«Кому много дано, с того больше и спросится». Рерих Е.И. Письмо от 14.07.1932 |
Ф.А. Моллер. ПОРТРЕТ Н.В. ГОГОЛЯ |
К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России», — писал Н.Г. Чернышевский. — «Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины».
«Дорого русскому сердцу имя Гоголя... никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества» (Д.И. Писарев).
«...Ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а Отечеству, он думал о себе: "Я не поэт, я гражданин"» (Н.Г. Чернышевский).
Из всех русских писателей Н.В. Гоголь был особенно близок Н.К. Рериху. В словах художника о Гоголе чувствуется и глубокая признательность, и восхищение его громадным дарованием. Книги Гоголя, оказавшиеся в поле зрения юного Рериха, стали для него необходимыми жизненными ориентирами, духовными магнитами. «Но не случайны магниты, — пишет Николай Константинович. — Захоронены они так, чтобы на определённых путях можно бы к ним прикоснуться и укрепиться ими. ...Разве многообразное, но единосущное дарование великого Гоголя, разве оно, как в высокодуховных взлётах, так и в улыбке быта, разве оно тоже не дало посох прочный и лёгкий?»1
Художник отмечал, что его особенно привлекал «не реализм Гоголя, а его высокая духовность и тонкая потусторонность». Рерих как бы заново открывает нам этого писателя, высвечивая духовные грани его творчества. Он называет Гоголя провидцем и сердцеведом, подкрепляя свои мысли словами из произведений писателя. Перечитаем эти выдержки и восхитимся прозорливостью великого писателя-мудреца.
«"...Вспомни: призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований — на битву мы сюда призваны; праздновать же победу будем ТАМ. А потому мы ни на миг не должны позабыть, что вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше опасностей: как добрый воин, должен бросаться из нас всяк туда, где пожарче битва. Всех нас озирает свыше небесный Полководец, и ни малейшее его дело не ускользает от Его взора. Не уклоняйся же от поля сражения, а выступивши на сражение, не ищи неприятеля бессильного, но сильного. За сражение с небольшим горем и мелкими бедами немного получишь славы. Вперёд же, прекрасный мой воин! С Богом, добрый товарищ! С Богом, прекрасный друг мой!" (1846 г.)
Ведь это сказало не действующее лицо пьесы Гоголя, а сам писатель, сам мыслитель. Сам, который имел право сказать: "Всё вижу". (...) "Всё вижу и всё слышу" и тогда иду вперёд. Бодрое напутствие. Ведь не слепому же идти. Не глухому же знать голоса. (...) Гоголь, который так замечательно описывал битву, который через все тяготы жизни шёл к великому и светлому, он-то знал, что знание опасностей есть предохранение от страха»2.
«...Теперь в Гималаях, когда радио даёт "Запорожца за Дунаем"3, яркой, красивой чередой проходят картины Украйны, — писал Н.К. Рерих в 1947 году. — Встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба, сердечное дружество сплетается с созвучиями Украйны. Да, великое благо — братство народов. Там, где упало такое зерно плодоносное, уже будет жить мысль о мире, о сотрудничестве, о геройстве и самоотвержении. Лишь бы посеялось зерно Братства. (...) От первых классов возлюбили Гоголя, и запомнились слова Тараса Бульбы о товариществе: "Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство. Вот на чём стоит наше товарищество. Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить может русская душа — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, что ни есть в тебе... Пусть же знают, что такое значит в русской земле товарищество!"
Вспомним лучшие слова о всех народах великой семьи всесоюзной. Пусть ничто злое не коснётся всенародного строительства. (...)
Украйне — любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным Народам»4.
«...Повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Они были произнесены ровно сто лет тому назад. Не устарела мысль Гоголя. Не устарел его полнозвучный язык. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя. Слушаем: "Для русского теперь открывается путь, и этот путь — есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России...
Но прямой любви ещё не слышно ни в ком, — её нет-таки и у вас. Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается; в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви — это разве только одно слишком отдалённое ещё её предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с нею можно всё сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдёте, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмёте, предпочитая одну крупицу деятельности на нём всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни. Нет, вы ещё не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев...
Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".
И через сто лет дала Русь ответ: "Вперёд, вперёд, вперёд! Во благо человечеству!"»5
Материал подготовила Н.М. Кочергина
1 Рерих Н.К. Полвека // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 149.
2 Рерих Н.К. Напутствие // Там же. С. 256.
3 Опера украинского композитора С.С. Гулак-Артемовского (1813 – 1873).
4 Рерих Н.К. Украина // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 570.
5 Рерих Н.К. Любите Родину // Там же. С. 253 – 254.