Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира! Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935 |
«Стихи Наты прекрасны — люблю её чуткое, красивое творчество. Талантливый, светлый дух, озарённый прекрасными мыслями. Всё в ней звучит красоте, свету и радости! Ей дан этот талант, чтобы нести свет и прозрение другим» (Зинаида Григорьевна Фосдик).
В Учении Живой Этики говорится, что именно женщине вручена нить связи двух миров, видимого и невидимого, земного и надземного. Женщине дано являть мощь сокровенной жизненной энергии. И только великий путь любви, красоты и знания откроет женщине неповторяемое величие своего творческого выражения. Среди созвездия женских обликов, являющих собой символ высокого духа, — Наталия Дмитриевна Спирина, наша современница, поэтесса, духовная наставница для многих ищущих душ. Её сердце звучит на красоту мироздания и отзывается любовью ко всему сущему. Её стихи — это настоящие гимны, рождённые огненным сердцем, вдохновлённые величием Учения Жизни. Они несут нам радость и восторг в великом устремлении к Свету.
Но не только творчество, но и сам облик Наталии Дмитриевны, сумевшей приложить Учение Живой Этики к жизни, мужественно и красиво проходящей свой жизненный путь, необычайно притягателен. И те, кому выпало счастье разговаривать с Наталией Дмитриевной или видеть её, навсегда сохранят в своём сердце этот удивительный дар — дарить радость и вдохновение.
Корр.: Наталия Дмитриевна, Ваш жизненный путь был несколько необычен в известном смысле этого слова. Как он начинался, Ваш путь становления духа?
Н.Д. Спирина: Надо вспомнить детство, во-первых, — где я родилась и в каких условиях росла, потому что и условия, и родители, и образование — ведь всё это имеет большое значение. Родилась я в городе Харбине (это Китай, раньше называлась Маньчжурия) в 1911 году. Мои родители там были с Русско-японской войны, с 1904 года, поэтому я не эмигрировала, а родилась там. Харбин был очень интересный, очень своеобразный город в том отношении, что его совершенно не затронула революция в России. Это был осколок старой России. Он находился недалеко от границы с Советским Союзом, и оттуда было очень много беженцев — русских, которые не были согласны с новым строем, они переходили границу и создавали русский город. Многие были люди зажиточные — и купцы, и коммерсанты, и владельцы фабрик, и они буквально построили Харбин. Он начал строиться ещё тогда, когда строилась Китайская Восточная железная дорога, это был её главный узловой пункт, и наше русское правительство было заинтересовано в том, чтобы там укрепиться. Там были наши пограничные войска, пограничные отряды. Построили город для русских, чтобы они там жили и этот край обживали, для эксплуатации железной дороги.
Те, кто бежали из Советской России, построили много домов и церквей, школ и гимназий. Например, я училась в женской гимназии по старой русской программе, о чём я совершенно не жалею, потому что, хотя точные науки мы очень слабо проходили, мне они в жизни совершенно не понадобились. Но зато мы очень основательно проходили литературу — русскую и зарубежную, проходили историю, географию. Вот главным образом литература-то мне потом и пригодилась. Мы основательно изучали поэтов, прозаиков, это заложило основу дальнейшего понимания, как писать стихи, например. Мне это очень помогло. Я окончила там женскую гимназию, окончила Высшую музыкальную школу по классу фортепиано. Мне всегда хотелось преподавать, это было интересно — учить детей музыке, меня это привлекало, я очень любила этот предмет. После этого я стала преподавать фортепиано, а потом, переехав сюда, тут продолжала эту работу вплоть до пенсии.
Корр.: Наталия Дмитриевна, то, что Вы родились в другой стране, познакомились с её культурой, — это как-то повлияло на Ваше мировоззрение в жизни?
Н.Д. Спирина: Мы жили в русской среде и с китайцами общались очень мало. Я, например, совершенно не знаю китайского языка, это там не требовалось. Китайцы, которые окружали нас, немного, на ломаном языке, говорили по-русски. Нам это было не нужно, потому что город был совершенно русский. Там было своё муниципальное управление, городская дума. Это была маленькая старая Россия, дореволюционная.
Корр.: Наталия Дмитриевна, скажите, как Вы впервые познакомились с Учением Живой Этики?
Н.Д. Спирина: Надо начать с того, что с самого детства я воспитывалась в очень религиозной среде. И отец, и мать были очень религиозны, водили меня в церковь. Потом, у нас в гимназии преподавался предмет, который назывался Закон Божий. Там мы проходили в детском изложении Библию, были учебники с картинками. Мы учили молитвы, должны были отвечать на вопросы, получали оценки за это. И, таким образом, я воспитывалась в рамках православия. Я читала Евангелие, Апостольские послания, особенно меня интересовали Жития Святых. Там был мужской монастырь, который издавал брошюры с Житиями Святых, мы все их приобретали, я читала и очень этим интересовалась. Но по мере моего роста официальное православие перестало меня удовлетворять, потому что не отвечало на самые глобальные вопросы бытия, законов Космоса, жизни, потустороннего мира. Я начала искать, стала читать восточную философию, прочитала о всех йогах. Был такой Йог Рамачарака, который издал книги по всем йогам, всё это я прочитала. Тут уже я больше получила, но всё-таки чего-то ещё недоставало. И вот наконец в 1941 году мне попалась первая книга из серии «Агни Йога»2. Я открыла, прочла первые строчки и сказала: «Это моя книга». И с тех пор я стала изучать Живую Этику. Там всё это можно было приобретать, эти книги были в русских библиотеках, их никто не запрещал до прихода наших в 1945 году — тогда всё было изъято. А до того можно было и покупать, и заказывать «книга – почтой». Одним словом, я занялась полностью изучением Учения Живой Этики, или Агни Йоги, потому что там я получила ответы абсолютно на все свои вопросы. Я поняла смысл жизни и её предназначение, одним словом — я получила мировоззрение. И вот теперь я встречаюсь со множеством людей, у меня огромная переписка, многие приходят, приезжают, и все хотят одного — мировоззрения. Как без этого жить?
Корр.: Я знаю, что, когда человек созрел, к нему приходит духовный учитель. В его судьбе он появляется для того, чтобы направить его путь дальше. Ваша встреча с духовным учителем когда состоялась?
Н.Д. Спирина: После того как я стала читать книги Живой Этики, через год или два, состоялась встреча с моим духовным руководителем Борисом Николаевичем Абрамовым. (Сейчас уже вышли две книги его Записей под названием «Грани Агни Йоги».) Почему так произошло? К нам приезжал во время второй экспедиции Николай Константинович Рерих с сыном Юрием Николаевичем и останавливался в Харбине. И Борис Николаевич Абрамов, который к тому времени уже читал эти книги и тоже очень ими интересовался, пошёл к нему. Николай Константинович Рерих не только принял его, но оказалось, что они очень близки в духе, и близки давно. Он признал Бориса Николаевича своим учеником и дал ему кольцо ученичества. В Харбине он дал такое кольцо только двоим — Борису Николаевичу и Альфреду Петровичу Хейдоку, который недавно ушёл в лучший мир. Я встретилась с Борисом Николаевичем и стала общаться. Он создал маленькую группу. Тогда очень мало кто читал Живую Этику, это не то что сейчас — тысячи и тысячи, но тогда, к тому периоду, время ещё не пришло. Он создал небольшую группу учеников, несколько человек, с которыми много лет занимался до нашего отъезда сюда, и благодаря ему я почерпнула очень многое и стала лучше понимать. Конечно, он и на вопросы отвечал, и объяснял положения Учения. Он стал получать Записи от Великого Учителя, а когда ушли Николай Константинович и Елена Ивановна, то и от них. Конечно, мне он дал колоссально много.
Корр.: Наталия Дмитриевна, как всё-таки пришла мысль вернуться на родину?
Н.Д. Спирина: Она пришла очень просто. Борис Николаевич всё время, пока было можно, переписывался с Рерихами, которые жили в Индии. Переписка шла постоянная. Он нам читал из писем то, что нам надо было знать, и во всех письмах было указание: «На родину надо ехать! Ехать и ехать! Вы там нужны!» Вы знаете, что России суждено великое будущее, оно предсказано. Но для этого надо было как-то начать, перевезти туда Учение и начинать готовить это будущее, оно бы сразу не сделалось. Поэтому мы с Борисом Николаевичем решили, что мы поедем сюда. Но естественно, что при Сталине просто никого не пускали, даже нечего было и думать. Потом, когда Сталина уже не стало и появился Хрущёв, он объявил репатриацию, причём на очень хороших условиях. Нам давали подъёмные, бесплатный проезд. И тут, при репатриации, правительство обязалось нас трудоустроить и по возможности поставить на очередь на квартиру. Всё это было выполнено. В 1959 году уже возможна была репатриация, мы получили визы. Там, в Харбине, было советское Генеральное консульство, через него мы получили разрешение на въезд и поехали сюда. А некоторые уехали за границу. Другие две его ученицы уехали в Австралию.
И вот мы приехали в Новосибирск. Я пошла в музыкальную школу со своими документами и стажем, меня моментально приняли, и я сначала в городе работала три года в музыкальной школе, потом меня переманили в Академгородок, потому что он только начинался. Там мы жили в комнате на подселении, а тут мне дали отдельную квартиру, потому что педагоги были нужны. Тут ещё не было ни торгового центра, ни Дома учёных, никто сюда не хотел ехать. А мне нужна была квартира, и я давно хотела жить именно в Академгородке. Ещё в Харбине я прочла в журнале, что строится такой город науки, и сказала: «Я хочу быть там!». И это желание привело меня сюда вот таким образом. Я преподавала в школе, а сама ушла в глубокое подполье, потому что так надо было. Для учителей это было «не то» мировоззрение, но я его применяла в действии на своих учениках, на работе с ними, на отношении к музыке, к ребятам. У меня всё шло успешно. До сих пор дети меня помнят. Старалась привить им любовь к музыке. Так что моя работа, моя профессия меня удовлетворяла, я в чём-то могла выразить и Живую Этику таким окольным путём.
Корр.: Наталия Дмитриевна, Вы выражали ещё Живую Этику в своём поэтическом творчестве?
Н.Д. Спирина: Да. Поэтическое творчество вот как у меня началось. Я подошла к Учению в 30 лет. До этого у меня был брак, весьма неудачный, я потом разошлась. И ничто меня на писание стихов не вдохновляло — ни личные чувства, которые у каждой молодой девушки бывают, ничто не вдохновляло. Но когда я раскрыла книгу Учения и загорелась — стали приходить стихи на темы Учения. И мысли, которые меня зажигали, у меня складывались в стихи. Но Борис Николаевич сказал мне очень строго: «Если вы собираетесь писать стихи на темы мыслей Учителя, извольте свою форму отшлифовывать. Никакого дилетантства, никакой отсебятины. Форма должна быть соответствующей». И я взялась за изучение теории стихосложения. Достала книги по теории стихосложения, изучила всё — как писать, рифмы, размеры, аллитерации, ассонансы и так далее. Всё это я стала осваивать и стала шлифовать то, что мне приходило вчерне. А насчёт «Капель» очень интересно было: мне пришла мысль, чтобы я писала стихи не больше семи строк. Можно две строчки, но не больше семи. И чтобы в каждой из них, как в капле, отражалась бы какая-то мысль Учения. И помимо стихов больших, в обычной форме, я стала писать и «Капли». А Борис Николаевич, переписываясь с Еленой Ивановной [Рерих], узнал, что она интересовалась молодыми — молодой порослью, интересовалась его ученицами, и он послал ей наши фотографии. А по фотографиям она, конечно, видела всё, и она прислала отзыв. И, кроме того, он послал ей образцы моих «Капель». Её отзыв о моих «Каплях» имеется.
Корр.: Может быть, Вы немного почитаете свои стихи? Самые любимые «Капли» прочтёте?
Н.Д. Спирина: Вы знаете, мать любит всех детей. Я просто подумаю, что сейчас больше подойдёт, к данной беседе. У меня всего вышло два сборника — «Капли» и второй называется «Перед Восходом». Почему я назвала «Перед Восходом»? Потому что Учитель говорит: «Ибо Хочу, чтобы могли подойти ко Мне радостными и светлыми в день Великого Мрака перед Восходом»3. И поэтому я назвала этот сборник «Перед Восходом». Но что действительно — и тогда и сейчас мы ещё только накануне Восхода, ночь ещё очень темна. А тогда, в те годы, она была ещё темнее.
Теперь мне хочется прочесть стихотворение о Елене Ивановне, которое я назвала «Великое Сердце».
Матери Агни Йоги
Кроме Учения меня, конечно, очень вдохновляла природа, в которой я чувствовала божественное начало. Очень вдохновляли картины Николая Рериха, на которые у меня тоже цикл стихов имеется. Я хочу прочесть стихотворение о скалах.
СКАЛЫ
Картины Николая Константиновича Рериха, непревзойдённого мастера, воспевшего величие надземного горнего мира, красоту подвига и духовных исканий, вдохновляли многих поэтов. У Наталии Дмитриевны целый цикл стихов, устремляющих человека к Высшему Миру.
Н.Д. Спирина: Из «Капель» немного. Учение Живой Этики устремляет нас в будущее и только в будущее, и это вдохновляет, это помогает нам создавать это будущее.
Корр.: Наталия Дмитриевна, может быть, мы сейчас перейдём к разговору о женщине? Вы уже говорили о том, что России суждено большое будущее. Но в Учении также сказано, что это будущее связано с образом женщины. Именно женщине дана такая возможность или духовные силы — воспитать новое поколение, наше будущее поколение действительно духовных, настоящих людей. Как Вы думаете?
Н.Д. Спирина: Наступает новая светлая Эпоха — Сатья Юга. Эта Эпоха названа Эпохой женщины, потому что в Новом Мире женщина будет преобладать. До сих пор, в Кали Юге — тёмном веке, — она была унижена, загнана в рабство, она не получала должного образования. Всем известно, что было в этой эпохе. В Новой Эпохе всё будет наоборот. Она не только займёт место рядом с мужчиной всюду — и в правительстве, и в суде, и во всех учреждениях, но она имеет такую миссию важнейшую — подняться самой и вести за собой своего вечного спутника мужчину. И вот Николай Рерих рисует картину «Ведущая»: женщина идёт на вершины, а за ней, держась за подол её платья, ползёт мужчина. Она оборачивается, она его ведёт. Но для этого женщина должна расти и расти, и Елена Ивановна Рерих являет нам этот образец. Ведь Николай Рерих посвятил ей все свои творения. Он писал: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Вот в этих четырёх словах — роль женщины. Не только жена, — это естественно, она дала ему двух выдающихся сыновей. Другиня — значит друг, подруга, разделяющая все его трудности. Спутница — даже в этой легендарной экспедиции она была с ним. И вдохновительница: он говорил, что все его творения, все картины он мог бы подписывать двумя именами. Она вдохновляла его на творчество. Некоторые картины она сначала видела и рассказывала ему свои видения, по ним он рисовал их. Одним словом, роль женщины в Новой Эпохе будет огромна, и к этому надо готовиться.
Корр.: Наталия Дмитриевна, многие женщины сейчас начинают просыпаться, пробуждаться, но тянет тяжёлый быт, и им кажется, что женщина вообще не вырвется из него, что это какая-то тьма беспробудная, что невозможно синтезировать в себе все высшие духовные и в то же время наши материальные качества, которыми испокон веков должна обладать женщина как мать, хозяйка, эти чисто бытовые качества. Как Вы думаете, должны ли они синтезироваться или они будут как-то разделяться?
Н.Д. Спирина: Видите ли, во-первых, сейчас, в данный момент, женщине настолько тяжело, что я Ваш вопрос понимаю. Но ведь это же будет не всегда. Материально будет легче. Когда были детские сады и школы в норме, всё-таки женщине было легче. И мужчина обязан разделять её домашние заботы. И потом, в Новой Эпохе материально будут жить гораздо легче, лучше. Если даже в эту эпоху женщина, несмотря на все её домашние тяготы, находила возможность заниматься Живой Этикой и воспитывать детей в этом же духе, то почему дальше, когда Россию ожидает, как сказано, «расцвет небывалый», — почему бы ей не заниматься этим? Она сможет! Она сможет это синтезировать и в свой быт внести дух.
Путь духа — у каждого он свой. Но когда человек внимает божественному призванию, в нём возникает новая жизнь, в которой он не чувствует себя более одиноким, ибо он соединился с великой Иерархией Света. Иногда людям даётся право прозревать будущее и видеть его. Наталия Дмитриевна видела его таким:
«Приехав в новую столицу, мы прежде всего отправились осматривать самую главную достопримечательность её — Храм Истины, великий монумент Новой Эпохи. (...) Над входом в Храм золотыми буквами выведены слова: "Истина — Солнце, религии — лучи его". И весь Храм, как снаружи, так и внутри, служит воплощённым материальным выражением этой основной идеи.
Мы входим в Храм. Внутри это один гигантский круглый зал с куполом, уходящим ввысь. В центре зала возвышается огромный белый очаг в форме лотоса, в котором горит живой негасимый огонь, переливающийся всевозможными цветами и оттенками. Повсюду разливается чистый, свежий аромат смол и эвкалипта.
В стены зала вделаны ниши, в каждой из которых находится изображение одного из Великих Учителей человечества и перед ним, в таком же очаге, но меньшего размера, горит одноцветное пламя — синее, лиловое, изумрудное, золотое и многих других цветов; у всех различное и неповторяющееся. (...) Все Те, светом Которых во все века питался и жил дух человеческий; Те, Которыми держалась и держится планета; лучшие из лучших, истинные Светочи Мира, основатели всех религий собраны здесь. Мы начинаем наш осмотр. Изображения расположены в хронологическом порядке. По бокам от входа идут самые древние Носители Учений, а в центре, напротив входа... находятся рядом ниши трёх Владык: Будды, Христа и Майтрейи, кульминировавшего и объединившего все Учения, данные в прошлом».
«А над нишами против входа высится гигантское изображение Матери Мира, Вседающей, Всевмещающей. Она стоит над всеми на фоне беспредельного неба, и Её синий, в звёздах, плащ распростёрт по всей окружности стен зала. Матерь всего сущего благостно приветствует каждого, пришедшего к истоку всех Учений мира».
Н.Д. Спирина. Из сказа «Храм Истины»
* По материалам фильма «Путь Духа» студии ТВ «Катунь», г. Барнаул, 1994 г. Публикуется впервые.