Если Вам нечто не близко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чье-то сердце? Сердце, 212 |
Уже вторую весну во многих странах действуют ограничения на массовые встречи, но в нашей стране ни в прошлом, ни в этом году ничто не могло отменить шествие «Бессмертного полка». Люди выходили на балконы, собирались небольшими группами во дворах, на древках вместо знамён — фотографии близких. Так и вокруг Музея Н.К. Рериха вновь плечом к плечу с отцами и дедами прошли сотрудники СибРО. Сами собой вспоминались песни военных времён.
Помнить о подвигах ушедшего века — зачем это нужно, что при этом происходит в душе человеческой?
Меняются времена и народные настроения, в одни годы звучат призывы о мире и разоружении, в другие — сосредоточиваются в суровой готовности пограничники. Война — бедствие. Но память народная потому и возвращается к ней снова и снова, что горе и напряжение тех лет обостряло в людях духовные качества, а ежедневная угроза возможной смерти побуждала задумываться о самом главном. Опасность сплачивала людей между собой, обращала к Высшему.
Именно этим духовным проявлениям были посвящены выступления сотрудников Музея Н.К. Рериха перед гостями и посетителями, собравшимися в музее 9 Мая, в День Великой Победы.
Перечитывая воспоминания трижды Героя Советского Союза лётчика А.И. Покрышкина, задаёшься вопросом, отметил Алексей Цыганков, — какая внутренняя сила заставляла человека встать в рост около грузовика с готовыми взорваться боеприпасами и стрелять из винтовки по пикирующим бомбардировщикам? Видимо, это была та самая сила, которая повлияла даже на неживой металл. «Мною овладело какое-то безразличие, а может быть, даже презрение к смерти... Бомбы не взорвались. Они заставили меня поверить в то, что я сильнее самого страшного оружия, что я пройду все испытания. В те минуты тишины после налёта я подумал об этом проще: никогда не буду прятаться от врага и останусь жив» (А.И. Покрышкин. Небо войны).
Да, легенды и сказания помнят о богатырях, которых не брали ни меч, ни стрела, но не только исключительные герои соприкасались с духовными явлениями во время этой войны. Существует множество воспоминаний о молебнах, которые проводились православными священниками накануне или во время битв; о них рассказала Татьяна Деменко. Один из таких молебнов был совершён у стен Кёнигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), прошедшая от Москвы до Берлина, сражаясь за родную землю, вспоминала: «Взяли Кёнигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях, с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери... А вокруг бой идёт, солдаты посмеиваются: "Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!" И только монахи запели — стихло всё. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: "Оружие отказало". Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю» (А. Фарберов. Молебен у стен Кёнигсберга).
Ещё более известным стало явление Казанской Божией Матери в Сталинграде. 11 ноября 1942 года был самым обычным днём. Фронт тогда проходил всего в одном километре от берега Волги — прямо через цеха заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»: в одном конце цеха были русские окопы, в другом — немецкие. Художник Лев Тырин в воспоминаниях о военном детстве так описал это событие: «Была пасмурная погода, мелкая изморось, то ли дождь, то ли мокрый снег. Шла обычная перестрелка между воюющими сторонами. Серое небо со стороны Заволжья стало медленно раздвигаться, в появившемся пространстве безоблачного чистого неба появилось изображение женщины с ребёнком на руках. Бабушка несколько раз, превозмогая боль от раненой челюсти, сказала: "Это икона Казанской Божией Матери". Перестрелка между позициями стала затихать и прекратилась совсем. Значит, это явление наблюдали не только мы, но и воюющие стороны. Явление это держалось в небе почти час. В Ельшанском овраге тоже это явление было замечено как добрый духовный знак для нашего народа, для нашей страны...» (Л.С. Тырин. Дневник моего сталинградского детства).
Часто говорят, что фашистам не хватило сил, чтобы пройти какие-то сто метров. Но могло ли быть иначе, если на пути врага встали не только сотни тысяч бойцов и мирных граждан в своём беспримерном подвиге, но и Сама Пресвятая Богородица! Единство земного и небесного — ручательство Победы. И незримая помощь Высшего Мира, как ответ на нужды и мольбы человеческие, может проявиться в неожиданном месте и в неожиданной форме, но всегда в самое необходимое время.
Но всё это — и мужество, и победы, и высшая помощь — вряд ли было бы возможно без тех благих помыслов, без того сердечного огня, что заложен в самой глубине и сути русского народа. Не должен, не может побеждать в великом бою тот, кто неправеден, тот, на кого нельзя возложить ответственность за будущие поколения.
Вот почему в этот день в Музее Н.К. Рериха звучали отрывки из воспоминаний немецких военнопленных — свидетельства подвига не только воинского, но и подвига милосердия. Советский народ мог подняться на ярую битву, но умел и утишить эту ярость, вложить меч в ножны, когда это становилось возможным.
«Ненависть в течение продолжительного времени... не в русском характере... Западноевропейская женщина, встретившаяся с Красной Армией в Венгрии, удивляется: "Разве это не странно — большинство из них не испытывают никакой ненависти даже к немцам: откуда у них берётся эта непоколебимая вера в человеческое добро, это неисчерпаемое терпение, эта самоотверженность"...» (А. Орме. Из сборника «Генералы и офицеры вермахта рассказывают...»).
«Русский может быть резким, и тогда он не знает меры. И всё же он в высшей степени добродушен и способен поделиться последним куском хлеба. В этой полярности его характера лежит загадка русского человека и его непонятная для нас особенность, не поддающаяся никакому учёту. Это народ от природы здоровый и цельный... Я научился прежде всего ценить этот народ» (военный священник Франц).
Приведём слова Рамазана Абдулатипова — главы Дагестана с 2013 по 2017 год. Он подчёркивает: «За всю историю государства российского ни одному захватчику и не дано было понять, что движет русскими людьми вместе с представителями разных национальностей и вероисповеданий соборной России, когда они сообща вставали на защиту родной земли... Фашистская пропагандистская машина делала ставку именно на разжигание национальной розни между народами, желая во что бы то ни стало рассорить нерусских с русскими... Когда фашисты оккупировали часть территории страны, они агитировали за "отделение от Москвы". Германское руководство мечтало о "разложении Советской России" изнутри. Но их надеждам не суждено было сбыться... Дружба народов — это не фигура речи. Это братство, скреплённое кровью, непосильным трудом, общим патриотическим порывом и верой в общую Победу. (...)
...Рискуя собственными детьми, русские спасали еврейских детей, раненых солдат и партизан разных национальностей... Отрезая кусок хлеба от пайки малышей, жители Северного Кавказа и Средней Азии спасали от голодной смерти эвакуированных женщин и детей... Дружба народов в целом была той национальной идеей, нравственной категорией, которая обеспечила победу советского народа в Великой Отечественной войне».
В 1943 году Н.К. Рерих пишет картину «Земля Славянская», где запечатлевает веру в светлое будущее любимой Родины. С высоты колокольни, под благовест колокола великому подвижнику открывается вид на широкий простор: чистые «воды реки голубой» омывают холмы, словно покрытые бирюзовым и изумрудным бархатом. Панорама величественных гор, окутанных дымкой, уходит далеко за горизонт. Свод небесный, как купол, охраняет мирное будущее возрождённой страны. Вершину одного из холмов венчает прекрасный город с золотыми куполами храмов, защищённый белокаменной стеной.
Нашу страну ожидали ещё два года тяжёлых кровопролитных боёв, бесчисленные потери, голод, разруха, но художник знал: «Свет стоит над Родиной». Земля Славянская — в самом названии картины уже звучит тема объединения. Не какая-то отдельная нация, а содружество сердечно близких народов могло одержать Победу.
Что мы, сегодняшние, можем сделать в память о подвиге героев, победивших фашизм?
Ценить ту суть, которая вела их к победе. Стремиться к единству, мужеству и милосердию, к самоотверженному труду, создавать и охранять этот настрой в каждодневных помыслах. Ведь именно направленность на добротворчество поможет в тяжкий час объединиться, сплотиться и дать отпор любому проявлению зла — во имя Света, во имя завтрашнего Восхода.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК