Мысли на каждый день

Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
ЗНАМЯ ГРЯДУЩЕГО

Автор: Цыганкова Юлия  



Теги статьи:  Тибет, буддизм

В экспозиции каминного зала новосибирского Музея Н.К. Рериха можно увидеть танку «Царь Шамбалы» из коллекции семьи Рерихов. Поделимся сведениями, которые удалось собрать об этом экспонате.

В конце 1923 года Рерихи покинули Америку и прибыли в Индию. Местом для длительной остановки они выбрали княжество Сикким, сняв дом недалеко от города Дарджилинг.

«Ищем дом, — пишет Николай Константинович Рерих в путевом дневнике «Алтай-Гималаи». — Первые сведения неутешительны. Уверяют, что хороших домов нет. Показывают нечто лишённое и вида, и простора, нечто тонущее в закоулках деревянных дач и заборов. Всё не то. Мы хотим — вот туда, перед ликом всех Гималаев, где не играет городской оркестр, где нет приглашений на игры в клубах. "Там ничего не найдёте". Но мы упрямы. Идём сами. И сами находим отличный дом. И тишину. И уединение. И всю цепь Гималаев перед нами. И ещё неожиданность. Именно здесь жил Далай-лама1 во время своего долгого бегства из Лхасы. И до сих пор паломники приходят издалека поклониться этому жилью. А для нас это именно то, что надо»2.

В этом доме вся семья Рерихов жила больше года. Они знакомились с местными достопримечательностями, шла подготовка к Центрально-Азиатской экспедиции. На фотографиях 1924 года запечатлён Н.К. Рерих с сыновьями Юрием и Святославом в комнате, где стены увешаны танками, среди которых и танка «Царь Шамбалы».

В письмах Н.К. Рериха к американским сотрудникам от 20 и 27 августа 1924 года читаем: «Наконец к нам приехал художник из Тибета и пишет сейчас Шамбалу, [начав] с Царя Мира в центре. Только подумайте, что мы привезём вам! Этот культ очень почитают в Таши Лумпо (Монастыре Таши Ламы). Экспедиция с Эвереста очень хвалила нашу коллекцию тибетской живописи»3. «А на первом этаже [у нас] пишут картину "Царь Шамбалы"»4.

В это же время Ю.Н. Рерих готовил к печати своё исследование «Тибетская живопись». Во введении к нему Юрий Николаевич даёт описание работы буддийского художника. Хочется отметить, что это писал человек, наблюдавший за работой, а не просто цитирующий чьи-то слова. В конце вводной статьи указано место и дата — Дарджилинг, 1924.

Приведём слова Ю.Н. Рериха: «Для лучшего понимания и восприятия тибетской религиозной живописи (так как искусство Тибета всецело религиозно) необходимо знание условий, в которых протекает работа художника. В Тибете нет крупной школы, где бы будущие художники получили своё образование, однако, как в Италии периода Ренессанса или в Древней Руси, каждый мастер имеет учеников, которые живут с ним и помогают ему в работе. Такой порядок установился в древние времена и сохраняется в Тибете наших дней. В крупных религиозных центрах, таких как Ташилунпо или один из великих монастырей гелугпа вблизи Лхасы, где всегда идут художественные работы, можно встретить большое число живописцев. Далай-лама и Таши-лама всегда имеют группу мастеров в своём распоряжении. Крайне редко тибетский художник находится долгое время в одном месте. Обычно он странствует из одного места в другое, находя себе работу в домах богатых мирян или выполняя настенные росписи в каком-нибудь большом монастыре. В своих странствованиях он посещает многие прославленные места, знакомясь с местными стилями, в то же время обогащая их своими собственными приёмами. Таким образом, страннический характер жизни тибетского художника может быть рассматриваем как одна из причин сходства произведений искусства, создаваемых в различных провинциях Тибета. (...)

В таких местах, как Нартан близ Шигацзе или в какой-либо из больших печатен в Дерге, иконографические собрания изображений напечатаны чёрной и красной тушью, обеспечивая контуры, но не расцветку. Такие печатные трафареты широко используются художниками и известны под техническим термином tshags-par, который дословно означает "пунктирный отпечаток". (...)

Подобный трафарет прикладывается к поверхности, на которую должно быть нанесено изображение, затем берётся игла, с помощью которой художник копирует оттиск. Пунктирные линии, нанесённые таким образом, затем прописываются красной или чёрной тушью. Интересно, что точно такой же метод бытует среди русских иконописцев... Из-за широкого применения трафарета в Тибете практически невозможно найти искусного рисовальщика, который мог бы набросать изображение свободной рукой. Лишь очень редко опытный рисовальщик может быть найден, и в таких случаях всегда существует опасность, что созданное им изображение не будет каноническим во всех своих деталях, так как практически невозможно одному человеку запомнить все бесчисленные детали тибетской иконографии. Существование такой "трафаретной" работы породило скованный стиль рисунка, и мы будем тщетно искать в тибетской живописи великолепный мазок китайского мастера. Мы уже указали, что особенность тибетской живописи скрывается в её богатой цветовой гамме, а её декоративные возможности вряд ли могут быть переоценены. (...)

Художником в Тибете является, как правило, лама, более или менее сведущий в священных текстах. Его работа сопровождается постоянным чтением молитв. Предписания для художников, находимые в Ганчжуре, говорят нам, что мастер должен быть святым человеком образцового поведения, сведущим в Писании, и иметь сдержанный характер. Священное изображение может быть исполнено лишь в чистом месте, и поэтому мастерская художника всегда сравнительно чиста. Обычно художник работает, расположившись на земле, держа на коленях полотно. Вокруг него располагаются ученики, которые готовят краски и исполняют различные указания учителя. Иногда продвинутые ученики помогают учителю, расписывая контуры фигур, намеченные мастером.

В Тибете, как правило, живопись осуществляется на шёлке или на другой тонкой ткани, которая натягивается на подрамник. После того как шёлк растянут, он густо покрывается смесью клея и мела, затем тщательно полируется гладкой поверхностью раковины. Когда этот процесс закончен, контуры фигур прорисовываются красной и чёрной тушью. (...)

Работа продвигается очень медленно, так как даже мельчайшие детали орнамента должны быть исполнены до начала раскраски. Ошибка в размерах изображения, описанного в иконографических наставлениях, расценивается как большой грех. Иногда работа осуществляется в присутствии другого ламы, задача которого заключается в чтении вслух молитв. Религиозная атмосфера, окружающая создание изображения, настолько интенсивна, что лик будды или бодхисаттвы, как правило, исполняется по особым благоприятным дням. Повсеместно в Тибете 15-й и 30-й дни каждого месяца считаются священными, и художник обычно прорисовывает лики в 15-й день месяца и накладывает на них краски в 30-й день.

После того как композиция закончена, художник начинает роспись... Те, кто знаком с методами русских иконописцев, не ошибутся, отметив серьёзное сходство между двумя методами. В самом деле, кажется, что русское иконописание и тибетская живопись почерпнули свои приёмы работы из общего источника.

В Тибете хороший рисовальщик редко является хорошим живописцем, так же как и прекрасный живописец редко владеет совершенным рисунком. Обычно рисовальщик наносит рисунок, а живописец прописывает его красками. Аналогичное разделение труда мы находим среди русских иконописцев, они всегда путешествуют небольшими артелями. Так же как и тибетский мастер, русский иконописец, прежде чем начать свою работу, покрывает деревянную поверхность доски подобным грунтом из мела и клея (этот грунт называется левкас), который затем полируется. Похож также и сам процесс живописания: сначала рисунок, обработанный в каждой своей детали, затем наложение красок. В обоих случаях не делается никакого эскиза, так как любой рисунок наносится согласно твёрдо установившимся каноническим правилам: сначала основные фигуры, затем в порядке очерёдности окружающие и наконец небо, холмы, деревья и т.д.

Наше сравнительное исследование может быть продолжено, так как даже в самой композиции мы найдём общие элементы. Так, мы часто видим на тибетских картинах главную фигуру, восседающую на троне посреди острова (обычно — в случае изображения будды или бодхисаттв). Подобные образы зачастую находишь на русских иконах, остров — заметный элемент пейзажа. Сами по себе пейзажи, в особенности манера изображения гор, скал и облаков, схожи в обеих»5.

Писалась ли тогда в доме Рерихов именно та танка, о которой мы говорим, или какая-то другая, точного ответа нет. Известно, что в коллекции Рерихов было несколько танок, посвящённых Шамбале.

Когда к нам в музей поступил этот уникальный экспонат, мы обратились к Юлии Игоревне Елихиной (ведущему научному сотруднику отдела Востока, хранителю тибетской, монгольской и хотанской коллекций Эрмитажа) помочь нам атрибутировать танку. Вот её ответ: «В центре изображён второй царь Шамбалы — Манджушрикирти. Он восседает в царской позе раджалалитасана, правая рука в жесте дарования блага (варада-мудра), рядом — стебель лотоса, на цветке которого находятся атрибуты — меч и книга (атрибуты бодхисаттвы мудрости Манджушри, чьим воплощением он является). В левой руке он держит чакру, колесо учения и символ царской власти. Рядом с ним в виде бодхисаттв показаны его родители, так как цари Шамбалы получают учение от родителей. У отца правая рука расположена в жесте бесстрашия (абхайя-мудра), левая — в жесте поучения (витарка). Мать в правой руке держит буддийскую драгоценность, левая — в жесте поучения.

Сверху изображены Будда Шакьямуни поучающий, с телом белого цвета, далее Амитабха, с телом красного цвета, и Майтрейя, Будда грядущего, с телом жёлтого цвета. Шамбалу окружают заснеженные горы. Снизу показана война последнего царя Шамбалы, после которой наступит эра всеобщего благоденствия».

Юлия Игоревна также обратила наше внимание на то, что на картине Н.К. Рериха «Знамя Грядущего» из коллекции Государственного Нижегородского художественного музея изображена именно танка «Царь Шамбалы». Как известно, эта картина входит в серию «Майтрейя», которую художник создавал в 1925 – 1926 годах и подарил советскому правительству, когда экспедиция посетила Москву.

По поводу названия этой картины — «Знамя Грядущего» — приведём слова Ю.Н. Рериха из его книги «Тибетская живопись»: «Наиболее характерным произведением тибетской живописи является так называемая танка (than-ka), слово, обычно переводимое как знамя»6. У картины есть и второе название — «Песнь о Ригден-Джапо».

В литературном наследии Н.К. Рериха дважды встречается описание эпизода, который он отобразил на этой картине.

«Пройдя четыре снеговых перевала уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окружённой высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и жёлтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснения. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливого Владыки»7.

«Вот опять пылают огни. Пурпуровые горы с белоснежными шапками под куполом синего неба сгрудились у золотистого камня. Много людей приникло к нему. На камне повешено что-то сияющее яркими красками. В высокой жёлтой шапке лама что-то говорит внимательным слушателям. Тростью по картине он сопровождает свой рассказ. Эта сияющая красками картина есть изображение Северной Шамбалы. В середине изображения сам Владыка, Благословенный Ригден-Джапо. И над ним Сам Владыка Будда. Много великолепных приношений, много сокровищ принесено Владыке. Но Его рука не трогает их. И не ищет их Его глаз. На ладони Его руки, простёртой в благословении, вы различаете знак высокого достоинства. Он благословляет будущее человечества. Владыка на башне своей помогает благу и уничтожает греховное. Его мысль в постоянной победной борьбе. Он есть свет, разрушающий тьму. В нижней части изображения показана великая битва под предводительством самого Владыки. Тяжка судьба врагов Шамбалы. Справедливый гнев пурпуром окрашивает голубые облака. Воины Владыки Ригдена в блестящем
доспехе с мечами и копьями преследуют устрашённых врагов. Многие из них уже распростёрты, их оружие, и большие шляпы, и прочее имущество разбросаны на поле битвы. Часть врагов уже поражена справедливою рукою. Предводитель врагов уже повержен и распростёрт под копытами коня великого воина Благословенного Ригдена. За великим воителем на повозках следуют устрашающие пушки; нет стен, которые могут противостоять им. Враги на коленях молят о пощаде или пытаются укрыться бегством на слонах. Но меч справедливости настигает нечестивцев, ибо тьма должна быть уничтожена. Тростью лама следует по картине за движениями битвы. В молчании пустыни рассказывается священная история о победе света»8.

И ещё одна картина Н.К. Рериха — «Приказ Ригден-Джапо», созданная в 1926 – 1927 годах, возвращает нас к изображению на танке — образ Ригден-Джапо почти в точности повторяет облик Царя Шамбалы.

В книге «Шамбала Сияющая» Николай Константинович Рерих приводит беседу с одним очень уважаемым ламой: «...Ригден-Джапо, неутомимый, вечно бодрствующий на благо человечества. Его глаза никогда не закрываются. (...) Для него не существует расстояния; он может в мгновение ока оказать помощь достойным. Его яркий свет может уничтожить любую тьму. (...)

Приближается великая эпоха. Правитель Мира готов для битвы. Многие знамения происходят. Космический Огонь опять приближается к Земле. Планеты предвещают новую эру. Но много катастроф произойдёт до наступления новой эры процветания. Снова человечество будет испытано, чтобы определить, достаточно ли развился его дух. Подземный огонь сейчас стремится соединиться с огненным элементом Акаши; если все добрые силы не объединят свою мощь, неизбежны величайшие катаклизмы»9.

Почти 100 лет прошло с той знаменательной встречи. Мы уже отметили 100-летие с начала записи Учения Живой Этики — провозвестия Новой Эпохи.

В начале 2000-х годов Наталия Дмитриевна Спирина сказала: «Настала пора приближения Новой Эпохи, когда сознание людей необходимо насытить этим понятием, данным нам в великих символах, воплощённых в картинах Н.К. Рериха; через его искусство приобщить людей к великому понятию Шамбалы»10.

«...Владыка Шамбалы, мощный Ригден устремляет своих всадников-вестников для сообщения людям вести о наступлении Нового Мира, небывалого в истории человечества...»11

Мы живём в очень грозное и небывалое время. Благодаря Учению Живой Этики, наследию семьи Рерихов нам становится понятна неизбежность происходящих глобальных событий. Старый мир должен уйти, ему на смену придёт время духовного возрождения человечества, когда в мире утвердится принцип Общего Блага, кооперация и сотрудничество на взаимоуважительных началах. Основной нотой творчества Рерихов всегда было неуклонное устремление в будущее. «Нет прошлого, есть свет будущего — им идите»12, — сказано в Учении Живой Этики. Но вся трудность этого небывалого времени заключается в том, «что борьба за преобладание тьмы или Света происходит в каждом сознании и в каждом сердце, совершенно независимо от того, в какой части света они находятся и к какому народу принадлежат. Драматична борьба эта тем, что каждый сам выбирает и должен сам же решить участь свою. Великий Отбор ныне идёт по лицу всей планеты. (...) ...Новыми идеями насыщена Нами аура Земли, — говорят Учителя Света. — Никакие барьеры и ограничения не могут удержать их от распространения»13. «Только в такое особое время можно так близко подойти. Лишь на смене рас даётся Откровение и Иерархия приближается к людям. (...) И такой смены, как сейчас, никогда не было и не будет по сложности и необычности положения. Потому и возможности необычные. (...) Можно сделать скачок гигантский, опередив себя на тысячелетия, укоротить свой путь неизмеримо. Сейчас возможно всё. Через некоторое время, когда пройдёт этот переходный поворотный роковой период, эволюция человека опять пойдёт своим обычным путём. И многие повернутся в отчаянии бессильного сожаления на то грозное и чудовищно тяжкое время, когда всё было возможно и когда солнце Иерархии приближалось к земле так близко, как никогда»14.

В завершение мы ещё раз обратимся к великому понятию Шамбалы через поэтические строки Наталии Дмитриевны Спириной.

 ТВЕРДЫНЯ

 Не сказка Ты, не вымысел высокий
Людских надежд, их вековой мечты...
На счастье наше существуешь Ты.
И этот мир, заблудший и жестокий,
В урочные космические сроки
Воскреснуть в духе призываешь Ты15.

1 Речь идёт о доме Далай-Пхо-Бранг, в котором в 1911 г. во время китайской оккупации Тибета жил Далай-лама.

2 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2020. С. 36 – 37.              

3 Письма Николая Рериха. Т. 1: 1921 – 1924. Одесса, 2014. С. 64 (20.08.1924).

4 Там же. С. 65 (27.08.1924).

5 Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара, 2000. С. 26 – 30.

6 Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С. 27.

7 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 114.

8 Рерих Н.К. Свет пустыни // Шамбала. М., 1994. С. 149.

9 Рерих Н.К. Шамбала Сияющая // Там же. С. 26, 30 – 31.

10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 642.

11 Там же. С. 499.

12 Листы Сада Мории. Озарение. 1 – IX – 13.

13 Грани Агни Йоги. 1962. 54 (Новосибирск, 1994).

14 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 84.

15 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 145.

 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске