А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение! Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1936 |
Обратимся к истории и расскажем о событиях, которые предшествовали культурной деятельности Николая Константиновича Рериха в Америке и созданию в Нью-Йорке музея его имени.
Уже с самого начала своего творческого пути «Рерих — художник, археолог, мыслитель вызывал к себе глубокий интерес не только со стороны художественного мира, но также среди самых разнообразных кругов широкой публики»1 — как у себя на родине, так и за рубежом.
Так, в феврале 1906 года в Праге по инициативе художников чешского общества «Manes» открылась выставка картин Н.К. Рериха на темы Древней Руси. Один из пражских журналов писал: «...выставка картин г. Рериха показала, что в России совершается победоносный поворот в искусстве к новому и национальному, совершается удачная эволюция, которой гарантировано блестящее будущее...»2
После Праги последовал ряд выставок в других городах Европы — Вене, Мюнхене, Берлине.
В марте 1906 года Н.К. Рериха назначают директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств — самого крупного учебного художественного заведения России. Как писал русский искусствовед Сергей Эрнст, «Рерих принял Школу в тяжёлое время... ''застывшую на точке" 80-х годов прошлого века... преподавание велось по тому же методу, в тех же рамках, что и двадцать лет тому назад»3. Н.К. Рерих мечтает преобразовать Школу в некий ещё небывалый в России университет искусств, где даровитый человек мог бы стать специалистом в любой отрасли искусства. Он думает о воспитании большого отряда художников, которые понесут искусство в народ, обогатят современную жизнь красотой и будут способствовать преобразованию общества.
Для изучения опыта художественного образования Рерих посещает Германию, Швейцарию, Францию и Италию, знакомится с работой мастерских княгини М.К. Тенишевой в её имении Талашкино и приступает к реорганизации Школы, в которой он задумал осуществить идею синтеза искусств. «...Главное значение художественного образования, — писал он, — заключается в том, чтобы учащимся открыть возможно широкие горизонты и привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное»4.
В программу Школы были введены уроки музыки и хоровое пение, совершались поездки по древнерусским городам, богатым архитектурными памятниками старины, устраивались вечера, куда приглашались выдающиеся артисты, художники и литераторы.
Сам Николай Константинович не только руководил Школой, но и вёл класс композиции. Талантливый педагог, он никогда не навязывал своего мнения; кратко представляя учащимся своё композиционное решение, он давал им полную творческую свободу. Работы обсуждались вместе с учениками, при этом Рерих избегал отрицательных отзывов и всегда находил в их эскизах что-то положительное.
Под пристальным вниманием общественности и прессы Рерих начинает постепенно строить Школу заново — как образовательное учреждение нового типа. В течение нескольких лет Школа преобразилась до неузнаваемости. По утверждению С. Эрнста, «прекрасная же метаморфоза эта произошла благодаря созидательной энергии, организаторской мудрости одного художника, по справедливости могущего записать своё директорство в ряд самых видных достижений своей жизни»5.
Многолетний секретарь Общества поощрения художеств А.А. Рылов писал: «Надо удивляться, откуда у Рериха столько сил и энергии. Вникая во все детали школьного дела, во все нужды художественно-промышленного образования... привлекая нужных людей, он находил время писать много прекрасных картин, составляющих гордость музеев и частных коллекций... (...) Всего, что он делал, не перечесть»6.
Одновременно с работой в Школе Рерих не прекращает активно участвовать в деятельности целого ряда гуманитарных организаций, во многих из которых он был почётным членом или председателем. Таким образом накапливался опыт организационной работы.
В 1906 году Н.К. Рерих представляет свои работы в Париже на «Осеннем салоне», пожизненным членом которого он был избран.
5 декабря 1907 года в Париже открылась выставка нового русского искусства, организованная М.К. Тенишевой. «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля и, что ещё интереснее, старинной жизни. (...) Королём выставки является, бесспорно, Рерих (выставивший 89 вещей)», — писал Николай Гумилёв в журнале «Весы»7. По окончании выставки газета «Русь» сообщала: «Наибольший успех выпал на долю Н.К. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Н[иколая] К[онстантиновича] своим членом»8.
В 1908 году по окончании выставки русского искусства в Лондоне «Биржевые ведомости» отмечали, что «самым крупным явлением на выставке русской группы, как и в Париже, [стали] сто двадцать вещей Н.К. Рериха, своеобразное дарование которого достигло полного расцвета...»9
Выставка картин русских художников в Вене также вызвала бурный отклик венской прессы, которая писала: «В России... в настоящее время в художественном мире на первом месте считают Рериха...»10
За выдающиеся заслуги в исторической живописи и археологии Н.К. Рерих избирается в число действительных членов старейшего французского общества антикваров, а также становится членом венского Сецессиона.
Художественные журналы посвятили нашему соотечественнику целые отдельные номера с фотографиями и репродукциями картин. Н.К. Рерих получил международную известность и признание.
В период с 1916 по 1919 год семья Рерихов живёт в Финляндии; художник выезжает для устроения выставок, проходивших в Швеции, Норвегии, Дании, пишет статьи, картины, встречается с людьми, и всё это с одной целью — чтобы «удачно послужить России». Художественное общество в Финляндии принимает Н.К. Рериха в свои члены.
В июле 1919 года по приглашению С.П. Дягилева Николай Константинович с семьёй едет в Англию для участия в выставке «Очарования России», на которой были представлены 198 его картин. На открытии присутствовали представители высшего английского общества. Газеты и журналы поместили на своих страницах благожелательные отзывы о творчестве художника.
Художественный успех в Европе повлёк за собой большое выставочное турне по Америке. В 1920 году, по приглашению директора Чикагского института искусств Роберта Харше, Н.К. Рерих с семьёй прибыл в Нью-Йорк. Первая выставка Николая Рериха открылась в декабре того же года в одной из лучших галерей Нью-Йорка — Кингор-галерее. На ней было представлено 175 работ мастера. Особое внимание посетителей привлекли картины «Сокровище Ангелов», «Варяжское море», «Зов Солнца», «Сыны Неба», «Песнь водопада». Зрителей поражала философская глубина произведений Рериха. В первый день выставку посетило около десяти тысяч человек. С 1920 по 1923 год картины Н.К. Рериха увидели в 29 городах Соединённых Штатов. Выставки имели такой грандиозный успех, какого там не знал ещё ни один художник. Это было в буквальном смысле триумфальное шествие русского искусства по Америке. За это время картины увидели сотни тысяч человек. Музеи и частные коллекционеры приобретали произведения художника. Уже к 1923 году свыше 30 частных галерей имели холсты мастера.
Сами картины, их сюжеты, их «русскость» восхищали зрителей, поражали своим замыслом. Перед их глазами вставала Древняя Русь, растущая в трудах и устремлениях к будущему. Яркость и насыщенность красок, смелость линий — всё это оказывало большое влияние на зрителей, они долго стояли перед картинами, всматриваясь в дотоле незнакомую им жизнь славян.
Пресса писала о методах работы Рериха, о гармонии его красок и тонов. Несмотря на свою огромную занятость, Николай Константинович всегда находил время для встреч и бесед с художниками, отвечал на многочисленные вопросы, рассказывал о русском искусстве, открывая американцам глаза на Россию. Всё это подготовило почву для создания Н.К. Рерихом в Америке ряда художественных и просветительных учреждений.
Используя свой опыт педагогической и культурно-общественной работы, приобретённый им за период директорства в Рисовальной школе в Петербурге, Рерих задумал организовать в Нью-Йорке Институт объединённых искусств. В американских газетах писали: «Рерих верит в то, что объединённое искусство даст большие результаты. Так, по крайней мере, было в России».
Слова у Рериха никогда не расходились с делами. Первым основанным им учреждением стала Школа объединённых искусств — она была создана в 1920 году в результате реорганизации уже давно работавшего в Нью-Йорке Фортепианного института Мориса и Зинаиды Лихтманов, которые и стали основными помощниками Николая Константиновича. Первые годы деятельности Школы проходили под непосредственным руководством Рериха.
В 1921 году Школа была преобразована в Мастер-Институт объединённых искусств. «Помещение, в котором началась деятельность Института, оказалось малым при росте классов и учеников. Был найден другой дом в верхней части города — небольшое трёхэтажное здание по адресу Риверсайд Драйв, 310, вполне отвечающее нашим задачам»11, — вспоминала З.Г. Фосдик. В Институте обучали живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, драматическому искусству, балету; проходили выставки художественных работ учеников.
З.Г. Фосдик, среди прочего, разработала и внедрила здесь метод обучения незрячих музыке и ваянию, что в то время считалось невероятно трудным. Постепенно Институт вырос в общепризнанное просветительное учреждение.
В апреле 1922 года в Чикаго по инициативе Н.К. Рериха было создано объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), которое поставило целью объединить деятелей искусства для совместных творческих проектов.
В сентябре того же года в Нью-Йорке при Институте объединённых искусств был основан Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванный осуществлять общение между народами посредством культурного сотрудничества. Главной целью Центра было распространение искусства через выставки и сотрудничество с различными культурными организациями. «Corona Mundi» начал свою работу с открытия выставки произведений Н.К. Рериха, созданных в США (сюита «Океан», серии «Новая Мексика», «Аризона»). В Центре постоянно выставлялись современные американские и зарубежные художники. «...Была выработана программа для привлечения искусства других наций и народностей, малоизвестных в Америке»12. В 1924 году экспонировались русские иконы, тибетское искусство, рисунки американских индейцев.
Все организации, основанные Рерихом в Америке, получили поддержку американских деятелей культуры.
В 1923 году семья Рерихов уезжает в Индию, откуда начинается их многолетняя экспедиция по странам Центральной Азии. Центр «Corona Mundi» возглавил Святослав Рерих, в то время уже достаточно известный художник, который «блестяще проводил идеи своего отца и воплощал их в многочисленных выставках, приглашал при этом лучших американских и европейских художников и скульпторов»13. Спустя некоторое время «Corona Mundi» стал проводить выставки репродукций картин Н.К. Рериха, подлинники же были выделены в особый выставочный фонд, положивший начало художественному собранию Музея Николая Рериха, который был учреждён 17 ноября 1923 года.
Музею был отдан первый этаж в здании Мастер-Института. В то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству одного художника — нашего великого соотечественника. Официально музей с фондом в 315 картин Рериха был открыт 24 марта 1924 года. Это были работы раннего периода творчества художника — «Идолы», «Заморские гости», «Сокровище Ангелов», «Борис и Глеб», «Варяжское море», «Ункрада», «Человечьи праотцы» и другие, а также эскизы костюмов и декораций к операм Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, к пьесам Г. Ибсена и М. Метерлинка. Главной целью музея было распространение идеалов красоты и развитие взаимопонимания между людьми и народами через искусство и все области знания и культуры.
Музей с первых дней стал проводить большую работу: согласно концепции Рериха о всеобщем единении искусства и науки, здесь проводились лекции, чтения и выставки, организовывались концерты.
В 1924 году был открыт зал Е.И. Рерих, в котором были размещены картины Николая Константиновича из личной коллекции Елены Ивановны.
В 1925 году при музее начинает работать издательство.
Фонды музея вскоре стали пополняться картинами, которые художник создавал во время Центрально-Азиатской экспедиции и присылал из Сиккима, Ладака, Монголии, Кулу. Таким образом, в коллекции музея было собрано более тысячи картин Н.К. Рериха.
По мере того как деятельность музея расширялась, что превращало его в активно действующий культурный центр, занимаемое им помещение перестало соответствовать масштабу его задач. Был предложен проект нового 29-этажного здания — «Master Building» («Дом Учителя»). Первые три этажа предназначались для Музея Николая Рериха, Мастер-Института и центра «Corona Mundi», на других могли размещаться культурные и научные организации. Были запланированы залы для лекций и концертов, небольшой театр, утверждён план тибетской библиотеки, в которой должны были разместиться 333 тома священного тибетского писания — «Канджур-Танджур». Остальные этажи отводились под жилые помещения для работников культуры, науки, искусства, образования. План дома предусматривал приобщение его жильцов к американской и мировой культуре.
В будущем предполагалось отдать несколько этажей под музеи американского, русского, индийского, латиноамериканского искусства и искусства других стран.
Дом-музей начал строиться в 1928 году. В основание здания был помещён закладной камень. Церемония его закладки состоялась 24 марта 1929 года в присутствии 500 человек. В угол небоскрёба был торжественно заложен раджпутский ларец ручной ковки со священными предметами, привезёнными Рерихами из путешествия по Центральной Азии. Фасад здания был отделан облицовочным кирпичом, цвет которого менялся от тёмно-пурпурного внизу к светло-серому вверху, что должно было символизировать неуклонное стремление ввысь, рост деятельности музея. Официальное открытие «Дома Учителя» состоялось 17 октября 1929 года.
К этому событию пароходом из Индии прибыли Н.К. и Ю.Н. Рерихи. На пирсе Николая Константиновича приветствовали члены Нью-Йоркского городского комитета и сотрудники рериховских учреждений. Встречали русского художника с почестями. На следующий день в здании музея в честь Рериха был устроен грандиозный приём. Восточный Зал высотного «Дома Учителя» вместил в себя более пятисот самых известных людей Нью-Йорка. На открытие музея прибыли представители государств Европы, Азии, Южной Америки, деятели науки и искусства. Были произнесены торжественные речи, высоко оценены заслуги Н.К. Рериха в мировой культуре.
В Вашингтоне, в Белом доме, Николай Рерих был принят президентом США Гербертом Гувером. Состоялся приём и у мэра Нью-Йорка Джеймса Уокера. Руководитель протокола представил Н.К. Рериха как величайшего учёного и исследователя, способствующего делу мира. Поприветствовав художника от имени семи миллионов жителей города, Д. Уокер назвал Николая Рериха «посланцем доброй воли».
Как и ожидалось, это событие привлекло внимание журналистов. «New York Times» писала: «Открытие нового здания совпало с сороковой годовщиной творческой деятельности профессора Николая Рериха — художника, писателя, исследователя и общественного деятеля, в чью честь и был основан музей»14.
Чикагский журнал «Москва» в октябрьском номере за 1929 год на титульном листе разместил статью-посвящение, в которой говорилось: «Редакция журнала "Москва" с особым чувством восхищения и радости отмечает одно из крупнейших событий в победном движении Русской Культуры. Этим летом в Америку возвратился из пятилетнего путешествия по странам Востока крупнейший современный русский художник, философ и учёный Н.К. Рерих. (...) Поистине — Н.К. Рерих является одним из великих учителей Света, которому и мы посвящаем настоящий номер "Москвы"»15.
Почётными советниками Музея Н. Рериха были избраны передовые деятели науки и культуры, среди них — Альберт Эйнштейн, нобелевский лауреат в области физики Роберт Милликан, Рабиндранат Тагор и другие. Музей возглавил Совет директоров, куда вошли С.Н. Рерих и ближайшие сподвижники Рерихов — Л. Хорш, М.М. Лихтман, З.Г. Лихтман (Фосдик), Ф. Грант. Совет директоров принял решение о передаче Музея в дар народу Соединённых Штатов Америки, о чём была подписана декларация.
Тысячи людей приходили в музей и, знакомясь с художественным и философским наследием Н.К. Рериха, воспринимали его как пример высоких и благородных устремлений. Как писала З.Г. Фосдик, «замыслы и идеи великого русского художника и мыслителя, каковым его признали в Америке, привели к нему не только художников и интеллигенцию, но главным образом молодёжь. Студенты университетов и колледжей из многих штатов страны, а также из Англии, Франции, Индии, Канады и других стран приезжали в музей для ознакомления с Рерихом-учителем, воспитателем и руководителем молодых душ, ищущих "правды" в жизни»16. В результате при музее возникло Общество Рериха. Подобные группы и общества появились также в Европе, Азии, Африке, Южной и Северной Америке. Всего к середине 1930-х годов в мире насчитывалось около 80 рериховских обществ, организаций, групп, комитетов, центров. Средоточием международной деятельности всех рериховских организаций стал нью-йоркский Музей Н. Рериха.
Однако созидательной деятельности Рериха в Америке был нанесён тяжелейший удар. В 1935 году, во время пребывания Н.К. Рериха в Маньчжурской экспедиции, музей со всеми его ценностями был захвачен ведавшим финансовыми делами Л. Хоршем. Позже он тайком «вывез из музея все 1006 картин Рериха, все ценные предметы искусства, книги и издания, выпущенные за эти годы, а также важные материалы и архивы»17.
По свидетельству З.Г. Фосдик, «судебное разбирательство тянулось несколько лет. (...) К концу 1940 года суд вынес неслыханное по цинизму решение в пользу Хорша, хотя и музей и все картины Рериха были принесены в дар американскому народу...»18
Близким сотрудникам Рерихов, которые боролись за спасение музея, удалось вывезти некоторые архивы и документы. Оставаться в здании небоскрёба было немыслимо, и сотрудники покинули его.
Лишь через много лет, в 1949 году, на 107-й улице Нью-Йорка они смогли приобрести небольшой пятиэтажный особняк, в котором разместился вновь cозданный Музей Николая Рериха. Его вице-президентом стала З.Г. Фосдик, которая оставалась на этом посту до конца своих дней. По словам С.Н. Рериха, Зинаида Григорьевна через всю свою жизнь «очень высоко пронесла знамя Николая Константиновича. Она была верным стражем, следовала за всеми его начинаниями и в меру своих возможностей и сил... во всём помогала Николаю Константиновичу и работала с ним»19.
О том, как воссоздавался музей, Зинаида Григорьевна рассказывала: «Постепенно собирались картины Рериха, находившиеся в коллекциях нескольких сотрудников и друзей в Америке и за границей. Ряд картин поступил из Новой Мексики, из Художественного музея Окленда в Калифорнии, а также из Европы. В Бельгии и Франции находились многие значительные картины Рериха, которые были привезены... для их размещения в новом Музее Н.К. Рериха. Позже была возвращена коллекция картин из аргентинского музея, находившаяся там несколько лет». «Ежегодно в дар Музею поступали картины Н.К. Рериха из частных коллекций». «Таким путём составлялась и росла внушительная коллекция, главным образом из картин циклов Гималаев, Тибета и Индии»20.
Крупным вкладом в коллекцию музея стало поступление картин из знаменитой архитектурной серии, созданной Рерихом в 1903 – 1904 годах во время его поездок по старинным русским городам. Тогда по ряду обстоятельств 75 этюдов этой серии были распроданы с аукциона; и вот спустя годы американская сотрудница Рерихов Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе выкупила для нью-йоркского музея 42 этюда этой серии21.
Музей Рериха в Америке продолжил свою работу по распространению гуманистических идей Н.К. Рериха, что отражено в его девизе — «Мир через Культуру». Проводились экскурсии, организовывались выставки, лекции и концерты, выпускались книги, посвящённые жизни и творчеству Н.К. Рериха.
«Музей наш настолько вырос и стал известным, что запросы и просьбы о материалах идут не переставая, — писала З.Г. Фосдик своему другу Н.Д. Спириной 7 января 1981 г. — Конечно, материалы о Николае Константиновиче требуются всё время — радостно при мысли о мировой славе нашего великого учителя»22.
Живя за рубежом, Зинаида Григорьевна не переставала любить Россию, верить в её великое будущее, стремиться к ней. Она делилась с Наталией Дмитриевной: «Сердцем я никогда не отрывалась от России»23; «Николай Константинович говорил, что Алтай — это жемчужина Сибири, а будущее всех народов связано с Россией. И ещё он сказал: "Россия поведёт все народы", и этим мы живём в Америке и стремимся к будущему. Судьба определила нам быть здесь, и это очень важно, потому что наш Музей — это звено, именно звено культурное, между Советским Союзом и Америкой»24.
В 1983 году, после ухода З.Г. Фосдик с земного плана, на этом посту её сменил Дэниел Энтин. И когда в начале 1990-х годов он приехал в Россию и встретился с Н.Д. Спириной и представителями Рериховских организаций и групп, то был поражён тем размахом, которое приобрело в нашей стране Рериховское движение. В беседах он отмечал, что все эти годы нью-йоркский Музей Н. Рериха выполнял задачу популяризации высоких идей Рериха, а теперь он с большой радостью наблюдает, как эта эстафета с энтузиазмом подхвачена на Родине художника.
Сегодня мы уже можем сказать, что именно в те годы в России началось большое духовное строительство, в результате чего в Сибири появились два музея Рериха, основанные Наталией Дмитриевной Спириной.
В наши дни первый музей, названный именем великого русского художника, продолжает свою работу. В музее размещается коллекция, насчитывающая более двухсот картин Мастера. Помимо постоянной экспозиции картин Рериха проводятся выставки современных американских и иностранных художников, организуются лекции и концерты.
Музей открыт для сотрудничества с исследователями и организациями разных стран и участвует во многих международных культурных проектах.
Закончим обзор деятельности Николая Константиновича Рериха в Америке словами художника: «Постигающий значение культуры прежде всего вычёркивает из своего сердца всякое понятие страха, боязнь смерти, боязнь врагов. Если в сердце своём он твёрдо знает, что он непоколебимо идёт к свету, то единственный враг его будет тьма. Но тьма рассеивается от внесения света. Значит, вдохновенное сердце, несущее свет, уже является победителем тьмы»25. «Во имя Света и Сердца, во имя Красоты и Знания, во имя живых устоев эволюции приветствую вас...»26
Литература
Василькова Н. Рерих в России. Штрихи к биографии // Восход, 2008, № 11.
Князева В.П. Рерих. СПб., 1994.
Материалы архива Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, предоставленные СибРО Д. Энтиным в августе 2004 г.
Ольховая О.А. Будем крепить мост сотрудничества // Восход, 2008, № 4.
Сайт Музея Н. Рериха в Нью-Йорке: http://www.roerich.org
Соболев А.П. Учреждения Н.К. Рериха в Америке: синтез культур, 20 – 30-е годы ХХ века. https://cyberleninka.ru/article/v/uchrezhdeniya-n-k-reriha-v-amerike-sintez-kultur-20-30-e-gody-hh-v...
Сойни Е. Северный лик Николая Рериха. Самара, 2001.
1 Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М., 1978. С. 192.
2 Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2. СПб., 2005. С. 484.
3 Держава Рериха / Сост. Д.Н. Попов. М., 1994. С. 24 – 25.
4 Там же. С. 25.
5 Держава Рериха. С. 26.
6 Там же. С. 164.
7 Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3. СПб., 2006. С. 114.
8 Там же. С. 132.
9 Там же. С. 226.
10 Там же. С. 330 – 331.
11 Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. С. 193.
12 Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. С. 194.
13 Там же.
15 Москва. 1929, октябрь, № 8. С. 1.
16 Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. С. 199.
17 Там же. С. 198.
18 Там же.
19 «Будите в себе Прекрасное...» Т. 1. М., 2015. С. 155.
20 Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. С. 198.
21 В 1976 году по просьбе С.Н. Рериха К. Кэмпбелл-Стиббе передала эти картины на родину художника, в Государственный музей искусства народов Востока.
22 Спирина Н.Д. Звено между Америкой и Россией // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 469.
23 Спирина Н.Д. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке // Там же. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 125.
24 Спирина Н.Д. Звено между Америкой и Россией // Там же. Т. 2. С. 470.
25 Рерих Н.К. Здоровье духа // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 146.
26 Рерих Н.К. Обществу славянской культуры // Там же. С. 111.