Не слова спасут, но их применение. Мир Огненный, ч.2, 199 |
Люби лист придорожный — он создан Богом.
Понимание в сердце.
Листы Сада Мории. Зов. 15.04.1922
Небо и земля в тумане. Сразу не поймёшь, то ли это облака спустились с неба, то ли дыхание земли уходит вверх. Все облака одного цвета — серо-голубого, не различить границу неба. Они плывут среди домов, среди деревьев, совсем низко, пощупать можно, кажется, рукой. И мелко сыплет манкой дождь, его почти не видно, только сырость чувствуешь вокруг. Воздух сыр, дома, деревья, горы, камни, животные, бредущие домой. Промозгло всё, и нет нигде сухого места. Осень пришла в горы. Но никто и ничто не грустит — Природа-Мать во всём!
Предгорье. Из земли выглядывают большие камни, похожие своими очертаниями на сказочных животных, — как будто стадо огромных верблюдов улеглось немного отдохнуть. Рыжие бока их вылизаны, гладки, а кустарники обрамляют их, словно клоками шерсти.
Природа отдыхает от своих трудов. Лишь местами, между гор, видны далёкие поля с желтеющей стернёй. И снова дали, дали гор. Картины эти оживляют тускнеющие краски осени.
Облака плывут, смешиваясь с дымом из печных труб, и постоянно меняют цвет — от светло-серого, почти белёсого, до очень тёмного, в тон земли. Свет и тень рядом. Всё завораживает, живой мир вокруг, он с нами, мы в нём. Хотя движение так трудно уловить, оно невидимо и незаметно, но оно есть.
Берёзы водят хороводы с пихтами. Они уже сбросили всю листву наземь, и потому так мягко ступает нога. Ковёр из листьев жёлтый, от него светло и солнечно в лесу, хотя сыплет мелкий дождь. Попадаются пеньки, покрытые лишайниками и мхом, и даже на деревьях зелёный мох. Для лишайников дождь в радость, они ярко зеленеют, им прямо благодать! Облепили плотно не только упавшие стволы деревьев, но и живые, растущие, и вросли глубоко в кору. О, как они живучи!
Иногда встречается редкий яркий цветок, как будто лето напоминает о себе, а может, прощается с нами до весны. В мокром лесу то там, то тут видны гроздья красной рябины и уже высохшей черёмухи. Зимой подберётся всё птицами.
Вдоль Катуни берег усыпан гладкой галькой. Камни — словно самоцветы, отливают разными цветами, от тёмной бирюзы до светлой и множеством других оттенков. Что по душе тебе — возьми! Сейчас они открыты — любуйся. Но придёт весна, и зальёт берег бурлящими водами Катуни; словно котёл в печи, будет кипеть вода и мчаться вниз, всё сокрушая. Волны станут набегать на берег с грохотом и шумом. Играть камнями, катая их, перебирая, порой выбрасывая на берег иль унося с собой на дно реки. И этот шум вплетётся своими звуками в песнь вечную Весны. На камень сядет птаха, оглядит кругом всё, да и нырь в воду. Ей ничего не страшно, здесь её дом.
А сейчас всюду красота осенняя, тихая, скромная, но так дорого всё сердцу! Каждый камешек хочется увезти с собой, уж больно красив. Но здесь ему лучше, пусть лежит в своей ямочке-домике.
Отроги гор усеяны камнями, как будто сказочный великан разбросал их повсюду. На них приятно посидеть и оглядеть вершины гор вдали, послушать тишину и просто отдохнуть.
Вдоль гор дымятся трубами печей дома. Пришли коровы с горных пастбищ, стучат в ворота. Здесь даже коровы в цвет осени и камней — палевые и рыже-белые. Дождь не смущает их, гуляют по тропинкам вдоль гор, пасутся.
Так и живёт всё миром — горы, лес, человек и животные. Приноровились.
Окунувшись в этот мир Природы, чудесный, живой, сердце поёт свою песню без слов. Благодарит Сердце Высшее.
Только Он, Создатель, может так прекрасно устроить всё в мире! Спасибо и Слава Ему!
с. Верх-Уймон
Фото Константина Бута