Мысли на каждый день

Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать… Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться».

Надземное, 477

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
«НЕ УСТАРЕЛА МЫСЛЬ ГОГОЛЯ»

Автор: Кочергина Наталья  



Теги статьи:  Гоголь

Ф.А. Моллер. ПОРТРЕТ Н.В. ГОГОЛЯ

К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России», — писал Н.Г. Чернышевский. — «Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины».

«Дорого русскому сердцу имя Гоголя... никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества» (Д.И. Писарев).

«...Ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а Отечеству, он думал о себе: "Я не поэт, я гражданин"» (Н.Г. Чернышевский).

Из всех русских писателей Н.В. Гоголь был особенно близок Н.К. Рериху. В словах художника о Гоголе чувствуется и глубокая признательность, и восхищение его громадным дарованием. Книги Гоголя, оказавшиеся в поле зрения юного Рериха, стали для него необходимыми жизненными ориентирами, духовными магнитами. «Но не случайны магниты, — пишет Николай Константинович. — Захоронены они так, чтобы на определённых путях можно бы к ним прикоснуться и укрепиться ими. ...Разве многообразное, но единосущное дарование великого Гоголя, разве оно, как в высокодуховных взлётах, так и в улыбке быта, разве оно тоже не дало посох прочный и лёгкий?»1

Художник отмечал, что его особенно привлекал «не реализм Гоголя, а его высокая духовность и тонкая потусторонность». Рерих как бы заново открывает нам этого писателя, высвечивая духовные грани его творчества. Он называет Гоголя провидцем и сердцеведом, подкрепляя свои мысли словами из произведений писателя. Перечитаем эти выдержки и восхитимся прозорливостью великого писателя-мудреца.

«"...Вспомни: призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований — на битву мы сюда призваны; праздновать же победу будем ТАМ. А потому мы ни на миг не должны позабыть, что вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше опасностей: как добрый воин, должен бросаться из нас всяк туда, где пожарче битва. Всех нас озирает свыше небесный Полководец, и ни малейшее его дело не ускользает от Его взора. Не уклоняйся же от поля сражения, а выступивши на сражение, не ищи неприятеля бессильного, но сильного. За сражение с небольшим горем и мелкими бедами немного получишь славы. Вперёд же, прекрасный мой воин! С Богом, добрый товарищ! С Богом, прекрасный друг мой!" (1846 г.)

Ведь это сказало не действующее лицо пьесы Гоголя, а сам писатель, сам мыслитель. Сам, который имел право сказать: "Всё вижу". (...) "Всё вижу и всё слышу" и тогда иду вперёд. Бодрое напутствие. Ведь не слепому же идти. Не глухому же знать голоса. (...) Гоголь, который так замечательно описывал битву, который через все тяготы жизни шёл к великому и светлому, он-то знал, что знание опасностей есть предохранение от страха»2.

«...Теперь в Гималаях, когда радио даёт "Запорожца за Дунаем"3, яркой, красивой чередой проходят картины Украйны, — писал Н.К. Рерих в 1947 году. — Встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба, сердечное дружество сплетается с созвучиями Украйны. Да, великое благо — братство народов. Там, где упало такое зерно плодоносное, уже будет жить мысль о мире, о сотрудничестве, о геройстве и самоотвержении. Лишь бы посеялось зерно Братства. (...) От первых классов возлюбили Гоголя, и запомнились слова Тараса Бульбы о товариществе: "Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство. Вот на чём стоит наше товарищество. Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить может русская душа — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, что ни есть в тебе... Пусть же знают, что такое значит в русской земле товарищество!"

Вспомним лучшие слова о всех народах великой семьи всесоюзной. Пусть ничто злое не коснётся всенародного строительства. (...)

Украйне — любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным Народам»4.

«...Повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Они были произнесены ровно сто лет тому назад. Не устарела мысль Гоголя. Не устарел его полнозвучный язык. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя. Слушаем: "Для русского теперь открывается путь, и этот путь — есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России...

Но прямой любви ещё не слышно ни в ком, — её нет-таки и у вас. Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается; в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви — это разве только одно слишком отдалённое ещё её предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с нею можно всё сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдёте, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмёте, предпочитая одну крупицу деятельности на нём всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни. Нет, вы ещё не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев...

Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".

И через сто лет дала Русь ответ: "Вперёд, вперёд, вперёд! Во благо человечеству!"»5

Материал подготовила Н.М. Кочергина


1 Рерих Н.К. Полвека // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 149.

2 Рерих Н.К. Напутствие // Там же. С. 256.

3 Опера украинского композитора С.С. Гулак-Артемовского (1813 – 1873).

4 Рерих Н.К. Украина // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 570.

5 Рерих Н.К. Любите Родину // Там же. С. 253 – 254.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества