Мысли на каждый день

Вся эволюция зиждется на утончении.

Беспредельность, 774

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ЛЕВ ТОЛСТОЙ О ЕДИНСТВЕ МИРОЗДАНИЯ

Автор: Толстой Л.Н.  



Теги статьи:  Лев Толстой
«Всё живо, и во всём живёт одно...»1

«Все существа — отдельные проявления сознания. И земля, и материальный мир, должно быть, имеют сознание, только оно нашему пониманию недоступно»2.

«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это — воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землёй. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем»3.

«Нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы»4.

«Когда живу для себя, страдаю. Когда есть сознание, что живу для Целого, тогда я легко переношу страдания»5.

«Мы все, одно и то же Начало, разделены, и наше дело, дело нашей жизни — соединяться в Боге»6.

«Избегай всего, что разъединяет людей, и делай всё то, что соединяет их»7.

«...Все люди не только братья, равные между собою, но во всех них живёт один и тот же дух Божий. Тела людей разделяют их между собою, но тот дух, который живёт в них, соединяет их, и это единство душ мы познаём любовью»8.

«...Вспомнил так живо милого мальчика Николашу, что мне представилось, что я — он, что я улыбаюсь его улыбкой, блещу его глазами. Так это бывает, когда любишь. Разве это не явное доказательство того, что во всех нас живёт один дух и что любовь уничтожает разделение»9.

«Если люди серьёзно и искренно ответят себе на вопрос о смысле жизни, то они непременно совпадут центрами, а совпав центрами, совпадут всеми радиусами. Совпавши же радиусами, охотно откинут всё то, что разделяет их. То, что одни окружности больше, другие — меньше, не помешает согласию»10.

«...Если мы живём для Бога, а не для себя, то мы неразлучны»11.

«...Благо отдельного человека только тогда истинное благо, когда оно благо общее. (...) ...Жизнь только в отречении от личности...»12

«Братство естественно, свойственно людям»13.

«...Самое невыгодное (экономически, да и всячески) расположение людей такое, когда человек работает для себя одного, защищает, обеспечивает себя одного. Я думаю, что если бы так было, если бы не было групп, хоть семьи, где люди работают для других, то люди не могли бы жить. Самое выгодное устройство (экономическое, да и всякое) людей такое, при котором каждый думал бы о благе всех и беззаветно отдавал бы себя служению этому благу. При таком настроении всех каждый получит наибольшую долю блага. (...)

...Всякий ребёнок знает, что самое выгодное для всех было бы то, чтоб каждый заботился об общем деле и потому был бы обеспечен, как член общего...

Наивыгоднейшее устройство всех получится не тогда, когда целью каждого будет стоять выгода, земное благо; оно получится только тогда, когда целью каждого будет стоять благо, независимое от земного, когда каждый от сердца скажет: блаженны нищие, блаженны плачущие, гонимые. Только тогда, когда каждый не будет искать блага земного, когда будет искать духовного, всегда совпадающего с жертвой, проверяемого жертвой, только тогда получится наибольшее благо всех»14.

«Совершенно ясно, что выгоднее всё делать сообща, но рассуждения для этого недостаточно. Если бы рассуждение было достаточно, то это давно бы уже было. То, что это видно по капиталистам, не может убедить людей жить сообща. Кроме рассуждения о том, что это выгодно, надобно, чтобы сердце было готово так жить (мировоззрение было такое, которое совпадало бы с указанием разума), а этого нет и не будет, пока не переменятся желания сердца, то есть мировоззрение людей»15.

«Единение... достигается... только свободным движением всего человечества в приближении к единой истине, которая одна и поэтому одна и может соединить людей»16.

«Будем всеми силами держаться сами, для себя, всей истины во всём том свете, в котором она открылась нам, и этот свет неизбежно будет освещать людей вокруг нас, и эта же истина неизбежно соединит всех нас, если бы мы даже об этом не думали, потому что истина одна, и только она одна прочно соединяет людей»17.

«Как только я начал понимать ход вещей в этом мире, я увидал, что одно только начало взаимного сочувствия обусловливает собой прогресс человечества. Вся история есть не что иное, как всё большее и большее уяснение и приложение этого единственного принципа солидарности всех существ.

Наибольшее, доступное человеку, счастие, самое свободное, самое счастливое его состояние есть состояние самоотречения и любви»18.

«Дело жизни есть единение со всем живым, — прежде всего братство людей, служение друг другу. И это так потому, что мы живы только в той мере, в которой сознаём себя частью всего бесконечного, закон же бесконечного есть это единение»19.

«Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее»20.

«Дороже всего единение, искание единения и пренебрежение всем тем, что может разделять нас»21.

«...Я только недавно сердцем почувствовал... понял, как вера человека (опять если она искренна) не может уменьшить его достоинств и моей любви к нему. И с тех пор я перестал желать сообщать свою веру другим и почувствовал, что люблю людей совершенно независимо от их веры и нападаю только на неискренних, на лицемеров, которые проповедуют то, во что не верят, на тех, которых одних осуждал Христос. Ведь стоит только подумать о тех миллионах, миллиардах людей — индусов, китайцев и др., которые поколениями живут и умирают, не слыхав даже о том, что составляет предмет моей веры. Неужели они мне не братья, одного Отца-Бога дети, оттого, что совсем иначе веруют, чем я, и мне надо разубеждать их в их вере и убеждать в своей? Нет, я думаю, что нам надо прежде всего любить друг друга, стараться как можно теснее сближаться. Чем больше мы будем любить друг друга, тем более мы почувствуем себя едиными в своих сердцах и тем незначительнее покажутся нам несогласия наших умов и слов»22.

«Человечество должно объединиться в одной и той же вере, потому что душа человеческая... лишь кажется многообразной и различной в каждом отдельном человеке, на самом же деле — одна во всех существах»23.

«...При общении с людьми (это самое трудное) помнить о том, что в нём, с кем общаешься, то же самое высшее, святое, чем я живу, и что в общении этом важнее, главнее всех других поводов общения моё духовное единение с ним, достигаемое только одним, если я могу, любовью, а не могу, уважением»24.

«Жизнь всякого человека есть не что иное, как освобождение вечного Божественного Начала, составляющего сущность души, от ложного сознания своей отделённости — личности»25.

«Какое счастье знать, что то, чем я живу, что моё настоящее я ограничивается не одним мною, а живёт вне меня, в людях, совсем далёких по времени и месту и которых я никогда не видал»26.

«Как различны кажутся нам, когда мы думаем только об их вкусе и виде: мелкое, зелёное, жёсткое лесное яблоко и крупное, румяное, нежное садовое. А то, что и в том и другом яблоке не умрёт, то, от чего взялось и то и другое яблоко, одно и то же и в том и другом: яблочное зёрнышко. То же и в людях и во всём живом»27.

«...Признание собою своего отдельного, телесного существа тогда, когда пробудился в человеке разум, есть заблуждение, подобное тому, в котором находилась бы бабочка, выведшаяся из куколки, продолжая признавать собою свою куколку, от которой она уже отделилась»28.

«Личная жизнь — борьба, жизнь разумная есть единение. Личная жизнь есть несогласие, противление жизни мира, жизнь разумная вся в согласии с жизнью мира. Жизнь личная уничтожается смертью. Для жизни разумной нет смерти»29.

Составитель Максим ОРЛОВ,
д. Горваль, Гомельская обл., Беларусь


1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 75. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1929 – 1958. С. 129.

2 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки // Литературное наследство. Из истории русской литературы и общественной мысли 1860 – 1890 гг. Т. 90, кн. 3. М.: Наука, 1979. С. 101.

3 Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. Т. 20. М.: Худож. лит., 1960 – 1965. С. 239.

4 Там же. С. 272.

5 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. С. 88.

6 Там же. Кн. 4. С. 33.

7 Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 20. С. 267.

8 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 82. С. 106.

9 Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 20. С. 264.

10 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 71. С. 356.

11 Там же. С. 262.

12 Там же. Т. 67. С. 270.

13 Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 20. С. 117.

14 Там же. Т. 19. С. 388.

15 Там же. Т. 20. С. 103.

16 Там же. Т. 16. С. 540.

17 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 67. С. 169.

18 Там же. Т. 64. С. 97.

19 Там же. Т. 73. С. 63.

20 Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 18. С. 105.

21 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 77. С. 132.

22 Там же. Т. 74. С. 48 – 49.

23 Там же. Т. 77. С. 38.

24 Там же. Т. 78. С. 176.

25 Там же. Т. 75. С. 227.

26 Там же. Т. 88. С. 41.

27 Там же. Т. 90. С. 214 – 215.

28 Там же. С. 136.

29 Там же. Т. 85. С. 395 – 396.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества