Мысли на каждый день

Красота спасет от сквернословия.

Надземное, 278

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

К 90-летию публикации сборника Н.К. Рериха «ДЕРЖАВА СВЕТА»

Автор: Башкова Наталья  



Теги статьи:  книги

В 2021 году исполняется 90 лет со времени публикации сборника Николая Константиновича Рериха «Держава Света». Этот сборник ярких публицистических работ (приветствий, обращений, писем, статей) впервые увидел свет в 1931 году в Нью-Йорке в издательстве «Алатас». Это издательство было основано в 1924 году самим Н.К. Рерихом в содружестве с русским писателем, переехавшим на жительство в Америку, Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым.

Именно сборник «Держава Света» наиболее полно отражает активную общественную деятельность Николая Константиновича Рериха на её новом витке — утверждения «Пакта об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» на международном уровне. В поддержку этой культурной инициативы в разных городах Европы и Америки стали образовываться общественные комитеты, проводились конференции, посвящённые Пакту Рериха. Эта идея была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Её приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн, М. Метерлинк и многие другие. Общественный резонанс был столь велик, что в 1929 году Н.К. Рерих был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.

Название сборника «Держава Света» выражает его главную тему и представляет собой одно из определений Культуры, которое давал ей Николай Константинович. Именно Культура охватывает все сокровища Света: Знания, Красоты, Блага, человечности и любви, мужества и творческого дерзания. По мысли Н.К. Рериха, все созидательные ценности и духовные идеалы светоносны, и только они способны зажечь и поддержать огонь жизни в человеке и в мире.

В сборнике освещаются разнообразные вопросы: значимость Культуры в жизни человека и общества, необходимость охраны её материальных объектов, важность дальнейшего развития Культуры в одухотворённом и светлом творчестве не только её выдающихся представителей, но и каждой личности, сознательно идущей по пути созидания и совершенствования. На страницах книги Н.К. Рерих акцентирует внимание на соотношении понятий Культуры и цивилизации, роли женщины в приобщении подрастающего поколения к духовным ценностям, обосновании идей Пакта Рериха и Знамени Мира в военное и мирное время, ценности труда работников сфер просвещения и образования, утверждении всемирного дня Культуры и многом другом.

Сборник открывается большой одноимённой статьёй «Держава Света». Она посвящена особому аспекту понимания Культуры как сферы действия человеческого сердца, которое должно быть очищено от эгоизма и невежества, чтобы навсегда стать светоносным очагом чистоты, доброты, самоотверженной помощи другим людям. «Внутренний человек хочет только добра, — подчёркивает Н.К. Рерих, — и в минуты сердечного сияния он необманно знает, где благо. Из сердечного сияния истекает лишь благо, и свет излучаемый может пресекать все изломы нарощенного невежества. (...) Жить в духе — значит сиять и благотворить и постигать, жить в плоти — значит затемнять и осуждать и невежествовать и удлинять путь. (...) Во имя близких мы не должны нарушать ритм волн света. (...) Чем напряжённее свет, тем слабее тьма. (...) Надо светиться, надо рождать и усилять свет сердца»1. В понимании Н.К. Рериха культурный человек обязательно будет нравственным, духовно устремлённым и сердечным.

Высокое назначение Культуры и её цель, по мысли Николая Константиновича, заключаются в духовном восхождении человека, ничем не прерываемой эволюции его многомерного существа. В чём же видел мыслитель такую мощную движущую силу Культуры? В сознании Красоты. Он утверждал: «Основная задача — поощрять всячески развитие внутреннего сознания Прекрасного, этого истинного щита против тьмы невежества. (...) ...Мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом. (...) В самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего»2.

В статье «Знамя Мира (Конференция в Бельгии)» Н.К. Рерих обозначает ступени подлинной, духовной эволюции человека: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры»3.

В этом же сборнике Николай Константинович даёт своё понимание этимологии самого слова «Культура»: «...Культура имеет два корня — первый друидический, второй восточный. Культ-Ур — значит Почитание Света»4. Если Культура — это Свет, то противостоят ей хаос и тьма, безобразие, разрушение и деградация. Эти две непримиримые силы борются в сознании человека. Позиция Н.К. Рериха — это активное противостояние и противодействие тьме невежества и злу. Николай Константинович наполняет и расширяет понятие Культуры многогранными смыслами, показывает его жизненные практические аспекты: «Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания»5.

Под Культурой мыслитель понимал синтез лучших достижений человечества в области науки, искусства, религии и философии. Без приобщения к духовным и нравственным сокровищам Культуры невозможны становление человеческой личности и дальнейшая эволюция человечества на планете.

Отметим, что культурологические взгляды Н.К. Рериха изучаются и постепенно входят в сферу образования. Так, они представлены в замечательном учебном пособии доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Светланы Николаевны Иконниковой «История культурологических теорий»6 наряду с концепциями других выдающихся зарубежных и русских культурологов: Н.Я. Данилевского, П.Н. Милюкова, Ю.М. Лотмана, О. Шпенглера, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассета, А. Тоффлера и др. Истории и утверждению Пакта Рериха посвящены многие монографии, сборники и статьи.

* * *

«В какой стране предпочтёте жить? — Конечно, в стране Культуры.

Ваши лучшие помыслы чему вы принесёте? — Культуре.

Чему вы посвятите ваши просвещённые труды? — Конечно, Культуре.

Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.

Не потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную»7.


1 Рерих Н.К. Держава Света. Нью-Йорк: Алатас, 1931. С. 23 – 24.

2 Рерих Н.К. Прекрасное (Приветствие Школе Дальтона) // Там же. С. 32 – 33.

3 Рерих Н.К. Знамя Мира (Конференция в Бельгии) // Там же. С. 103 – 104.

4 Рерих Н.К. Латвийскому Обществу имени Рериха // Там же. С. 151.

5 Рерих Н.К. Знамя Мира (Конференция в Бельгии). С. 103.

6 СПб.: «Питер», 2005. Глава 10.

7 Рерих Н.К. Обществу Славянской Культуры // Держава Света. С. 153.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.К. Рерих