Мысли на каждый день

Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

Иерархия, § 331

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
«СОЛНЦЕ ЛЮБВИ ТОПИТ ДАЖЕ ЛЕДНИКИ ГОР». О жизни Пророка Мухаммеда

Автор: Жарий Надежда   



Теги статьи:  светочи мира

Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью. (...)

Было бы совершенно невежественно отрицать пророчества.

Было бы совершенно глупо порицать пророков.

Если научно и беспристрастно исследуем случайно сохранившиеся пророчества,
что же увидим? Найдём людей, вопреки личной выгоде заглянувших в следующую
страницу истории, ужаснувшихся и предупредивших народ. (...)

Когда же учёные найдут время научно исследовать пророчества

и сопоставить их исторически?

Листы Сада Мории. Озарение. 3 – V – 3

Николай Константинович Рерих любил глубоко продуманные темы воплощать как повествование, как книгу в красках.

Он писал: «Уже давно хотел я вместо отдельных вещей, случайно показанных, произвольно разбросанных, сделать ряд картин, подчинённых одной сущности. Сочинённых, спаянных в незыблемом соответствии красок и формы»1.

Годы, проведённые Рерихом в Центрально-Азиатской экспедиции, оказались невероятно плодотворными. Восток оправдал все ожидания художника, представ во всём своём многообразии, вызвал восхищение, стал неисчерпаемым источником для творчества. «Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления, — так щедры эти дары Азии»2, — писал мастер.

В век разъединения Рерих искал пути сближения народов, убеждённо говорил о единстве религий.

«Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения, потому теперь Зовём к особой терпимости, отклоняя споры»3, — сказано в Живой Этике.

Николай Рерих считал, что источником духовности всегда была Азия. История мировых религий свидетельствует, что все их основатели пришли с Востока. Они появлялись в разные эпохи, у разных народов, и всегда — в момент тяжкого нравственного кризиса, и самое главное, что они делали, — возрождали нравственность. Их заветы на разных языках звучат по-разному, но все они представляют собой один и тот же этический кодекс.

В 1924 – 1925 годах Рерих создаёт серию картин «Знамёна Востока», посвящённую Великим Светочам, духовным Учителям человечества. Сегодня мы поговорим об одной из них — «Магомет на горе Хира», героем которой является великий основатель ислама. Картина отображает момент явления Мухаммеду Архангела Гавриила с провозвестием о его избранничестве, о том, что он — Пророк Божий.

Наталия Дмитриевна Спирина говорила, что Н.К. Рерих никогда ничего не писал просто так, и нам надо изучать историю тех, кого он изображал на своих полотнах. Следуя этому совету, расскажем о Мухаммеде — последнем Пророке и проповеднике единобожия, основателе ислама — третьей мировой религии, возникшей в VII веке на Аравийском полуострове.

Будущий пророк родился в Мекке4 около 570 года от Рождества Христова. Город располагался на перекрёстке оживлённых торговых путей,

здесь же находилось главное святилище языческих богов — Кааба, к которому арабы совершали паломничества ещё в доисламское время. Кааба почиталась далеко за пределами Аравийского полуострова, уважительно и с почтением относились к этой святыне и иудеи, и христиане.

Время постройки Каабы неизвестно, но предания гласят, что она представляет собой спущенную с неба копию храма, в котором молился в раю Адам. В восточный угол Каабы вмонтирован Чёрный камень; по преданию, когда-то этот камень был ослепительно белым и при этом сиял так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал чёрным. Известно, что, придя к власти, Мухаммед приказал выбросить из Каабы всех идолов, но благоговейно дотронулся до Чёрного камня, и с тех пор камень стал священным для всех его последователей. И до настоящего времени Кааба имеет особое значение для мусульман, остаётся их главной святыней.

Арабы воспитывались как будущие воины, сильные и храбрые, но свою воинственность племена направляли друг против друга: это были постоянные взаимные набеги, грабежи, битвы за пастбища и колодцы. Приходилось с помощью оружия отстаивать свои стада, а также женщин и детей, которых победители уводили в рабство. Всё большее распространение получало пагубное ростовщичество, в результате чего одни неимоверно богатели, в то время как другие — подавляющее большинство населения — только беднели и становились фактически рабами своих заимодавцев.

Между племенами отсутствовали связи, не было ни политического, ни религиозного единства, невежество и суеверие сочетались с грубым идолопоклонством. У кочевых племён рождение девочки считалось несчастьем, немилостью богов, поэтому часто обряды поклонения кумирам сопровождались приношением в жертву новорождённых девочек.

История всех цивилизаций обнаруживает одну закономерность: бездуховность и падение нравственности неминуемо приводили к деградации и вырождению. Целые цивилизации, культуры, роды и племена навсегда исчезали с лица земли. Та же участь грозила и арабам.

Задача объединения разрозненных племён одним общим делом, единой верой была под силу лишь поистине великому гению, чей пламенный дух мог бы повести людей за собой. Именно с такой миссией и пришёл в мир Пророк Мухаммед.

По преданию, его рождение сопровождалось многими чудесами, возвещавшими о появлении необыкновенного младенца. Амина, мать будущего Пророка, была осведомлена о великой миссии своего сына, ибо ей были явлены изумительные знамения. Так, в дневнике Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи» читаем: «...глубокое значение имеет мусульманское предание, что матерь Христа явилась матери Магомета перед рождением Пророка»5. В предании, о котором упоминает Николай Константинович, сама Амина рассказывает, что перед рождением сына к ней приходила Дева Мария и после этого посещения у неё совершенно исчез страх и она больше не испытывала боли.

О детстве Мухаммеда известно мало. Когда ему едва исполнилось два месяца, во время караванного путешествия умер его отец. В наследство от него остались только пять верблюдов, несколько овец и эфиопская рабыня.

Климат Мекки был очень жарким, и новорождённые дети легко могли заболеть, поэтому в то время здесь был распространён обычай отдавать младенцев на вскармливание в семьи бедуинов, живших на горных пастбищах, где чистый, целебный воздух благоприятствовал здоровому росту детей. Мать Мухаммеда тоже стала подыскивать своему младенцу кормилицу. Но бедуинки брали детей только из богатых меккских семей, а на этого бедного наследника и смотреть не хотели. И только Халима, жена одного саадитского пастуха, согласилась взять малыша в свой дом.

Предание говорит, что как только он появился в их доме, стали происходить чудеса: неожиданно забили подземные ключи, наполнились водой колодцы, которые больше никогда не пересыхали, буйно зацвели поля, стали увеличиваться стада, благополучие и мир воцарились в семье. Халима и её муж догадывались, что они взяли к себе необычного ребёнка.

Арабские легенды рассказывают о сверхъестественных способностях этого дивного младенца. Трёхмесячным он уже самостоятельно стоял на ногах, в семь месяцев бегал с другими детьми, с восьми начал говорить, а в девять поражал всех мудростью своих речей. С раннего детства он удивлял близких пристрастием к чистоте и правде, не терпел лжи даже в шутку.

Легенды повествуют, что однажды, когда он был маленьким и играл в поле, ему явились два Ангела в ослепительном сиянии. Один из них — Архангел Гавриил — рассёк грудь Мухаммеда и, вынув сердце, очистил его, наполнил верой, знанием, пророческой прозорливостью и вложил обратно в грудь. После этого от ребёнка стал исходить некий таинственный свет и необыкновенный аромат. Кормилица и её муж, узнав о случившемся, очень испугались и поспешили вернуть малыша матери.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, его мать Амина посетила вместе с ним Медину6 и место, где умер его отец, но на обратном пути неизвестная болезнь настигла её, и она умерла. Похоронили её в селении между Мединой и Меккой. Место это Мухаммед будет посещать до своих последних дней.

После смерти матери опеку над Мухаммедом взял его дед Абд аль-Мутталиб. Через два года умирает и он, и мальчика берёт на воспитание его дядя, Абу Талиб. Мухаммед помогал дяде пасти скот. Ему с детства нравилось, находясь на пастбище, в одиночестве, погружаться в глубокие размышления. Он рос молчаливым, но не замкнутым. Абу Талиб полюбил племянника, который сделался теперь его постоянным спутником. Дядя рано стал брать его с собой в долгие караванные путешествия. Однажды в пути им встретился христианский монах, который, обладая даром предвидения, предсказал ребёнку будущее пророка. Он сказал Абу Талибу, чтобы тот берёг мальчика, ибо сам Бог призовёт его из пустыни.

Сохранилось описание необыкновенной внешности Мухаммеда. Он был немного выше среднего роста, широк в плечах и заметно отличался от других арабов светлой кожей. Его чёрные густые, блестящие, слегка волнистые волосы ниспадали на плечи. Нос прямой, красивые губы, а зубы своей белизной были подобны жемчугу. Лицо обрамляла чёрная густая борода. Походка была быстрая и лёгкая. Держался всегда с достоинством. Мухаммед носил одежду белого цвета, которая неизменно выглядела безупречно чистой и опрятной. Говорил красноречиво, коротко и ясно. Смеялся редко, но приятная широкая улыбка часто озаряла его лицо.

С детства знакомый с торговлей и имевший опыт караванных путешествий, Мухаммед нанимался на службу к купцам, умело вёл торговые дела, руководил караванами, направляющимися в Сирию, Йемен и другие земли. Эти поездки расширяли его кругозор. Он часто бывал на ярмарках, устраивавшихся во время больших религиозных праздников в крупных центрах Ближнего Востока. Ярмарки были частью культурной жизни арабов, здесь обменивались новостями, происходило общение с торговцами из разных стран, нередко бывали поэтические состязания. На этих же ярмарках можно было услышать арабские народные предания, но особый интерес у Мухаммеда вызывали духовные беседы с богословами и философами.

В то время в Мекке жила одна богатая сорокалетняя вдова — Хадиджа, очень красивая благочестивая женщина, которая нуждалась в помощнике в своих купеческих делах. Её племянник Джузима, познакомившись с Мухаммедом во время торговых путешествий и отметив его умения и честность, рекомендовал его Хадидже как человека, способного быть поверенным в её делах. Благородные манеры Мухаммеда, его порядочность и обаяние покорили Хадиджу. Приняв его на службу, она всегда была довольна им и платила вдвое больше обещанного.

Однажды Хадиджа стала свидетелем невероятного явления. В полдень, когда Мухаммед возвращался с караваном, она с изумлением увидела двух Ангелов, прикрывавших его тенью своих крыльев от палящего солнца. Женщина поняла, что это не простой человек.

Она сама предложила себя в жёны Мухаммеду. Женитьба на Хадидже сделала его одним из богатейших людей Мекки, а благодаря своим личным качествам — справедливости, внимательности и сердечности по отношению к людям — он стал уважаемым человеком. Мухаммед очень ценил, любил и уважал свою жену. «Никогда Бог не давал мне лучшей жены, чем Хадиджа. Она поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказывали мне, она поверила мне, когда люди объявили меня лжецом...» «Воистину, любовь к ней была уделом, дарованным мне Богом».

Как мудрая женщина, Хадиджа умела дать супругу лучшие советы. Несмотря на то, что впоследствии ей вместе с Мухаммедом пришлось пережить тяжкую полосу несчастий и лишений, пройти через презрение общества, потерю имущества, бойкот, жестокий голод, — она всегда была мужу преданным другом и оставалась его опорой до конца своих земных дней. Однажды Пророк сказал: «Лучшей женщиной в этом мире в своё время была Майрам, мать Иссы, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа».

Мухаммед продолжал заниматься торговлей, ходил с караванами в большие походы, во время которых общался с иудеями и христианами, вёл с ними духовные беседы. Известно, что пророк был неграмотным, однако был хорошо знаком с разными религиями и ни одну из них не отрицал.

Он много беседовал с двоюродным братом Хадиджи Варакой — христианином, первым переводчиком Ветхого и Нового Завета на арабский язык. Беседы на духовные темы всё больше укрепляли в нём понимание бессмысленности идолопоклонства, усиливали возмущение грубостью и беззаконием, царившими в той жизни, которую вели его соплеменники. Он убеждён: истина — в существовании Единого Творца Вселенной, и приближение к Нему заключается не во внешних проявлениях, не в ритуалах и обрядах, а в действиях, в постоянной молитве и устремлении к Богу, к добру. Мухаммед знает, что пророки древности уже не раз приносили высокие истины, но они искажались и низводились до уровня толп. Им овладевает мысль о преобразовании веры.

Всё чаще Мухаммед стал уединяться для размышления и молитвы, и его излюбленным местом стала пещера на горе Хира. В 610 году он провёл там весь месяц Рамадан7. Однажды он услышал голос, который звал его. Тёмная пещера озарилась необычайно ярким светом, и он увидел Ангела в несказанном сиянии и лишился чувств. Когда же он очнулся, Ангел поднёс ему шёлковую ткань с письменами и сказал: «Читай!» «Я не умею читать», — ответил Мухаммед. «Читай», — повторил Ангел. И Мухаммед почувствовал, как тело его озарилось небесным светом, и он прочёл письмена на шёлковой ткани. Когда он закончил читать, Ангел возвестил: «О, Мухаммед! Воистину ты пророк Божий, а я Гавриил, Ангел Его! ...Божественное милосердие избрало тебя проповедовать народу, у которого не было прежде посланных, чтобы он открыл глаза для света. ...Прежде тебя Мы не посылали им ни книги, ни апостолов»8. «Когда я это прочёл, явление отступило от меня, и я проснулся, — рассказывал позже Мухаммед. — И я чувствовал, что эти слова написаны в сердце моём»9.

Потрясённый до глубины души, Мухаммед вернулся к Хадидже. Он ещё не осознавал, что это было — сон или явь, и рассказал жене о произошедшем. У Хадиджи не было и тени сомнения, что её муж удостоился посещения Архангела: «Ты принёс весть радостную! С этого дня для меня ты Пророк Господа!» Чутьё женского сердца подсказало ей, что Мухаммед, кто всегда был верен своему слову и одинаково приветлив со всеми, кто подчинялся законам справедливости и милосердия и помогал бедным, — избран Пророком Бога.

Хадиджа поспешила рассказать обо всём Вараке, который внимательно её выслушал и тоже нисколько не усомнился: «Клянусь тем, кому принадлежит душа моя, ты говоришь правду, Хадиджа! Ангел, который явился твоему мужу, тот самый, что в древности послан был к Моисею. Его возвещение истинно: твой муж Пророк!»

Вот что читаем в дневнике Н.К. Рериха: «Интересно говорит Ат-Табари10 о пророческом призвании Магомета... Первое, чем началось откровение посланника Божьего, были внушения истины, которые приходили подобно утренней светозарности. Затем он проникся уединением и оставался в пещере на горе Хира. И вот пришёл к нему предвечно Истинный. И сказал ему: "Магомет, ты — посланник Божий".

"Я стал на колени, — говорит посланник Божий, — и стою жду. Затем медленно я вышел. Сердце моё трепетало... И Он опять явился мне и сказал: «Магомет, я Гавриил, а ты — посланник Божий»".

"Сказал Магомету Варака, сын Науфала: «Это божественное откровение, которое было ниспослано Моисею, сыну Умрана. Если бы я дожил до того времени, когда твой народ изгонит тебя!» — «Разве я буду изгнан им?» — сказал Магомет. — «Да, — ответил он. — Поистине, никогда не являлся человек с тем, с чем ты явился, без того чтобы не возбудить к себе вражду. Воистину будут считать тебя лжецом, будут причинять тебе неприятности, будут изгонять и сражаться с тобой». Слова Вараки увеличили твёрдость его и рассеяли беспокойство"»11.

Сначала Мухаммед не говорил об этих откровениях никому, кроме своих домашних. Но когда ему было явлено новое откровение, которое повелевало идти на проповедь к народу: «Восстань, проповедуй и прославляй Господа!», он собрал своих соплеменников и открыто объявил о своей высокой миссии. В ответ со всех сторон послышался смех. Родственник же Мухаммеда Абу Лахаб, человек богатый, гордый, высокомерный, и его жена пришли в ярость и стали ожесточёнными противниками Пророка.

Чрезвычайно трудны были первые шаги Мухаммеда на пророческом поприще, приходилось переносить насмешки и обвинения в непомерном самомнении. Его называли самозванцем, считали сумасшедшим. Когда он шёл по улице, в него бросали камнями и грязью, его преследовали грубые ругательства и оскорбления: «Смотрите! Вот идёт тот, кто знает всё, что делается на небесах!»

В числе ярых противников Пророка был и юноша по имени Амру. Несмотря на молодость, он уже был одним из любимых поэтов Аравии. Как только Мухаммед объявил о своём посланничестве, Амру стал сочинять на него насмешливые эпиграммы, которые очень быстро расходились и более всего препятствовали распространению ислама. Однако нередко случалось, что именно гонители превращались в верных последователей. Так и поэту Амру впоследствии суждено было стать одним из самых ревностных сподвижников Мухаммеда и важным лицом в государстве12.

Как только Мухаммед начинал проповедовать о Боге, добре, справедливости, любви и сострадании, его противники требовали в доказательство чудес: «Моисей и Христос и все пророки, — говорили они, — чудесами доказывали своё посланничество, давай, сотвори же чудо».

Он отвечал: «Какого же вам нужно большего чуда, чем сам Коран? Книга откровений, которую принёс безграмотный человек».

«Если ты говоришь, что Коран сошёл с небес, то покажи нам того Ангела, который принёс его тебе».

«Моисей являл чудеса, Христос исцелял, слепых делал зрячими, воскрешал мёртвых, бесплодные пустыри превращал в цветущие сады, но как с ними поступили? Богу не нужно Ангела, чтобы подтверждать моё посланничество. Он Сам достаточный свидетель между мною и вами».

Как и все пророки, Мухаммед, конечно, тоже обладал силой являть чудеса, но язычники, бывшие свидетелями таких чудес, объявляли их мошенничеством. Так, в преданиях описывается одна история:

«Был богатый и весьма уважаемый князь Хабиб-Ибн-Малек, прозванный Премудрым, который славился своей учёностью и обширными знаниями. Он приехал в Мекку с могучей дружиной и привёз свою дочь Сатиху, за которую усердно молился в Каабе, потому что она была немая, слепая и глухая от рождения. Хабиб-Ибн-Малек был ревностный идолопоклонник, и для ненавистников Мухаммеда появился удобный случай, чтобы его погубить. Они рассказали Хабибу Премудрому о ереси мнимого пророка и уговорили князя призвать к себе Мухаммеда для защиты перед ним его Учения, в большой надежде, что теперь он точно навлечёт на себя изгнание или даже смерть. Хадиджа и дочери очень испугались за Мухаммеда, бросились к нему на шею с плачем, но он успокоил их, просил надеяться только на Господа и молиться.

Мудрейший Хабиб приветливо встретил Мухаммеда и спросил: правда ли то, что говорят, будто бы он называет себя пророком, посланником Бога?

Мухаммед подтвердил, что это есть истинная правда.

"Хорошо, — сказал Хабиб, — тогда каждый пророк доказывал своё послание знамениями. Если ты посланник Божий, соверши нам чудо, скажи: что в моём шатре и почему я это привёз в Мекку?" Мухаммед спокойно отвечал: "О, Хабиб! Ты привёз сюда дочь твою Сатиху, глухую, немую и слепую, с надеждой получить здесь её исцеление. Так иди в шатёр свой, говори с нею и получи ответы её и знай, что Господь всемогущ!" Хабиб поспешил к своему шатру, а навстречу к нему вышла дочь с распростёртыми объятьями и совершенно здоровая!»

Между тем вражда с каждым днём только возрастала и дошла до исступления. Идолопоклонники пришли к любимому дяде Пророка Абу Талибу, требуя, чтобы он заставил своего племянника замолчать, а если он и его последователи не отступят от ереси, то они убьют его. Абу Талиб серьёзно встревожился за жизнь племянника и поспешил уведомить Мухаммеда об этих угрозах. Пылкий дух Мухаммеда загорелся от этих слов: «Дядя, хоть бы они вооружили против меня солнце с правой руки, а месяц с левой, я не отступлю от своего пути!»

Он знал, что на него возложена величайшая миссия, и эта вера была в нём настолько сильна, что никакие обстоятельства поколебать её уже не могли, ибо он также понимал и меру своей величайшей ответственности.

В книге Пророка Иезекииля сказано об ответственности Пророка: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня. (...) И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем, — к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать тебя или не будут... но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя и ты будешь жить у скорпионов, — не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом»13.

«Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня.

Когда Я скажу беззаконнику: "смертию умрёшь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтоб остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих»14.

Ветхий Завет гласит: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»15.

В стихотворении А.С. Пушкина «Подражания Корану» есть такие строки:

С небесной книги список дан

Тебе, Пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?

За то ль, что наг на свет явился,

Что дышит он недолгий век,

Что слаб умрёт, как слаб родился?

За то ль, что Бог и умертвит

И воскресит его — по воле?

Что с неба дни его хранит

И в радостях и в горькой доле?..

Противники ислама объявили бойкот всему роду курайшитов, запрещалось торговать с ними и вступать в брак до тех пор, пока не выдадут на казнь Мухаммеда, своего родственника. Пришли тяжкие времена испытаний голодом и нуждой, некоторые сподвижники Мухаммеда не выдерживали, отказывались от ислама и возвращались к язычникам.

Пророк учил: «Лучшими проявлениями веры являются терпение и великодушие». «Терпение, спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа — это яркий свет». «Знайте, что не бывает победы без терпения, нет находок без потерь, а облегчения без трудностей».

Между тем ярость язычников уже не знала границ. И в 622 году Пророк вместе со своими преданными учениками вынужден был покинуть Мекку и бежать в Медину. Здесь возводятся первые мечети, растут ряды верующих. Много усилий потребовалось Мухаммеду, чтобы смягчить дикие нравы соплеменников. Он наставлял их: «Будьте милостивы с людьми, посылайте им добрые вести. Помните, что солнце любви топит даже ледники гор». Его Учение сближало богатых и бедных. Чувство меры, отказ от всяких излишеств, забота о ближнем, взаимопомощь — всё, что вмещает в себя ёмкое слово «человечность», он старался привнести в жизнь своего народа.

Он стал своего рода духовным ядром, вокруг которого зарождалась новая Община, где формировались новые нормы поведения и общения.

Он не был сторонником войны, но был вынужден воевать, при этом запрещал своим воинам проявлять жестокость, призывал быть милосердными к побеждённым. На завоёванных землях требовал особенно бережно обходиться с женщинами и детьми, давать им одежду и хорошо кормить. Когда один из последователей сказал: «О, Пророк! Это же дети язычников!», — Мухаммед ответил: «А разве вы не дети язычников? Каждый человек рождается с верой в Единого Бога, и только родители делают его язычником, иудеем или христианином».

Назидательные рассказы и притчи (хадисы) Мухаммеда записывались его последователями и передавались из уст в уста; полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда.

«Очень любим красивые притчи, но забываем, что в каждой из них заложена цена жизни»16, — сказано в Учении Живой Этики.

У мусульман есть одна весьма поучительная притча: «Пророк вместе со своей женой Хадиджей сидел за столом во время трапезы. И вдруг Пророк нахмурился, резко встал и поспешил к выходу, а у выхода остановился, из глаз его потекли слёзы. Жена попросила объяснить столь странное поведение, и он сказал: "Когда мы сидели за столом, я вдруг увидел, что мой ученик идёт по улице с моим именем на устах, а люди бьют его камнями, я хотел поспешить к нему на помощь". "Тогда почему же ты вернулся?" "Потому что он взял в руки камень, там моя помощь уже не нужна". Пророк заплакал от того, что его ученик нарушил одну из заповедей: "Никогда не отвечайте злом на зло, злом зло победить невозможно, от этого зло будет только расти и множиться"».

Также сохранился рассказ его современников, которые были свидетелями, как Мухаммед встретил на своём пути женщину, у которой не было денег, и она, обессилевшая от голода, не могла продолжать свой путь. Он накормил её, дал мула и денег. Женщина со слезами на глазах сказала, что она впервые встретила человека, который так помог ей, хотя она вовсе не была мусульманкой.

«Бог для всех един», — ответил ей Пророк. А своим ученикам сказал: «Если вы хотите почувствовать вершину веры — помогайте нуждающимся, отдавайте им не то, что вам не нужно, а то, что у вас есть самое лучшее, что вам больше всего нравится». «Помогайте бедным, ибо бедные войдут в рай раньше богатых. Можешь помочь — помоги». «Даже если к вам в дом постучится враг и попросит помощи, не прогоните его, накормите, дайте приют».

«Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: 1) непрерывной милостыни, 2) знания, которым могут пользоваться другие люди, и 3) праведных детей, которые станут обращаться к Богу с мольбами за него».

Как-то один из слушателей спросил Пророка: «Вот я бедный человек, как я подам милостыню нуждающемуся, если сам не имею ничего?»

«Твоя улыбка, твой призыв к добру и запрет совершать зло — для тебя милостыня. Указать дорогу тому, кто заблудился, — для тебя милостыня. Убрать с дороги камень или колючку — для тебя милостыня».

«Нет сомнений в том, что мольбы трёх человек будут приняты Богом: мольба угнетённого, мольба путника и мольба родителя за ребёнка».

Мухаммед очень любил детей, и когда он видел ребёнка, то всегда старался выказать свою любовь к нему, подсаживал к себе на верблюда. Сохранился рассказ о том, как к Пророку привели немого мальчика, он погладил ребёнка по голове и, глядя в глаза, ласково спросил: «Кто я?». К изумлению родителей, мальчик ответил: «Ты Пророк».

Пророк призывал быть милосердными к животным. Современники его рассказывали, что сам Мухаммед никогда не пользовался хлыстом, чтобы погонять своего верблюда. Случилось ему как-то встретить на своём пути стадо верблюдов, среди которых один был настолько худым, что под его шкурой можно было пересчитать рёбра. Мухаммед, потрясённый до глубины души, подошёл к верблюду и сказал: «Как так можно? Ведь это безмолвное существо! Как можно допустить такое?» Он выкупил этого верблюда, сам стал ухаживать за ним и откармливать.

Мухаммед возвышал женщину и никогда никому, ни словом ни делом, не позволял её унижать: «Поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сирот и женщин! Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своей жене!»

Мухаммед очень поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба»: «Кто вышел из дома за знаниями, тому Бог облегчает путь в Рай»; «Поистине, и Ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям».

«Чернила учёного столь же достойны уважения, как и кровь мученика», — говорил Пророк. «Знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги — с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они — предводители деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями».

Следует подчеркнуть, что Мухаммед, сделавшись высочайшим духовным авторитетом, сохранил ту же простоту, что была ему присуща в дни бедствий, его успехи никогда не возбуждали в нём ни гордости, ни тщеславия, он не любил, когда ему оказывали какое-то особое почтение. Стоило ему только пожелать, и он мог бы жить в самом роскошном дворце, но он предпочитал спать на простой циновке. Совершенно равнодушный к мирским богатствам, своим счастьем он почитал только молитву и общение с Богом. По выражению жизнеописателей Мухаммеда, «Бог давал ему все сокровища мира, но он не принял. Ушёл, не оставив после себя ни одного динара».

Земной путь Пророка завершился в возрасте 62 лет в Медине 8 июня 632 года. «Начав с маленькой общины первых мусульман — подвижников пламенной веры в Мекке, он завершил свою миссию объединением многочисленных разрозненных и враждующих арабских племён в единое могущественное государство, в единый народ, воодушевлённый общей верой и общим законом»17.


1 Рерих Н.К. Пламя. Новосибирск, 2015. С. 8.

2 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 11.

3 Агни Йога. 469.

4 Мекка расположена в западной части Саудовской Аравии, в каменистой засушливой долине, со всех сторон окружённой горами. В настоящее время — священный город мусульман.

5 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2020. С. 57.

6 Медина, или «город Пророка» (в доисламский период г. Ясриб), второй священный город мусульман на Аравийском полуострове, в 430 км к северу от Мекки.

7 Рамадан — девятый месяц 12-месячного лунного календаря (отстаёт от солнечного на 11 дней). В исламе Рамадан стал праздноваться как священный месяц, в течение которого Мухаммед получил Откровения, положившие начало Корану.

8 Соловьёв В. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902. С. 33.

9 Там же. С. 25.

10 Исламский историк и богослов.

11 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 307 – 308.

12 Амр ибн аль-Ас — великий полководец и государственный деятель своей эпохи.

13 Ветхий Завет. Книга Пророка Иезекииля. 2: 3 – 6.

14 Ветхий Завет. Книга Пророка Иезекииля. 3: 17 – 18.

15 Ветхий Завет. Второзаконие. 18:18–19.

16 Община. 126.

17 Спирина Н.Д., Гребенникова Н.Е., Юшков А.П. Магомет // Н.Д. Спирина. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 101.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества