Каждая разбитая иллюзия есть ступень знания. Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935 |
Даётся Учение к сроку в таком небывалом масштабе, так открыто,
впервые в истории человечества. Никогда так широко не возвещало
о себе Братство. Это показатель великих сроков.
Из Записей Б.Н. Абрамова. 9 октября 1954 г.
На Х Рериховских чтениях, приуроченных к 100-летию Учения Живой Этики, был представлен доклад Сибирского Рериховского Общества, посвящённый деятельности Наталии Дмитриевны Спириной. В нём говорилось о вкладе основателя и руководителя СибРО в развитие Рериховского движения в Сибири и в целом в России.
Анализируя то, что публиковалось и публикуется в нашей стране об Учении Живой Этики и на темы Учения, мы вновь убеждаемся, что Наталия Дмитриевна была первой, кто в переломные для нашей страны годы так широко возвестил об основах Живой Этики, кто публично обращался к народу, к тем Иванам Стотысячным, кому суждено преобразить страну.
В докладе подчёркивалось, что в центре внимания Наталии Дмитриевны всегда были темы сотрудничества и строительства общины, она касалась разных граней этих понятий в своих выступлениях, публикациях, на семинарах, в беседах с сотрудниками. Решения вопросов, связанных с этими понятиями, не избежать никому, кто серьёзно изучает Учение, — ни коллективу единомышленников, объединившихся для совместной работы, ни тем, кто пока не готов к труду в рассматриваемом аспекте и работает обособленно.
Повторим: от решения этих вопросов зависит дальнейшее существование Земли и всего человечества. И сегодня, в добавление к сказанному на Рериховских чтениях, сделав краткий обзор отдельных выступлений, публикаций Наталии Дмитриевны и её бесед с активом СибРО, подытожим сказанное ею о сотрудничестве и общине.
Небольшая работа, написанная Наталией Дмитриевной в её бытность в Харбине, называется «Земная жизнь», в ней она пишет:
«Что такое земная жизнь? В чём её смысл и цель? Люди утеряли понимание назначения земной жизни. Бесчисленные бедствия, страдания и преступления происходят от этого. Люди страдают от болезней, нужды, потерь, не понимая, к чему всё это, и не видя выхода из круга постоянных терзаний. (...) Выход из этого круга только один — ясное осознание своего назначения на земле»1.
24 июня 1990 года на «круглом столе» рериховцев Новосибирска (ещё до образования СибРО) Наталия Дмитриевна выступила со Словом «Община», в котором сказала: «Всё подлинное происходит естественно. Община создаётся естественно, без нарочитых предпосылок, по законам, ей присущим. Малейшая условность, формальность может нарушить готовый состояться результат. (...) Космос общинен. Иерархия Света общинна. "Только помыслите об Общем Благе, и Мы всегда с вами", — говорит великий Учитель. Значит, подлинной общине сопутствует космическая помощь. Сейчас настало время утверждения общины на Земле. В этом — стержень Сатия Юги. (...) Данный этап эволюции, восхождение на новую ступень, обусловлен утверждением общины»2.
Все Учения исповедовали Общину, но вместить её очень трудно. Ленин был реформатор, дал сдвиг сознания; но всё исказили, это была не община. Социализм в чистом виде — это община.
Из беседы Н.Д. Спириной с активом СибРО
Позиция ортодоксального христианства и церковные догматы, которые за века стали привычными, с Учением Живой Этики не согласовывались. И этот вопрос тоже надо было освещать. Позднее Наталия Дмитриевна много раз будет касаться его, а 18 июля 1990 года, в День Преподобного Сергия, она сказала: «В Кали Юге мы поклонялись. Это нас ни к чему не обязывало. Мы воздавали почитание, и на этом заканчивались наши взаимоотношения с Высшими Силами Света, с Великими Пришедшими. А Они ждали от нас следования за Ними, Они звали нас в нашей малой мере уподобляться Им и тем самым продвигаться по пути эволюции. Они хотели, чтобы мы были Их сотрудниками, но нам проще было оставаться безответственными рабами Божьими. (...) С рабов какой спрос? Так мы дошли до края пропасти человеческой деградации; и планета заколебалась под нашими ногами. Если мы не начнём подражать Высшему, Сатия Юга не состоится»3. Так она чётко обозначила важнейшее условие дальнейшей эволюции человека.
Мы можем только предполагать, насколько было важно (и остаётся по сей день!) изменить отношение людей к Высшим Силам, если через два года Наталия Дмитриевна пишет Слово-призыв «Неотложная необходимость», в котором вновь повторяет: «Эпоха поклонения сменяется эпохой подражания. Если мы не станем подражать тем, кому поклонялись, мы погибли — новая эпоха не состоится»4. Для контраста она упоминает человекообразную обезьяну, как самый низ человеческой эволюции.
Удобнее иметь Богов, молиться и жить по-старому.
Раньше полагались полностью на Господа, а теперь — сотрудничество, не рабы, а сотрудники. Мы приглашаемся к сознательному сотворчеству — это совершенно новая ступень. Никакая религия этого не говорила.
Из беседы Н.Д. Спириной с активом СибРО
30 сентября 1990 года в Новосибирске состоялось собрание рериховцев города, на котором присутствовало около 500 человек; председательствовал Б.А. Данилов. На собрании было принято решение реорганизовать Рериховскую секцию при Новосибирском отделении Общества советско-индийской дружбы (НООСИД) в Сибирское Рериховское Общество (СибРО). Тогда же был принят и Устав организации. Председателем Общества был избран Б.А. Данилов, Почётным председателем — Н.Д. Спирина. 30 сентября 2020 года исполнилось 30 лет со дня того исторического учредительного собрания. 5 апреля 1991 года Сибирское Рериховское Общество было зарегистрировано официально.
Последнее десятилетие ХХ века вошло в историю России как «лихие девяностые». 26 декабря 1991 года перестал существовать Советский Союз. Пространство страны наполняют социальные потрясения, подавленность людей сменяется взрывами эмоций, растёт преступность. И в этот период, среди смятения, растерянности и абсолютной нестабильности, происходит становление СибРО — словно бы в другой среде обитания... А на открытых мероприятиях Общества — «круглых столах», собирающих в Новосибирске сотни горожан и приехавших специально для этих встреч людей из других мест, — звучит спокойный и уверенный голос Наталии Дмитриевны Спириной.
Она даёт оценку происходящему: «...разъединение достигло своего предела. Разъединяется всё и вся. На наших глазах рассыпаются государства, а внутри оставшихся стран брат восстаёт на брата. В то же время "единение указано во всех верованиях как единственный оплот преуспеяния". (...) Видимо, требуется дойти до крайней степени братоубийственного разъединения, чтобы люди опомнились и повернули вспять от пропасти к незыблемым Основам Бытия»5.
Обращаясь к сотрудникам Рериховских обществ, Наталия Дмитриевна говорит: «Сейчас наступает Новая Эпоха, но перед рассветом всегда бывает особенно темно. И мы должны преодолеть этот последний натиск тьмы. Сейчас он особенно силён. Если раньше нас в буквальном смысле преследовали и мы сидели в подполье до 1985 года и боялись конфискации книг, — это я всё прошла сама, поэтому могу говорить, — то сейчас нас не трогают. Но сейчас на мысленном плане на нас идут страшные натиски. Тёмные выбирают самые слабые наши стороны и по ним бьют и насылают нам страшные мысли разъединения, страха, мысли о том, что Живая Этика — это не то. (...) И сейчас надо очень следить за своим сознанием»6.
Наталия Дмитриевна подчёркивает: «Сейчас наступает не просто смена века, но и смена эпох и рас. (...) Поэтому "на смене рас даётся Откровение" — протянутая к нам Рука помощи из Высших Миров. Принять её или отринуть — решает наша свободная воля, и никто за нас этот выбор не сделает»7.
И вот 31 марта 1991 года на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества Наталия Дмитриевна выступает со Словом «Предупреждение», в котором говорит: «Сегодняшнюю встречу мы отчасти посвятим предупреждениям против яростных попыток сознательных и несознательных пособников тьмы затушить свет подлинного знания, даваемого в книгах Живой Этики, и отвлечь от него всевозможными способами людей, ищущих духовной пищи и путей к совершенствованию. Также поступают с разных сторон сведения о попытках, прикрываясь именем Рериха и под видом Живой Этики, извратить её до неузнаваемости. Такие лжеучения ещё опаснее, нежели открытые и прямые враги и выпады. (...) Они будут выдёргивать отдельные высказывания из книг и Писем Елены Рерих, чтобы оправдать свои извращения, и необходимо очень внимательно вникать в основы Учения, чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях и не поддаться им»8.
Хитросплетения, о которых предупреждала Наталия Дмитриевна, были самого разного толка. И одним из самых распространённых и принёсших много осложнений рериховскому движению было создание так называемых «общин».
Она пишет: «Грядущая эпоха ставит перед нами определённые задачи. И одной из таких первоочередных задач является создание общины. (...) Но некоторые, не изучив подступов к ней, сразу начинают организовывать нечто такое, что они называют общиной, но что таковой отнюдь не является, совершенно игнорируя предварительную подготовку к ней. В результате происходит профанация великой идеи. Такие "организаторы" начинают не с того конца. Они хотят создать общину, не подготовив общинников и не пройдя того предварительного этапа, который в Учении назван сотрудничеством. ...Для успешного сотрудничества нужно утвердить в себе ряд определённых положительных качеств и изжить отрицательные... Причём, для успеха дела, всего этого можно требовать только от самого себя, но никак не от других»9.
К средине 1990-х годов рериховских обществ и групп было уже очень много. Но везде этот предварительный этап — сотрудничество — складывался очень тяжело и непросто. Случаи, когда из обществ в результате несогласий уходили один или несколько сотрудников, образовывая отдельную группу или просто в никуда, становятся обычным явлением. Пробиваясь к сознанию слушающих её людей, Наталия Дмитриевна не устаёт разъяснять: «Сейчас мы сталкиваемся со всё более возрастающим триумфом разъединения, апофеозом работы тёмных. Значит, победа над силами хаоса и зла будет заключаться в его противоположении, то есть в объединении. (...) Прилив волн космических энергий, знаменующий наступающую новую эпоху, действует. Эти энергии безличны и могут быть употреблены и во вред, и во благо. (...) Мы всегда радуемся каждой нашей встрече с единомышленниками и не упускаем случая, чтобы укрепить нашу связь и утвердиться на пути объединения всех Рериховских обществ в единую ОБЩИНУ. Этим побеждаем и победим»10.
Работать на объединение.
Максимально объединиться на лучшем, что есть в каждом, — это и будет объединение.
Сейчас пришёл срок общины, надо сколотить свою общину, кто не может, пусть уходит в никуда. Но для общины нужно себя переродить. Заменить куцее «я» творящим «мы».
Тёмные ненавидят объединение, оно им угрожает. Надо бдеть; надо думать о сотрудниках хорошо, ведь если они к Учению подошли, значит, в них что-то есть, за что их можно любить. Самое главное, что мы идём в одном направлении. Мелкие шероховатости — это всё можно претерпеть.
Из беседы Н.Д. Спириной с активом СибРО
Ещё в 1945 году в Харбине Наталия Дмитриевна написала:
И спустя десятилетия, как бы в продолжение этой темы, она говорит: «Самое трудное — это самоосознание. Со сказанным согласятся все, но отнесут к соседу. Будет ли от этого польза человеку? Конечно, нет. И даже наоборот — осуждение соседа прибавит к его самомнению. А самомнение в Учении названо ужасом и безумием. Безумие не знать себя, не видеть себя, находиться в состоянии иллюзии относительно своей сущности»11. И вновь подчёркивает: «...теперь речь идёт о спасении планеты, находящейся в небывалом духовном и материальном кризисе, об общине мира. ...Она не снизойдёт к нам с неба, но или будет создана нашими трудами, или вообще не состоится. Судьба планеты зависит от этого»12.
Сергий — образец общинника.
Почему Лавра была магнитом: там было ядро, которое сплотил Сергий, и они молились и победили противника, по силам совершенно неравным.
Минин — это был сотрудник в прошлом, это был старый сотрудник Сергия, иначе как бы мог Сергий пробиться к нему в сознание!
Из беседы Н.Д. Спириной с активом СибРО
Наталия Дмитриевна пишет ряд Слов, названия которых говорят сами за себя: «Зов времени» (1997), «Стук в Будущее» (1998, 2002), «Нужно мечтать...» (1998), «Община — наше будущее» (1998), «Осознание эволюции» (1998) и другие.
В Слове «Зов времени» 1997 года — года начала строительства музея — Наталия Дмитриевна говорит: «Теперь нужен новый подход ко всем действиям, совершаемым в этом году. Этот год — настолько особенный, что если мы его особенности не осознаем, можем отстать от эволюции. Сейчас эволюционное движение необычайно ускорилось, и для того, чтобы от этого движения не отстать, нужен энтузиазм. (...) Энтузиазм — это такая непреложная вера в правоту нашего дела, которую поколебать внешние обстоятельства не могут, какими бы они ни казались сложными. (...) Энтузиазм — это абсолютная вера в то, что будет, в будущее нашей страны, России. (...) Энтузиазм — это наступление. Мы идём на приступ Нового Мира. (...) Деловой энтузиазм — наша главная линия»13.
Всеми силами она укрепляет сотрудников для создания коллектива, способного в согласии идти к цели и решать множество разных задач.
«Раньше мы находились у порога грядущего, теперь же приблизились к нему вплотную, — говорит Наталия Дмитриевна, обращаясь ко всем, кто готов её услышать. — И среди всеобщего хаоса и развала мы утверждаем гармонию, красоту и расцвет творчества. Происходящему ныне разрушению мы противопоставляем строительство и созидание.
В 1999 году в журнале «Перед Восходом» (№ 2) появляется публикация «Будущее с нами»: «Наступило время решать чрезвычайно важные вопросы и прийти к согласию. В единении и согласии сила, а сил нам потребуется много, потому что дело, за которое мы взялись, небывалое. Создание первого в России Азиатской Музея Н.К. Рериха будет играть такую важную роль, которую мы пока не можем полностью себе представить.
И небесные, и земные знаки указывают на то, что сейчас на планете происходит небывалое: или на ней утвердится Новая Эпоха, или наша Земля вообще перестанет существовать. Венера и Юпитер объединились и помогают ей, как две тысячи лет назад при рождении Христа. Тогда это положило начало Новой Эпохе, и теперь мы снова переживаем начало воскрешения духа уже на новом витке вечной спирали эволюции»15.
Будет Новый Мир, будет шестая раса, сотрудничество Начал — всё это будет в России. С одной стороны — скифы, азиаты, с другой — зачаток самого передового будет у нас: богиня Культуры идёт к нам, к нищим, обездоленным. Признание мировых достижений Культуры в России находит понимание. Именно здесь востребовано то, что не востребовано на Западе. Плоды цивилизации будут служить Культуре.
Из беседы Н.Д. Спириной с активом СибРО
«Когда наступает новая эпоха, она подразумевает и тех, кто будет составлять эту эпоху, то есть людей, олицетворяющих её. Эпоха — это прежде всего люди, а не растительный и животный мир, — сказала Н.Д. Спирина в слове «Последний отбор» в июне 2002 года. — Чем же будут отличаться люди грядущей эпохи от уходящей? Понимание этого и решит судьбу новых поколений. (...) "Только в такое особое время можно так близко подойти. Лишь на смене рас даётся Откровение и Иерархия приближается к людям. Часто ли бывает смена рас?! И такой смены, как сейчас, никогда не было и не будет по сложности и необычности положения. Потому и возможности необычные. (...) Сейчас возможно всё"»16.
Шло время. Проводились «круглые столы», встречи с рериховцами, семинары, началось строительство музея в Новосибирске и одновременно восстановление здания для второго музея — на Алтае. Меняясь, формируется и состав СибРО, и его актив, который Наталии Дмитриевне предстояло не только укрепить, но и обучить тому, что потом будет передано дальше. И этот процесс становления был очень сложным — ведь СибРО с его руководителем было центром особо злостных и яростных нападений тьмы.
Наше Общество — это лаборатория, где переплавляется старое в Новое. Тот, кто не принимает Общину, тот выпадает. Насильно нас не поведут, но мы должны почувствовать эти новые пути. Надо анализировать вместе, тогда можно проанализировать своё видение, знание Учения. СибРО — это магнит устремления к Новому, наше СибРО живёт Новым, поэтому к нам и устремляются. Мы можем делать ошибки, но мы устремляемся. Одна газета чего-то стоит; дело началось с нескольких человек.
Нас остаётся мало, но мы не огорчаемся; множества никогда не решали. От нас ждут Живую Этику, и мы её несём и будем нести.
Общество объединено одной целью. Невозможно объединение, если различные цели, — это распад: кто во имя своё, кто во имя Дела. Свободное, естественное объединение. Цель есть цемент.
Любое объединение подвергается нападению. Нужно крепить дружбу. Недостатки есть у всех, но каждый что-то полезное делает, но по-своему. Чем крепче единение, тем труднее вредить. Единственное спасение — единение и следование Указам. О каждом сотруднике нужно думать хорошо, тепло, вызывать в сердце любовь к каждому, о каждом радоваться — есть такой сотрудник, какая радость! Не закрывая глаза ни на что, но так, чтобы это не отражалось на нашем к нему отношении.
С одной стороны — не осуждать сотрудников, а с другой стороны — что-то надо выявить до конца, смотреть, и по отношению к себе, и по отношению к людям. Главное — чтобы вреда не было, а иначе будет попустительство.
Из беседы Н.Д. Спириной с активом СибРО
«Наш путь — БУДЬ!» — так назвала Наталия Дмитриевна своё Слово, с которым она выступила на «круглом столе» СибРО 23 февраля 2003 года. В нём она цитирует слова Учителя из книги «Сердце»: «...для Нас большое счастье, когда можем иметь о ком полнейшую уверенность, как за себя»17.
Одно из последних Слов Наталии Дмитриевны, написанных для «круглых столов» СибРО, — «Взаимосвязь» — прозвучало 27 июля 2003 года. В нём она говорит об ответственности за всё, что мы совершаем. Но перед тем как прочесть его, она повторяет своё Слово 1996 года «Примеси». Во второй раз она обращает внимание слушателей на стихотворение немецкого писателя Бертольда Брехта «Тем, кто может уйти».
В разговоре с сотрудниками она сказала: «У Брехта в стихотворении "Тем, кто может уйти" — описана община».
Первая и последняя его строфы звучат так:
Наталия Дмитриевна многое предвидела. И акцент на этом стихотворении Брехта, сделанный ею незадолго до её ухода из жизни, мы расцениваем как призыв сплотиться как можно крепче, образовав монолит и имея полную уверенность друг в друге.
Мы неоднократно говорили о тягости наступившего времени — повторяться не будем. Сейчас всё много сложнее, чем даже в «лихие девяностые». И очень многое сейчас зависит от нас — рериховцев, от наших действий, энергий, сознательно направляемых на помощь Старшим в Их битве за спасение великой страны — нашей России.
В одном из выступлений Наталия Дмитриевна цитирует отрывок из «Криптограмм Востока»:
«К Сергию пришёл Святитель Алексей с вопросом — что делать?
Сергий ответил: "Помоги земле Русской".
Когда Сергия спросили крестьяне — что делать? — Он ответил: "Помогите земле Русской".
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришёл ответ: "Помоги земле Русской!"».
Наталия Дмитриевна подчёркивает: «Этот призыв продолжается и поныне»18.
Завершим стихотворением Сергея Деменко, написанным ещё в 2002 году, — его читала Наталия Дмитриевна:
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 67.
2 Там же. С. 174 – 175.
3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 186.
4 Там же. С. 400.
5 Там же. С. 397 – 398.
6 Там же. С. 396.
7 Там же. С. 447 – 448.
8 Там же. С. 251.
9 Там же. С. 522.
10 Там же. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 86 – 88.
11 Там же. С. 138 – 139.
12 Там же.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 194 – 195.
14 Там же. С. 258
15 Там же. С. 272.
16 Там же. С. 520, 524.
17 Сердце. 16
18 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 204.