Мысли на каждый день

Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества.

Беспредельность, 828

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

4 МАЯ — ДЕНЬ РЕРИХОВСКОЙ ПОЭЗИИ

Автор: Макарова Анастасия  



Теги статьи:  стихи, Наталия Спирина (о ней)

Сегодня человек, всерьёз произносящий Красота, Любовь, Добро, Знание, Свет, воспринимается с настороженностью и даже насмешкой. Пустая риторика, выспренность, поучительство, ханжество, фальшь — вот некоторые из обвинений. Как-то неудобно прилюдно распространяться о таких вещах. О нравственных основах все и так знают. Зачем же о них говорить и говорить вот так — публично и с такой убеждённостью, как будто... Как будто того, о чём говорится, ничтожно мало в нашей привычной жизни. Да ещё и с претензией на искусность поэтического слова. Но эти поэты не чувствуют скованности. Им не стыдно извлекать высокие понятия из иронических тенёт, сдувать с них библиотечную пыль, отмывать пятна ложного пафоса, стирать маркер утопичности. Кора опошления и затасканности трескается, и на свет пробивается свежее и сильное. Такое молодое и такое древнее.
В конце концов, и стихия иронии им не чужда (см., например, раздел «Иронические строки» в сборнике Ирины Серебровой).
И ещё — эти поэты никому ничего не навязывают. Они не рвутся на передовицы и не замахиваются на всеобщее признание. Они существуют на окраине литературной жизни. Им там вполне уютно. У них есть свой читатель. Их возвышенные и героические призывы звучат в камерном кругу. Пока.
4 мая отмечается День рериховской поэзии. В сознании сразу же рождается образ загадочного художника, под кистью которого возникали древнерусские стяги и гималайские вершины, уединённая обитель русского святого и затерянный в горах неприступный ашрам. Эта поэзия действительно опирается на поистине обширное рериховское наследие: философское Учение Живой Этики, труды и письма супругов Н.К. и Е.И. Рерихов, книги «Грани Агни Йоги» их духовного ученика Б.Н. Абрамова, картины отца и сына — Н.К. и С.Н. Рерихов. Зарождаясь в верлибрах Н.К. Рериха (сборник «Цветы Мории», 1921), она набухает в строках отдельных авторов советской эпохи (Н.Д. Спирина, В.М. Сидоров, Н.Б. Хатунцев, Ю.В. Линник и др.), распускается на рубеже ХХ – ХХI вв. (эти же и много новых имён) и обещает пышное цветение в будущем. Это поэзия, создаваемая «на небывалую доселе тему» (Н.Д. Спирина). Однако оригинальность тематики уравновешивается и оттеняется опорой на отечественную традицию философской лирики. Литературными ориентирами возвышаются классики Золотого и Серебряного веков. Рериховская поэзия созревает через рефлексию над словом Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Гумилёва, Цветаевой, Маяковского и т.д. В соответствии со своим названием, Живая Этика умозрению предпочитает практику, самозамкнутости — открытость, разделению — поиски единства и синтеза. А потому в стихотворениях находят созвучие идеи и образы и Живой Этики, и христианства, и учений Востока. Так, показательны названия некоторых стихотворений Сергея Деменко: «Рождественская Звезда», «Цветы надежды. К дню иконы "Достойно есть"», «Прокопий Праведный», «Лик Николы» и «Зелёная Тара», «Озеро Белых Тар».
Рериховская поэзия представлена десятками имён. Однако едва ли возможно перечислить всех или хотя бы большинство авторов, вдохновляющихся книгами Живой Этики. Не все, отложившие их, чтобы взяться за перо или стилус, создают подлинную поэзию. Не все, пишущие стихи, публикуют их в сборниках, журналах и в интернете. В разных городах вспыхивают эти огоньки. С нашей стороны было бы странно и неразумно претендовать на глобальные обобщения, мы скажем лишь несколько слов. Несколько слов о рериховской поэзии.
Итак, дело было в Новосибирске.
Как особая дата на календаре день рериховской поэзии появился в 2001 году. 4 мая было избрано неслучайно: это день рождения Наталии Дмитриевны Спириной (1911 – 2004), чьё влияние как поэта и человека на более молодых авторов огромно. Она родилась в Харбине, окончила Высшую музыкальную школу и преподавала музыку, прекрасно знала русскую поэзию, входила в литературное объединение «Молодая Чураевка» и с 1940-х гг. писала стихи. Приехала в СССР в 1959 году и жила малопримечательной для окружающих жизнью. Однако спустя годы, в 1990-е, уже пожилая женщина проявила невероятную энергию и стала основателем Сибирского Рериховского общества (СибРО) и двух музеев Н.К. Рериха, возведённых методом народной стройки, — в Новосибирске и на Алтае, а также главным редактором ежемесячного журнала «Перед Восходом» (ныне «Восход»). Тогда же были изданы и два её сборника — «Капли» и «Перед Восходом», куда вошли тексты разных лет. В первом сборнике автор стремилась, «чтобы эти стихи были не больше семи строк (меньше можно, больше нет), чтобы там нигде не было местоимения "я" и в каждом из них, как в капле, отражалась бы какая-то мысль Учения». Во второй сборник вошли стихотворения разной формы, собранные в тематические разделы, включая написанные по картинам Рерихов. Стихотворения Н.Д. Спириной стали спутниками и помощниками для изучающих Живую Этику, а её поэтические установки — ориентирами для молодых авторов. Такие её статьи, как «Взлёты духа. О рериховской поэзии», «Вначале было Слово», «Приветственное слово к Дню рериховской поэзии» и др., можно считать программными для данного направления.
Вокруг Н.Д. Спириной сложилась группа заинтересованных людей, изучающих рериховское наследие. Им она, переполненная стихами, готовая читать вдруг, при каждом подходящем случае, и вкладывавшая в строки всё своё восхищение, передала особую любовь к особенному миру поэзии. «Я хотела бы выразить признательность Наталии Дмитриевне, поблагодарить её за то, что она открыла мне поэзию» (Ю.В. Цыганкова). «С момента встречи с Наталией Дмитриевной моё представление о смысле и назначении поэзии и поэта совершенно изменилось» (Н.М. Кочергина). Во многих она, встречавшая вопросом «Пишете ли вы стихи?», пробудила поэтическое дарование. «И поскольку эти вопросы звучали часто... они вызывали ответный вопрос: а могу ли я вообще это делать?» (С.А. Деменко)
С 2003 года было выпущено более 15 сборников «Огни трудов», куда вошли стихотворения начинающих и крепнущих поэтов. Вокруг СибРО и журнала «Восход», каждый номер которого сопровождается поэтической страницей, и группируются авторы, прежде всего сибиряки. Они — сотрудники и друзья Музея Н.К. Рериха. Назовём лишь некоторых, чьи подборки стихотворений включают несколько десятков текстов: П.И. Варкентин, Е.Е. Грачёва, С.А. Деменко, Т.М. Деменко, Л.И. Ефимова, Е.А. Нестерова, Л.В. Ровина, И.И. Сереброва, Ю.В. Стройнова и др. Недавно у трёх поэтов СибРО вышли индивидуальные сборники: в 2022 году — «В предчувствии утра» Ирины Серебровой, «Сад Радости» Сергея Деменко, в 2023 году — «Путь человека — по звёздам» Татьяны Деменко. Все они посвящены их крёстной матери в поэзии Н.Д. Спириной — «Поэту и Ведущей». Творчество поэтами этого направления, как и в философии Живой Этики, рассматривается в качестве космического предназначения человека, поэтому Н.Д. Спирина повторяла: «Чем больше поэтов, тем лучше для планеты».

О, как малы они, творенья наши!
Какую пользу может принести
Ряд малых капель на большом пути,
Огнём рождённых из кипящей чаши?
            Но океан из капель состоит,
            И берег тверди их волной омыт.
            Н.Д. Спирина. Из сборника «Капли»

Н.Д. Спирина, несмотря на то что её жизнь была связана с музыкой, выделяла именно поэзию как высший, синтетический вид искусства. Своим последователям она передала общеромантическое сакральное отношение к слову. В слове поэт обретает связь с Высшей Реальностью. Поставленная цель — «Найти пути к земным словам / От Слова, сказанного нам». Поэзия аккумулирует, воплощает и приближает красоту. Ту Красоту, которую младшие символисты писали с заглавной буквы. Поэт-рериховец так же, как они, ощущает себя посредником между мирами, чьё личное действие значимо для чаши весов планеты. Однако его самосознание скромнее: ему ближе не позиция могущественного теурга, а предстоящего, ученика, никогда не забывающего то великое, чему он предстоит. Он тянется к нему не пальцами, а сердцем. В рериховской поэзии читатель не найдёт болезненных содроганий, уродливых образов и грубой лексики. Н.Д. Спирина утверждала: «Предназначение поэзии будущего — воспевать всё самое высокое, самое нужное, самое прекрасное!» Преимущественно это религиозно-философская лирика, хотя есть и гражданская, и пейзажная. Что необычно для современной литературы, рериховская поэзия написана высоким торжественным слогом и исполнена созидательного пафоса. Риторичность интонации смягчается предельной искренностью авторов и их любовью к избранной тематике, переливающейся в стихи. Это поэзия, которую создают и читают, вымыв предварительно руки. На фоне иронического прищура многих сегодняшних поэтов, их ощущения онтологической пустоты, рериховской поэзии есть что сказать, чем заполнить эту пустоту и что дать изголодавшемуся читателю. В этом её подлинное достоинство. Она имеет дело с ещё не разработанным пластом смыслов. Если поэзия, несмотря на убеждение классика, требует мыслей, здесь они есть.
Рериховская поэзия принципиально оптимистична. Это не восторг витающего в облаках, или замкнувшегося в башне, или не замечающего землю из высокого окна. Это радость борца, через тернии неудач пробирающегося вперёд, оступающегося и встающего — потому что уверен в конечной победе Света. Ради неё стоит бороться — и прежде всего с собой:

Преодолеть себя
          во что бы то ни стало!
Победа или смерть —
          иной дороги нет.
И если для борьбы
          ста жизней будет мало,
Пусть это не смутит
          взыскующего Свет.
Когда свободный дух
          над плотью воцарится
И будут сожжены
          последние мосты,
О веке Радости
          мечта осуществится,
О веке золотом
          вселенской Красоты.
                     И. Сереброва

Образный язык, которым написаны книги Живой Этики, затрагивает поэтические струны читателя. Н.Д. Спирина отмечала: «Трудно представить себе, что человек, не любящий поэзию, мог бы принять Живую Этику. Также человек, живущий Живой Этикой, не может не любить поэзию». Сам феномен рериховской поэзии заложен в этих книгах. С.А. Деменко вспоминает: «Прочитав эти тексты, я ощутил, что у меня стали рождаться ритмические строки, со временем появились рифмы. Это можно считать началом моего прихода к поэзии — импульс дала книга Учения». Многие тексты отталкиваются непосредственно от образов Живой Этики или даже конкретных строк, даваемых в качестве эпиграфа:

Путник
Благословенны камни, разрывающие обувь нашу при восхождении.
                                                                             Агни Йога, 406

Рвётся обувь об острые камни дорог,
Закаляется дух от преград.
И однажды, в судьбою назначенный срок,
Ты придёшь в Заповеданный Град.
(...)
Измождённый в бою, духом ты ликовал
И сберёг путеводную нить.
Свой незримый доспех ежечасно ковал,
Чтоб священный огонь сохранить.
                                         И. Сереброва 

Строки Учения могут непосредственно вводиться в ткань стиха. Эпиграф в таком случае отсылает к контексту всего параграфа:

                         Сердце, 300
«Пусть будет миру хорошо!»
И в нём найдём мы каплю счастья.
Ко всей Вселенной мы причастны.
И чтобы светлый век пришёл,
Мы повторяем в дни ненастья:
«Пусть будет миру хорошо!»
Н.Д. Спирина. Из сборника «Капли»

Если определение этого направления нуждается в формуле, то она — поэтическое выражение идей Живой Этики. Чеканность и выразительность стиха скорее приближают мысли к читателю. Поэзия обращается к человеческому сердцу, а именно его призывает развивать Живая Этика. Её называют Учением о Сердце, так и рериховскую поэзию можно назвать сердечной поэзией: 

Как хорошо, что сердце — наш маяк,
Что свет его для всех един и вечен.
И путь один — он общечеловечен,
И свет сердец рассеивает мрак.
Как хорошо, что сердце — наш маяк!
           С. и Т. Деменко. Как хорошо...

Однако это не просто переложение прозаических строк в стихотворные и не банальная иллюстрация тех или иных положений. Из статьи в статью Н.Д. Спирина подчёркивала необходимость быть «взыскательным художником», изучать правила стихосложения, тщательно шлифовать своё произведение: «Но именно содержание, если оно высокое... обязывает к достойной форме». Далеко не все присылаемые в журнал стихи соответствовали этим требованиям, происходил отбор, и Н.Д. Спириной приходилось повторять прописные истины: «Если форма не соответствует содержанию, то стихотворение не состоялось». Поэтому отметим, что не все стихи, написанные на темы Живой Этики, достойны быть отнесёнными к рериховской поэзии.
Среди авторов существует сотворчество и ведётся диалог, что усиливает единую тональность этого направления. Целый блок стихотворений создан супругами С.А. и Т.М. Деменко вместе. В их сборниках выделен соответствующий раздел. «О чём мечтаешь, друг далёкий?» — это, по сути, два стихотворения разных авторов, но они объединены общей первой строкой, задающей тему, и потому рассматриваются в паре. «Мужчины есть в русских селеньях...» Т.М. Деменко — ответ на «К 8 Марта 2015 г.» С.А. Деменко, которое отталкивается от известной строчки Некрасова. Стихотворение «Снова чую весны приближение!» написано И.И. Серебровой совместно с И.В. Толстихиным. У «Баллады о Новом мире» четыре соавтора (Н.Д. Бурцева, С.А. Деменко, Т.М. Деменко, В.Е. Рычков), а у «Космической баллады» — пять соавторов (С.А. Деменко, Т.М. Деменко, Е.А. Нестерова, Ю.В. Стройнова, В.Е. Рычков).
Можно говорить о некоем едином герое в этих текстах. Он путник, строитель, борец, тайновидец, стремящийся уловить сквозь дым докучливой повседневности прозрения о будущем. И — он не один. Рядом соратники. Поэтому в рериховской поэзии появляется образ коллективного героя, образ «творящего "МЫ"». Подчёркивается созидательная мощь единения и братства, основанных на духовном сродстве:

Хилое «я» — никнет без сил,
Мощное «МЫ» — отзвук Светил.
Поступь бодрее! Твёрже рука!
С нами улыбка Проводника!
                  С. Деменко. Год

В рериховской поэзии преобладают традиционная малая лирическая форма, силлабо-тоническое стихосложение, рифма. Визуальной и смысловой особенностью стихотворений является большое количество заглавных букв — так акцентируются важные образы-концепты, наделяемые в Живой Этике определённым, часто не совпадающим с обыденным, значением. Глаз невольно цепляется за эти слова, как за якоря, удерживающие корабли смыслов в поэтической гавани: 

  Цветок мужества
Кто в доспехи мужества одет
И готов для битв и для побед,
Кто стремится в царство Красоты
На крылах возвышенной мечты,
Кто идёт на Зов издалека,
Чья дорога к Цели нелегка —
Тот достоин лучшего цветка.
                        С. Деменко

Зов звучит к духовному пробуждению человека. Так — «Зов» — называется первая из книг Живой Этики. Цель — самосовершенствование и помощь человечеству. Красота неразрывна с утончённостью и одухотворённостью. И т.д.
Живую Этику неслучайно относят к русскому космизму. Другое возможное обозначение рериховской поэзии — космическая. Её герой ощущает себя неотъемлемой частью вселенского братства. Беспредельность космоса не леденит его душу, малость и одиночество не вселяют в него ужас. Он и не чувствует себя сиротой. Вселенная для него — живое, родное и гармоничное пространство:

Как хорошо, что мы не одиноки
В безбрежном океане сонма звёзд,
И путь к сердцам друзей с планет далёких
Всегда открыт, и каждый шаг так прост,
Когда от сердца протянулся мост.
С. и Т. Деменко. Как хорошо...

Идея «звёздного пути» человечества грандиозна, но всё начинается с малого:

...Путь человека — по звёздам...
Путь звёздный — удел человека.
             Грани Агни Йоги, XI, 437

  Мы будем жить всегда.
       На тысячах планет,
В совсем иных Мирах,
        на многих сотнях звёзд.
Мы будем. А пока
         на крошечной Земле
Мы начинаем свой
         земной духовный рост.
Т. Деменко. Мы будем жить всегда...

В гражданской лирике поэтов-рериховцев центральное место занимает тема России как Новой Страны, которую в будущем ждёт небывалый расцвет:

Есть надежда у Земли — Россия,
Доля ей особая Дана:
С тех Высот, где Силы Неземные,
Названа ты Новая Страна.
Т. Деменко. Новая Страна

Утверждается значимость духовного подъёма России для всей планеты:

Когда пробудится в величии своём,
Когда упрочится в священном назначенье
Страна Твоя — для душ мятежных дом
И ищущих не для себя спасенья,

Когда её пространство явит всем
Собор сердец и сплав свободной воли,
Поймут тогда на всей планете — с кем
Крепить союз, искать совместной доли.

И пусть не дрогнет сердце, крепнет мысль,
Мы верой приближаем пробужденье,
Не вниз мы смотрим, ввысь и только ввысь —
На ту Россию, что поверх сомненья...
                          Т. Деменко. Живи, Россия...

Для рериховской поэзии важную роль играет живописное наследие Рерихов, прежде всего Н.К. Рериха. Многие стихотворения написаны по темам и сюжетам его полотен, что указывается в эпиграфах. Одно из стихотворений Н.Д. Спириной посвящено картине «Cor Ardens» («Пылающее сердце») (1918). Женщина из окна замка пристально смотрит на лодку, плывущую вдалеке по озеру. С помощью параллелизмов, перебоя ритма и повторов звуков «л», «п», «в» поэт передаёт движение воды и нарастающее напряжение:

Ладья плывёт.
              Ты ждёшь в оконной нише.
Ладья плывёт.
              Взлетает всплеск весла.
Тебя любовь, дарованная свыше,
На всех путях хранила и вела.
Ты победишь.
              И время, и пространство
Ты одолеешь.
              Сердцу нет преград.
Ладья плывёт, венчая постоянство,
Зовя с собой, в заветный светлый Град.
Пылает сердце.
              Жданная-нежданно
Плывёт ладья.
              Ты — стражем на посту.
Любовь не спит — отрада и охрана —
И крылья подвига в тиши растут.
Н.Д. Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

Особенное внимание поэтов привлекают образы святых на картинах Н.К. Рериха. Часто они обращаются к образу Преподобного Сергия Радонежского, почитаемого заступником Земли Русской. Стихотворение Н.Д. Спириной «В Троице-Сергиевой лавре» воспроизводит ситуацию одинокого служения Преподобного, по образцу которого люди борются со своими невзгодами, находя внутреннюю поддержку у святого:

Один на один с Отцом,
Один на один с врагом,
Один на один с собой
Таёжной ночью глухой.
       И мы — на тёмной земле,
       В роковой предрассветной мгле —
       Один на один
                           с ТОБОЙ.
Н.Д. Спирина. Из сборника «Капли»

Импульсом вдохновения служат и горные пейзажи. Так, у С.А. Деменко им посвящён целый ряд текстов: «Вершины и небо», «Гималаи», «Заря в горах», «Орлиные гнёзда», «Острова Света», «Чуткость Космоса» и др. Символизм рериховских полотен проник в поэзию: горы — это величественный символ духовного восхождения человека. Горные вершины выступают идеалом, земным воплощением надземного совершенства:

Вершины и небо
Вершины и небо — два символа вечных,
Оплот неземной Красоты,
Магниты стремлений сердец человечьих
И цель дерзновенной мечты.
К вершинам и небу возводятся очи,
Возносятся гимны молитв,
В сиянии света и в таинстве ночи
Огонь предстояний горит.
                                 С. Деменко

Сквозными образами рериховской поэзии выступают символы восхода, зари, утра. Они отражают наступление новой эпохи красоты, знания, мира и добра. По любимому образу авторов их стихи можно обозначить поэзией Восхода. Связь Восхода и Востока проявляется и в том, что именно в сближении с Востоком Живая Этика видит дальнейший виток развития России. Эти слова-маркеры переводят природную зарисовку в философский план:

Ничего нет прекраснее Восхода —
и Восход бывает с Востока!
              Листы Сада М. Озарение, 3 – V – 3

Ничего нет прекрасней Восхода!
Озарён дивным светом Восток.
В этот миг замирает природа
И сердца наполняет восторг.

Долгожданное солнце — отрада
Для того, кто от ночи устал —
Дарит первый свой луч, как награду
Всем, кто эту Зарю не проспал.
И. Сереброва. Ничего нет прекрасней Восхода!..

 Чтобы войти в этот поэтический мир, надо подобрать ключ. Этот мир символичен. Чтобы пройтись по его коридорам и залам, надо отомкнуть немало засовов. Для этого есть книги, картины, и ещё книги, и ещё картины. Позвать плотника, чтобы выломал двери? Но этот мир не терпит насилия. Чтобы проникнуть в него, не нужно никаких особых приспособлений. Необязательно закапываться в энциклопедии символов и философские трактаты. Достаточно прислушаться. Эти двери открываются сами — в тишине и спокойствии. Сложный образный ряд, обилие абстрактных понятий, за каждым из которых стоит конкретное наполнение, раскроют свою простоту. Ту простоту, которая неотъемлема от красоты.
Рериховская поэзия. Сердечная поэзия. Космическая поэзия. Поэзия Новой Страны. Поэзия Восхода... 4 мая в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске у всех праздничное настроение: играет живая музыка и весь день звучат живые стихи. В этот день стихи звучат и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге, и в селе Верх-Уймон на Алтае, где когда-то останавливались Рерихи и где сейчас музей, и... Может быть, они отзвучат и у тебя в сердце, дорогой читатель?
4 мая отмечается День рериховской поэзии.

    Библиография
Деменко С. Сад радости: Сборник стихов. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2022. 200 с.
Деменко Т. Путь человека — по звёздам: Сборник стихов. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2023. 238 с.
Деменко С.А., Кочергина Н.М., Николаиди Г.С., Сереброва И.И., Цыганкова Ю.В. «Так начинают жить стихом». Воспоминания о Н.Д. Спириной // Восход. 2012. № 4 – 6.
Кочергина Н.М. «Поэтическая держава» Наталии Дмитриевны Спириной // Восход. 2005. № 6.
Сереброва И. В предчувствии утра: Сборник стихов. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2022. 172 с.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов: В 7 т. Т. 2. Отблески: 1994 – 2003. Новосибирск: ИЦ «Россазия» СибРО, 2008. 704 с.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов: В 7 т. Т. 3. Стихи. Новосибирск: ИЦ «Россазия» СибРО, 2009. 392 с.
Поэзия СибРО. URL:https://sibro.ru/poetry/552/

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Рериховская поэзия