Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Община, 106 |
13 ноября в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие выставки «Сердце гор». На выставке, подготовленной Сибирским Рериховским Обществом совместно с Союзом художников Республики Алтай, представлено творчество четырёх профессиональных алтайских живописцев, членов Союза художников России: Родиона Зиновьева, Евгения Бучнева, Владимира Ельникова и Вячеслава Торбокова. Каждый из них — яркая индивидуальность, но всех их объединяет большая любовь к родному краю — Горному Алтаю, располагающему к творчеству своей необычайной красотой и гармонией. Они пришли на Алтай разными путями и в разное время, но именно здесь их творчество приобрело завершённость и наполнилось особым смыслом, который художники нашли в синтезе древности и современности, классической живописной школы и национальных традиций, в воспевании алтайской природы и постижении внутреннего мира человека.
Родион Фёдорович Зиновьев (1956 – 2022) родился в посёлке Шуурмак Тес-Хемского района Тувинской АССР. В 1982 году окончил художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института. С 1985 года жил и работал в Республике Алтай, занимался живописью и преподаванием. Его картины экспонировались в Москве, Новосибирске, Барнауле, Горно-Алтайске, Кызыле, а также за рубежом — в Америке, Германии, Финляндии.
Родион Фёдорович Зиновьев ушёл из жизни 12 июля 2022 года. Талантливый художник, он работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта; в сфере его творческих интересов находилась и скульптура — деревянная и ледовая. Кроме того, Родион Фёдорович был замечательным педагогом, воспитавшим немало юных художников. И эта выставка, по решению его друзей — собратьев по цеху, была посвящена его памяти.
Как отметила в своём выступлении куратор выставки Людмила Толстихина, за два года общения с Родионом Фёдоровичем сотрудники Музея Н.К. Рериха успели хорошо узнать его как человека удивительно простого, очень чуткого, доброго и отзывчивого. Изготовленная им деревянная скульптура медведя (по картине Н.К. Рериха «Сергий-Строитель») ныне установлена на территории музея рядом с часовней Святого Сергия Радонежского.
Евгений Васильевич Бучнев родился в 1972 году в Горно-Алтайске. Окончил детскую школу искусств в селе Майма, где учился у Р.Ф. Зиновьева, затем — Новоалтайское художественное училище. Активно участвует в местных, республиканских, региональных российских выставках, провёл около двадцати персональных выставок. Участвует в коллективных выставках различных художественных объединений. Его произведения находятся в музейных собраниях Сибири, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
О своём учителе и старшем друге Евгений Бучнев вспоминал: «Знакомство наше с Родионом Фёдоровичем имеет почти сорокалетнюю историю. Он приехал в нашу майминскую школу искусств и вскоре стал для меня всем — учителем, отцом, старшим товарищем, верным другом. Я учился в седьмом классе общеобразовательной школы и в третьем — в школе искусств. Родион Фёдорович ворвался в нашу жизнь как ураган. Ему было тридцать: энергия била ключом! Он умел очень доходчиво объяснять материал, проявлял большую чуткость в общении с ребятишками. А в школе всегда являлся источником энтузиазма и веселья, что покоряло и преподавательский коллектив... Первые наши выставки в Майме начались также благодаря его инициативе. А это так важно было для нас! Словом, вся активность, которая возникла вокруг нового педагога, ускоренно способствовала моему творческому и личностному взрослению и, конечно, тому факту, что я после окончания 8-го класса отправился поступать в художественное училище. Наша дружба со временем обрела новое качество. Это было доброе, близкое товарищество коллег по цеху».
Владимир Петрович Ельников родился в 1970 году в Горно-Алтайске, окончил Новоалтайское художественное училище. С 1992 года участвовал в выставках Союза художников. Участник республиканских, региональных, всероссийских, а также зарубежных и международных выставок. Провёл 30 персональных выставок. Его картины экспонировались в городах Сибири, в Москве, а также в Польше, Монголии, Китае. Работы художника находятся в музеях Республики Алтай, Томска, Новосибирска, Барнаула, Бийска, Кемерово, Углича, Монголии, Китая и в частных коллекциях — в России и за рубежом.
Из выступления В.П. Ельникова: «Здесь представлена группа из четырёх человек, это небольшая часть нашего республиканского отделения Союза художников. Это люди, которые объединены дружбой, пониманием каких-то творческих задач и отношением к миру, то есть мировосприятием. Мы — компания "пленэрщиков", которые не мыслят свои работы без этюдного материала, без выездов на этюды. Кроме больших работ, практически всё, представленное в этой экспозиции, написано на природе. То есть — должно быть погружение полное, невзирая ни на погоду, ни на что другое; главное — передать это отношение, эти чувства, которые обуревают художника в такие моменты. И самый главный момент — это непосредственное восприятие того, что изображается, художник должен всё это видеть и пережить. Вот видишь модель, видишь природу, погружаешься в эти чувства, в эту погоду, в это состояние, в эти звуки — и только тогда может что-то родиться художественное, живое.
Почему мы назвали эту выставку "Сердце гор"? Потому что каждый из нас безумно влюблён в нашу малую родину — в наш Алтай. Мы с Евгением родились там. Родион Фёдорович провёл детство в Уймоне, в Усть-Коксе, то есть там, где как раз самые рериховские места на Алтае. И Вячеслав Сергеевич Торбоков тоже коренной житель, он — шебалинский. Это всё накладывает свой отпечаток, мы как бы немножко завязаны, "зацеплены" этим Алтаем, нас не просто всё это очаровало, но мы здесь живём, и это как бы наша семья. Поэтому мне очень приятно представить работы — наш непосредственный взгляд изнутри на то, что заставляет нас жить, радоваться жизни и творить.
Родион, конечно, останется и в полотнах, и в нашей памяти, ведь это тот человек, без которого немыслима наша компания. Он всегда являлся сердцем и душой любого творческого начинания, выездов на пленэр, и, несмотря на то, что мы люди разных возрастов, это нас никогда не отталкивало, а наоборот, сближало».
Вячеслав Сергеевич Торбоков родился в 1956 году в селе Шаргайта Шебалинского района Алтайского края (сейчас это Республика Алтай). Окончил Новоалтайское художественное училище, затем Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Работал главным художником детского журнала «Солоны» («Радуга»), оформил и проиллюстрировал несколько десятков произведений алтайских писателей и учебных пособий для школ. Девять лет работал преподавателем Горно-Алтайской детской художественной школы. С 2011 года живёт в селе Аскат. Активно участвует в республиканских, региональных и всероссийских выставках. Его произведения находятся в фондах Национального музея им. А.В. Анохина (Горно-Алтайск), а также в частных коллекциях России и зарубежья.
Из воспоминаний В.С. Торбокова о Родионе Зиновьеве: «Из всех современных нам художников Алтая Родион наиболее близок мне по личному восприятию мира, по отношению к живописи. Я считаю, что он один из лучших живописцев в нашей республике. Его работы вдохновляют! Самое ценное в них — это гармония. Краски тонко подобраны и живут в его мире, выражая чувства художника... Этому нельзя научиться, это даётся с рождения. Берёзы белые, светлые склоны — всё живёт в музыкальном мире. Добиться этой музыки картин очень сложно. Родиону — удаётся. Это и восхищает...»
Сотрудница Музея Н.К. Рериха Ирина Сереброва, приветствуя художников, сказала: «Мы все очень рады видеть вас и ваши работы в этом зале. И конечно, незримо среди нас присутствует Родион Зиновьев, и не только незримо, но и зримо — в своих работах. Когда шёл монтаж этой выставки, родились такие строки:
И действительно, в каждую работу художник вложил частичку себя, своей души. Сам творческий процесс не поддаётся словесному описанию, но единственное, что мы можем сказать с уверенностью, — он основан на трёх важнейших компонентах: это природный дар, огромная предварительная работа и любовь к творчеству и изображаемому предмету, причём наиважнейшим во всём этом является любовь.
Есть известное выражение: при внесении света тьма рассеивается. И художник, каждый в своей мере, вносит своим творчеством этот свет, наполняя им пространство, улучшая наш несовершенный мир. Особым светом наполнена тема гор, тема Алтая, который является для нас чем-то очень притягательным».
Картины алтайских художников, искренние и добрые, исполненные чувства любви ко всему, что их окружает, находят самый тёплый отклик у посетителей. Пожелаем мастерам дальнейшего совершенствования, новых работ и новых творческих встреч в Музее Н.К. Рериха.