Из буйной заросли берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна. Община, 15 |
В докладах, воспоминаниях и рассказах о нашем руководителе, которые звучат в СибРО на протяжении всех 16 лет со времени ухода Наталии Дмитриевны Спириной с земного плана, освещая ту или иную грань её деятельности, мы стремимся дать как можно более полное представление о её высокой миссии — её предназначении, заключающемся, если сказать в целом, в утверждении Учения Живой Этики как единственного якоря спасения для человечества и нашей планеты и в утверждении имени Бориса Николаевича Абрамова как прямого продолжателя иерархической цепи, идущей от Рерихов. Это и строительство двух музеев Рериха в России Азиатской, и создание организации, могущей осуществить такое строительство и одновременно вести многоплановую культурно-просветительную работу.
В 2000 – 2001 годах в Сибирском Рериховском Обществе было издано 8 выпусков книг «Искры Света» — записей Наталии Дмитриевны, сделанных ею в Харбине на занятиях в группе учениц, которой руководил Б.Н. Абрамов, а также при личных встречах с ним после возвращения на Родину. Тексты для публикации отбирала сама Наталия Дмитриевна. Многое, по понятным причинам, она не могла тогда включить в эти книги.
С той поры прошло 20 лет. За это время имя Б.Н. Абрамова — духовного учителя Н.Д. Спириной — получило признание многих рериховцев, а его Записи Высоких Собеседований с Великими Учителями человечества, достоверность которых подтвердила Е.И. Рерих, составили серию книг «Грани Агни Йоги» и стали неотъемлемыми спутниками Учения Живой Этики, помогающими понять его положения.
К 110-летнему юбилею нашего руководителя мы решили не просто издать отдельной книгой записанное Наталией Дмитриевной на занятиях с Абрамовым, но и включить туда материалы, не вошедшие в первое издание «Искр Света». Таким образом, в книге, которая будет сегодня представлена, тексты из тетрадей Наталии Дмитриевны даны в максимально возможном для публикации объёме.
Сегодня, на этом торжественном юбилейном мероприятии, ещё раз коснёмся жизненного подвига Н.Д. Спириной, взяв за основу эти тексты и добавив несколько штрихов к бесконечно дорогому нам облику, с благодарностью судьбе за возможность встретить на жизненном пути нашу Ведущую — за всё, что мы получили от неё, за её духовную мощь, питающую нас, за её помощь, которую ощущаем и поныне.
О необычности и тяжести настоящего времени много сказано в книгах, которые мы изучаем. В 1955 году Борис Николаевич записывает: «Нехорошо в мире. Всюду противодействие. Упрямо и тупо встаёт атавизм человеческий на пути осуществления Великого Плана. (...) На вопрос — когда же? — можно ответить: когда сознание будет готово хотя бы в Ведущей Стране. (...) Говорят: трудно ждать, но Мы Ждали тысячелетия. Великий План осуществляется, и единственной преградой на его пути лежит человеческое непроснувшееся сердце. (...) Знающих Предупреждаем: небывалое время, не думайте прожить его обычно»2.
Ещё двадцатью годами раньше, в 1935 году, обращаясь к американским сотрудникам, Е.И. Рерих писала: «Подумайте о всех тех Лучах, которые в распоряжении Владык, но которыми ОНИ будут пользоваться при наступлении СРОКА. И срок этот так, так близок! Тысячелетия, иначе говоря, миллионы лет Они готовились к приближающейся Эпохе!»3.
Итак, миллионы лет Иерархия Света ждала времени, когда будет возможно начать осуществление Великого Плана по коренному преобразованию жизни на Земле.
«Лишь на смене рас даётся Откровение и Иерархия приближается к людям. Часто ли бывает смена рас?! И такой смены, как сейчас, никогда не было и не будет по сложности и необычности положения»4.
Открыто обозначив себя, Иерархия Света через своих Доверенных дала землянам Учение Живой Этики, показав тем самым, что сроки приблизились вплотную.
И в это время на Земле, как никогда, были нужны те, кто не только знал и понимал происходящее, но и без искажений мог воспринимать посылаемое Свыше, чтобы, как сказано, «человеческими руками и ногами» способствовать утверждению суждённого.
Коснёмся очень серьёзного вопроса — взаимодействия Тонкого и плотного миров. По мере их сближения влияние тонких воздействий на плотный мир всё больше усиливается. Нам дано множество предостережений относительно медиумизма, психизма, контактёрства. Не погружаясь в детали, отметим, что между медиаторами и медиумами существуют принципиальные различия, прежде всего в психофизическом строении. Среди основных характеристик медиатора в Учении в первую очередь отмечаются нравственная чистота, духовная осознанность, развитая воля, высокий уровень психической энергии. Как сказано в Учении Живой Этики, «самый нужный вид психической энергии для эволюции есть качество медиаторов. Обладая чувствительностью, они всегда сохраняют синтез Учения. Это качество синтеза, накопленное опытами веков, хранит их от тёмных влияний. Медиумами можно интересоваться, медиаторов нужно уважать и ценить»5.
Насколько важно и ценно для эволюции планеты явление медиаторов, подчёркивала и Е.И. Рерих: «...мы должны быть благодарны медиаторам, которые самоотверженно трудятся, предоставляя свой организм на великую пользу человечеству. Именно сейчас медиаторы нужны более, чем когда-либо. Они своими пробуждёнными центрами могут сдвинуть сознание человечества с мёртвой точки скептицизма или же охранить от страшного приобщения к чёрной магии через невежественных медиумов»6. И при развитии высших центров медиаторы «могут стать истинными благодетелями человечества»7.
В последние годы было опубликовано много архивных документов, касающихся и самого Б.Н. Абрамова, и его учениц, о которых он сообщал Е.И. Рерих и посылал их фотографии, в ответ получая от неё, а также от Великого Учителя характеристики внутренней сущности учениц. Все они, будучи даровитыми, обладали способностью тонких восприятий.
Так, из писем Милы Страва, адресованных Е.И. Рерих и написанных по поручению Б.Н. Абрамова, когда она в 1953 году с родителями уехала из Харбина в Рио-де-Жанейро, узнаём следующее: «Очень часто наблюдаем, как одинаковая мысль одновременно была получаема из Пространства и, записанная сразу в разных уголках города, разными членами, после сверялась и оказывалась до удивления точной. Особенно сильно улавливала мысли из Пространства Ната, а потом эту же самую мысль находили в записях и у Б.Н.»8. «За последний год Натою было сделано много записей, которые имеют важное значение для Будущего»9.
Сейчас, после прочтения в расширенном объёме записанного на занятиях Наталией Дмитриевной, становится понятно, что состав группы учеников Абрамова был, конечно же, не случаен — все они были связаны давними узами. И то, что они собрались вместе именно в этот отрезок времени, значило одно: все они готовились для работы в Новой Стране.
6 апреля 1951 года Наталия Дмитриевна записывает: «С сегодняшнего дня делить на две части: одна — Наталия Дмитриевна Спирина, служащая Политехнического института, со всеми атрибутами; вторая — любимая старшая дочь, ничего общего с первой не имеющая»10.
Обратим внимание на слова Учителя, полученные Борисом Николаевичем двумя месяцами раньше — 9 февраля: «Да, до царя духа она дойдёт. Преодолеет все трудности. Сам Осмотрел. Какую сейчас борьбу выдерживает. (...) Просыпаются центры. И она твоя тоже. Крепко любит по-своему. Была герцогиней и при жизни твоей немалую роль сыграла. С высоты смотрела на папский престол. Хорошая душа, верная. Отцом ей был, потому и любовь. Двинется быстро после пробуждения. Береги. Твоя»11. В этой же записи есть и фраза, касающаяся остальных учеников: «Дети твои. Всем найдётся место. (...) Широка твоя крыша»12.
В письме Нины Ивановны Абрамовой к Е.И. Рерих от 25 августа 1951 года Борис Николаевич сделал вставку, в которой, в частности, сообщил, что в письмо вложена и записка от Наты. Вот её содержание: «Дорогая Елена Ивановна, глубоко благодарна за то, что Вы написали обо мне. Чувствую радость и очень большую ответственность. Вся моя жизнь и счастье только в этом. Огорчаюсь, что слабое здоровье, а главное, болезнь глаз сильно снижают продуктивность. Но надеюсь, что это со временем пройдёт, и делаю что могу. В день получения Вами карточки видела Вас во сне, и Вы сказали, что мне предстоит очень много работы, и подарили мне свои туфли. Хочется написать и спросить очень много и поделиться своим творчеством. Мне так важно, что Вы скажете. Верю, что желания сбудутся. Шлю Вам чувство сердца. Ваша Ната»13.
В архивных Записях Е.И. Рерих от 17 августа 1953 года Великим Учителем дана следующая оценка Н.Д. Спириной: «Ната самая лучшая сотрудница и потому ярая может восходить»14.
Приведённые тексты относятся к началу 1950-х годов. К этому времени группа занималась вместе уже несколько лет: первые записи бесед Бориса Николаевича со своими духовными ученицами датированы в тетрадях Наталии Дмитриевны концом 1946 года.
На семинарах с активом СибРО Наталия Дмитриевна рассказывала о том, как проходили эти занятия: «Борис Николаевич научил понять Живую Этику как действие: выполнять хоть как! Когда читала до того Учение, это не было конкретно. Он учил, как работать на ментальном плане, учил мыслеобразам, преодолевать препятствия на ментальном плане. Он необыкновенно владел словом. Занятия строились так: небольшая речь Бориса Николаевича, затем — Записи. Они шли и по поводу наших дел, и по этическим пунктам, которые надо было сейчас осваивать. Очень поощрял творчество, стихи. Мы встречались группой каждую неделю. Борис Николаевич не признавал "голых" вопросов, спрашивал в ответ: а какое ваше размышление? Он учил мыслить, а не потреблять. Борис Николаевич был очень суров. Старался сделать из нас самоходов.
Он всегда спрашивал: "Кто из вас будет самоходом? Кто, если я уйду? Вам покажется, что нить оборвалась. Можете ли вы на своих ногах стоять и идти? Или — всё?" И у него в Записи есть о самоходах, которые в свою очередь стали бы на ноги и понесли бы дальше эстафету. Он этим был озабочен»15.
Записанное Наталией Дмитриевной поможет каждому, кто не просто теоретически признаёт и соглашается с данным в Учении, но стремится действенно участвовать в преображении себя и мира. Многое могут почерпнуть и рериховцы, объединившиеся в семинары, на которых совместно обсуждаются положения Учения и ищутся ответы на вопросы.
Мы можем теперь намного конкретнее представить, что она имела в виду, когда говорила о понимании Живой Этики как действия, которое надо выполнять «хоть как». Можно добавить: это была практика во всей своей суровости. Так, 22 декабря 1946 года Наталия Дмитриевна, наряду с соответствующей установкой перед сном, записывает задание на неделю — «приучить себя оставаться одинаково равнодушным как к моральным ударам, так и к физическому страданию»16. И о работе над собой в течение недели — успехах и неудачах — на очередном занятии рассказывала каждая ученица, и всему давалась беспристрастная оценка руководителя.
2 февраля 1947 года Наталия Дмитриевна записывает задание на основе параграфа из книги «Агни Йога»: «Концентрация на неделю: "Самая лучшая защита не только от болезней, но и от явлений вражеских всегда будет сознательное применение психической энергии. Развитие её есть самая насущная задача человечества" (А.Й. 569)»17. Здесь же помечает, что нужно практиковать в течение недели: «Собирание энергии "в кулак" для активной защиты»18. И конечно, далеко не случайно, что через десятки лет первой книгой Наталии Дмитриевны, изданной на Родине, стала подборка «Психическая энергия», выпущенная в 1991 году.
Вопрос сохранения здоровья был и остаётся одним из самых важных, ведь от состояния физической оболочки человека зависит многое, в том числе и возможность трудиться на общее благо. На занятиях Борис Николаевич обращает внимание учениц на то, что все болезненные ощущения человека создают в Тонком Мире сущность19, соответствующую характеру ощущений. Он подчёркивает, насколько мысли человека могут способствовать его физическому выздоровлению: «С болезнью нужно бороться, создавая в сознании противоположный образ здоровья и уничтожая представление о болезни. Очень трудно отрешиться от очевидности, но возможно, и это достижение даст большие плоды в будущем. Нужно внедрить в заболевший орган требуемый образ здоровья и сжечь нежелательные явления»20.
«Пусть сердце будет зажжено. Это профилактика от болезней, защита от нападений»21.
«Когда на заболевшем органе сосредоточивается сознание, то психической энергии отдаётся точный приказ, как должно идти оздоровление тканей. Лекарства могут помочь очень сильно, если действие их поддержано психической энергией»22.
Рассматривались вопросы и надземного бытия. В «Гранях Агни Йоги» мы читаем о том, что Учитель считает нужнейшим «признание непрерывности жизни, проявляющейся во всех трёх мирах»23. «...Слишком уж далеко сознание от понимания Надземного Мира. Чудовищна неподготовленность людей, переходящих туда»24.
«При устремлении к Иерархии переход в Тонкий Мир — радость»25, — записывает Наталия Дмитриевна 26 января 1947 года. Проходит более полувека, и в 1990-е годы она выступает в новосибирском Академгородке с циклом бесед о Тонком Мире — отклик слушателей был огромным. Собранные воедино, эти беседы вошли в книгу «Жизнь без смерти», первое издание которой состоялось в 1999 году.
Так темы, рассматриваемые на занятиях с Борисом Николаевичем в Харбине, продолжала развивать на Родине его преданная духовная ученица.
Невозможно перечислить все вопросы, которые обсуждались на занятиях и на которые руководитель обращал внимание подопечных. Но при всей необъятности того, что предстояло познать и утвердить в себе, Б.Н. Абрамов подчёркивает важнейшее: решительно все действия, намерения и поступки необходимо «соизмерять с поставленной целью — приближает ли это к цели или отдаляет, соответствует ей или нет», — ничего отвлечённого быть не может. Так годы и годы шло обучение учениц. А условия жизни, в которых все они находились, были очень нелёгкими. Об этом Мила Страва тоже писала Е.И. Рерих: «Б.Н. и двое друзей, Оля Бу[занова] и Наталия Спирина, работают учителями в китайском институте. Условия работы очень тяжёлые. Здоровье у всех слабое, а нагрузка по работе увеличивается. Отношение к учителям со стороны администрации очень плохое. При таких обстоятельствах работы сил требуется затрачивать много. (...) Жалованье платят мизерное... Б.Н. и друзей моих поддерживает только глубокая уверенность скорого отъезда на Родину и близкая встреча с Вами. Вы извините меня за такую откровенность, но пишу Вам всё, что говорит мне моё сердце. Иначе не могу, так учил меня Б.Н., когда мысленно беседуешь с Вами, чистосердечно всё рассказывать Вам. Ведь Вы наша самая близкая и родная»26.
Наступил 1958 год. Приближалось время отъезда на Родину, в центр строительства и осуществления Великого Плана. По записям Наталии Дмитриевны, сделанным на занятиях в этом году, можно понять, насколько интенсивно, по максимуму шло насыщение учениц знаниями.
«Сколько часов в день уделяем на дело Владыки? — пишет Наталия Дмитриевна 5 января 1958 года. — Своё будущее мы создаём настоящей работой. Во тьме сгущённой, в день нужды нужно удержать искру света в ауре. Этим служим Свету. Надо держать дозор на защите сети Света планеты. (...) Степень понимания — степень приближения»27.
А через неделю, 12 января 1958 года, записывает такую фразу: «Не ждать будущего пассивно, а звучать на него надо. Жить в будущем — это преображает дух и всю жизнь. Зажечь огонь бодрствования духа»28.
Насколько важен этот вопрос, знают изучающие Живую Этику. 25 сентября 1994 года Наталия Дмитриевна читает своё Слово к началу нового цикла встреч за «круглым столом» Сибирского Рериховского Общества, которое так и названо ею: «Жить в Будущем», где, в частности, говорит: «Наше будущее — это мы сами, сделавшие себя соответственными ему. Человек не может падать или подниматься один. Он влечёт других за собой, он влияет на окружающий мир, на природу, на пространство, на миры тонкие и иные, за пределами Земли. И призыв к самосовершенствованию есть призыв к сотворению будущего мира. Ведь он будет не сам по себе, он будет состоять из нас. Мы — это и есть будущее как таковое»29.
Но вернёмся к 1958 году. Ещё одна её запись, сделанная в тот же день занятий, 12 января: «Наша цель — Владыка. Воля должна держать эту цель в сознании постоянно. Если прямая линия Луча соединяет с Владыкой — не страшно ничто и никто. (Запомнить параграф из И[ерархии] 214: "Ничто не может коснуться являющего полную веру в Нашу Мощь и в Иерархию")»30.
Об абсолютной вере Наталии Дмитриевны в истинность этих слов говорит следующее. В 1992 году в беседе с сотрудниками она подчеркнула: «Внутренняя правота, убеждённость заключается в духе. Нельзя допустить ни тени сомнения: так я провезла в Россию книги Учения. Это надо было ради дела, во что бы то ни стало».
Сейчас, читая в «Гранях Агни Йоги» отдельные тексты, записанные во второй половине 50-х годов, мы понимаем, что высказывания Великого Учителя касались событий, происходивших в группе, готовящейся к отъезду на Родину.
Запись в «Гранях Агни Йоги» от 8 февраля 1958 года: «Вы же зовётесь на подвиг. Ты утверждайся в служении Родине. Кто служит телу, кто — желудку, кто — карману, а ты — Родине будешь служить. Мне нужно (ваше) объединение в монолит духа. Хочу действовать кру'гом и через круг. Многое можете сделать. Ещё Укажу, что промедление смерти подобно, ибо вас Собираю ко времени»31.
Обратим внимание на вопрос Матери Агни Йоги, который Борис Николаевич получил через месяц, 6 марта: «Вас очень ценят. Скажи мне, кто будет твоим восприемником»32.
К переезду на Родину Учитель побуждал ещё в 1956 году. Тогда переезд не состоялся. Прошло два года. Ученицы Бориса Николаевича пока ещё все вместе, так же встречаются, мечтают о работе в родной стране, планируют отъезд. 15 октября 1958 года Наталия Дмитриевна записывает: «Во время молчания очень почувствовалась Твердыня. Пришли слова: "Твердыня с нами"»33.
Между тем напряжение нарастает: осложняется ситуация в Харбине, усугубляется обстановка в семьях.
8 апреля 1958 года Борис Николаевич записывает слова Матери Агни Йоги: «Ты Записи дочкам прочти, пусть знают, что близки, что каждое их обращение ко мне поддержано будет (Владыкой). Так пусть утвердятся они в возможностях новых, чтоб крепче стоять на ногах. Колеблемы очень напором волн ярых житейских и тяжких и тёмных вниманием ярым. Одним не устоять. А я помогу выдержать натиск и тёмных, и серых, и жизни нелёгкой»34.
Ещё через месяц: «Привет твоим дочкам. Трудно им тоже, как и тебе»35.
Позднее Учитель скажет: «Сколь же яро трудятся тёмные над каждым из вас, не щадя своих сил. (...) Если бы видели, какою сворою окружены, истинно, ухватились бы за Луч, как утопающий за соломинку»36.
«Охота за каждым — по всем правилам многовекового опыта. (...) Не шутка приближение к Свету, опасны касания тьмы»37.
Указания об отъезде усиливаются. Матерь Агни Йоги настаивает: «Даю Указание ехать. И чем скорее, тем лучше. (...) Нужны исполнители. А они мешкаются. Разве можете учесть сферу распространения ваших мыслей и степень воздействия их на окружающее? Когда посылаются близкие духи в края дальние, не словами одними исчерпывается область их психического влияния, но, главным образом, мыслью. Мысль ближняя действует сильнее, чем дальняя мысль. (...) Не преуменьшайте значения своего в отношении подготовки пространственных условий, облегчающих утверждение суждённого Света»38.
Сурово говорит Борису Николаевичу о промедлении с отъездом и его любимый Гуру: «На подвиг Посылает Владыка... (...) В духе умрёт, кто Указ не исполнит»39.
«Крепко держите серебряную нить. Если отпустите её, связь ваша порвётся и не восстановить её вновь, так как некому будет это сделать. Соединены через нас, и среди живых нет того, кто бы смог это сделать. Этого не забывайте и больше всего остерегайтесь оборвания серебряной нити»40.
Наступил 1959 год — год отъезда. 4 января Борис Николаевич передаёт ученицам Слова Учителя: «Кто руку прилагает к строительству будущего — тому Наша Помощь. Каждый отмерит свою долю своими трудами для будущего»41.
На следующей встрече, 11 января, идёт продолжение этой темы: «Не только принятие будущего важно, но и труды, приложенные на его строительство. Кони эволюции нуждаются в твёрдой руке, чтобы ими управить. Знающие о небывалой эпохе сознательно идут впереди, увлекая других за собой. (...) Пока кто-то сидит в личном курятнике, в новой стране идёт строительство новой жизни. (...) Идущие в будущее во Имя Моё — права на заботу имеют, и им посылается Луч»42.
Из записи в тетради Н.Д. Спириной от 13 января 1959 года узнаём и о том, что прежнего «круга», о котором говорил Учитель год назад, уже нет: «Что из того, что оболочкам тяжко, лишь бы дух не сломился. Круг разомкнут, и так как цель была вы, то на вас и валятся шишки. Круг надо замкнуть, отделив всё шатающееся. (...) Не печалуйтесь очень об отпадающих, будет легче, когда освободитесь. Не просто и не легко поставить прежде всего дело Учителя Света. Надо ведь тогда себя позабыть, намордник надеть на астрал. Жизнь шлифует грани, и тяжек этот процесс»43.
Начинается и отъезд единомышленников из Харбина, но не на Родину: «Не светло уезжающим, — говорит Учитель. (...) — Нужны вы. Внимание, оказываемое вам, является ручательством того, что нужны»44 (25 января 1959 г.). «На крыльях Донесу домой и Определю в жизнь, — ободряет Владыка Бориса Николаевича. — Считаю необходимым спешить с отъездом, ибо время всему. (...) Жди разрешения на днях. Ждём вашего сдвига и Готовимся Помочь»45.
Затем Борис Николаевич получает сообщение от Матери Агни Йоги: «Но вот, родной, дождались! Заботу оявим о вас и оявляем»46. И от Гуру: «Друг, крепость и стойкость яви в сердечной от нас неоторванности и неотделимости, ибо тогда-то и сможем помочь»47.
Итог известен. В Советский Союз вслед за Борисом Николаевичем приехала только одна его ученица: 5 октября 1959 года Наталия Дмитриевна со своей 83-летней матерью прибыла в Новосибирск, а через 5 дней, 10 октября, она была зачислена преподавателем в детскую музыкальную школу.
Через год после возвращения, 8 сентября 1960 года, Наталия Дмитриевна запишет в своей тетради: «Преподавание музыки есть труд преодоления хаоса в человеке путём ритма. Идя к людям, надо быть готовым прощать»48. Мы не знаем, какими именно событиями были вызваны эти слова, можем только уверенно сказать, что легко ей не было никогда.
Начался отсчёт лет после возвращения на Родину, началась напряжённейшая работа по реализации того, что могла осуществить только она.
В записях Наталии Дмитриевны, сделанных на Родине, прослеживается путь духа беззаветно преданной своему учителю ученицы, бережно переписывающей фрагменты Записей, которые он ей доверяет. В эти годы она продолжает также фиксировать и собственный духовный опыт, который является, с одной стороны, осмыслением и постижением ею Высшего мира, с другой — неотъемлемой частью связи со своим духовным учителем — Звеном, связывающим её с Иерархией Света.
21 февраля 1968 года она записывает следующие свои мысли: «Мы посланы в дисгармоничный нам, грубый, плотный мир, чтобы в нём трудиться и насыщать его более высокими энергиями и мыслями. Потому на своё пребывание в несоответствующей сфере надо смотреть как на задание, выполнение которого — необходимое условие для продвижения. Сколько нужно, столько и пробудем здесь. Не стремление избавиться, а стремление в этой тяжкой среде сохранить равновесие и делать своё дело света. Посылаемся в гущу жизни, а эта гуща нам радости не даёт. Наша радость — принесение пользы в мир, проведение более длинной черты. Всякое выполнение поручения тяжко, но отказ от труда — смерть роста духа. Все силы — на то, чтоб устоять и свет свой нести в коричневой гуще плотного мира»49.
И следом, 24 февраля, появляется её стихотворение, посвящённое Матери Агни Йоги:
В конце 1990-х в беседе с сотрудниками Рериховских обществ она сказала: «Отбор идёт на глазах, очень ускоренно. Я ученичество не воспринимаю, а называю это сотрудничеством. Был Христос, Его ученики много ниже Его, но всё же они продолжатели. У них тоже были ученики, но звенья с каждым разом мельче — величайший даёт, а потом сознания ниже. Но главное — "те, которые не могут уйти". Какие бы несовершенные они ни были, но они не могут уйти. Апостолы не ушли, что только с ними ни делали, и их ученики — продолжатели того же дела, но на том уровне, на каком могут» (3.02.1998).
«Я на каждого надеюсь, что меня не предадут» (4.08.1994).
«Я буду с вами всегда, если вы будете со мной. Если не на физическом, то на тонком плане, но мы никогда не расстанемся» (29.10.1994).
Многое из сказанного Наталией Дмитриевной на семинарах и в беседах с сотрудниками ещё ждёт публикации.
Положение в мире в настоящее время вновь вызывает большую тревогу. И то, как будут развиваться события дальше, напрямую связано с нашим Отечеством.
В мае 1994 года на «круглом столе» СибРО Наталия Дмитриевна выступила со своим Словом «О Родине», в котором сказала: «Я написала несколько слов о нашей Родине, потому что сейчас нет вопроса, который больше всего и более болезненно воспринимался бы всеми нами, чем вопрос о судьбах нашей страны»50. И далее она привела слова Е.И. Рерих о России: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это сознавать»51.
Это небольшое Слово Наталия Дмитриевна закончила стихотворением «Россия», написанным ею 1 мая 1994 года. Строки этого стихотворения выложены в мозаике на фасаде музея — в нём ответ на всё.
Наша Защита и Помощь — это Силы Высшие, среди которых сейчас находится и наш Руководитель — Руководитель навсегда. И сотрудники нашей организации, и наши проверенные временем друзья — все мы посылаем ей благодарность наших сердец и, присоединяясь к поэтическим строкам Юлии Стройновой, говорим:
* Доклад на конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения Н.Д. Спириной.
2 Грани Агни Йоги. 1955 (I). 104 (Новосибирск, 2015).
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 187 (9.04.1935).
4 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 84 (26.05.1951).
5 Агни Йога. 447.
6 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 324 (10.02.1950).
7 Там же. Т. 9. М., 2009. С. 241 (21.12.1952).
8 Письмо М. Страва от 20 декабря 1954 г.
9 Письмо М. Страва от 27 июля 1953 г.
10 Искры Света: Из Бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2021. С. 73.
11 Грани Агни Йоги. 1951. 90 (Новосибирск, 2014).
12 Там же.
13 Из архива Музея Рерихов, филиал ГМВ (Москва).
14 Там же.
15 Здесь и далее: из бесед с Н.Д. Спириной (записала Н.М. Кочергина).
16 Искры Света. С. 21.
17 Там же. С. 28.
18 Там же.
19 Там же. С. 36.
20 Там же. С. 229.
21 Там же. С. 149.
22 Там же. С. 232.
23 Грани Агни Йоги. 1968. 268 (Новосибирск, 1996).
24 Там же. 265.
25 Искры Света. С. 27.
26 Письмо М. Страва от 19 июля 1953 г., Гонконг.
27 Искры Света. С. 139.
28 Там же. С. 140.
29 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 60.
30 Искры Света. С. 140.
31 Грани Агни Йоги. 1958 (I). 82 (Новосибирск, 2013).
32 Там же. 124.
33 Искры Света. С. 204.
34 Грани Агни Йоги. 1958 (I). 251.
35 Грани Агни Йоги. 1958 (I). 431.
36 Там же. 1959. 29. (Новосибирск, 2004).
37 Там же. 30.
38 Там же. 1958 (II). 981 (Новосибирск, 2013).
39 Там же. 982.
40 Там же. 1000.
41 Искры Света. С. 226.
42 Там же. С. 227.
43 Там же. С. 228.
44 Там же. С. 230, 232.
45 Грани Агни Йоги. 1959. 249.
46 Там же. 250.
47 Там же.
48 Искры Света. С. 280.
49 Там же. С. 470.
50 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 40.
51 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 103 (17.12.1935).
52 Огни трудов – 2021: Сб. стихов. Новосибирск, 2021. С. 12.