Мысли на каждый день

Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими.

Грани Агни Йоги, 1958, § 673

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ БЕЛИКОВ. ПУТЬ ДУХА

Автор: Полтавская Людмила  



Теги статьи:  Николай Рерих, Наталия Спирина (о ней), Прибалтика, Святослав Рерих, Борис Абрамов, Юрий Рерих, Павел Беликов
Не сам ли дух избрал её когда-то — 
Судьбу свою, свой одинокий путь?
Не сам ли он, торжественно и свято,
Решил дойти и вспять не повернуть?
Не сам ли он избрал свой Идеал,
Звезду свою не сам ли он избрал?!

Н.Д.Спирина

Каждый, приходящий в этот мир, должен пройти свой путь. Перед каждым поставлена своя, особая задача. Цель жизни — осознать, в чём она заключается, и выполнить её. И если, несмотря на всю трудность жизненного пути, все его крутые подъёмы и спуски, человек выполняет данное ему поручение до конца, то жизнь он прожил не зря и цель достигнута.

29 июля 2006 года мы отметили 95-летие Павла Фёдоровича Беликова, одного из самых известных в мире исследователей жизни и творчества Николая Константиновича Рериха. Сын Павла Фёдоровича, Кирилл Павлович, так писал о нём: «Жизнь моего отца... — это непрерывное восхождение к вершинам Духа, восхождение, преобразовавшее не только самого Павла Фёдоровича, но и культурную жизнь России».

В краткой автобиографии, составленной в 1978 году, Павел Фёдорович писал, что он родился 29 июля 1911 года в Нарве (Эстония). Его отец, Беликов Фёдор Александрович, был выходцем из Финляндии. Служил по торговой части, затем имел собственную довольно крупную торговлю. Мать — Беликова Мария Матвеевна (урождённая Аатонен) — ингерманландка из-под Ямбурга (ныне Кингисепп Ленинградской области). Она в основном занималась домашним хозяйством. Детство Павла Фёдоровича прошло в обеспеченной обстановке; он много путешествовал с родителями, был на Кавказе, в Крыму, на Волге, в Москве, в Петрограде. С 1925 года жил в Ленинграде, где закончил Единую трудовую школу II степени (т.е. курс гимназии), а в 1928 году вернулся в Эстонию. После обязательной военной службы в эстонской армии Павел Фёдорович учился в Таллинне на Высших коммерческих курсах, однако кризисное время и безработица не дали ему возможности окончить их и поступить на работу по специальности, поэтому несколько лет Беликов работал на ткацкой фабрике.

Как утверждал сын Беликова, скупые сведения автобио­графии не отражали огромного труда Павла Фёдоровича по самообразованию, увлечённого изучения «многих философских школ и направлений, классической литературы и особенно поэзии. Обо всём этом можно узнать из писем отца к своей будущей жене — моей маме. (...) Во многих письмах к моей матери отец рассуждает о религии, христианстве, Троице, смерти, перевоплощении. Он цитирует высказывания философов, писателей и поэтов. Особенно близки ему Кант, Фёдоров, Гумилёв, Гёте. (...) В 1930-е гг. отец вращается в литературно-художественных кругах Таллинна. Выступает с докладами... Тонко чувствуя и глубоко интересуясь поэзией, он не только выступал с докладами о литературе, но и сам писал неплохие стихи». Особое внимание он уделял изучению Востока, его истории, философии, искусства.

Познакомился П.Ф.Беликов и с творчеством Н.К.Рериха. «Я очень любил искусство Рериха, — вспоминал впоследствии Павел Фёдорович, — высоко ценил его научную, культурную и общественную деятельность, иногда выступал с докладами о нём и хорошо знал, что таких, как я, тысячи в нашем огромном мире. Поэтому при всём своём большом желании я и не помышлял сам писать к нему.

И всё-таки... произошло нечто такое, что можно назвать одним из «чудес Востока». В один прекрасный день я обнаружил в своём почтовом ящике письмо из Индии от... Николая Константиновича Рериха. Можно было, конечно, поверить в «чудо», однако все «чудеса», связанные с Рерихом, имеют, как правило, вполне реальную почву. Позднее из переписки с ним я догадался, что обо мне Николаю Константиновичу сообщил один литератор, проживавший в Таллинне. У самого этого литератора отношения с Рерихом складывались неважно, и, казалось бы, не могло быть ничего хуже, нежели его рекомендация. Однако Николай Константинович почему-то счёл нужным послать мне письмо. Это письмо Рериха очень вдохновило меня и послужило толчком для того, чтобы начать собирать материалы о его жизни, творчестве, деятельности. Так постепенно, с годами у меня сложился большой архив, которым сейчас широко пользуются наши искусствоведы. Этот архив позволил мне написать биографию Н.К.Рериха и принимать активное участие во всём, что связано с творческой деятельностью всех членов его семьи».

 Из автобиографии Беликова известно, что в 1937 году он «устроился на работу в книготорговую фирму «Тээкооль» в Таллинне, при которой было отделение (представительство) от советской книготорговой фирмы «Международная книга». Заведовал отделением русской книги, организовал русские представительства «Тээкооль» с продажей советских книг и периодической печати в Тарту, Нарве, Петсери».

Семью Рерихов очень интересовало всё, что происходило на Родине, и в том числе в области книжного дела. Павел Фёдорович с готовностью выполнял заказы Рерихов, прежде всего Юрия Николаевича, на интересующие их книги.

Позже, в 1957 году, после переезда Ю.Н.Рериха в Советский Союз, состоялась их первая встреча. Павел Фёдорович вспоминал: «В кабинете, заставленном книжными полками, царил полумрак, горела лишь настольная лампа на большом письменном столе. Показав на полки с книгами, Юрий Николаевич сказал: «Чувствуйте себя, как среди старых знакомых, — среди книг много тех, которые вы посылали мне»».

В 1939 году Н.К.Рерих писал П.Ф.Беликову: «Часто мы вспоминаем Вас и радуемся, что Вы стоите около книжного дела. Как это сейчас нужно и какие замечательные мысли у Вас могут зарождаться, наблюдая истинное положение книги и просвещения. Вы находитесь в центре борьбы за Свет и познание. И сколько душевного и неотложного Вы можете сделать во время своей каждодневной работы. К вам придут молодые, и Вы сумеете принять их и отеплить внимательным отношением. Вы разовьёте в себе терпимость и усмотрите в каждом наиболее ценную его черту».

Всю свою последующую жизнь П.Ф.Беликов следовал этому предсказанию-пожеланию. Скольким людям он помог увидеть истинные ценности жизни и посвятить себя служению Общему Благу. Люди тянулись к нему, писали множество писем и неизменно получали обстоятельные ответы.

Одним из самых счастливых моментов в жизни Павла Фёдоровича была его встреча с Галиной Васильевной Маховой, ставшей его спутницей и вдохновительницей. Им посылала «привет сердца» Елена Ивановна Рерих. В письме к одному из сотрудников в Прибалтику она писала: «Получили и фотографии супруги П.Ф.[Беликова]. Очень понравилась она всем нам. Такой вдумчивый и ясный взор! Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения».

По рекомендации Н.К.Рериха П.Ф.Беликов побывал в Риге, где познакомился с руководителем Общества Н.Рериха Латвии Рихардом Рудзитисом. «Не без его влияния он организовал рериховский кружок у себя в Таллинне, стал заниматься распространением литературы, выпускаемой в Риге: трудов Н.К.Рериха и Е.И.Рерих, «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, работ исследователей наследия Н.К.Рериха — художника и мыслителя. Официально Рериховское общество в Эстонии оформиться не успело (Н.К.Рерих сам писал, что спешить не стоит.) Это, вероятно, и спасло эстонских последователей взглядов Н.К.Рериха от преследований в годы сталинского режима».

Павел Фёдорович был вынужден скрывать свои взгляды и заниматься исследованием творчества Рериха подпольно. Имея на руках такой «взрывоопасный материал», как архив Рериха, он всячески заботился о его сохранности.

В 1940 году П.Ф.Беликову предложили возглавить Эстонскую республиканскую контору «Союзпечать». Когда началась война, ему была дана отсрочка от мобилизации. «Предстояло эвакуировать имущество Союзпечати, — писал впоследствии сын Павла Фёдоровича. — Сам же он эвакуироваться не успел: в город вошли немецкие части и отрезали его от гавани, откуда уходили суда с людьми и имуществом. Вскоре кто-то донёс на отца немецкому командованию, его арестовали, но по пути в комендатуру ему удалось бежать. Лесными дорогами добрался он до хутора родителей своей жены, который находился недалеко от Чудского озера. Жизнь в этой глубинке тоже была неспокойной. Чудом избежал Павел Фёдорович немецкой мобилизации... Временами приходилось скрываться в лесу, ибо и среди своих, таких же окруженцев, находились предатели. По доносу одного из них был расстрелян немцами брат мамы. Отец случайно избежал подобной участи».

Павел Фёдорович впоследствии вспоминал, как при встрече с Юрием Николаевичем Рерихом в Москве тот подробно расспросил его о прожитых годах, о том, как отозвалась в его жизни война. «Узнав обо всех бедах и опасностях, которые мне, как и большинству советских людей, пришлось испытать, Юрий Николаевич сказал: «Если Вы после всего этого остались в живых, значит, Вы ещё будете нужны. Я считаю, что все, испытавшие на себе с риском для жизни это трудное время, пригодятся ещё для чего-то важного. Надо так сделать, чтобы пригодиться. Жизнь была продлена авансом, а всякий аванс нужно погашать делами»».

После освобождения Таллинна П.Ф.Беликов был восстановлен в прежней должности начальника «Союзпечати», но в связи с расстроенным здоровьем стал искать работу менее напряжённую и ответственную и поближе к сельской местности. Работал ревизором и бухгалтером на разных предприятиях, а в 1961 году поселился с семьёй в небольшом посёлке под Таллинном, Козе-Ууэмыйза, где занимал должность главного бухгалтера Козесского отделения «Эстсельхозтехники».

Внешне это был «рядовой путь рядового советского человека... — отмечает А.Н.Анненко. — И эти же годы были наполнены творческой деятельностью, равной масштабу деятельности научно-исследователь­ского института. Предмет исследований — жизнь и творчество семьи Рерихов. Время — после работы, в выходные и праздничные дни, во время отпуска. Средства — собственная зарплата. Не имея учёных степеней и званий, он занял одно из ведущих мест в мировом рериховедении».

После войны нужно было фактически заново налаживать контакты. Это было трудное время: имя Н.К.Рериха открыто не произносилось, исследовательская работа в области его творчества под эгидой государственных учреждений не велась. Только во времена «хрущёвской оттепели» Павлу Фёдоровичу удалось наладить контакты с сыновьями Николая Константиновича. «...По основной интересовавшей меня теме долго шёл процесс накопления, — писал Беликов в 1978 году о своей исследовательской работе. — Архив по жизни, творчеству и деятельности известного художника, учёного и международного общественного деятеля Н.К.Рериха стал собирать с середины 1930-х годов. В этой области имел и возобновил в середине 1950-х годов обширную переписку с музеями и обществами имени Н.К.Рериха в США, Великобритании, Индии.

В 1957 году из Индии в СССР возвратился старший сын художника, всемирно известный востоковед Юрий Николаевич Рерих, с которым я переписывался ещё в 1930-х годах. Личные контакты с Ю.Н.Рерихом и его братом, художником Святославом Рерихом, постоянно проживающим в Индии, значительно расширили мой архив. В настоящее время он доходит до 4000 единиц хранения различных документов, публикаций, фотографий в оригиналах и копиях. По существу он является крупнейшим архивом по Н.К.Рериху в Советском Союзе. В связи с этим им широко пользуются советские востоковеды и искусствоведы. Международная гуманистическая и просветительская деятельность Н.К.Рериха и членов его семьи привлекает к себе всё больший и больший интерес во многих странах мира и особенно на его родине в СССР и в Индии, где он жил с 1923 года и где скончался в 1947 году. Исследования в этой области и составляют мои основные интересы и являются основной творческой деятельностью за последние двадцать лет».

Возвращение в 1957 году в Россию Ю.Н.Рериха, а через два года — Б.Н.Абрамова и Н.Д.Спириной, поселившихся в Новосибирске, послужило началом для возрождения отечественного рериховедения. Огромную роль в этом возрождении сыграла та исследовательская работа, которая проводилась П.Ф.Беликовым на протяжении многих лет, и, конечно, собранный им богатейший архив. Все первые публикации о Рерихах в нашей стране основывались на уникальных материалах этого архива.

По воспоминаниям К.А.Молчановой, ближайшей сотрудницы П.Ф.Беликова, «он радовался каждой возможности возрождения Великого Имени и потому делился не только материалами своего архива, но даже отдавал готовые работы тем, кто имел возможность публиковаться. В то время Павел Фёдорович один стал неофициальным Международным Центром Рерихов, связанным с Индией, США, Великобританией, Германией, Болгарией, Румынией, а также разными городами и весями Советского Союза. Однако Павел Фёдорович не имел возможности работать в государственных архивах или за рубежом и свои выводы основывал на глубоком проникновении в содержание трудов Николая Константиновича и Елены Ивановны. Так рождались все его работы.

Если искусствоведы и учёные обращались к жизни и творчеству Рериха лишь эпизодически, то для Павла Фёдоровича это было смыслом и содержанием всей его жизни. Он знал о Рерихе всё до малейших нюансов, став экспертом, к которому Святослав Николаевич направлял обращавшихся к нему. (...) Святослав Николаевич редко и мало кому писал, с Павлом Фёдоровичем же вёл активную переписку и извещал о каждом своём приезде в Советский Союз телеграммой из Индии, приглашая на встречу.

О себе Павел Фёдорович говорил, что он по профессии — экономист, а по призванию — рериховед, и одно другому не мешает, а, наоборот, дополняет. Каждый его день был непрерывным творческим процессом. После напряжённого трудового дня он продолжал работать дома: изучал и сопоставлял события, факты, читал, размышлял, писал — словом, полностью отдавался исследованиям и самообразованию».

Одним из важнейших разделов своей работы П.Ф.Беликов считал составление библиографии литературных трудов Н.К.Рериха, в чём ему помогал вначале сам Николай Константинович, а затем — его сыновья. Это был труд многих лет, если не десятилетий. Своим работам в области библиографии Павел Фёдорович уделял внимания не меньше, чем литературно-критическим трудам.

В 1960-е годы П.Ф.Беликов приступил к работе над рукописью «Рерих-мыслитель». И вдруг ему предложили участвовать в написании книги о Н.К.Рерихе (серия «Жизнь замечательных людей») в соавторстве с ленинградским искусствоведом В.П.Князевой.

Неоценимую помощь оказывал С.Н.Рерих, которому отсылались для проверки отдельные главы из книги. Так, в одном из писем Святослав Николаевич писал: «Дорогой Павел Фёдорович... Для Николая Константиновича искусство жизни было превыше всех ­искусств. (...) Удивительной была жизнь Н.К. и Е.И. Как это нужно всё собрать и бережливо донести. Сколько было у них знаний, широких, истинных. Мысль была свободной, радостной. Только и думали о благе всех, поверх всяких внешних условностей, всяких ветхих ограничений. (...) Пройдёт много времени до полной оценки всего творчества Н[иколая] К[онстантиновича] Воистину он был великим человеком. Прекрасный образ Его как-то особенно светится. Такими должны были быть великие Учителя прошлого. Вся жизнь Его — это служение Добру, человечеству, и кто измерит все неисчерпаемые богатства Его внутренней жизни».

Когда П.Ф.Беликов завершил работу над книгой, С.Н.Рерих, прекрасно понимая всю сложность того времени, поздравил его: «Вы прекрасно справились с очень трудной задачей. Поздравляю Вас от всей души».

Первая полная биография Н.К.Рериха положила начало широкому осмыслению деятельности этого великого русского художника для России и всего мира.

Несмотря на выход в свет в 1972 году книги «Рерих» и тот огромный интерес к творчеству великого художника, который книга вызвала в стране, Павел Фёдорович остался недоволен её содержанием. Ему не позволили сказать о Рерихе так, как он хотел.

 В письме к А.Н.Анненко П.Ф.Беликов писал: «Когда мне было лет тридцать, я думал, что могу многое сказать о Рерихе, стремился к этому. ...Когда на исходе шестой десяток, я гадаю — смогу ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно, и так, как нужно».

Беликов приступает к работе над рукописью «Рерих. Опыт духовной биографии».

В начале 1960 годов в Советском Союзе, благодаря Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу, с огромным успехом прошли первые выставки картин Николая и Святослава Рерихов.

В 1974 году во многих городах Советского Союза прошли торжества, посвящённые 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха. П.Ф.Беликов, будучи доверенным лицом С.Н.Рериха, активно участвовал в подготовке юбилейных торжеств и проведении выставок картин.

Через Наталию Дмитриевну Спирину Павел Фёдорович был в курсе всех мероприятий, готовящихся в Новосибирске. На протяжении десятков лет Наталия Дмитриевна имела самое тесное сотрудничество с Павлом Фёдоровичем. Они активно переписывались и неоднократно встречались. Её отношение к Беликову было необыкновенно уважительным, она советовалась с ним во всём, что касалось Рериховского наследия.

25 декабря 1974 года в Новосибирской картинной галерее состоялся юбилейный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Ведущей была Н.Д.Спирина. Вскоре в Новосибирске началась подготовка к проведению выставок картин Николая и Святослава Рерихов, открытие которых состоялось в июне и в июле 1975 года.

Наталия Дмитриевна, работая на этих выставках как бессменный экскурсовод, вспоминала: «И когда наконец запруды и запреты были сняты и стало возможным не только думать, но и говорить, и писать, и читать всё то, к чему смутно, но властно стремился дух, — нам стало доступно наследие Рерихов».

Павел Фёдорович писал: «Дорогая Наталия Дмитриевна, я очень благодарен Вам за Ваши письма и ценную информацию (...) Жаль, что Вы в этом году не смогли собраться в наши края. Но на Вашу долю выпала большая и ответственная работа в связи с двумя выставками. Понимаю, что чувство долга удерживало Вас на месте. От всей души желаю Вам сил на завершение труднейшей задачи, вставшей на Вашем жизненном пути».

Позднее П.Ф.Беликов в письмах к Н.Д.Спириной отметил: «Деятельность новосибирцев, активизации которой, конечно, способствовали выставка и организованные Вами вечера, несказанно радуют сердце».

Дважды, в 1976 и 1979 году, Павел Фёдорович приезжал на Рериховские Чтения в Новосибирск. В одном из писем за 1977 год он отмечает: «Для меня ясно, что будущее за Сибирью. Жалею иногда, что в своё время не переселился. Но теперь уже приходится подготовляться к более дальним переселениям, чем Сибирь. Тем не менее мысли мои и усилия во многом направлены на Сибирь и сибиряков».

В эти годы Павел Федорович как никогда осознавал необходимость скорейшего завершения работы над главным делом своей жизни — книгой «Рерих. Опыт духовной биографии».

Но именно света истинной духовности не выносит тьма и её пособники. Павел Фёдорович Беликов, защищая Великие Имена и дело Культуры, которому он служил всю жизнь, принял ядовитые стрелы в своё сердце. 15 мая 1982 года его сердце остановилось. Рукопись осталась неоконченной. Он не дошёл до своей вершины несколько шагов...

Летом 1983 года альпинисты новосибирского Академгородка взошли на безымянный пик Алтая. Покорённой вершине дали имя «Пик Беликова». Через этот пик идёт дорога к вершинам семьи Рерихов.

В «Слове о Друге», прозвучавшем в Таллинне на конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения П.Ф.Беликова, Н.Д.Спирина сказала: «Говорят, что время залечивает раны и помогает забыть пережитое горе; но так бывает не всегда. Не проходит боль утраты, не приходит забвение, когда тот, кого больше с нами нет, незаменим. Когда нужность его ощущается постоянно — в самых важных и насущных делах. Таким и остался для нас Павел Фёдорович Беликов — верным другом, мудрым советчиком; человеком, с которым было хорошо работать и общаться, говорить и переписываться, радоваться и печаловаться. (...)

Он щедро делился своими обширными и точными знаниями всего, что касалось Николая Константиновича Рериха и его наследия.

Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране».

 

Список литературы

1. Анненко А.Н. «Рериховские университеты» П.Ф.Беликова // Восход. № 8 (136), 2005.
2. «Возвышенная миссия твоя...» Новосибирск, 2006.
3. Калугина Т.Л. Пути восхождения. Библиотека «Огонёк», № 44. М., 1984.
4. Непрерывное восхождение. Т. I. М., 2001. Т. II. Ч. 1. М., 2003.
5. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001.
6. Спирина Н.Д. Отблески. 1991. Екатеринбург, 1997.
7. Спирина Н.Д. Отблески. 2002. Новосибирск, 2003.

 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества