Мысли на каждый день

«Кому много дано, с того больше и спросится».

Рерих Е.И. Письмо от 14.07.1932

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«Её огнём живём и дышим...». К Дню рождения Н.Д. Спириной и Дню Рериховской поэзии

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней)

Наталия Дмитриевна Спирина в беседах с сотрудниками не раз говорила о том, что мы — зачинатели традиций Нового Мира, что всё лучшее и эволюционное, что зарождается сейчас, в будущем будет процветать, и для эволюционной жатвы нужен посев зёрен Нового Мира. И когда Наталию Дмитриевну благодарили за то Дело, которому она посвятила свою жизнь, она говорила, что делает его не сама и всю нашу благодарность передаёт вверх по линии Иерархии — своему руководителю Борису Николаевичу и далее — Рерихам и Великому Учителю.
Одна из замечательных традиций Нового Мира, которая с каждым годом набирает силу, — празднование 4 мая Дня рериховской поэзии. Ежегодно в журнале мы помещаем репортажи о том, как проводится этот замечательный праздник, который неизменно сопровождает высокая поэзия, музыка, красота слова и радость сердец. В последние годы в Дне поэзии принимают участие всё больше поэтов и наших друзей из разных городов и стран. Многие присылают видеоприветствия, поэтические поздравления, которые звучат в этот день наряду с выступлениями друзей, находящихся в музее. В этом году наши единомышленники из Керчи, Севастополя, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Нягани, Мысков, Кемерова и многих других городов, а также из Казахстана, Германии, Израиля и Киргизии прислали к празднику приветы сердца и «цветы признательности» Наталии Дмитриевне Спириной.
В концертном зале музея звучат стихи, посвящённые Наталии Дмитриевне и её поэзии. Каждый год приносит нам новые поэтические жемчужины, в которых — любовь и признательность, стремление выразить невыразимое обычными словами:

Стихи повсюду прорастают,
Стихами веет небосвод,
И волн свободная стихия
Свои созвучия несёт.
                                                                                                                                                                      (Надежда Пястолова)

В стихотворении Евгении Нестеровой «Свет Мая» говорится о чуткости и торжестве природы во время прихода в мир Поэта:

Май отмечен особенным Светом,
В мае тысячи знаков в пространстве,
И природа цветистым убранством
Знаменует Рожденье ПОЭТА.

Людмила Ефимова сравнивает явление духовно озарённого Поэта с высоким небесным присутствием:

Подобно маяку, светящему во тьме,
Дорогу указует, направление.
Она в мятежном мире, полном суеты, —
Как Ангела Небесного явление.

Эту тему продолжает художник Анатолий Веселёв, описывая облик Наталии Дмитриевны:

Ваш облик нам знаком, как Лик иконостасен,
И головы наклон, и светлый взгляд прекрасен,
И прядь седых волос высокий ум венчает,
В чертах лица любовь смиренью отвечает...

Про магнит сердца в своём стихотворении, посвящённом Наталии Дмитриевне Спириной, возвышенно пишет Надежда Бурцева:

Магнитом сердца, вдохновеньем
В сердцах созвучных устремленье
Зажгла и в круг их собрала,
Сплотила, мудро повела
К Учения Света постиженью.
Пример всей жизнью подала,
Как знанья воплощать в дела —
Они Даны для применения!

Свою признательность Ведущей за дар вдохновения выражает Пётр Варкентин:

Полнострунный голос Лиры братской
Чисто прозвучал в урочный час.
Стольный град России Азиатской,
Вновь Новосибирск встречает нас. (...)
За полёт души, за вдохновенье
Мы Ведущую благодарим!
 
Александр Шапошников пишет о том, что пробуждение души и любовь к Наталии Дмитриевне ведут в Новый Мир:

Кто сердце и глаза открыл лучам Лампады,
Во мраке многим ставшей Маяком,
Тот принял Дар её как высшую награду.
Кто любит и кому другой любви не надо,
Тот, истинно, придёт в Мир Новый, в Отчий Дом.

Татьяна и Сергей Деменко пишут о том, что именно встреча с Ведущей приближает нас к огненному будущему:

И нам легко идти вперёд —
Пред нами путь уже распахнут!
Спасибо Той, что нас ведёт
И сердца Свет нам отдаёт,
Приблизив огненное Завтра!

О том возвышенном и обновлённом состоянии Природы и мира, которое грядёт, пишет Ирина Сереброва:

Неугасимая заря
Окрасит небосвод,
И солнце, новый день творя,
На подвиг позовёт.

Каждый год 4 мая сотрудники делятся драгоценными воспоминаниями о Наталии Дмитриевне, о её отношении к поэзии и к поэтам. Юлия Цыганкова рассказала об одном из стихотворений Марины Цветаевой — поэта, высоко ценимого Наталией Дмитриевной:
«Приближается 4 мая, к нему все готовятся, вспоминают любимые стихи Наталии Дмитриевны, её любимых поэтов. Сегодня я приготовила для прочтения стихотворение Марины Цветаевой "Тоска по Родине". Наталия Дмитриевна особенно выделяла Марину Цветаеву среди поэтов Серебряного века, говорила, что она огненный поэт, и особенно восхищалась её мастерством. Поэзия складывается из рифмы, ритма и образов, и у Цветаевой, по словам Наталии Дмитриевны, всё это на высочайшем ­уровне. Её стихи-прозрения, стихи, выражающие особую интенсивность чувств, привлекали Наталию Дмитриевну. Она любила и часто читала её стихи. Когда мы гуляли с Наталией Дмитриевной по Цветному проезду, по рябиновой аллее, она просила брать с собой стихотворение "Тоска по Родине" и учить его наизусть. Тогда у меня не получилось выучить его. А сейчас я выполняю просьбу Наталии Дмитриевны и прочту это стихотворение».
Наталья Кочергина рассказала о том, как Наталия Дмитриевна раскрывала глубинную суть стихов на примере поэзии Лермонтова:
«Все мы любим стихи Лермонтова, какие-то из них помним ещё со школьных лет. Но того Лермонтова, которого знала Наталия Дмитриевна, которого она любила, — как духовидца, патриота, как "поэта, близкого к ангелам", — такого Лермонтова мы открывали для себя именно в общении с ней. Как же Наталия Дмитриевна открывала нам эти новые грани? — Она читала свои любимые стихи. При этом что-то поясняла, комментировала, восхищалась отдельными строками, выражениями, образами. Помню, на её столе всегда лежали две книги: одна — Евангелие, а вторая — небольшой сборник стихов Лермонтова, изданный ещё в начале прошлого века, который Наталия Дмитриевна хранила с детских лет. Все стихи этого сборника она любила и часто читала их наизусть. А первым в её исполнении я услышала стихотворение "Спор" — как говорила Наталия Дмитриевна, одно из её любимых стихотворений Лермонтова. Поэтому сегодня мне захотелось прочесть его и немного о нём сказать.
Написано оно в форме баллады. Здесь передана беседа двух высочайших гор Кавказа — Казбека и Эльбруса, и в ходе этой беседы перед нами разворачивается целая историческая картина. Наталию Дмитриевну восхищало, как поэт буквально в четырёх строках описывает ту или иную страну Востока: несколько ярких штрихов — и перед нами возникают Грузия, Персия, Палестина, Египет...
На первый взгляд, Лермонтов рисует здесь картину завоевания Кавказа русскими полками под командованием генерала А.П. Ермолова. Однако смысл баллады более глубок. Здесь противопоставляется два мира: Восток, погружённый в многовековой сон, и Север — Россия. Противопоставляя Север "дряхлому Востоку", поэт создаёт яркий образ России как могущественной державы — молодой, сильной, ведомой вождём, испытанным в суровых битвах. При этом Россия в своём неудержимом движении уподобляется природной стихии, которая движется как лавина, и ничто в мире не в силах её остановить. Так в этом произведении отразилось мировоззрение поэта, его гражданская позиция и предвидение великой роли России на мировой исторической арене — как главной движущей цивилизационной силы.  А в наши дни, в свете происходящих событий, это стихотворение наполнилось новым глубинным смыслом и зазвучало по-новому. Спасибо Наталии Дмитриевне за эти удивительные открытия!»
В этом году в СибРО к маю вышло миниатюрное издание «Любовь — самый мощный магнит...». Представляя его, Татьяна Деменко сказала:
«Наверное, уже многие знают о выходе этой чудесной миниатюрной книжечки. Это "Капли" Наталии Дмитриевны — те, которые она посылала Елене Ивановне Рерих и в ответ получила высокий отзыв. Все шестнадцать "Капель" собраны в этой маленькой книжечке.
Вообще "Капли" — это удивительнейшее явление в современной поэзии, аналогов которому нет. Многие говорят, что читают "Капли" как молитвы, также для многих они являются связью с Высшим Миром, они — чистое выявление духа в поэзии».
Конечно же, на празднике звучали «Капли» Н.Д. Спириной. Их будут читать многие поколения взыскующих красоту и чистоту Слова. И к счастью, у нас есть благодатная возможность слушать «Капли» в исполнении автора. Своими воспоминаниями о том, как и в каких условиях проходила запись этих стихов, поделился Сергей Деменко:
«Немного расскажу, как всё это было. Основные записи были сделаны в 1996 – 1999 годах. Долго и непросто проходила запись стихов — тех стихов, которые сегодня мы слышим в музее каждый день, они звучат и во многих наших сюжетах и программах. Сложность заключалась в том, что очень трудно было составить график этих записей, и он растянулся на целых четыре года, потому что всё время мешали какие-то обстоятельства, связанные в основном с самочувствием Наталии Дмитриевны.
Она настолько трепетно, настолько серьёзно готовилась к каждой записи, что помешать могло малейшее подозрение на то, что голос будет дрожать или дикция будет нарушена. Нередко у Наталии Дмитриевны хватало сил только на то, чтобы ­записать очередное "Слово" для "круглого стола", а на дополнительные записи их уже не хватало. Бывало, настроим аппаратуру, начинается запись, и тут Наталия Дмитриевна просит всё остановить, говорит: "У меня сил нет". Но что-то надо было делать, и я говорил Наталии Дмитриевне: "Ведь народятся новые поколения, они сейчас уже нарождаются, и им надо слышать, как в Вашем исполнении звучат стихи, которые Вы принесли, а мы ничего не сможем им дать, кроме того немногого, что уже записано. И вот, — говорю я полушутя, — тянут они к Вам свои незримые ручки: где же стихи?" Наталия Дмитриевна: "Тянут?" — Говорю: "Тянут!" — "Надо?" — "Надо!" — "Ну давайте попробуем".
И в результате — одна-две-три "Капли" записаны. Уже маленькая победа, уже маленький шажок вперёд. Бывало, что и по двадцать "Капель" записывали сразу, но это очень редко получалось.
Кроме того, один из разделов сборника "Перед Восходом" — "Беседы с Тобой" — Наталия Дмитриевна вообще отказалась записывать. Она сказала: "Стихи настолько сокровенные, что я не хочу, чтобы это было записано даже в моём исполнении. Пусть их люди только читают". Поэтому не удивляйтесь, что стихов этого раздела нет в записи.
Как происходила запись: я приезжал, привозил аппаратуру. Вначале было много аппаратуры, но позже у нас появилась маленькая портативная видео­камера с хорошим микрофоном. Наталия Дмитриевна удивлялась, что, оказывается, рядом стоит почти незаметная видеокамера, и на неё можно записывать звук. Иногда помимо аудио- удавалось сделать и видеозаписи — это было в те моменты, когда мы вместе с Наталией Дмитриевной прослушивали запись, и сейчас вы эти кадры увидите.
И ещё хочу отметить другой момент, усложнявший процесс записи: это постоянно возникающие звуки — то соседи начинают ремонт, то собака залает под окнами, то кто-то в дверь постучит, несмотря на то что мы даже вывешивали табличку: "Не беспокоить, на звонок не нажимать". Даже звонок приходилось заклеивать. Всё это тоже усложняло и удлиняло процесс записи, и тем не менее бо'льшую часть стихов и "Слов" нам удалось записать, они были зафиксированы. Так был создан этот аудиоархив — то, что мы оставим следующим поколениям».
Присутствующие окунулись в просмотр сюжета, подготовленного к этому празднику студией СибРО, — «Рождение видеоархива СибРО. Запечатлённые мгновения». Этот сюжет сложился из документальных кадров, записанных именно тогда, когда рождался аудиоархив Наталии Дмитриевны.
Сергей Деменко: «Духовная преемственность, звенья иерархической цепи... Это отразилось и в поэтической преемственности. Так, мы можем говорить, что истоком поэтического вдохновения у Наталии Дмитриевны являлась, прежде всего встреча с духовным учителем, Борисом Николаевичем Абрамовым, который, в свою очередь, тоже писал стихи. Более того, он является учеником художника, мыслителя и поэта Николая ­Константиновича Рериха. Думаем, что поэтические Записи у Бориса Николаевича получались тогда, когда мысль Учителя совпадала с его внутренним ритмом и вместо прозы получались стихи, которые мы находим в "Гранях Агни Йоги"».
Татьяна Шумеева прочла несколько поэтических фрагментов, которые Борис Николаевич Абрамов принял от Великого Учителя Света.

Я вашего счастья недремлющий страж.
Я жизни тяжёлой отрада.
Я Майи прельщенья Сжигаю мираж
и тьмы Разрушаю преграды.

                                                                                                                                                                           (Грани Агни Йоги. 1954, 368)
Татьяна Георгиевна выразила надежду, что в будущем все стихотворные строки из Записей Бориса Николаевича Абрамова будут собраны и изданы отдельной книгой.
Продолжила тему поэзии Б.Н. Абрамова Ирина Водопьянова стихотворением «Напутствие».
Друзья из Рериховского Общества Кыргызстана прислали видеозарисовку, в которой прозвучали стихи Н.К. Рериха, Н.Д. Спириной, других поэтов.

Каждая такая поэтическая встреча неизменно наполняет наши сердца вдохновением, затрагивает какие-то особые струны души, приносит благодатный озон Высших Миров. Только раз в году, 4 мая, мы встречаемся с такой концентрацией высокой поэзии — в течение нескольких часов звучит поэтическая «Лира солнечных струн». И каждый раз мы неизменно чувствуем, что становимся немного другими, поднимаемся над собой и над миром, и действительно, на это время «отступают голоса не столь значительного быта». Всё это побуждает к творчеству, совершенствованию, устремляет в Будущее. Май поистине «отмечен особенным Светом, что ведёт нас к Эпохе суждённой!»
Завершая праздник, Татьяна Деменко сказала: «Мы с вами поучаствовали ещё в одном поэтическом мгновении, перевернув страницу духовного поэтического календаря — календаря Новой Эпохи, как когда-то точно отметил Сергей Деменко. "От Мая до Мая" — это наш поэтический год, и поэтому мы не прощаемся, но лишь перелистываем календарь. Мгновения есть только на Земле, в Высших Мирах мгновений нет, есть только вечное Ныне. Поэтому — перелистываем страницу нашего календаря и продолжаем жить, творить и трудиться. Всем спасибо за участие, за поддержку, за стихи, и до следующего поэтического мгновения в мае следующего года!»


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске