Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира» |
К теме истории земли Русской и героизма русского народа Николай Константинович Рерих обращался на протяжении всего своего творческого пути. Ещё в детстве он увлекался рассказами о Древней Руси. «В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская, — вспоминал Н.К. Рерих. — От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про Изгоя Ростислава... Было и про Ледовое Побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного. (...) Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Всё это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: "Не замай!"»1.
Вся творческая биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой, и его интерес к этой теме на протяжении жизни только усиливался. Он занимался археологией и коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей, работал как декоратор оперных и балетных постановок, изучал корни русской культуры во время путешествий по городам России, писал статьи о ценности древнерусского искусства. Картины, созданные Рерихом с 1885 по 1910 год, посвящены теме героического прошлого Руси: эскиз фрески «Утро Богатырства Киевского» (1896), «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Город. Утро» (1901), «Утро княжьей охоты» (1901), «Возвращение с охоты» (1901) и многие другие. К 1908 году Н.К. Рерих был уже известен и как художник-монументалист.
«Особую ценность в прошлом представляли для него история народа и его культура, — пишет в одной из статей Валентина Павловна Князева, исследователь творчества Рериха. — В искусстве народном, в фольклоре он видел духовные богатства России, выражение мудрости народного мышления. И эта сокрытая сила являлась для художника основой исторического прогресса. В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый "Богатырский фриз"»2.
К письмам Николая Константиновича, газетным и журнальным статьям начала ХХ века и исследованиям современных искусствоведов обратимся и мы, чтобы ещё раз посмотреть на «Богатырский фриз». Отметим, что в 2020 году исполняется 110 лет этой удивительной работе великого художника.
В 1908 году Н.К. Рерих получает предложение выполнить живописный фриз для большой столовой в доме, строящемся по заказу Торгово-промышленного товарищества Ф.Г. Бажанова и А.П. Чувалдиной в Санкт-Петербурге. Проект и строительство легли на плечи молодого архитектора Павла Федотовича Алёшина. Он привлекает к строительству и отделке дома лучших мастеров, реализует передовые для того времени инженерно-строительные приёмы. Одновременно ведётся подготовка к внутреннему оформлению, проектируется интерьер каждой комнаты. Сосредоточив особое внимание на художественном оформлении, Алёшин приглашает таких замечательных художников, как Михаил Врубель и Николай Рерих.
Н.К. Рерих знакомит П.Ф. Алёшина с некоторыми своими работами, в том числе с картиной «Заморские гости» и этюдами к ней, посылает ему публикации, журналы со статьями о выставках, отзывы о своих картинах. 30 мая 1908 года Николай Константинович пишет Алёшину: «Холст заказан, краски выписаны. Дай Бог нам начать в добрый час»3. И уже через несколько дней, 11 июня, Рерих получает официальное письмо: «Многоуважаемый Николай Константинович! Согласно нашим с Вами переговорам мною сообщены Товариществу Ф.Г. Бажанова и А.П. Чувалдиной следующие условия исполнения Вами живописи в столовой кв. № 4 их строящегося дома.
Всех полотен, которые Вы должны исполнить, семь, а именно: 1) "Баян", 2) "Юноша", 3) "Вольга Святославович", 4) "Микула Селянинович", 5) "Садко — Богатый Гость", 6) "Илья Муромец", 7) "Соловей Разбойник". Кроме того, на Вашей обязанности лежит заполнить орнаментом часть стены и притолок возле 3 окон, а также исполнить одноличный образ для этой же комнаты на кипарисной доске не более 10 верш. х 8 верш. Все картины должны быть написаны "Темпера", разведённая на "Malmittel", на холсте»4.
На следующий день, 12 июня, Рерих подписал соглашение о выполнении живописных работ. Через месяц он по состоянию здоровья выезжает на санаторное лечение в Германию, на курорт Бад-Нойенар. И здесь, несмотря на усталость и занятость лечебными процедурами, он работает над эскизами фриза. По переписке Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих можно проследить, как шёл первоначальный этап работы над эскизами.
29 июля 1908 г.: «Сегодня думаю начать "Илью Муромца"»5.
1 августа: «...Приготовил и разбил на квадраты папки для "Ильи". (...)
Мне придётся порядочно подналечь здесь на работу. Сделать 7 подробных эскизов — не шутка! (...)
Из 7 у меня ясны только 4»6.
2 августа: «Фигура ''Ильи" что-то не ладится»7.
3 августа: «Фриз, может быть, всё-таки удастся. (...) Завтра делаю "Соловья". "Вольга" и "Микула", кажется, складываются в голове»8.
4 августа: «Что сегодня делал? Кончил "Соловья Разбойника". Сообразил "Вольгу" и "Микулу"»9.
6 августа: «Сейчас сочиняю "Вольгу"»10.
7 августа: «Сегодня опять за эскизы. Так хочется всех их здесь сочинить, чтобы в Бологом после перерыва только поправить»11.
8 августа: «Сегодня рисовал "Садко", кажется, будет недурно. Конечно, это будет соединение заморских гостей с городком, но ведь и сюжет того же требует»12.
9 августа: «Кончаю "Садко". Всё-таки уже после Твоего отъезда, т.е. меньше чем в 2 недели, успел сделать 5 эскизов и 1 этюд и маленькую акварель для Бахрушина. Не проспал время!»13
10 августа: «Теперь примусь за два последних эскиза для Алёшина (баян и юноша), и тогда эта работа будет облажена; в Бологом поправим»14.
Вернувшись домой, Н.К. Рерих начинает по созданным эскизам прописывать фриз.
В ноябре 1908 года в одном из номеров «Биржевых ведомостей» вышла заметка «Новые картины Рериха». В ней, в частности, сообщалось: «В мастерской Н.К. Рериха стоят два громадных незаконченных фриза. Известный миллионер Х заказал художнику эти фризы для своей столовой. Талантливый и своеобразный художник взял темой два эпизода древнего эпоса. (...) Картины Рериха будут помещены в этом сезоне на организующейся выставке "Салон"»15.
Работа над фризом продолжилась до конца 1909 года. Всё это время между Рерихом и Алёшиным ведётся активная переписка, в которой уточняются детали сюжета, размеры холстов, оформление притолок и соединений частей фриза. Н.К. Рерих обращает особое внимание на привязку живописных работ к создаваемому интерьеру, материалу и цвету обивки стен. В переписке обсуждается и создание иконы на кипарисовой доске, описание которой первоначально было включено в договор на осуществление работ. Николай Константинович часто упоминал об этом в письмах Алёшину и предлагал сюжеты, но из-за несогласованности с заказчиком — Ф.Г. Бажановым — икона так и не была написана.
К концу 1909 года строительство и оформление интерьера дома Бажанова было завершено, однако в феврале – марте 1910 года две части фриза — «Садко» и «Вольга» — были представлены на VII выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге16. Лишь после завершения выставки все части фриза заняли свои места в интерьере столовой.
В архиве П.Ф. Алёшина сохранились фотографии, сделанные в 1912 году, благодаря этому мы имеем возможность видеть, как выглядела столовая, оформленная работами Н.К. Рериха.
«Богатырский фриз» состоит из семи больших панно (три диптиха и одиночная композиция) и двенадцати небольших декоративных полотен для украшения оконных наличников и пространства над окнами. Высота больших панно 2,03 метра, их общая длина 25,75 метров.
«Богатырский фриз» воскрешает образы былин Древней Руси, сложенных в основном в XI – XVI веках. Выдающийся учёный XX века академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет: «Былины так же, как и другие фольклорные жанры, не имеют авторского времени. (...) ...Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества, в эпоху патриархальных взаимоотношений князя и дружины богатырей, в эпоху... когда народ в лице богатырей мог брать верх, когда богатыри могли влиять на судьбы страны... Эта "эпическая эпоха" — некая идеальная "старина", не имеющая непосредственных переходов к новому времени. В эту эпоху "вечно" княжит князь Владимир, вечно живут богатыри, происходит множество событий»17. И ещё один немаловажный аспект отмечает Д.С. Лихачёв: богатыри преодолевают все препятствия и предсказания неминуемой беды, богатыри «выше рока, судьбы, мрачных предвестий»18. Об этом же пишет и Виктор Калугин, отмечая, что, в отличие от эпосов других стран, русские былинные богатыри непобедимы, то есть они победители во всех сражениях за землю русскую, и «призыв к единению, к защите родной земли последовательно проведён через все былины героического цикла»19.
Время сложения былин близко ко времени написания Лицевого летописного свода (XVI в.), который был богато украшен миниатюрами. Повествовательные приёмы художников-миниатюристов вырабатывались годами. На миниатюре зачастую изображалось два или три сюжета, и, таким образом, каждое событие представлялось как бы растянутым во времени. Значимость персонажа выражалась путём уменьшения всего, что его окружало. Этот приём, который Д.С. Лихачёв назвал «повествовательным уменьшением», Н.К. Рерих использует при написании «Богатырского фриза»: он уменьшает здания, горы, деревья, реки, чтобы подчеркнуть значимость богатырей, являющихся основными персонажами сюиты; фон и пейзаж служат лишь для обозначения места событий. В диптихах Рерих применяет приём растянутости событий во времени.
Рассмотрим каждую часть сюиты.
Фриз открывают персонажи диптиха: «Баян» и «Витязь». Обоих персонажей художник располагает на фоне крепостных стен белокаменного града, возвышающегося на взгорье; тёмная арка входа в град служит связующим центром композиции. Эти образы являются как бы прологом ко всему «Богатырскому фризу». Н.К. Рерих объединил начало сюиты с образом вещего песнопевца. Баян играет на гуслях и ведёт сказ о подвигах богатырей русских. Рядом с ним на второй части диптиха изображён молодой витязь — воин, который ещё не стал героем, но уже стоит на пороге испытаний, о которых его предупреждает Баян.
«На высоких холмах стоял Киев-город. (...) За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. (...) А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон. Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль...»20
Второй диптих «Богатырского фриза» — «Вольга Святославович» и «Микула Селянинович». Былина повествует: «Ранним утром, ранним солнышком
собрался Вольга брать дани-подати... Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт.
Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать. (...) Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются»21. Это был сам Микула Селянинович — великий пахарь.
Художник изобразил богатырей направляющимися навстречу друг другу, как бы соединив их по одной горизонтальной линии, и движение это растянуто во времени. «Былинный герой Микула Селянинович олицетворяет земное (или, иначе, материальное) начало», он — пахарь и сеятель. «Вольга Святославич учился у волхвов-мудрецов "разным премудростям", то есть он представляет духовную богатырскую силу»22. В заметке «Новые картины Рериха» читаем: «На одной картине Вольга Святославович, выезжающий "во чисто поле".
Нетронутое, безграничное земляное поле воспринимает в его лице носителя новой культурной силы, которая пересоздаст первобытную стихию земли»23. Обе части диптиха отражают единение духовного и земного мира.
Третий диптих — «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник».
«Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает. (...)
Сидит за рекой Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползёт. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется... (...)
А Илья, минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд. Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз...»24
Илья Муромец на белом коне представлен в виде лучника, да и весь его облик подобен стреле. И в этом диптихе сюжет растянут во времени: на левой части Илья Муромец только натянул тетиву со стрелой, а на правой уже показан момент поражения Соловья-разбойника, прятавшегося в своём жилище — избушке на курьих ножках, что в славянской мифологии обозначает границы миров и является подобием врат, соединяющих посюсторонний и потусторонний миры. Обе части композиции объединены пейзажем: линии холмов и реки и белокаменный град переходят с одной части диптиха на другую. Эти панно располагались по разным сторонам большого оконного проёма. Над окном помещалось длинное узкое панно «Городище» с пейзажем древней русской земли, которое композиционно и по смыслу связывало обе части диптиха.
Самое большое панно — «Садко», его длина 7 м.
«Жил-поживал в Великом Новгороде молодой Садко.
Богат и славен город Новгород. Терема в нём каменные, ряды торговые товарами полны, площади широкие, церкви высокие, через реку Волхов мосты брошены, у пристаней корабли стоят, что лебеди на заводи... (...)
Одно богатство у Садко — гусли звонкие. У него пальцы, что белые лебеди, опускаются на струны золочёные, у него голос как ручей бежит. (...)
Вот построил Садко тридцать кораблей, тридцать кораблей изукрашенных. У них бока выведены по-звериному, корма выточена по-гусиному, а нос по-орлиному, вместо глаз вставлено по яхонту.
Нагрузил он корабли товарами и поплыл в страны заморские. Тридцать кораблей что гуси плывут, а один корабль как сокол летит — то корабль самого Садко»25. Так говорится о нём в былине.
В.П. Князева пишет: «Садко не богатырь. Он не совершал воинских подвигов. В былинах повествуется о нём как о певце, гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда — двойственный характер былины — фантастический и совершенно реалистический. Если предшественников Рериха обычно интересовала сказочная сторона былины, то сам он выбирает её реалистический аспект. Весело плывут по синим водам Волхова ладьи Садко. Он отправляется со своей дружиной в далёкий путь. На берегу раскинулся "Господин Великий Новгород" с крепостными стенами и башнями. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. Рерих рисует, по существу, идеальную картину жизни богатого торгового города, где нет распрей и где все трудятся на общее благо»26.
В 1916 году Сергей Эрнст пишет большую статью «Н.К. Рерих». Приведём выдержку из неё: «Образцом светской, чисто декоративной живописи художника может послужить громадный "Богатырский фриз" 1909 года для столовой в доме Ф.Г. Бажанова в Петрограде... Живопись его, силуэтная, широкая, чего требует само помещение, построена на сочетании полных тонов; так, в "Вольге" господствуют синий и жёлтый (являющиеся вообще лейтмотивом всего фриза), в "Садко" главной темой звучит тоже синий, цвет воды и неба...»27
После Октябрьской революции 1917 года Ф.Г. Бажанов покинул Россию. Его дом был отдан под общественные учреждения, а с 1943 года в части квартиры Бажанова расположилась библиотека им. А.П. Чехова. Но «Богатырский фриз» по-прежнему являлся украшением дома.
В годы Великой Отечественной войны, в условиях ленинградской блокады, все панно покрылись копотью и были повреждены. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме загрязнения на холсте был утрачен правый нижний угол размером 52 х 36 см, и с лицевой стороны на это место была наложена заплата, небрежно закрашенная масляной краской с заходом на авторскую живопись. Только в 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей на реставрацию. Большую работу по его восстановлению провёл художник-реставратор Константин Васильевич Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя. Очень много пришлось поработать над панно «Вольга». Реставратор удалил масляную краску с авторской живописи вокруг заплаты. Для восполнения утраты был подобран холст XIX века, близкий авторскому по толщине, плетению и фактуре. Холст был вмонтирован в вырез, а вставка покрыта грунтом синего цвета, близким авторскому.
В 1974 году в стране проходили конференции и выставки, посвящённые 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Газета «Смена» писала в эти дни (статья «На выставке — более 600 полотен»): «Русскому музею не случайно предоставлено право открыть эти торжества. В его залах и собраниях сегодня находится крупнейшая в нашей стране и одна из самых значительных в мире коллекция работ Н.К. Рериха — более 350 полотен. (...) Впервые для всеобщего обозрения будет выставлен "Богатырский фриз", выполненный художником в 1910 году для столовой бывшего дома Ф.Г. Бажанова в Петербурге, где сейчас находится библиотека имени А.П. Чехова»28. В архиве Сибирского Рериховского Общества есть письмо Наталии Дмитриевны Спириной к Зина–иде Григорьевне Фосдик и Миле Страва, в котором
Наталия Дмитриевна рассказывает о своих поездках во время этих торжеств: «Я недавно вернулась из Москвы и Ленинграда, куда ездила на юбилейные конференции и выставки, посвящённые 100-летию Н.К. В Москве прошла торжественная конференция в Доме дружбы, а в Ленинграде — в лектории Русского музея и в этом же музее — большая выставка картин Н.К., которая произвела на всех огромное впечатление. Многие картины мы видели впервые, как, например, "Богатырский фриз", сюита из нескольких картин огромного размера, занявших целый зал»29.
Следующая выставка, на которой фриз экспонировался полностью, состоялась в Государственном Русском музее в 2014 году. С 27 сентября 2019 года панно «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Микула Селянинович» представлены на выставке картин Николая Рериха в Малаге (Испания), которая продлится до 1 марта 2020 года.
Среди работ Николая Рериха «Богатырский фриз» занимает особое место — это настоящая поэма в красках. Все части сюиты из нескольких разнохарактерных сюжетов объединены единством замысла и посвящены легендарному русскому прошлому. Мастер в своём грандиозном творении и его былинных героях-богатырях олицетворяет силу и могущество Руси, русского народа. Приём растянутости во времени здесь проявился гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд: богатырские мощь и слава не имеют границ, они не заканчиваются с какой-то определённой победой — победным должно быть всё шествие великой Державы, веками в великих страданиях выковывающей основы справедливости, братства народов и Общего Блага.
«Славе Великого Народа русского приносим несломимо творчество наше»30. «Не знающий прошлого не может думать о будущем»31.
Литература
Каталог VII выставки картин «Союза русских художников». С.-Петербург, 1910. С. 21-22. https://dlib.rsl.ru/viewer/01004873027#?page=28
Г. Пекный. Дом Бажанова (ул. Марата, 72). http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pekniy/bazhanov_pekniy.html
1 Рерих Н.К. Не замай! // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 321.
2 Князева В.П. «Богатырский фриз» // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М.: Изобразительное искусство, 1978. С. 106.
3 Мокроусова Е. Богатырский фриз из дома Бажанова в Петербурге. Переписка архитектора Павла Алёшина с Николаем и Борисом Рерихами. Одесса: Астропринт, 2016. С. 13 (30.05.1908).
4 Там же. С. 13 (11.06.1908).
5 Письма Н.К. Рериха к Е.И. Рерих с курорта Бад-Нойенар. Одесса: Астропринт, 2010. С. 32 (16/29.07.1908).
6 Там же. С. 34 (19.07 / 1.08.1908).
7 Там же (20.07 / 2.08.1908).
8 Там же. С. 35 (21.07 / 3.08.1908).
9 Там же. С. 36 (22.07 / 4.08.1908).
10 Там же. С. 38 (24.07 / 6.08.1908).
11 Там же (25.07 / 7.08.1908).
12 Там же. С. 39 (26.07 / 8.08.1908).
13 Там же. С. 42 (27.07 / 9.08.1908).
14 Там же (28.07 / 10.08.1908).
15 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. 1907 – 1909. СПб., 2006. С. 287.
16 Каталог VII выставки картин Союза русских художников. СПб., 1910. С. 21 – 22 (https://dlib.rsl.ru/viewer/01004873027#?page=28).
17 Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 228.
18 Там же. С. 234.
19 Калугин В.И. «Струны рокотаху...» Очерки о русском фольклоре. М.: Современник, 1989. С. 31.
20 Русские былины. СПб.: Водолей, 1992. С. 5 – 6. (Серия «Книжки из старого сундука»).
21 Микула Селянинович // Русские былины. С. 12.
22 Порожнякова Н.Е. Мистерия самопознания. Символические произведения Н.К. Рериха дореволюционного периода. Одесса: Астропринт, 2011. С. 90.
23 Николай Рерих в русской периодике. С. 287.
24 Илья Муромец и Соловей-разбойник // Русские былины. С. 45 – 46.
25 Садко в подводном царстве // Русские былины. С. 85 – 87.
26 Князева В.П. «Богатырский фриз». С. 107.
27 Держава Рериха / Сост. Д.Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 34.
28 Смена. Ленинград, 9 окт. 1974 г.
29 Письмо Н.Д. Спириной от 28.10.1974 г.
30 Рерих Н.К. Бабенчиков // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 407.
31 Рерих Н.К. «Старые годы» // Листы дневника. Т. 2. С. 11.