9 октября 2024 года исполнится 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Идеи великого художника и мыслителя XX века продолжают жить и волновать умы и сердца наших современников. Свидетельством тому является ряд значимых мероприятий в нашей стране, посвящённых юбилейной дате. Среди них — грандиозная выставка картин Н.К. Рериха в Третьяковской галерее, которая привлекает огромное число посетителей. Одним из больших событий 2024 года в культурной жизни России называют запланированную на 23 марта премьеру оперы А.В. Чайковского «Милосердие» по одноимённому произведению Н.К. Рериха, которая состоится в московском концертном зале «Зарядье». Знакомясь с появляющимися публикациями, связанными со знаменательной датой, мы видим новую волну интереса к имени, жизни и творчеству Николая Рериха.
В Новосибирске юбилейный год начался с открытия 23 января выставки «Рерих и театр» в Доме учёных Сибирского отделения РАН. Впервые эта выставка (совместный проект новосибирского Музея Н.К. Рериха и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, г. Москва) была представлена в Музее Н.К. Рериха 9 апреля 2022 года*. Затем она прошла по городам Кузбасса, Тюменской области, Урала, повсюду вызывая большой интерес и самый живой отклик. И вот, вернувшись на короткое время в Новосибирск (перед тем как отправиться в Ярославль), по приглашению руководства Дома учёных выставка развернулась в этом культурном центре новосибирского Академгородка.
Для сотрудников Сибирского Рериховского Общества это стало поистине знаковым событием — открыть юбилейные мероприятия, посвящённые Н.К. Рериху, в Академгородке. Ведь именно здесь несколько десятилетий назад прокладывались первые пути к познанию тех духовных сокровищ, которые оставила нам семья Рерихов. Здесь прошли первые выставки полотен Н.К. и С.Н. Рерихов и начинала свою просветительскую деятельность Наталия Дмитриевна Спирина; здесь зарождалось рериховское движение в Сибири.
В экспозиции выставки, посвящённой театрально-декорационному творчеству Н.К. Рериха, представлены репродукции эскизов декораций и костюмов к спектаклям, в оформлении которых принимал участие художник. Главной её идеей является раскрытие вклада Николая Рериха в театральное искусство и в целом в культурную жизнь России XX века. Выставка дополнена архивными материалами из фондов СибРО: в витринах расположились книги, афиши, буклеты — свидетели проходивших здесь мероприятий, уже ставших историей культурной жизни Дома учёных, который в этом году отмечает своё 60-летие, а также рассказывающие о подвижнической деятельности Н.Д. Спириной.
Ещё одной важной составляющей открывшейся выставки стала картина Н.К. Рериха «Победа», для которой в Выставочном зале было отведено отдельное пространство. Эта картина — дар Святослава Николаевича Рериха и гордость Дома учёных СО РАН, где она теперь находится.
Выставку «Рерих и театр» открыла Ирина Викторовна Бич, заведующая выставочным сектором Дома учёных: «Мы рады этой замечательной и очень значимой выставке, которая открывает год 150-летия выдающегося русского художника — Николая Константиновича Рериха. Всё созданное им — это наследие, принадлежащее всей мировой художественной и духовной культуре.
Мы очень благодарны Сибирскому Рериховскому Обществу за решение провести эту выставку в стенах нашего Выставочного зала, так как нас очень многое связывает с именем этого выдающегося художника. Сегодня мы будем говорить о театрально-декорационном творчестве Н.К. Рериха; это особая страница в его жизни и деятельности: художнику удалось очень глубоко затронуть тему театра в своём искусстве».
Гостей приветствует Галина Германовна Лозовая, директор Дома учёных: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем этот год с уникального проекта и стартуем наравне с большими музеями. Как вы знаете, сейчас в Третьяковской галерее открылась выставка, посвящённая Н.К. Рериху, которая будет работать до 10 марта. Там, конечно, грандиозная выставка, но и у нас выставка замечательная. Мы давно сотрудничаем с Сибирским Рериховским Обществом и рады, что эта выставка состоялась.
Сегодня мы знакомим вас с одной из граней таланта выдающегося учёного, художника, мыслителя, творчество которого трудно переоценить. Вы знаете, что в Доме учёных мы очень давно храним вот это сокровище — картину Н.К. Рериха "Победа", которой очень гордимся и которую редко выставляем. По случаю юбилея Дома учёных и юбилея Н.К. Рериха мы решили представить её в Выставочном зале.
Рерих прошёл большой путь — из России в Европу, затем в Америку и закончил его в Азии. Этот человек-мыслитель много размышлял и много писал. Находясь здесь, в храме науки — в Доме учёных, хочу прочитать некоторые цитаты. 1935 год: "...наука вынуждена будет направить свои исследования в сторону духовности. Истинно, загорается заря Новой Эпохи признания Духа"**. 1948 год: "Человек должен осознать, что не только его судьба, но и судьба планеты в его руках. Необходимо пробудить хотя бы некоторое понимание о зависимости существования планеты от нравственного уровня её человечества"***.
Мы с вами, как никто другой, понимаем, что такое духовность и нравственность, и знаем, что в наше время отсутствие этого понимания, отсутствие стремления сохранить традиции нравственности и духовности приводят к развалу. Сейчас мы видим, что некоторые этого понятия даже боятся. Поэтому прекрасно, что Россия-матушка утверждает духовный и нравственный путь. Мы с вами храним наследие Рериха и, я надеюсь, будем сотрудничать и осуществим ещё много проектов».
Ольга Андреевна Ольховая, исполнительный директор СибРО и Музея Н.К. Рериха, в своём выступлении рассказала об основных событиях, связанных с именем Н.К. Рериха и имевших непосредственное отношение к Дому учёных СО РАН: «Очень символично, что первая юбилейная выставка Рериха пройдёт именно здесь, в Доме учёных. Об отношении Н.К. Рериха к Сибири говорят такие его строки: "Влечёт к себе Сибирь великая. Здесь будет оплот эволюции". Роль сибирских учёных в популяризации имени Рериха и всего его наследия совершенно особенная — они первыми на весь мир сказали о значимости многогранного творчества всей великой семьи Рерихов. Началось всё с выставки картин Николая и Святослава Рерихов, которая прошла здесь, в Доме учёных Академгородка, с 4 июля по 15 августа 1973 года, — как подчёркивалось в газетных статьях, "по просьбе Дома учёных". Большой зал, в котором проходила выставка, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты. Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали, и в зале Рерихов постоянно шли экскурсии, проводимые Наталией Дмитриевной Спириной, которая через много лет, в 1991 году, создала и возглавила Сибирское Рериховское Общество.
В календарном плане Дома учёных на август 1973 года сообщалось, что 2 августа в Музыкальном салоне состоится литературно-музыкальный вечер "Образы Рериха". В программе — стихи и проза Николая Рериха, демонстрация слайдов, любимые музыкальные произведения художника. Сценарий программы разрабатывала Н.Д. Спирина. Вечер имел большой успех и по просьбам посетителей Музыкального салона был многократно повторён.
Наступил 1974-й, юбилейный год Рериха. 100-летие со дня его рождения уже широко отмечалось в нашей стране. 2 октября в Музыкальном салоне Дома учёных прошла программа "Рерих и музыка". Составитель композиции и ведущая — Н.Д. Спирина.
В следующем, 1975 году, 13 июня известный биограф Рериха П.Ф. Беликов прочёл в Доме учёных лекцию "Общественная и международная деятельность Н.К. Рериха".
О 1975 годе надо сказать особо — это касается картины Рериха "Победа", которая сейчас находится в этом зале. С 6 июня по 13 июля 1975 года в Академгородке, в помещении спорткомплекса Новосибирского университета проходила выставка из 112 картин Н.К. Рериха из коллекции Святослава Рериха, младшего сына художника. На её открытии академик А.П. Окладников сказал: "Картины, созданные Рерихом в Индии, стали нам близкими и родными... Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства Сибири".
Сибирские учёные высказали пожелание получить в дар экспонировавшуюся на выставке картину Н.К. Рериха "Победа", на которой изображена священная гора Алтая Белуха. В письме С.Н. Рериху, подписанном академиками А.П. Окладниковым и Б.С. Соколовым, директором Новосибирской картинной галереи М.И. Качальской, педагогом-музыкантом Н.Д. Спириной и восходителями на пик Рериха Е.Г. Великановым и Е.П. Маточкиным, говорилось: "Наш город славится самой большой в Советском Союзе постоянной экспозицией картин Рериха. К сожалению, среди этих работ нет работы, связанной с Сибирью, хотя эта тема была одной из основных в творчестве Николая Константиновича. В связи с этим мы выражаем просьбу подарить для Сибири одну из картин его на сибирскую тематику (если возможно, картину «Победа»). Такой дар явился бы большим подарком к празднованию победы над фашизмом".
В ответ на эту просьбу 19 июня 1975 года из Индии пришла телеграмма: "С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии наук картину Николая Константиновича «Победа». В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего. Прошу передать мой самый сердечный привет коллективу Академии. Святослав Рерих".
1976 год также ознаменовался очень важным событием: именно тогда в Новосибирске было положено начало традиционным всесоюзным, а впоследствии и международным научно-общественным конференциям "Рериховские чтения", объединившим учёных, искусствоведов и исследователей наследия семьи Рерихов. В 1976 году в нашем городе — впервые в Советском Союзе и в мире — состоялись Первые Рериховские чтения. Они открылись 25 октября 1976 года в Доме учёных и были посвящены 50-летию посещения Н.К. Рерихом Алтая. Чтения получили высокую оценку академиков А.А. Трофимука, А.Л. Яншина и других, вызвав большой международный резонанс. Это событие — особая, уникальная страница в истории Рериховского движения.
Выдающийся сибирский учёный-археолог академик А.П. Окладников возглавил оргкомитет Первых Рериховских чтений и взял конференцию под своё покровительство. Организаторами конференции выступили Комиссия по востоковедению при Президиуме Сибирского отделения АН СССР, Институт истории, филологии и философии СО АН СССР и Новосибирская картинная галерея. Одним из главных вдохновителей этого форума, посвящённого Рериху, была Н.Д. Спирина. Открывая I Рериховские чтения, академик А.П. Окладников сказал: "Рериха по праву нужно числить в ряду крупных деятелей русской археологической науки. Он проявил себя перед людьми планеты убеждённым гуманистом — активным и деятельным, мечтавшим о братстве народов и рас, о великом синтезе культур, о слиянии Востока и Запада".
Н.Д. Спирина активно участвовала в работе Музыкального салона и Картинной галереи Дома учёных, проводила мероприятия, посвящённые деятелям мировой культуры. В 1979 году в газете "Вечерний Новосибирск" появляется статья инженера Г. Гаврилова "Когда звучат краски...", рассказывающая о вечере, посвящённом Микеланджело. Малый зал Дома учёных не смог вместить всех желающих. Одна из ведущих вечера — Н.Д. Спирина.
1980 год прошёл под знаком празднования 600-летия Куликовской битвы. Новый сезон в Музыкальном салоне Дома учёных открылся 6 сентября программой, посвящённой этому событию. Н.Д. Спирина на этом мероприятии выступила с докладом.
В этом же году отмечалось 100-летие со дня рождения А. Блока. Наталия Дмитриевна провела в Музыкальном салоне программу "Блок в музыке".
В 1981 году вице-директор Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке З.Г. Фосдик передала в дар сибирским учёным хрустальную статуэтку Будды. В 1997 году, когда началось строительство Музея Н.К. Рериха в Новосибирске, эта статуэтка, хранившаяся в Доме учёных, была передана в дар Сибирскому Рериховскому Обществу и сейчас находится в постоянной экспозиции музея. Безмерна наша благодарность Дому учёных за такой дар!
В том же году Наталия Дмитриевна в Музыкальном салоне Дома учёных проводит программу "Женские образы в музыке, поэзии, живописи".
1983 год ознаменован новой выставкой картин Николая и Святослава Рерихов, проходившей в Новосибирской картинной галерее. На её открытии 27 июля звучит приветственное слово Н.Д. Спириной.
1987-й становится годом расширения международных контактов. Весной 25 американцев во главе с директором Музея Н. Рериха в Нью-Йорке Дэниэлом Энтиным приехали в СССР. В Новосибирске их интересовала коллекция из 60 полотен Рериха в Картинной галерее. Особый интерес вызвало у них посещение Академгородка и Дома учёных, где им показали картину Н.К. Рериха "Победа".
11 – 12 февраля 1989 года в Доме учёных прошла общественная конференция "Культурное и философское наследие семьи Рерихов", посвящённая 110-летию со дня рождения Е.И. Рерих. 2 августа 1991 года в Доме учёных впервые в Советском Союзе состоялась конференция, посвящённая Е.П. Блаватской.
30 апреля 2013 года в Выставочном зале Дома учёных открылась выставка репродукций картин Рериха из новосибирского Музея Н.К. Рериха — "Весть Красоты".
В завершение вспомним слова академика А.Л. Яншина, который ещё в 1970-х годах сказал: "Я лично необычайно высоко ценю инициативу Сибирского отделения Академии наук, поднявшего имя Николая Рериха, проводящего его Чтения и издающего труды этих Чтений. Это, я считаю, очень крупный вклад в развитие мировой культуры".
Мы благодарим руководство Дома учёных за многолетнее, прочное и надёжное сотрудничество».
Сергей Владимирович Алексеенко, академик, научный руководитель Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, председатель Совета Новосибирского Дома учёных: «Уважаемые, дорогие коллеги, нет необходимости говорить о значимости сегодняшнего события — открытия выставки Рериха. Конечно же, все Рериха знают, все его любят, но у каждого своё восприятие. И у меня оно тоже своё. Во-первых, мне действительно нравятся его картины, они очень доходчивые, хорошо воспринимаются. А ещё, видимо, важно и то, что я побывал практически во всех местах, где был Рерих. Имеется в виду Индия: Калькутта, Бомбей, Мадрас. Также в Тибете я проехал по тому пути, где проходила первая Азиатская экспедиция Рериха. Мне даже удалось побывать в Лхасе, что Рерих не имел возможности осуществить. Оттуда я привёз много фотографий, снимал именно те места, которые есть на картинах у Рериха. Поэтому, конечно, на меня невероятно большое впечатление производят его картины. Больше всего я знаю его пейзажи индийские и, конечно же, Древнюю Русь, а вот театральное искусство мне меньше известно. Для меня это открытие, и я получаю истинное наслаждение. Спасибо организаторам этой выставки, и давайте наслаждаться великим искусством!»
Людмила Толстихина, куратор выставки «Рерих и театр», рассказала о её основной идее: «Деятельность Н.К. Рериха весьма многогранна. Как сказал о Рерихе академик А.П. Окладников, "сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях". Всё огромное разностороннее творческое наследие Николая Константиновича никому ещё не удалось охватить, не говоря уже о том, чтобы полностью изучить.
Театральные работы Рериха — это тоже большой интереснейший пласт его творчества. Театр был очень значим для художника. Это открытие мы сделали благодаря трудам Е.П. Яковлевой — главного специалиста в области театрально-декорационного творчества Рериха, доктора искусствоведения, автора монографии "Театрально-декорационное творчество Н.К. Рериха" и многочисленных статей на эту тему.
Многие русские и зарубежные искусствоведы, современники Рериха, называли его прирождённым мастером театрально-декорационного искусства. Отметим, что художник брался за оформление только тех спектаклей, которые отвечали кругу его интересов. Это темы, связанные с языческим миром славян, Древней Русью, русской историей XVI – XVII веков, западным Средневековьем, Востоком.
В начале XX века именно художники, стремящиеся показать миру культурные достижения России, среди которых был и Н.К. Рерих, сплотили вокруг этой идеи композиторов, артистов, театральных деятелей. Это культурное сообщество объединялось также стремлением к синтезу искусств.
Идею синтеза искусств Рерих реализовывал не только в театре, но и в Рисовальной школе в Петербурге, директором которой он был, и в Институте объединённых искусств, который по его инициативе был создан в Нью-Йорке.
В театре Николай Константинович испытал радость, которую даёт совместное творчество: "Всегда тянуло к коллективной работе, а где же она ближе, нежели в театре. Оттуда — Станиславский, Немирович-Данченко, Стравинский, Фокин, Нижинский, Санин. Эти встречи остались среди лучших воспоминаний". "Да, это сотрудничество было настоящей радостью!"»
Юрий Миронович Лаевский, профессор, доктор физико-математических наук (Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН): «Я очень рад, что наш вернисаж превратился в полноценную конференцию с серьёзными докладами. По описанию ретроспективы деятельности Наталии Дмитриевны Спириной у меня небольшой комментарий: когда Святослав Николаевич привёз сюда более ста картин и в спортивном комплексе университета была грандиозная выставка — такой выставки никогда в Советском Союзе не было, — Наталия Дмитриевна дневала и ночевала на этой выставке. Это был совершенно удивительный, скромный человек; она много рассказывала про Харбин, откуда приехала, общение с ней доставляло огромное удовольствие. То, что они устраивали с Евгением Маточкиным концерты в Доме учёных, — это внешнее, очень интересное проявление. Но её внутренний мир, общение с ней — это было нечто удивительное. Хочу упомянуть ещё одну сподвижницу — Веру Яковлевну Кашкалда. Она работала хранителем в Новосибирской картинной галерее, в которой находится одна из лучших коллекций Н.К. Рериха, и была значимой личностью.
Почему я вышел к микрофону? Вот висит знаменитый рериховский флаг — Знамя Мира. Такой флаг я сшил сам, своими руками, и он был поднят на Белуху — это самая высокая точка на Алтае; он там и остался. Такие эпизоды очень важны для понимания, что происходило в Академгородке в определённое время в связи с именем Николая Константиновича Рериха.
Я благодарен организаторам этой выставки. Театральная деятельность Н.К. Рериха — малоизвестный период в его творчестве. Большое спасибо, что вы так всё это представили, описали, это весьма интересно. Я вас поздравляю!»
***
Выставка «Рерих и театр» состоит из отдельных тематических блоков, в каждом из которых представлены репродукции эскизов декораций и костюмов к театральным постановкам произведений известных композиторов и драматургов.
«Римский-Корсаков — явление незаменимое, и рады мы были узнать, что Русь воздаёт ему заслуженный почёт», — писал Н.К. Рерих. Как художник он оформил около половины всех опер Н.А. Римского-Корсакова. На выставке представлены работы Н.К. Рериха к операм «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — к этой постановке Рерих создал эскиз занавеса «Сеча при Керженце». На нём изображена «живая трепещущая сцена: в напряжённой клокочущей битве сошлись русские и татары, стремительно мчались всадники, тревожно клубились облака, отражаясь в озере причудливыми формами исчезнувшего града Китежа» (В.П. Князева). Это декоративное панно восторженно принималось зрителями.
В разные годы Рерих четырежды обращается к оформлению оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Композитора и художника сближало глубокое чувство любви к Родине, тяготение к истории и древности, а в творчестве — к эпическому жанру и монументальным формам. В 1909 году балет «Половецкие пляски» в рамках Русских сезонов (позже он фигурировал и в показах полной оперы «Князь Игорь») поразил зрителей парижского театра Шатле гармоничностью слияния музыки, живописи и хореографии. Декорация «Половецкий стан» Н.К. Рериха со временем стала классикой театральной живописи.
Балет «Весна Священная» И.Ф. Стравинский посвятил Н.К. Рериху, который принял участие в его создании и как театральный художник, и как либреттист. Музыка балета произвела на Николая Константиновича сильное впечатление — художник воспринимал её как «непосредственное общение с землёю». «Она полна какого-то общего доисторического проникновения», — писал он. По мысли Рериха, эта вещь должна была стать «первой попыткой, без определённого драматического сюжета, дать воспроизведение старины». Четыре раза обращался Н.К. Рерих к оформлению этого балета для театров Парижа, Лондона, Филадельфии, Милана, Стокгольма.
Премьера пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» на сцене Московского художественного театра в 1912 году стала праздником кисти Н.К. Рериха. Эскизы, созданные им к этой постановке, ценны сами по себе — в них нашли отражение основные черты живописи Рериха: монументальность, особый и богатый колорит, сказочная романтика. Художник никогда не был в Норвегии, но творческая интуиция помогла ему передать дух этой северной страны.
Вдохновенно работал Н.К. Рерих над оформлением драм бельгийского драматурга и писателя Мориса Метерлинка — «Принцесса Мален» и «Сестра Беатриса», получив одобрение самого автора. На выставке представлены эскизы декораций к «Принцессе Мален». Метерлинк был близок Рериху своими нравственными воззрениями, в его произведениях художник чувствовал «атмосферу напряжённой духовности», пронизывающей мир.
Рериха и его семью даже в трудных экспедиционных условиях всегда сопровождала музыка. Реформатор оперного искусства Рихард Вагнер был любимым композитором Николая Константиновича. На выставке представлены работы художника к операм «Тристан и Изольда» и «Валькирия». Вагнер во многом был близок Рериху, начиная с сюжетов музыкальных произведений, основанных на древних мифах и легендах, до музыкального языка. Его привлекали философская глубина в творчестве композитора, размышления о смысле жизни, о добре и зле, любви и самоотречении. Немецкий критик В. Риттер назвал декорации Н.К. Рериха к операм Р. Вагнера лучшими в мировом изобразительном искусстве.
***
После торжественной части открытия выставки «Рерих и театр» для гостей демонстрировался фильм «Князь Игорь». Авторы этого фильма и ещё ряда других, посвящённых театрально-декорационному творчеству Н.К. Рериха и созданных для сопровождения выставки, — сотрудники Московского представительства СибРО Елена и Александр Кочергины Затем Л.А. Толстихина провела экскурсию. С большим интересом посетители слушали экскурсовода, не только прекрасно владеющего темой, но и умеющего просто и увлекательно раскрыть её.
В тот же день в Книге отзывов посетители оставили свои впечатления.
«Выставка, без преувеличения, замечательная! По информативности, красоте, "густоте" и богатству представленного материала, который сопровождался профессиональными и подробными комментариями экскурсовода Людмилы Александровны, редко с чем её можно сравнить. Экспозиция выставки, само её оформление представлены с поразительным чувством красоты, знанием предмета и любовью к Мастеру... С огромной благодарностью к сотрудникам Музея, просветительская деятельность которого бесценна!» (Е.Е. Малинина, востоковед).
«Что можно сказать про выставку? Рерихи — это всегда восторг! Радость, до трепета в сердце! Дом учёных, ставший уже почти родным, как всегда, всё организовал на хорошем уровне! Приятно, что возрождается интерес к Востоку и всему, что связано с именем Рерихов. Очень хотелось бы, чтобы по завершении юбилейного года этот интерес не ослабел. Что можно сказать про выставку "Рерих и театр"? Театральное творчество — яркая полоса в творчестве Н.К. Рериха. Хорошая подборка работ Н.К. Рериха, интересные материалы о данном периоде его жизни, плюс талантливая экскурсовод и хорошее освещение создали настоящий праздник!» (В. Кондюрин).
* См. журнал «Восход», 2022, № 6.
** Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 611 (25.10.1935).
***Там же. Т. 8. М., 2008. С. 102 (13.10.1948).