Следует к понятию сотрудничества приобщить понятия учительства, водительства, уважения ближнего, самого себя и тех, кто следует после вас. Мир Огненный, ч.2, 350 |
Мы уже не раз довольно подробно рассказывали о просветительской работе Наталии Дмитриевны Спириной в Новосибирске. Добавим ещё несколько штрихов, дополняющих картину её деятельности, представленную в прессе, радио- и телепередачах, а также в аудиозаписях бесед с представителями Рериховских обществ.
В июле 1990 года, анонсируя телевизионную встречу с членами Рериховского общества, среди которых была и Наталия Дмитриевна, газета «7 дней. Говорит и показывает Новосибирск» сообщала: «Движение сторонников этого философского учения в нашей стране становится всё шире и активнее. Заметно серьёзнее стало и внимание к этому движению со стороны средств массовой информации. В прошлом году новосибирцы получили хороший подарок от своего книжного издательства — сборник стихов Николая Рериха, журнал "Сибирские огни" опубликовал записи Елены Рерих. По радио идёт сейчас цикл передач "Живая Этика". Словом, наш город, хранящий живописное наследство Н. Рериха в своей картинной галерее, становится и центром философского учения этого великого учёного»1.
Эта телепередача называлась «Зов». Она вызвала большой интерес у зрителей, и в редакцию «посыпались письма и звонки». На «Зов» откликнулись «и те, кто был поклонником данного учения, и те, для кого оно стало откровением»2. В октябре того же года в телевизионной студии Новосибирска состоялась ещё одна встреча, посвящённая Живой Этике. Наталия Дмитриевна и сотрудники Рериховского общества рассказали об основных положениях Учения и ответили на вопросы телезрителей.
В следующем, 1991 году газета «Ваш посредник», публикуя фрагменты доклада Наталии Дмитриевны «Основы», писала: «Тот факт, что Рериховское движение давно проявило себя в Новосибирске, объясняется двумя причинами: появлением в городе картин Николая Константиновича Рериха и приездом в наш город Наталии Дмитриевны [Спириной]. С ней пришли сюда книги Учения Живой Этики. С ней пришли книги Блаватской»3.
В 1990-е годы по всей стране возникали Рериховские общества. И практически везде их становление шло сложно: не было опыта, и это порождало много серьёзных проблем. За советом к Наталии Дмитриевне приезжали представители обществ из разных регионов. Рассказать здесь обо всех таких встречах невозможно, выделим лишь некоторые факты, чтобы дать представление о том, как много было мест, где зажглись культурные очаги.
Так, например, сотрудников Тюменского Рериховского Общества интересовало, как привлечь посетителей их мероприятий к работе в обществе, как с ними объединиться.
«Объединение — это вещь добровольная, — ответила Наталия Дмитриевна. — Если кто-то хочет только слушать, а потом уходит, — это его личное дело. Заставить объединяться никого нельзя. Объединение происходит естественно, по зову сердца. Значит, эти люди ещё не дозрели до объединения. Они дозрели до того, чтобы слушать. Это уже хорошо, уже что-то закладывается у них на будущее, но они ещё не готовы объединяться. И ничего вы с этим не поделаете»4.
Представители Рериховского общества из города Белово Кемеровской области, рассказывая о встрече с педагогами, сетовали, что из всего зала откликнулось всего несколько человек, а если бы им было дано указание сверху, то они стали бы изучать Живую Этику. «Толку от такого изучения было бы мало, — сказала Наталия Дмитриевна. — Если только по директиве начинать изучать, в чём бы они разобрались и как бы они стали перетолковывать? Ведь каждый трактует Учение по сознанию. Когда-то провозгласили лозунги коммунизма и социализма. Потом оказалось, что некоторые народы этого не приняли, и, когда это объединение распалось, они оказались в стане врагов, а те, кто действительно принял это объединение сердцем, остались. Количество никогда не решало успех»5.
В сформировавшихся группах начали появляться новые сотрудники, и сразу же возникли вопросы: нужно ли их приглашать на общие семинары по изучению философского наследия Рерихов, будет ли им понятно всё, о чём говорится?
«...Вы очень правильно поставили вопрос, — подчеркнула Наталия Дмитриевна, — потому что люди начинающие, ещё не накопившие столько огня, столько энергии, как в вашем активе, не выдерживают. И поэтому их надо постепенно приучать к вашей атмосфере»6.
Наталия Дмитриевна говорила также и о том, что не нужно удерживать тех, кто решил уйти из Общества: «Если им это не нужно — что вы с этим сделаете? Свободная воля. Кто может уйти, тот должен уйти. Мы не можем удерживать — бесполезно. Значит, что-то его привлекает больше, что-то для него интереснее, каждый по интересам объединяется»7.
Во время бесед на «квадратных столах» Сибирского Рериховского Общества Наталия Дмитриевна предлагала сотрудникам всех Рериховских обществ включаться в обсуждение поступивших вопросов или просьб. Так, на «квадратном столе» в мае 1994 г. она рассказала о звонке из Петропавловска-Камчатского. Сотрудников Рериховского общества пригласили в школу в новом учебном году «преподавать Живую Этику в пятом классе. И они задаются вопросом — как это делать? (...) И они спрашивают всех, кто имеет какой-то опыт или наработки по этому поводу, — как и с чего начинать? Естественно, что нельзя прийти в пятый класс и начать излагать им Учение так, как мы с вами это делаем, — говорила Наталия Дмитриевна. — Тут нужен другой подход. С чего начинать? Со сказок, рассказов, или иллюстраций, или с музыки, или всё это вместе? Если у кого-то есть соображения по этому поводу или есть уже какие-то методические пособия, они просят им написать. По крупице всё-таки можно что-то собрать. Мы — пионеры, мы — первопроходцы, поэтому мы все нуждаемся в каком-то общем опыте»8.
Тут же началось обсуждение этого вопроса и совместно было сформулировано несколько предложений по работе с детьми.
В 1994 году сотрудники только что образованного Рериховского общества города Стрежевое (небольшой городок нефтяников на далёком Севере, в Томской области) обратились в СибРО с просьбой развернуть выставку репродукций картин Н.К. Рериха и помочь в проведении экскурсий, слайд-программ и бесед. Сотрудники СибРО откликнулись и приехали в Стрежевое. За четыре дня напряжённой работы на выставке они увидели, как жадно люди впитывают каждое слово экскурсовода, с какой радостью рассматривают картины, как тянутся к знаниям, как стремительно идёт пробуждение духа.
Весной 1994 года в Бишкеке с успехом прошла выставка репродукций картин Рериха из фондов СибРО, которую посетили многие жители Киргизии. «Как радостно, что даже репродукции произвели такой необыкновенный эффект, — отметила Наталия Дмитриевна. — Что значат картины Рериха! Даже не оригиналы, а репродукции, а какая была тяга и какое влияние было оказано этой выставкой. Это поразительно»9.
В дальнейшем у новосибирцев сложились хорошие контакты с Бишкеком, представители Рериховского общества Киргизии не раз бывали в Новосибирске, вели активную культурно-просветительную и педагогическую работу, еженедельно на местном радио транслировали «Беседы о Живой Этике», подготовленные СибРО.
С большой радостью восприняла Наталия Дмитриевна первые шаги зарождающегося Рериховского общества в городе Топки Кемеровской области: «Мы же все — одно, мы — община. И всё, что происходит у вас, нас также касается, и что у нас происходит — вас касается. Это осознание того, что мы — единый организм и работаем на одно, и одни и те же у нас проблемы, и те же друзья»10.
Более опытное Общество из Осинников (тоже в Кемеровской области) сумело отстоять выделенное ему помещение, которое пытался занять коммерческий банк для расширения своих площадей. Сотрудники Общества рассказывали, что успешно ведут работу в школах, дети хорошо воспринимают рассказы и слайд-программы о подвижниках, святых. «Детские души должны откликаться, даже если их никогда этому не учили, — говорит Наталия Дмитриевна в ответ на рассказ осинниковцев, — что-то западёт обязательно, не может быть, чтобы это не запало. А потом даст свой результат»11.
Представители Якутии, оказавшись летом 1994 года в Новосибирске на праздновании Дня города, посетили книжный киоск СибРО, развёрнутый на площади Ленина, и познакомились с одним из сотрудников Общества. У них сразу же зародилась мысль развивать в Якутии такое же «духовное направление». И через три дня был заключён договор с СибРО о сотрудничестве. На одном из «квадратных столов» СибРО якутский журналист рассказал: «К нам в республику стало приезжать много разных пастырей. Но наша языческая вера близка Агни Йоге. Я изучал труды Рерихов, труды Блаватской, там поразительно много общего. И создание Рериховского общества имеет очень большое значение. Мы с этим вопросом пришли к министру культуры нашей республики, письмо это представили, в его лице получили поддержку. И в двух библиотеках теперь собираются кружки Живой Этики. Один большой кружок имеется в Нерюнгри, ещё один — в Якутске»12.
В 1994 году импульсом для регистрации Ташкентского Рериховского Общества послужила выставка репродукций картин Н.К. Рериха из Новосибирска, которая сопровождалась слайд-программами и беседами, проводимыми сотрудницей СибРО. Там же произошло и знакомство с активом будущего Общества. Ташкентцам была оказана помощь в изготовлении слайдов, и они начали работу в детском доме, а на весну уже запланировали выставку картин Н.К. Рериха из Международного Центра Рерихов (Москва). Это было впервые, в Ташкенте подобной выставки ещё не было.
В январе 1995 года сотрудники СибРО побывали в Рериховских обществах Алма-Аты, Бишкека и Ташкента. И везде их встречали друзья и единомышленники. Несмотря на разделяющие их расстояния и местные особенности, все жили едиными мыслями и устремлениями. Общими были проблемы духовного роста сотрудников и становления Рериховских организаций, сотрудничества, практического приложения Живой Этики.
По словам гостьи из Алма-Аты, выступившей на «квадратном столе» СибРО в октябре 1994 года, у них произошло разделение Общества, а благодаря Новосибирску они сумели организоваться и создать новое Общество, отделившись от тех, кто, как она сказала, занимался «экстрасенсорикой и ещё непонятно чем. Мы идём строго по Рериховскому Учению, — говорила она. — Благодаря опять же Новосибирску мы провели выставку репродукций, причём в Государственном музее искусств имени А. Кастеева — это центральный музей Казахстана». На семинарах рериховских групп прослушивались магнитофонные кассеты с записью радиобесед о Живой Этике, о Тонком Мире, подготовленных сотрудниками СибРО. Через Алма-Ату осуществлялись связи с другими Обществами Средней Азии, и таким образом Алма-Атинское Рериховское Общество приобретало значение регионального центра.
На декабрьском «квадратном столе» 1994 года сотрудница Павлодарского Рериховского Общества рассказала о выставках в районных центрах — в посёлках Ермак, Кочиры и Шербакты. Кроме Павлодарского были созданы ещё два Рериховских общества — в Экибастузе и Ермаке. Вновь созданные Общества, испытывая сложности с приобретением нужной литературы — книг Учения и «Граней Агни Йоги», обратились за помощью в СибРО.
На «квадратном столе» СибРО в январе 1995 года руководитель Нижневартовского культурно-просветительского общества «Гармония» пригласила на выставку картин Н.К. Рериха наших сотрудников, а также обратилась с просьбой помочь провести лекции по Живой Этики для педагогов. «Мы уже ходили в гороно, они не против, — сказала она. — Мы рады сотрудничеству с СибРО»13.
В своих выступлениях Наталия Дмитриевна часто подчёркивала, что все Рериховские общества — это единая Община, одна семья, и мы объединяемся по духовному признаку, а не по территориальному, «можно сидеть рядом и быть далеко, это тоже бывает»14. Ведь для одних «Учение — это потребность души, без которой нельзя жить», другие изучают «ради любопытства, чтобы познакомиться с чем-то новым... Вот они, мотылькового типа, конечно, могут отойти. Тут нет противоречия, просто разные категории людей»15, — поясняла она.
На слова сотрудницы СибРО о том, что поездки сибиряков в другие города объединяют единомышленников, Наталия Дмитриевна ответила: «Раньше считалось — Свет с Востока, а теперь — Свет с Севера, и богиня культуры уходит на Север. Север предназначен»16. Доминантой деятельности СибРО в 1990-х годах стали выездная работа и проведение передвижных выставок. Как поясняла Наталия Дмитриевна, «это веление сроков».
В Записи Б.Н. Абрамова, полученной от Великого Учителя в 1952 году, о картинах Н.К. Рериха сказано так: «Он дал Свет Мой в кристаллизованной форме картин. Сгущённый Свет вложил в мощный магнит своих неповторимых картин. И эти магниты по лику Земли творят великое действо преображения сознания человеческого»17.
В 1990-е годы в Сибири с большим успехом проходили выставки картин Н.К. Рериха из фондов Международного Центра Рерихов. Они сопровождались большой культурной программой, подготовленной сотрудниками СибРО. Так, газета «Трибуна Сургутская» 21 марта 1995 года в статье «Гималаи путешествуют по северному кольцу» сообщала: «В воскресенье в выставочном зале Сургутского краеведческого музея состоялось открытие выставки Николая Константиновича Рериха. (...) Позади уже Новый Уренгой, Ноябрьск, Нижневартовск, а следующим после Сургута пунктом "северного кольца" должен стать Нефтеюганск. (...) Экспозиция сопровождается интересной культурно-просветительской программой, в которую входит и цикл лекций членов правления Сибирского Рериховского Общества...»
В ноябре 1996 года эта выставка прибыла в Новосибирск и экспонировалась в Краеведческом музее. Это была третья выставка из цикла «Гималаи» в нашем городе. Она была посвящена 70-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Выставка состоялась благодаря тому, что сотрудникам СибРО удалось привлечь к этому проекту многие организации города, оказавшие финансовую поддержку. «На открытии выставки Наталия Дмитриевна Спирина сказала, что искусство Рериха зовёт нас к красоте и доброте, любви и братству — вечным ценностям мироздания. Из этого светлого источника мы черпаем силу, чтобы выжить, выстоять, победить. Человек всегда стремится к сияющим вершинам Духа. Путь указан. Иди» — это строки из статьи в новосибирской газете «Голос»18. Выставка сопровождалась показом документального фильма режиссёра Ю.Н. Белянкина «Николай Рерих», созданного в 1982 году, лекциями, литературно-музыкальными слайд-программами о Н.К. Рерихе и концертами.
Далее «Гималаи» продолжили свой путь в соседний Кузбасс и затем на Алтай. Одновременно по населённым пунктам Алтая шла передвижная выставка репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов из фондов СибРО.
Одним из значимых для СибРО событий стала поездка на Камчатку в октябре 1997 года. Ещё за три года до этого Наталия Дмитриевна говорила: «Как Камчатка ждёт! Как там нужно! Ничего, сначала ближайшие, потом всё дальше, дальше захватываем, и до концов земли — идеологический поход. Поход Культуры»19. За три недели пребывания на Камчатке сотрудниками СибРО было проведено более 50 бесед и слайд-программ о творчестве семьи Рерихов — на выставке репродукций картин Н.К. Рериха в Петропавловске-Камчатском, в библиотеках и школах, в клубе пограничников, в вертолётном ангаре на военном корабле и в окрестных посёлках. Проводились «круглые столы» в местных Рериховских обществах. Несколько сотен килограммов печатной продукции — репродукции картин, открытки и альбомы с картинами Николая Рериха, труды семьи Рерихов, стихи Н.Д. Спириной — разошлись за три дня20.
Приезжая в Новосибирск, сотрудники других Обществ делились своим опытом проведения выставок и другой работы, которая одновременно становилась и проверкой на единение.
Так, руководитель Рериховского общества города Топки рассказала на «квадратном столе» о желании организовать выставку репродукций картин Н.К. Рериха совместно с работниками культуры города, а также привлечь к этому горисполком, музыкальное училище и школы. По её словам, для их небольшой группы эта работа очень важна — она поможет понять друг друга в действии.
Неоднократно на встречах Рериховских обществ в Новосибирске поднимался вопрос о попытках увести сотрудников с правильного пути — и не только отдельных людей, но и целые Общества, для чего лжепастыри использовали самые разнообразные методы.
В некоторых Обществах акцент в работе делался на чтении стихов, слушании музыки и т.д. — что само по себе хорошо, но главной задачей Рериховских организаций не является. «Это нужно совместить, — говорила Наталия Дмитриевна, — нам нужны и музыка, и поэзия — но как сопутствующее, поддерживающее. (...) ...То есть никогда нельзя терять из виду главную цель. Если цель всё время перед вами, то можно сопутствующее привлекать как помощников. Почему нет? "Через искусство имеете свет". Но нельзя на одном искусстве сосредоточиться и забыть Живую Этику. Учение — это первично. Люди приходят к нам для Живой Этики»21.
Иногда Рериховские общества распадались. И у Наталии Дмитриевны спрашивали: почему это происходит? что должно быть единой целью? «Если мы объединяемся во имя Учения, то наша цель — выполнение задач Учения, то есть задач, которые нам даёт Учитель. Мы объединяемся на Иерархии и на Учении, там задачи совершенно конкретные, если читать книги Учения, если их принимать к сведению. И никаких других задач быть не может»22.
В Записи Б.Н. Абрамова сказано: «...объединение возможно лишь при устремлении к общему делу и при всяком отсутствии личных попыток. Если оно не получается, значит, участники заинтересованы только в своём. Личные интересы таят бесчисленные поводы для раздоров и служат взаимному отталкиванию. Если дело Владыки не поставлено превыше всего, не ждите единения. Только оно, это дело, тот цемент, который может скрепить отдельные камни на постройке. Иначе разлетится строение и будет крушение великое. Помните о цементе — о деле Владыки, — без него не соединиться воедино»23.
Главной задачей Сибирского Рериховского Общества в конце 1990-х стало строительство Музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае. Наталия Дмитриевна сказала в беседе с сотрудниками в канун нового, 1998 года: «Это наша мечта, это наша миссия, это наше самое главное дело этого воплощения — построить музей. Он будет построен! Мы уже его в духе построили, осталось материализовать»24.
И уже в начале 2000-х годов в оформленных залах ещё строящихся музеев стали проходить выставки. Экскурсионная деятельность нарастала из года в год, накапливался материал и опыт. Теперь поток людей пошёл уже непосредственно в музеи. Своими материалами сотрудники СибРО стали делиться и через интернет, который с 2001 года начинал входить в нашу жизнь. Тогда никто ещё и представить не мог всех возможностей современных информационных технологий, благодаря которым во время мирового карантина 2020 года границы деятельности СибРО расширились за счёт прямых эфиров. Появилась возможность представлять многогранное наследие семьи Рерихов в интернет-пространстве как бы на новом витке спирали.
В Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Теперь пришло время не ждать, но творить; не получать, но брать. Полная чаша готова для всех. Как чудесно быть соучастниками построения Нового Мира. Помогая строить его на земле, мы созидаем его в себе. (...) И только отдающие получат, и забывшие о себе получат Космос взамен. Удивительно, как не понят закон отдачи и получения. (...) Вмещение этих противоположностей одно из труднейших, но только вместивший поймёт отдачу как получение»25.
1 Зов. Общество Рериха в Новосибирске // 7 дней. Говорит и показывает Новосибирск. 1990. № 29.
2 Живая Этика // 7 дней. Говорит и показывает Новосибирск. 1990. № 40.
3 Берегитесь лжепророков // Ваш посредник. 1991. № 4. С. 4.
4 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 139.
5 Там же. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 133.
6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 60.
7 Там же. С. 61 – 62.
8 Там же. С. 132.
9 Там же. С. 110.
10 Там же. С. 149.
11 Там же. С. 150.
12 «Квадратный стол» СибРО 25.09.1994 (архив СибРО).
13 «Квадратный стол» СибРО 29.01.1995 (архив СибРО).
14 «Квадратный стол» СибРО 30.10.1994 (архив СибРО).
15 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 438.
16 Там же. Т. 5. С. 219.
17 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 462 (Новосибирск, 2014).
18 «Гималаи» Рериха в Новосибирске // Голос. 1996. № 48 (30 нояб.).
19 «Квадратный стол» СибРО 27.11.1994 (архив СибРО).
20 Перед Восходом. 1997. № 11. С. 13.
21 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 175.
22 «Квадратный стол» СибРО 29.09.1996 (архив СибРО).
23 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 124.
24 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 276.
25 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 118.