Пробуждение сознаний, очищение Учения и зов в будущее дадут великое перерождение мышления. Мир Огненный, ч.3, § 264 |
Н.К. Рерих. СВЯТОЙ НИКОЛА. 1920
Св. Николай Чудотворец Можайский. Икона. Конец XVII – нач. XVIII в. Николина гора у пос. Сурское Ульяновской обл. |
Владимир Мельник
В Ульяновской области многие знают о Николиной горе — той, что находится в районном посёлке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь её необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, невольно задаёшься вопросом: как среди «долины ровныя» могла возникнуть такая высокая гора, подчёркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти
«к небу»? На помощь приходит предание.
Было время, когда Сурское было ещё селом Промзином Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св. Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.
На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперёд. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом».
Вопрошавший воин сразу узнал в старце св. Николая Чудотворца, а в юноше — св. Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св. Николая Чудотворца, и св. Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вёл переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св. Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.
С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. — до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своём месте до 1810 г., когда церковь была разобрана — река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящён придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.
Под горой есть ещё Никольский источник, известный удивительной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают всё новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.