Мысли на каждый день

Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучиться к священной краткости… В ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заостренная сила.

Мир Огненный, ч.1, 329

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«ИДУЩИЙ К ЗВЁЗДАМ». Выставка Б.А. Смирнова-Русецкого

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  выставки

10 апреля в Музее Н.К. Рериха открылась выставка работ известного художника-космиста Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Татьяна Деменко, приветствуя всех собравшихся, сказала: «Эта выставка посвящается 60-летию первого полёта человека в космос — начала освоения человеком бескрайних глубин Вселенной.

"Идущий" — так была озаглавлена рукопись автобиографии самого художника. "Идущий к Звёздам" — так называется выставка. Идущим к звёздам можно назвать и первого космонавта, который в сотворчестве с мечтателями, учёными, изобретателями проложил человечеству путь в космос. Но так можно сказать и о пути любого человека, ведь каждый идёт за своей звездой, за своим высшим идеалом. Все мы в своей мере являемся идущими к звёздам, и без этого пути человеческая жизнь может потерять всякий смысл.

Итак, несколько слов о самой выставке. Выставка необычна, поскольку на ней представлены картины из трёх частных коллекций. Это арт-галерея "Веллум", "Центр искусств. Москва" и собрание нашего давнего друга коллекционера И.М. Зенкина, который был другом самого художника и в 1980 – 1990-е годы провёл много выставок его картин в разных городах страны.

Кроме того, в экспозиции можно увидеть не только оригинальные работы Б.А. Смирнова-Русецкого, но и репродукции его картин. Это связано с тем, что в рамках этой выставки будет работать проект "Художники — детям Алтая", и специально для этого Государственным Музеем Востока (г. Москва) нам были на благотворительной основе предоставлены фотографии 25 картин художника с космическими и горными пейзажами, — это наш первый совместный проект.

В начале мая мы отправим эти репродукции на Алтай, и они начнут своё путешествие по сельским клубам и домам культуры, школам и библиотекам, где их смогут увидеть многие сельские школьники. Первая выставка состоится в Доме культуры села Гагарка Усть-Коксинского района Республики Алтай. Надо сказать, что передвижные выставки на Алтае СибРО организует уже более 20 лет. Тематика их широка. Центр этой работы — Мемориальный дом-музей Рериха в Верх-Уймоне. Мы постоянно получаем запросы на новые передвижные выставки. Вот почему сегодня в этом зале наряду с картинами представлены репродукции картин художника из фондов Музея Востока, которые отправятся на Алтай.

Добавим, что все передвижные выставки проводятся СибРО как благотворительные, их цель — популяризация изобразительного искусства в такой глубинке, откуда многие дети не имеют возможности выехать в большие города и посетить художественные музеи.

Мы благодарим всех, кто откликнулся на нашу просьбу и предоставил картины: Игоря Михайловича Зенкина — коллекционера и друга Б.А. Смирнова-Русецкого, Любовь Леонидовну Агафонову — владелицу московской арт-галереи "Веллум", Андриана Владимировича Мельникова — основателя "Центра искусств. Москва".

Выражаем благодарность руководству Государственного Музея Востока за участие в проекте передвижных выставок СибРО "Художники — детям Алтая", а также старшему научному сотруднику отдела "Наследие Рерихов" ГМВ Ларисе Юрьевне Келим — за помощь в организации выставки в новосибирском Музее Н.К. Рериха. Надо отметить, что Лариса Юрьевна — куратор выставки картин Б.А. Смирнова-Русецкого с таким же названием — "Идущий к Звёздам", которая открылась 6 апреля в Музее Востока. На ней представлены в том числе и те самые картины художника, репродукции которых будут путешествовать по Алтаю в течение этого юбилейного года».

Приведём фрагмент выступления Л.Ю. Келим в день открытия выставки в Музее Востока:

«У художника очень много работ, много художественных циклов, но цикл "Космос" — один из самых значительных, он работал над ним всю жизнь. В него входит около 160 полотен. Космос Смирнова-Русецкого — одновременно торжественный, величественный и вместе с тем лиричный, "тихий". То, что мы можем видеть в его картинах и что он передавал, — это не разделённость космоса на внутренний и внешний, это идея единства микро- и макрокосмоса. Зачастую у него не видно границы между земным пейзажем и космическим небом, всё написано в единой перспективе. Он передавал многомерное пространство, у него много полупрозрачных светящихся миров, в которых один проникает сквозь другой, и эта живопись завораживает. С одной стороны, мы видим реальный мир, он изображает наш земной, предметный мир, и он вызывает восхищение, а с другой стороны — видим, какой идеальной красотой всё пронизано, и это та гармония, к которой нужно и можно стремиться».

Татьяна Деменко:

«Так в эти апрельские дни перекликались выступления на одноимённых выставках полотен художника Б.А. Смирнова-Русецкого в Москве и в Новосибирске.

Организация в Сибири выставки из трёх частных московских коллекций и Музея Востока — дело весьма непростое. Благодарим за помощь Наталью Башкову (г. Тула), Алексея Гусева и Алексея Грачёва (г. Новосибирск), а также сотрудников представительства СибРО в Москве — Вячеслава Трапезникова, Елену Кочергину, Игоря и Елену Коняевых».

С рассказом о жизни и творчестве Б.А. Смирнова-Русецкого выступил Сергей Сапунков:

«Дорогие друзья! Сегодня, в преддверии замечательной даты — 60-летия первого полёта человека в космическое пространство, мы открываем в Музее Н.К. Рериха выставку картин художника-космиста Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого.

Термин "космизм" происходит от слова "космос". Обычно мы представляем себе космос безвоздушным пространством, которое начинается за пределами земной атмосферы, где в бесконечности движутся звёзды, планеты и другие космические объекты.

Но если обратить внимание на первоначальный смысл слова космос — в переводе с древнегреческого мир, вселенная, — то его границы заметно расширятся в нашем сознании, и мы с нашей планетой окажемся только его частью.

Человек издревле хотел научиться летать, подняться над Землёй, а в последние столетия это желание превратилось в непреодолимое стремление достичь дальних миров. Красота мироздания, которая распахивалась перед человеком звёздными ночами, манила своей тайной.

Говорят, что очень важно, кто начинает дело — посадит первое дерево, положит первый кирпич, первым шагнёт в безвоздушное пространство за пределы атмосферы Земли. Это должен быть достойный человек: основа великих дел должна быть заложена чистыми руками.

Юрий Алексеевич Гагарин. Когда он встречал восход Солнца на орбите, то, любуясь неземной красотой, воскликнул: "Удивительные краски! Как на полотнах художника Рериха!"

Русский космизм берёт своё начало в XIX веке. Философы, поэты, художники, учёные — Фёдоров, Соловьёв, Блок, Флоренский, Циолковский, Чижевский, Рерих... Мыслью они устремлялись в беспредельность, чтобы познать мир и рассказать о его тайнах людям. Поискам нового знания были свои причины. Конец XIX века обозначился как время кризиса. Благополучный в плане развития техники, науки и экономики ХIХ век утвердился в своей вере в прогресс. Но искусство и философия предчувствовали скрытые противоречия рационального сознания. На фоне экономического подъёма Освальд Шпенглер говорил о закате Европы. Кризис индивидуалистического сознания заставил Европу обратить свой взор на Восток. Именно туда устремился Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции.

Летом 1926 года Н.К. Рерих, следуя по пути экспедиции и будучи проездом в Москве, встретился с группой художников-космистов "Квадрига"1. Он беседует с художниками и передаёт им первые две книги Живой Этики ("Зов" и "Озарение") и свою книгу "Пути Благословения". Среди этих художников был и Б.А. Смирнов-Русецкий.

Борис Алексеевич родился в Петербурге 8 января 1905 года в семье офицера. Получил домашнее образование, впоследствии учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья переехала в Москву, а затем в Кусково — в пригород Москвы, где юноша почувствовал тягу к рисованию и начал посещать рисовальную школу при Стрелковом училище. В 1921 году, окончив среднюю школу, он поступает на службу в Российское телеграфное агентство, а на следующий год становится студентом вечернего отделения Московского инженерно-экономического института.

В октябре того же года происходит его встреча с художником П.П. Фатеевым. Смирнова-Русецкого принимают в группу "Квадрига".

После встречи с Николаем Рерихом в 1926 году художники меняют название группы на "Амаравелла" (в переводе с санскрита "Ростки бессмертия").

Тогда же Рерих предлагает им принять участие в международной выставке в Нью-Йорке. В 1927 – 1928 годах работы художников выставляются в Нью-Йорке и Чикаго и имеют успех. В 1930 году Б.А. Смирнов-Русецкий поступил в аспирантуру Московского инженерно-экономического института на отделение металловедения, но затем в результате "чистки" был направлен на производство. Работал преподавателем металловедения в техникуме, затем в вузе.

В начале Великой Отечественной войны Русецкий был арестован за "антисоветскую пропаганду" и "связь с русским эмигрантом Рерихом" и получил десять лет исправительно-трудовых лагерей. Несмотря на тяжёлые условия заключения, он продолжал рисовать, используя любой клочок бумаги.

10 ноября 1951 года, по окончании срока заключения, был сослан в Акмолинскую область.

После освобождения и реабилитации обосновался в Москве, где поступил на работу в Институт металлургии АН СССР и продолжил работу над диссертацией.

Почти все члены группы "Амаравелла" подверглись репрессиям. Но те, кто остался в живых, встретились вновь. Возрождение "Амаравеллы", произошедшее во время "оттепели", тесно связано с деятельностью Ю.Н. Рериха, вернувшегося на Родину в 1957 году.

Встреча с Юрием Николаевичем вдохнула в Б.А. Смирнова-Русецкого новые творческие силы. Был продолжен цикл картин "Прозрачность", где художник стремился передать, в соответствии с представлениями буддизма, приближение к "священной Пустоте", с которой "снимаются" внешние покровы... Создавались также полотна, посвящённые природе Севера и Крыма.

Борис Алексеевич принимает активное участие в делах Юрия Рериха. В 1960 году он знакомится и с приехавшим из Индии в Москву Святославом Николаевичем Рерихом. Уход из жизни Юрия Николаевича был большим потрясением для Смирнова-Русецкого. Но творческий импульс, полученный от этих удивительных людей, не иссякал. Создавались картины, организовывались выставки в разных городах.

Борис Алексеевич знакомится с Б.Н. Абрамовым и Н.Д. Спириной, несколько раз приезжает в Новосибирск. Его переписка с Наталией Дмитриевной и Борисом Николаевичем продолжалась до конца жизни.

Если оглянуться назад, то можно с уверенностью сказать, что молодые художники, получившие через Николая Рериха импульс Знания с "берегов Бессмертия", пронесли его через все испытания.

Борис Алексеевич прожил 88 лет и ушёл из жизни в 1993 году, оставив после себя картины, в которых отразил красоту космоса».

Своими впечатлениями от соприкосновения с творчеством художника поделилась Татьяна Шумеева:

«Завоевание космоса произошло не тогда, когда человек полетел в космос, оно началось с философов-космистов, поэтов-космистов, художников-космистов. Из Учения Живой Этики, данного человечеству через семью Рерихов, мы знаем о том, что Новая Эпоха — это эпоха объединения миров: мира плотного и мира тонкого, мира духовного и мира материального. И это объединение миров предстаёт на полотнах Б.А. Смирнова-Русецкого. Когда мы смотрим на его картины, мы видим свет, который исходит от зданий, деревьев, гор... На картинах "Дозор Ангелов", "Ночные силуэты" изображены земные дома, храмы, а рядом — небесные строения. Что это — выдумка художника или его прозрение какой-то истины, которая ещё не всем очевидна, до которой человечество в большинстве своём ещё не созрело?

Когда мы смотрим на картины с изображением звёздного неба, а их у художника очень много, мы видим свет от каких-то высших одухотворённых существ. Они общаются друг с другом, мы видим эти линии сообщения. Это непривычная для нас форма общения — энергией, светом, лучами. Картины эти очень напомнили мне карты звёздного неба, составленные древними учёными. И возникла мысль: а не начертаны ли эти карты людьми, которые так же сердцем прозревали знание о взаимодействии, общении между собой объектов звёздного неба?

Хотелось бы обратить внимание на картину "Туманность Лиры". Она написана в 1978 году, задолго до того, как в космос было запущено чудо техники — телескоп «Хаббл», который дал нам прекрасные снимки небесных объектов, и в том числе туманности Кольцо в созвездии Лиры. Нет, это не выдумка художника, это его прозрение — умение видеть глазами сердца.

Таким образом, завоевание космоса происходит не только физически, но и духовно. Художники-космисты как бы проторили нам путь, и мы можем, идя по нему, восходить и достигать этого объединения духовного и земного».

После экскурсии по выставке посетителям был показан фильм «Улыбка Гагарина». Праздник завершился концертом, в котором приняли участие учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы-колледжа, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Егор Сотов (баритон) и Дарья Силигова (сопрано); партию фортепиано исполнила Анна Глазатова.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске