Мудрость заключается в том, чтобы уметь прислушаться к советам и принять из них наилучший. Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1934 |
За 15 лет, прошедших со времени официального открытия новосибирского Музея Н.К. Рериха, в нём экспонировались десятки выставок. Помимо оригинальных работ Н.К. и С.Н. Рерихов выставлялись произведения современных художников, скульпторов, мастеров разных направлений. Так, в музее демонстрировались японские картины-свитки из частных коллекций России и Японии, были представлены акварели мастера из Тайваня Куо Мин-фу, современная индийская живопись, работы якутского художника К.П. Гаврильева и многое другое.
10 декабря 2022 года, впервые за время существования музея, в нём открылась выставка редкой тематики — «Древнерусская и старообрядческая икона», на которой представлены иконы, созданные до церковного раскола XVII века и после него. Открывая мероприятие, Алексей Цыганков (СибРО, Новосибирск) сказал: «Эту выставку нашему музею предоставил "Центр искусств. Москва"1 — особенное место, где можно увидеть и глубоко прочувствовать подлинное искусство. Наряду с известными работами в залах Центра находятся шедевры, не знакомые широкому зрителю. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. Он основан экспертом в области искусства, коллекционером-галеристом Андрианом Мельниковым. Наше сотрудничество с "Центром искусств. Москва" началось в 2014 году, и с тех пор в стенах Музея Н.К. Рериха прошла уже не одна выставка подлинников Николая и Святослава Рерихов. Сегодня мы представляем вашему вниманию редкие древнерусские и старообрядческие иконы XVI – начала XX века».
Далее слово было предоставлено исполнительному директору СибРО и Музея Н.К. Рериха в Новосибирске Ольге Андреевне Ольховой. Приветствуя всех пришедших, Ольга Андреевна подчеркнула, что эта выставка необычна и очень значима: «В чём её уникальность? Это не рядовая выставка — на ней представлены древнерусские иконы и выдающиеся произведения старообрядческого письма начиная с XVI века. Эти иконы бережно хранились в старообрядческой среде и не демонстрировались широкой публике. Этим летом мы увидели их на Алтае, в селе Верх-Уймон, а сейчас они у нас в Новосибирске. О художественной ценности икон, о принадлежности их к тому или иному иконописному старообрядческому центру, о канонах в иконописи и многом другом мы услышим сегодня от специалиста — кандидата искусствоведения, эксперта по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации Натальи Алексеевны Мерзлютиной, приехавшей из Москвы на открытие выставки. Мы же — сотрудники Музея Рериха — подчеркнём другой аспект.
Духовная составляющая обязательно должна присутствовать в каждом произведении искусства, только тогда оно будет истинным произведением, которое не оставит равнодушным никого из соприкоснувшихся с ним. Эти иконы были созданы не просто глубоко верующими людьми, но теми, кто, отстаивая истинность своих убеждений в вопросах веры, платил за это изгнанием, а часто и жизнью. Иконы, представленные на выставке, намаливались веками. И пусть сейчас у многих наших сограждан утрачено то молитвенное состояние, которое возникает при взгляде на икону или на другой предмет искусства, созданный с Богом в сердце, но в тяжёлые периоды жизни каждый обращается к Небесам за помощью. Не случайно в наши дни звучит: "На войне неверующих нет..." Глядя на эти святые Лики, разве не будем мы просить Их о помощи и заступничестве для наших воинов, сражающихся сейчас за само существование России, которая издревле называлась Святой Русью! Как сказано в стихотворении Татьяны Деменко,
Что же касается значимости этой выставки для нас, сотрудников музея и наших друзей, скажем следующее. 10 декабря — памятный день основателя и руководителя СибРО Наталии Дмитриевны Спириной. 18 лет назад завершилась её земная жизнь, и она перешла в надземные сферы, где всегда и пребывал её дух. Глубоко почитающая Светочей всех мировых религий, она с особым чувством относилась к Святому Николаю Чудотворцу, заповедав нам обращаться к нему во все сложные периоды жизни нашей организации. Она написала стихотворение-молитву этому "заступнику на суше и на море", и каждый рабочий день сотрудников в музее начинается с этой молитвы. Наталия Дмитриевна мечтала и верила, что наступит время, когда Новосибирску будет возвращено его исконное название Ново-Николаевск. Увидев на Алтае эту выставку, в которой есть столь древние иконы с изображением Святого Николая, одна из которых просто потрясла нас, мы тут же обратились к руководителю "Центра искусств. Москва" Андриану Мельникову с просьбой о том, чтобы эта выставка попала в новосибирский Музей Рериха.
Безмерна благодарность всех нас Андриану Владимировичу за его отклик и предоставление нам этой выставки!»
Затем к микрофону вышел Александр Николаевич Емельянов, руководитель Музея истории старообрядчества Сибири при новосибирском Кафедральном старообрядческом соборе Рождества Пресвятой Богородицы: «Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Позвольте от имени общины старообрядцев Новосибирска поздравить вас! Во-первых, сегодня большой православный праздник — День празднования иконы Божией Матери "Знамение". Но праздник ещё и здесь, в этих стенах, поскольку открывается прекрасная выставка, подобной которой в нашем городе я не припомню. Стоит посмотреть на эти иконы, на тот свет, на ту благодать, которую они излучают, и мы с вами поймём, что это не просто художественные произведения — это действительно шедевры духовного мастерства, духовного искусства наследия Святой Руси. Я был в музее накануне развески и отметил высочайший уровень работ, прекрасное состояние коллекции. Нужно сказать, что такие иконы встретишь даже не в каждом старообрядческом храме. К сожалению, многие древние иконы, как и многие храмы, постигла печальная участь: храмы закрывались, иконы уничтожались или расхищались, и судьба таких икон складывалась по-разному. Большая благодарность тем людям, которые спасали иконы, и теперь, благодаря им и трудам реставраторов, мы можем всё это видеть, любоваться и восторгаться. Действительно, выставка получилась очень красивой, очень удачной — прекрасное размещение, замечательное освещение! Можно констатировать, что сегоднявыставочный центр древнерусской и старообрядческой иконописи находится здесь, в новосибирском Музее Н.К. Рериха, с чем я вас и поздравляю.
Также хочется поблагодарить автора этой выставки, Андриана Владимировича Мельникова, за подвижнический труд, а также за его отношение к святыням, потому что икона — это не только художественное произведение, это святыня для верующего человека.
Эти иконы в восхитительном состоянии! Ведь мы привыкли, что древние иконы немного не такие, какими они были первоначально. В основном они закопчённые, с утратами. Я это говорю как человек из старообрядческой среды, где икон, в большой своей массе, не касалась рука реставратора. Но здесь поражает всё — и мастерство самих иконописцев, и высочайший уровень работы реставраторов, и огромная забота нынешних владельцев коллекции, которые поместили иконы в прекрасные киоты, и они уже смотрятся совсем по-другому, нежели они висели бы на стене без всякого оформления. Эти вклады в совокупности и представляют прекрасную картину высочайшего древнерусского иконописного искусства, которым восторгается весь мир.
На этом фоне абсолютно нелепыми кажутся попытки некоторых политических деятелей отменить нашу великую русскую культуру. Но, слава Богу, этого не происходит. Мы видим, как на днях в Милане новый сезон открылся оперой М.П. Мусоргского "Борис Годунов". Нас действительно не отменить! И эта замечательная выставка, достойная лучших музеев мира, — тому подтверждение. Я поздравляю вас с этим праздником, благодарю сердечно руководство музея и организаторов выставки за такой подарок нашему городу».
К присутствующим обратилась Елена Викторовна Калабухова, руководитель отдела по связям с общественностью некоммерческого партнёрства «Организация казаков "Сибирского Казачьего Войска"» (Новосибирск): «Добрый день! Древняя и особенно старообрядческая икона — это огромный пласт уникальной духовной и материальной культуры, но в большей степени закрытый как для посетителей музеев, так и для специалистов. Отсюда — уникальность этой выставки, и сегодня нужно смотреть и наслаждаться и при этом обращать внимание на время написания этих икон, ведь, когда видишь их состояние, совершенно невозможно поверить, что им столько лет.
Однажды у меня был разговор с одним старцем, очень религиозным человеком, о том, как возникали иконы, откуда брались эти образы, как люди их представляли. И он сказал: люди смотрели в окна, молились, обращаясь наверх через окна в своём доме, и представляли эти образы. Поэтому если мы посмотрим на иконы, то увидим, что они на самом деле похожи на окна. Эти оклады напоминают окна в старинных домах...
Конечно, часть людей будет смотреть на иконы с эстетической точки зрения, кто-то с художественной, кто-то с религиозной — каждый будет смотреть по-своему и находить что-то своё. Но мне очень хочется, чтобы каждый посмотрел в это окно, которое ведёт туда, наверх, и пожелал бы и для себя, и для всех чего-то очень хорошего. Большое спасибо организаторам выставки!»
Ведущий пригласил к микрофону основателя «Центра искусств. Москва», коллекционера, эксперта в области искусства и коллекционирования, галериста и мецената Андриана Владимировича Мельникова (Москва). «Всем добрый день! Я думаю, что Ольга Андреевна и Александр Николаевич всё здесь сказали. И единственное, что мне осталось добавить, — слова благодарности. Я благодарю Господа Бога за то, что позволил прикоснуться к этим святыням, позволил собрать эту коллекцию. Я благодарен иконописцам, которые писали эти иконы, и старообрядцам, которые сохранили их в своих семьях; возможно, некоторые иконы были отняты когда-то при раскулачивании, но тем не менее они сейчас здесь, с нами. Я благодарен Сибирскому Рериховскому Обществу и Музею Н.К. Рериха, который пригласил эту выставку сюда, в Новосибирск, и, конечно, я благодарен всем вам. Теперь мы видим, что эти иконы не сироты — мы можем на них смотреть, им молиться, они могут нас направлять.
Вот справа на колонне — икона "Ангел Благое Молчание". Я советую подойти к каждой иконе и помолчать — помолчать даже не устами, а в мыслях, и, возможно, мы обратим внимание на наших настоящих врагов, не внешних, а внутренних, таких как гнев, неведение, наши страсти и желания, которые вовлекают нас снова и снова в мир омрачающих эмоций.
Наш Центр искусств сейчас занимается исследованием того, как искусство влияет на сознание человека. Мы также изучаем эмоции. Как-то раз я разговаривал с одним учёным-нейробиологом, который провёл следующий эксперимент: кроликов научили нажимать красную кнопку, и при каждом её нажатии в вольер падала морковка. И что бы вы думали? Кролик нажимал красную кнопку — падала морковка, потом опять красная кнопка и опять морковка, и так он продолжал нажимать на кнопку до тех пор, пока не умирал от голода... Вы понимаете — ведь мы тоже постоянно нажимаем эту красную кнопку. Деньги, деньги, деньги... власть, власть, власть... признание, признание, признание... Так и умираем, не успев довольствоваться тем, что есть здесь, сейчас, сегодня. Так вот, эта выставка, эти замечательные иконы и образы, возможно, помогут нам остановиться и сказать: "Стоп, прекратите нажимать эту красную кнопку, побудьте самими собой, побудьте здесь, сейчас, сегодня. Станьте едины с этим всеобъемлющим пространством, объединитесь..."»
И далее произошло нечто совершенно непредвиденное. Андриан Владимирович сказал: «Когда мы закончили развеску этой экспозиции, осталось две иконы, и я подумал: почему бы их не подарить Новосибирску? Одну из них — икону Апостола Марка — подарить Музею истории старообрядчества Сибири; это врезок2 XVII века, и сегодня наш эксперт расскажет вам про эту удивительную икону. А Сибирскому Рериховскому Обществу и Музею Н.К. Рериха я хотел бы подарить икону Святого Николая XVII века. Икона очень сильная».
Это неожиданное и удивительное событие произвело на всех огромное впечатление. В зале долго не смолкали аплодисменты. «Наверное, все знают, что в великие праздники происходят чудеса, — сказал А.Н. Емельянов, — но я не думал, что сегодня чудо произойдёт здесь. Низкий поклон!»
После того как отзвучали аплодисменты, к микрофону вышел Александр Дмитриевич Шапошников — руководитель культурно-просветительного общества «Круг сердечного единения» (Севастополь — Горно-Алтайск): «Для нас образ Наталии Дмитриевны — это святой образ, и всё, что происходит здесь, в музее, для нас имеет великое значение. Слушая сегодня выступающих, я подумал: ведь слова Учения Живой Этики есть дерево крепкого корня. Наши корни духовные уходят глубоко в века, но они с нами. А наша задача — прорастать дальше, в будущее, и передавать следующим поколениям вот эту силу корней. Сегодня написалось такое стихотворение:
В завершение выступила Наталья Алексеевна Мерзлютина, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ. «Добрый день, уважаемые гости, друзья и коллеги! Я тоже хочу начать с благодарности — Господу Богу, Новосибирску, Андриану Владимировичу — за то, что нежданно-негаданно попала в такой проект и окунулась в мир старообрядческой иконы. Я занимаюсь церковным искусством давно, но именно эта выставка позволила мне глубоко погрузиться в старообрядческую иконопись. Дело в том, что старообрядческая икона в советское время практически не изучалась. Раскол русской церкви произошёл в пятидесятые годы XVII века, первоначально мастера продолжали писать в древнерусской традиции, и практически невозможно сказать точно, старообрядческая это икона или нет.
Старообрядческие центры были разбросаны по всей огромной территории России; старообрядцы были гонимы, они расселялись и на востоке, и на западе империи, на севере, на юге и в отдалённых уголках Горного Алтая.
Старообрядцы ориентировались на древнее иконописание, но постепенно в каждом регионе сформировались какие-то свои особенности, и это чрезвычайно интересное занятие — определять, где же икона была написана, в каком иконописном центре. Отличить один центр от другого и вообще понять, старообрядческая это икона или нет, подчас бывает очень сложно, а иногда и невозможно; в таких случаях в атрибуции мы ставим знак вопроса.
На этой выставке представлены и древнерусские, и более поздние произведения, даже позднего периода старообрядческого иконописания, и посетители могут сравнить, как писали древние мастера и мастера более позднего времени, и просто восхититься этой красотой, потому что представленные произведения очень красивы.
Если человек далёк от веры и вообще от подобного вида искусства и, может быть, впервые окунается в этот замечательный мир иконописи, он может поначалу просто любоваться этими произведениями, потому что сердце человека через интерес к иконописи может открыться и к Богу. Очень часто на экскурсиях и лекциях мне задают вопрос: можно ли икону хранить в музее? И лучшего ответа, чем дал Ройзман, я не знаю: когда его спросили, должна ли икона быть только в храме, он ответил, что икона никому ничего не должна, это мы должны Богу. Икона может находиться где угодно, самое важное — какому делу она служит. Если делу просветительства, делу утешения, то ответ ясен. Конечно, икона прежде всего — образ для молитвы, но это и художественное произведение, и, может быть, человек, придя на эту выставку, просто утешится и уйдёт отсюда в лучшем, светлом настроении и с надеждой на будущее. Каждому эта выставка даёт надежду на лучшее — это и украшение нашей жизни, и наш путь к спасению».
Затем Н.А. Мерзлютина провела экскурсию по выставке, рассказав о представленных иконах и ответив на вопросы присутствующих.
Праздник завершился в концертном зале музея, где состоялось первое исполнение Фортепианного трио Сергея Сергеевича Желудкова (Москва) — композитора, дирижёра, автора симфонической, камерной, вокальной, инструментальной музыки.
Исполнение своего нового сочинения Сергей Сергеевич предварил такими словами: «Дорогие друзья! Очень радостно видеть вас в день такого замечательного события, как открытие выставки древнерусской и старообрядческой иконы, потому что вера для русского человека — это, без сомнения, тот стержень, на который нам стоит опираться и который должен пронизывать всю нашу жизнь. Эти намоленные образы, написанные под глубоким вдохновением, никого не могут оставить равнодушным.
Для меня очень волнительно представлять сегодня своё сочинение, написанное под впечатлением от этой выставки, которая начинала свой путь ещё в Москве, в "Центре искусств. Москва", и продолжила свой путь уже на Алтае, в Верх-Уймоне. Эту выставку посетило очень много людей, она произвела на них громадное впечатление. Мы присутствовали при монтаже выставки в Верх-Уймоне и видели, с каким трепетным отношением к этим великим образам проходила работа над экспозицией. И уже по приезде в Москву я написал Фортепианное трио.
Почему именно трио? Так предложил Андриан Мельников, посоветовав переходить на другой уровень сочинения и говорить о смысле жизни. Это очень важно для человека — думать, размышлять, для чего мы здесь находимся и к чему призваны. И когда я писал это сочинение, то прежде всего опирался на образы, которые были представлены иконописцами и вообще творцами. Моё сочинение построено с опорой на образы ранних иконописных триптихов, где изображены три портала, три состояния, в которых пребывает человек и весь наш мир. Сегодня на открытии нашей прекрасной выставки прозвучало замечательное высказывание о том, что не следует заострять внимание на благах, которые преходящи, но необходимо понимать, что мы с вами делаем общее дело, и при этом находиться в потоке всей жизни».
Новое произведение Сергея Желудкова прозвучало в исполнении фортепианного трио Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки в составе Валерии Гильдебрандт (фортепиано), Аниты Лахиной (скрипка) и Павла Дашкина (виолончель).
Открытие выставки «Древнерусская и старообрядческая икона» освещалось новосибирскими СМИ; журналисты, побывавшие на открытии, отмечали, что Музей Н.К. Рериха с трудом вместил всех желающих ознакомиться с экспозицией в день её открытия.
Пришли первые отзывы: «Благодарю, благодарю всех, кто причастен к появлению и созданию этой выставки, за возможность ощутить особый мир, в котором гармонично сочетаются сила духа и красота, благость и строгость, умиротворение и торжественность, тайна бытия и нетленность чистоты и святости! Удивительное погружение в пространство Незримого, сошедшего в обыденную нашу жизнь и столь завораживающе и пристально заглянувшего в самую глубь души! Благодарю!»
Выставка будет работать до 31 марта 2023 г.