Знание, знание, знание! Если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Беспредельность, 828 |
А и было дело на Неве-реке, На Неве-реке, на большой воде:
Там рубили мы злое воинство...
Уж как бились мы, как рубились мы,
Корабли рубили по досточкам,
Нашу кровь-руду не жалели мы
За великую землю Русскую...
Кто придёт на Русь,
Будет на смерть бит,
Не уступим мы землю Русскую.
Русская народная песня
Во время тяжелейшего испытания, выпавшего на долю нашей Родины, 28 июля 1941 года наш великий соотечественник Николай Константинович Рерих в своём дневнике записал: «Радио говорит о подвигах воинских и о смекалистых достижениях в труде. Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду — и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти герои — Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, Великий Наставник народа, — все положившие жизнь свою во благо Родины. В грозе и молнии рождаются герои»1.
Рерих очень любил историю родной земли и хорошо знал, чем заканчивались для врагов такие вероломные выпады против Святой Руси. «Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли Русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась, и глубила своё неисчерпаемое творчество»2, — писал Николай Константинович.
В благодарной памяти народной навечно остались имена героев, отважно защищавших честь и достоинство Родины в нелёгкие времена нашей истории. Один из таких героев — князь Александр Невский, заложивший начало победы Руси над татаро-монгольским игом и уберёгший своим ратным подвигом Русскую землю от западных захватчиков.
С 1224 года начались страшные времена для земли Русской — она была завоёвана и оставалась под властью Золотой Орды почти три века. Незадолго до этого нашествия, в 1220 году, у Суздальского князя Ярослава родился сын Александр.
В те времена Рюриковичи, к роду которых принадлежали Суздальские князья, «не признавали долгого детства и затяжной юности, рано мужали, становились взрослыми, мало жили, но жили по заповедям, трудясь до пота, всего себя отдавая служению Русской земле!»3
В пятилетнем возрасте Александр был пострижен в князья и отдан на попечение боярина Фёдора Даниловича, который начал его воспитание с чтения «Поучения», написанного великим Киевским князем Владимиром Мономахом — доблестным предком Александра. Так, в «Поучении» сказано: «В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна (княжеского слугу), ни на отрока (младшего дружинника), чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте, и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, везде напоите и накормите просящего... Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его...
Гордости не имейте в сердце и в уме... всё, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почёт. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев... Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели»4.
Изучал Александр и «Завет детям», написанный его дядей Константином Мудрым. Это было наставление и размышление о княжеском призвании: «Все мнят, будто князь есть велик в людях, что и кажется несведущему. А я испытал и уразумел, что у князя тягчайшая жизнь, ему не только о себе одному, но и обо всех во всякое время необходимо помышлять и печься. Да более всего о тех, кто сами о себе не помышляют, тех ему надо направлять, не дать никого обидеть и правильно судить, недужным помогать, войско обустраивать. А кто из вас более страждет и о всех заботится, как подобает князю, который не имеет отдыха ни днём ни ночью и всё хлопочет, как бы ему всё устроить, тот встанет в Судный день перед Богом и даст Ему ответ и за себя, и за подвластных ему»5.
Так начиналось воспитание будущего героя.
С ранних лет Александр начал обучаться нелёгкой ратной науке. Ведь князь, прежде всего, являлся защитником родной земли и поэтому должен был стать профессиональным воином. Несмотря на скромность и покладистый характер, Александр во время военных занятий проявлял мужество и отвагу. Княжеские дружинники, обучавшие молодёжь, сразу начали уважать юного Ярославича за его бесстрашие. Он быстро овладел военным искусством и стал настоящим воином.
С 16-ти лет Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он, ещё совсем молодым принимавший участие в походах отца, пришёлся по сердцу новгородцам. С ним уже тогда считались и друзья и враги, как в русских владениях, так и в других государствах. Но всё же отношения князя с неуёмным, свободолюбивым народом складывались не совсем просто. Все решения в городе принимались на Вече — общем собрании всех жителей. Права свободной вечевой республики при номинальной власти князя были для новгородцев священными. Если князь их не устраивал, то они со словами «тобе князь своё, а нам своё» отправляли его из города, как это было не один раз с отцом Александра, Ярославом Всеволодовичем. Молодому Александру, в отличие от отца, всё же как-то удавалось ладить с новгородцами. Он был человеком глубоко верующим и всегда старался жить и править по христианским Заповедям. Народ ему доверял и искренне любил его, потому что Александр старался следовать идее высшей справедливости и истины во имя Общего Блага — как в политике, так и в соблюдении интересов всех новгородцев.
В то время как с востока Русь была захвачена татарами, с запада на неё надвигались другие враги. Шведы и рыцари-монахи из Ордена меченосцев под предводительством видного шведского полководца ярла Биргера спешили к берегам Невы. Накануне шведский король прислал с гонцом князю Александру послание, полное неслыханной самонадеянности и гордыни. В нём говорилось: «Если можешь — защищайся, я уже здесь, и разоряю землю твою». Шведы планировали соединиться на берегу Невы с немецкими рыцарями и воевать совместными силами против Руси.
Александр понимал, что необходимо выиграть время: нужно как можно быстрее прибыть к Неве, чтобы не дать соединиться вражеским войскам. Стремительный упреждающий удар по неприятелю мог в мгновение ока изменить ход событий и привести русскую рать к победе. Военным советом новгородских бояр во главе с князем Александром было принято решение действовать незамедлительно.
Площадь у Софийского собора была полна народу: все жители Великого Новгорода дружно провожали на смертную битву своих воинов. Летописи донесли до нас знаменитые слова Александра, сказанные им дружине и немногочисленному новгородскому ополчению: «Не в силе Бог, а в Правде! Помянем Песнотворца, который сказал: "Иные с оружием, а иные на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовём, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо!"»
Внезапно напав на ничего не подозревающего противника, русские наголову разгромили шведское войско. Дружина Александра проявила небывалое мужество и героизм. Это была победа силы духа русских воинов, отстоявших честь и достоинство вольнолюбивого народа. После этой великой, хотя и не очень масштабной по размерам битвы на реке Неве в 1240 году, когда двадцатилетний русский князь самому Биргеру «возложил печать на лице острым своим копием», его стали именовать Александром Невским.
В народе остались поэтические сказания о явлении святых Бориса и Глеба в помощь князю, что нашло отображение на некоторых иконах, посвящённых святому Александру Невскому.
В этом же году началось завоевание Псковской области немцами. Ярчайшей страницей в истории нашего Отечества стала битва русичей с немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году, известная как Ледовое побоище. Полный разгром врага окончательно закрепил за Александром Невским славу великого полководца на вечные времена.
Татаро-монгольское иго тяжелейшим бременем легло на плечи русского народа. Хан Батый, возглавлявший войска, вобравшие в себя многочисленные народы всей Азии, основал Золотую Орду, простиравшуюся от низовьев Волги до реки Оби. Азиатские племена обрушились на русские города, сжигая и разоряя их. Но в отличие от предшествующих сравнительно лёгких побед в других государствах, битвы на территории Руси оказались затяжными и кровопролитными с обеих сторон. Вот что писал Батыю в 1237 году один из татарских воевод после столкновения его отрядов с русской дружиной: «Мы во многих битвах бывали, но таких удальцов не видали. Это люди крылатые, не знающие страха...»6
Александр Ярославич был сыном такого народа. Это был образованнейший человек своего времени. Свободно говорил на латыни, греческом, монгольском, был великолепным дипломатом, оратором, прозорливым политиком. В умении примирить непримиримое, мягко уступить, оставаясь самим собой и не поддаваясь ни одной стороне во имя главного — Александру Невскому не было равных.
Всё это нелёгкое время Новгород оставался свободным, так и не завоёванным монголами городом. В этом была не малая заслуга князя Александра Невского. Монгольский хан Батый был благосклонен к великому русскому полководцу. Так, во время первого пребывания в орде Александр Ярославич отказался исполнять языческие обряды, но остался невредим, хотя до него были случаи, когда за такой отказ татаро-монголы лишали русских князей жизни. Батый был наслышан о славе этого легендарного русского витязя. Умудрённый опытом жизни, Бату-хан сразу оценил ум и достоинство человека, имевшего славу во многих землях. Конечно же, он не воспринимал его как равного себе, потомку великого Чингисхана, но достоинство и какая-то необыкновенная сила, которые чувствовались в молодом князе, заставляли хана считаться с мнением Александра по многим вопросам межгосударственной политики. Они много беседовали один на один — русский князь прекрасно знал монгольский язык и мог обходиться без «толмача».
Годами живя в Орде, Александр изучал быт и нравы местных жителей, которые отличались веротерпимостью. Так, в столице Орды, Каракоруме, находилось много храмов разных верований, мирно сосуществовавших на одной улице города. Согласно завещанию Чингиз-хана, изложенного в «Ясе», надлежало одинаково чтить все веры, не отдавая преимущества ни одной.
Князь Александр старался облегчить участь своих соотечественников, попавших в неволю: выкупал пленных, помогал на территории Золотой Орды строить церкви, где измождённые невольники могли обрести и успокоение, и силу духа. Вынужденный по зову хана Батыя ездить в Золотую Орду, он соприкасался с работающими там египтянами, немцами, французами, англичанами, иракцами, иранцами... Разумеется, что среди них были и вольные люди — специалисты в области торговли, различных ремёсел, науки; разные языки, обычаи, культуры дополняли и обогащали друг друга.
По законам Золотой Орды, чтобы получить разрешение на княжение, тридцатилетний князь Александр и его брат Андрей вынуждены были поехать в Монголию, к великому хану Менгу, и пробыть там два года. Летописцы мало оставили сведений об этой поездке, но встречи с Ели-Чуцаем— мудрым последователем Конфуция и советником Чингиз-Хана — сам Александр считал знаменательными, имея в виду получение им глубочайших знаний Востока.
По завершении поездки Александр Ярославич ещё энергичнее продолжал укрепление экономики в своих владениях, а также совершенствовал обучение войск для будущих военных действий. Всё это проводилось в глубочайшей тайне от ордынских ханов. Политический гений Александра способствовал осуществлению его давних сокровенных планов. Главная цель на ближайшее будущее состояла в накапливании силы через объединение, в укреплении веры в победу и искоренении из сознания народа страха перед будто бы непобедимым противником.
Авторитет Александра Невского много раз спасал Русь от конечного разорения. Став великим князем, он заботился уже обо всём Отечестве. Даже в нелёгкое время постоянных войн ему удавалось восстанавливать разрушенные города и постепенно налаживать жизнь людей. Своей мудрой политикой он заложил прочную основу будущей конечной победы над татаро-монголами и освобождения русских земель.
Князь Александр Невский был великим политиком своего времени. Неслучайно народ в своей молве наделял его мудростью библейского царя Соломона. Так, он видел, что ещё, кроме причинённого урона, принесло Руси татарское вторжение: из Китая Батыевы войска завезли порох и огнемёт, новые методы управления государством и науку всенародного и хозяйственного учёта, и другие знания. Батыевцы не тронули ни христианскую веру, ни язык русичей. В дела управления Руси они не вмешивались, довольствовались лишь данью — десятой частью от дохода. Сохранились сведения, что по требованию Батыя другие завоёванные народы давали своих сынов в татарские войска, но русских татары боялись ожесточить до предела и не требовали в свои войска.
Шло время. Соотношение сил менялось. Русь незаметно накапливала свою мощь.
После ухода из жизни хана Батыя изменилась политика Золотой Орды в отношении Руси. В 1262 году новый хан Золотой Орды Берке послал Александру грозное требование дать русских воинов в его войско. Русский народ содрогнулся от гнева и ужаса. Восстание поднялось одновременно по всей Руси.
Александр знал, что в это же время среди татарских военачальников начались раздоры, и, мудро используя это разъединение, он добился от Золотой Орды заверения в том, что никогда ни один русский не будет взят в войско Орды. Но, несмотря на это, озлобление ордынцев не утихло, и Александр в ноябре 1263 года направился к хану Берке. Он понимал, что на сей раз может оттуда не вернуться. Так и случилось. По историческим сведениям, князь был отравлен в Орде ядом замедленного действия и скончался по дороге домой в городе Городце (ныне район Нижнего Новгорода), завершив жизненный путь принятием монашества. Ему было всего 43 года. Как записал в те дни летописец, «горе в народе было великое, горе, какого никогда не бывало»7.
Всю свою жизнь Александр Невский служил Отечеству. Беспримерной храбростью и прозорливостью гениального воителя он сохранил свои области от постоянных притязаний западных властителей. Мудрым правлением облегчил он период вторжения на Русь азиатских народов; сумел поддержать в соотечественниках веру в предначертанное могущество Родины, вселил надежду на лучшие времена.
Известный учёный-востоковед Юрий Николаевич Рерих так сказал об этом: «Прошло немало времени, и благодаря подвижническим трудам Святого и Благоверного князя Александра Невского, в послемонгольскую эпоху, когда Русь стала превращаться в Россию, она сама выступила собирателем степных и лесостепных пространств Евразии, объединяя живущие в них народы, и не только оружием, но и опираясь на силу традиций тех связей с Востоком, корни которых уходят в далёкое прошлое. В душе русского человека издавна укрепилось чувство единства и неделимости всех народов Великой России».
Следует сказать о том, что внук великого полководца Дмитрий Донской, благословлённый на битву с монголо-татарским игом преподобным Сергием Радонежским — великим Молитвенником и Заступником земли Русской, закрепил на Куликовом поле успех Александра Невского, разгромив многочисленные полчища Мамая.
Спустя три века после ухода из жизни, на Московском соборе 1547 года, великий князь Александр Невский был причислен к лику святых.
С новой силой зазвучало имя Александра Невского в тяжелейшее для нашей Родины время — первые месяцы Великой Отечественной войны. Наступление Красной Армии под Москвой в 1941 году началось 6 декабря — в День памяти святого и благоверного князя Александра Невского. Орден его имени засверкал на гимнастёрках и кителях героев Великой Отечественной войны. В этом проявилась великая взаимосвязь времён и народов в стремлении к миру, умению любить свою Родину, готовности защищать её и ясному пониманию «как жить, чтобы святу быть».
И сегодня, в XXI веке, охраняет свой удел — Отечество наше — святой и благоверный князь Александр Невский. И ныне близок он всем тем, кто в сердечном устремлении призывает его.
1 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 431.
2 Там же.
3 Ю.К.Бегунов. Александр Невский. Серия ЖЗЛ. М., 2003. С. 25.
4 Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1989. С. 387-388.
5 Цит. по: Ю.К.Бегунов. Александр Невский. С. 26-27.
6 С.Н.Сыров. Страницы истории. М., 1979. С. 45.
7 Праздничные даты. М., 1999. 6 декабря 1263 г.