхличных явлений»20. Действительно, соприкосновение с картинами великого Мастера, созданными при участии огней духа, для многих людей стало откровением. Его полотна явились путеводной звездой, ведущей в пространства Нового Мира.
О выставках картин Рериха сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Каждый смотрящий на неё вступает в соприкосновение с энергиями огней, в ней заключённых. (...) Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени»21.
«...Прозревшее человечество духовные шедевры Гуру, величайшего художника из величайших, отнесёт к сфере священных предметов искусства и будет почитать их... ибо поймёт значение магнитов»22. «Овладение огнём пространства является высочайшим достижением человека. Символ Прометея бесконечно глубок»23.
ПРОМЕТЕЙ ИСКУССТВА
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 107 (19.10.1951).
3 Грани Агни Йоги. 1956. 734 (Новосибирск, 2009).
4 Там же. 1952 (II). 462 (Новосибирск, 2014).
5 Там же. 1971. 422 (Новосибирск, 1997).
6 Там же. 1969. 537 (Новосибирск, 1996).
7 Грани Агни Йоги. 1972. 481 (Новосибирск, 1998).
8 Там же. 1954. 578 (Новосибирск, 2017).
9 Там же. 1972. 42.
10 Там же. 1970. 713 (Новосибирск, 1997).
11 Там же. 1971. 693.
12 Там же. 1956. 245.
13 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 30 (17.02.1934).
14 Грани Агни Йоги. 1971. 468.
15 Грани Агни Йоги. 1960. 244 (Новосибирск, 1993).
16 Там же. 281.
17 Там же. 1952 (II). 462.
18 Там же. 1970. 713.
19 Там же. 1952 (II). 69.
20 Там же. 1960. 244.
21 Там же. 1964. 801 (Новосибирск, 2020).
22 Там же. 1952 (II). 69.
23 Там же. 1968. 221 (Новосибирск, 1996).
24 Там же. 1960. 244.