Поистине, славное восхождение создается чутким снисхождением. Надземное, § 847 |
...Как говорил Будда, «каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия». Какая необходимость в данном мгновении? — выжить самим и помочь выжить людям. И всё это дано в книгах Живой Этики просто: этика мысли, слов, действий, этика поведения. Сегодня как раз об этом говорилось: что такое красота? — это этика; как создать атмосферу в семье, на работе, на встречах? — только красотой. То есть её нужно очень конкретно понимать. На примере Святослава Николаевича мы видели, какая может быть красота в человеке; в его обращении с нами — разве это не красота?
7 февраля 1993 г.
В Академгородке только что закрылась выставка репродукций и открыток Николая и Святослава Рерихов. Работа была проделана огромная, и великая благодарность устроителям этой выставки! И что в ней было особенно важно — что для людей, которые смотрят на картины Рериха, эти картины — как окна в иной мир, в мир прекрасного, мир чудесного, в Миры Тонкий и Огненный, которые мы в своей обычной, бытовой жизни не видим. И когда мы смотрим на них, то как бы входим в этот Новый Мир, знакомимся с ним, и он становится нам ближе, понятнее, мы приобщаемся к красоте. Сказано: когда мы смотрим на красоту, мы улучшаемся. Поэтому каждая картина, каждый показанный слайд с картин Рерихов вводят нас в мир, нам доселе неизвестный, но с которым мы когда-то встретимся. И если мы заранее будем подготовлены к этой красоте, откроем свои глаза на неё, то, перейдя в иное измерение, мы почувствуем себя там как дома, а не в каком-то
неожиданном и чуждом для нас мире, к которому мы не были приобщены.
Эти картины — вход, окна в мир прекрасного. Вот ещё одно значение, помимо всех прочих, этой выставки и всех слайд-программ, которые мы показываем: когда люди видят эту красоту, и приобщаются, и знакомятся с ней, она уже становится их достоянием.
Для чего говорить о том, что будет в будущем? Для чего учить людей красоте и радости для другой, никому не известной жизни в будущем? Помоему, намного лучше учить красоте, любви, радости для реальной жизни.
Мы строим будущее в каждый момент нашей жизни. Настоящее — это только одно мгновение между прошлым и будущим. Нам указано устремляться для будущего: «Для будущего мы встаём от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы» (Агни Йога. Предисловие). Думая о будущем, мы всё время строим свою жизнь и, конечно, хотим построить её в красоте. Если сейчас кто-то ещё красоты тут не видит, так это же достигается постепенно. Ведь глазу не видно то, что в наших душах. Может быть, там и красота, и устремление, и любовь к прекрасному. Иначе зачем бы мы всем этим занимались и делали бы, например, такую выставку — «Окно в прекрасное»?
27 ноября 1994 г.
В «Гранях Агни Йоги» (IV, 456) есть выражение: «Красота — это купол Великого Храма Жизни». Настолько надо вносить в жизнь эту красоту — и через искусство, и даже через обыденность.
Понятие «красота» можно отнести к этическим категориям. «Какой некрасивый поступок», — мы говорим, или наоборот: «Как красиво человек поступил». Поэтому красота, так же как и всё в Учении, понятие очень многогранное, очень обширное. Не только искусство, но и поступок, и мысль, и слово, и главное — чувство. Чувство сердца — красивое чувство. А чувство самости или животные чувства — они безобразны. Так что и к этому можно приложить слово «красота».
7 февраля 1995 г.