ОБИТЕЛЬ СЕРГИЯ
Сквозь патину веков и судеб
Здесь Сергиев сияет Лик.
Он с нами в вечности пребудет,
Текут к Нему потоком люди —
И мал, и беден, и велик...
Обитель Сергиева стала
Истоком той реки большой,
Что от Небес берёт начало.
Здесь Солнце Духа всех встречало
Молитвой Троице Святой.
Духовное притяжение Обители Сергия при его жизни было так же велико, как сила мощного Светила, притягивающего и вращающего вокруг себя планеты и другие небесные тела. Сергий «вращал вокруг Себя сознание целого народа»1. Он поистине стал духовным Солнцем, взошедшим на небе Древней Руси. Солнцем, которое властно притянуло к себе всех и вся, могущее ответствовать на призыв Света.
Эта статья посвящена одному из ближайших к Сергию учеников, жившему и творившему подле него, в Троицкой Обители, а после ухода Преподобного — продолжившего дело Сергия. Его имя — Никон Радонежский.
В Троицком соборе Сергиевой Лавры есть придел Преподобному Никону Радонежскому, ученику Преподобного Сергия Радонежского, которого Сергий за полгода до своей кончины поставил своим преемником в Троицкой Обители. В Никоновском приделе находится и рака с мощами Никона, отделённая от раки Преподобного Сергия лишь одной каменной стеной.
Никон родился в 1352 году в небольшом в то время городе-крепости Юрьеве-Польском, где находился знаменитый белокаменный Георгиевский собор. Город стоял на перепутье трёх дорог — на Владимир, Переславль-Залесский и Москву — и входил в состав Московского княжества.
Согласно житию, Никон родился в зажиточной купеческой семье. С детства он имел склонность к духовной жизни и рано решил оставить мирскую жизнь и уйти в монастырь. Узнав о просиявшем духовном Светильнике Земли Русской — Святом Сергии, он оставил свой дом и отправился к Преподобному, чтобы просить принять его в монастырь. В это время юноше было 22 года.
В том же 1374 году серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый обратился к Преподобному Сергию с просьбой помочь ему выбрать место и основать монастырь.
Сергий вместе с учеником Афанасием отправился в окрестности Серпухова, где выбрал место под будущую обитель. Оно было расчищено от вековых деревьев. По просьбе князя Владимира основатель Свято-Троицкой обители поставил здесь игуменом Афанасия, который принялся за строительство и устроение нового монастыря.
Сюда и направил юного Никона Преподобный Сергий: «Иди, ни в чём не сомневаясь в сердце своём, — сказал он, — если даст Бог, там возложение ангельского образа примешь». Никон со смирением в душе принял слова Преподобного.
Преподобный Афанасий, следуя по стопам своего учителя, ввёл в своей обители строгое общежитие, поэтому Высоцкий монастырь процветал и нравами.
Одним из первых иноков этой обители и стал молодой Никон, впоследствии преемник самого Преподобного Сергия по игуменству в Троицком монастыре.
Сначала Афанасий Высоцкий стал уверять 22-летнего Никона, что иноческая жизнь — это тяжкое испытание, когда человеку приходится питаться лишь хлебом и водой и «бодрствовать до полуночи, пребывая в молитвах и Божественных поучениях». Однако юноша не устрашился и не поколебался в своём решении, и Афанасий, уступив горячим просьбам и мольбам, принял его в обитель.
Восемь лет провёл Никон в Высоцком монастыре. Вероятно, Сергий следил за обучением его правилам иноческой жизни и даже встречался с иноком в Серпухове на церковных торжествах.
В 1382 году, когда Никону исполнилось 30 лет, игумен Афанасий рукоположил его в иеромонахи. Вскоре Никон осуществляет свою мечту — отправляется к Святому Сергию в Троицкую обитель.
Летопись повествует, что Преподобный встретил Никона с радостью и сказал ему: «Хорошо, что пришёл ты, чадо Никон!». Теперь, по прошествии восьми лет, Никон был принят в монастырь. Он вошёл в число младших учеников Преподобного, которые были связаны с ним духовными узами до конца его земной жизни.
На первых порах троицкий игумен поручил Никону выполнять разные послушания и с усердием во всём помогать братии. С годами, удостоверившись, что он с постоянством и радостью берётся за любую работу и свободное время посвящает молитве, Сергий благословил инока жить в одной с ним келье. Так в последние годы жизни Преподобного молодой инок стал его келейником, а затем и келарем — заведующим монастырским столом и монастырским хозяйством.
Десять лет находился Никон под крылом Преподобного Сергия. В 1392 году Преподобный созвал всех братьев и объявил, что уходит в затвор. Хотя в то время Никон возрастом ещё не был старцем, но, видя возросшую духовную зрелость и опытность его, Сергий передаёт своему сорокалетнему ученику управление обителью.
Вскоре Преподобный Сергий почувствовал, что наступает время его перехода в мир иной. И «на 78-м году от рождения, приобщившись Святых Даров, принесённых в его келью, Святой Сергий благословил собравшуюся вокруг него братию, сказав: "Вот я отхожу к Богу, меня призывающему, вас же предаю Господу и Его Матери.
Она да будет вам прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских". После чего мирно отошёл.
По свидетельству братии, в момент преставления лик Преподобного озарился светом и необыкновенное благоухание наполнило келью»2.
Никон недолго был игуменом и вскоре после смерти своего учителя и сам ушёл в затвор, оставив руководство монастырём Преподобному Савве Сторожевскому. Через шесть лет, в 1398 году, Савва по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода, где основал Саввино-Сторожевский монастырь. Никон, по горячим просьбам насельников Радонежской обители, вышел из затвора и вернулся к игуменству.
Духовная жизнь Никона Радонежского была тесно связана с кругом Преподобного Сергия — с Преподобными Саввой Сторожевским и Афанасием Высоцким, Андреем Рублёвым и Епифанием Премудрым. В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что «преподобный отец Андрей Радонежский иконописец прозванием Рублёв» «прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского».
Преподобный Никон поддерживал всё, что было установлено его наставником: общинножительный устав монастыря, странноприимство, соблюдал молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно заботился. Во время игуменства Никона Троицкая обитель стала одним из важнейших книгописных центров Северо-Восточной Руси.
В 1408 году приключилось тяжкое горе: Троицкий монастырь впервые подвергся разорению — был полностью разрушен ордынскими отрядами эмира Едигея. Деревянные стены, кельи и Троицкий собор были сожжены. Никон «усердно молился, чтобы Господь сохранил Обитель, при этом призывал имя великого Основателя её. Ночью, после молитвы, присел, чтобы отдохнуть, и вот видит Святителей Петра и Алексия и с ними Преподобного Сергия, который сказал ему: "Господу было угодно, чтобы иноплеменники коснулись и сего места, ты же, чадо, не скорби и не смущайся; Обитель не запустеет, а процветёт ещё более". Придя в себя, Никон поспешил к дверям, но они оказались запертыми. Отворив их, он увидел Святых, идущих от его кельи. Тогда понял Никон, что это был не сон, но истинное видение.
Предсказание Преподобного Сергия исполнилось. Татары разорили Обитель и сожгли её. Но предупреждённые иноки временно удалились из монастыря, а когда враги отступили от пределов Московских, Никон, с незримой помощью Преподобного Сергия, отстроил Обитель»3. Обрести силы сделать это именно здесь, на пустом, разорённом и обугленном месте, Никон смог, памятуя завет Сергия. Он не стал искать другое, более удобное место, а восстановил Сергиеву Обитель там, где когда-то основал её сам Преподобный.
С помощью княжеских и боярских семей — покровителей Троицкого монастыря, монахов и жителей из близлежащих сёл, Никон восстановил и деревянную церковь, монашеские келии и монастырские службы. В 1411 году на месте сожжённой была возведена новая деревянная Троицкая церковь. И потом он осуществляет свою мечту: в 1422 году на месте этой церкви был заложен первый в обители каменный собор. Пятого июля того же года при его закладке были обретены мощи Преподобного Сергия, что для Никона и братии было знаком благословения свыше. Никон считал своим священным долгом сохранить память о Преподобном для потомков.
Этот большой белокаменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы спустя несколько лет Даниил Чёрный и Андрей Рублёв украсили небывалыми росписями. Предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву написать «в похвалу Сергию Радонежскому» икону Троицы, ставшую впоследствии всемирно знаменитой.
Никон Радонежский ушёл из жизни 30 ноября 1426 года в возрасте 74 лет, вскоре после завершения строительства храма и росписи его. Как ближайший ученик и продолжатель дела Преподобного, он был погребён близ места упокоения Святого Сергия.
В 1560 году над могилой Никона был построен храм, стена которого вплотную примыкает к Троицкому Сергиеву Храму. Таким образом, мощи Преподобного Никона под гробницей оказались рядом с ракой Святого Сергия. По своему расположению Никоновская церковь воспринимается как единое целое с Троицким собором. Поэтому церковь иногда именуется Никоновским приделом Троицкого собора. Самого Никона в летописях порой называют Никон Сергиевский.
До нашего времени от Никоновской церкви сохранился лишь фундамент. В 1623 – 1624 годах к южной стене Троицкого собора на месте Никоновской церкви был пристроен одноглавый храм с коробовым сводом, который стоит и поныне.
Почитание Никона тесно связано с именем Преподобного Сергия, о нём говорится как об ученике, подобном своему учителю в заступничестве за Русскую Землю. По преданиям, оба чудотворца творили помощь в бедах, защищали русский народ, совершали чудеса исцеления. На иконах они часто изображаются вместе.
Сама постройка храма Никона, примыкающего к Троицкому собору, символизирует духовное единство ученика и учителя во всех мирах.
1
Грани Агни Йоги. 1967. 270 (Новосибирск, 1995).
2
Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2014. С. 85.
3 Там же. С. 95.
Татьяна ДЕМЕНКО
НИКОНУ РАДОНЕЖСКОМУ
Он поддержал Огонь зажжённый,
Обитель от забвенья спас.
И Сергий сам к нему не раз
Являлся Светом озарённый.
Он в Троице обрёл спасенье.
Великий Сергия пример
В душе своей всю жизнь имел,
Как высший идеал Служенья.