Качества духа – это нити, протянутые из далёкого прошлого в бесконечность будущего. И бесконечен их рост. Грани Агни Йоги, 1963, § 108 |
9 октября в новосибирском Музее Н.К. Рериха отмечался День Культуры. Открывая праздник, Н.Д. Жарий подчеркнула, что Сибирское Рериховское Общество отмечает этот День в 30-й раз — по предложению руководителя СибРО Наталии Дмитриевны Спириной впервые день рождения Н.К. Рериха отмечался как День Культуры в 1990 году.
К празднику было приурочено открытие новой выставки «"Искусство объединит человечество". Музей и культурная деятельность Рерихов в Америке». Выставка посвящена 145-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 115-летию со дня рождения С.Н. Рериха и 130-летию со дня рождения З.Г. Фосдик.
Планшеты с фотографиями, репродукции работ Николая Рериха, издания, выпущенные в 1920 – 1930-е годы, и другие материалы заполнили всё пространство стен, пилонов и витрин третьего этажа музея.
Представление выставки Л.А. Толстихина начала словами Н.К. Рериха: «"Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. (...) Для всех должны быть открыты врата «священного источника». Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью"1 — это те идеи, которые Николай Константинович стремился воплотить в своей культурной деятельности и с которыми он приехал в Америку в 1920 году, то, во что он свято верил. Отсюда и название нашей выставки, посвящённой сразу нескольким юбилейным датам.
Мы хотели показать в ней триумф Культуры — по-другому не назвать то, что происходило в Америке в 1920 – 1930-х годах, когда там жил и работал Н.К. Рерих. Его приезд, выставки и выступления вызвали небывалый в истории США и, возможно, в мировой истории культурный и духовный подъём.
Когда в 1920 году выставка Рериха открылась в Нью-Йорке, в первый же день её посетило десять тысяч человек. Через полтора месяца она была в Бостоне, и далее её повезли по городам Америки. В общей сложности выставка побывала в 29 городах и везде имела грандиозный успех. Музеи и частные коллекционеры приобретали картины Рериха.
Что же выставлял Николай Константинович в Америке? Что так потрясло американцев? Какими идеями он вдохновил общественность и прежде всего молодёжь? Это были картины, посвящённые Древней Руси, варяжская серия, образы русских святых, работы пророческой серии, написанные в канун Первой мировой войны.
Вот как описывает свои впечатления от встречи с картинами художника З.Г. Фосдик, которая познакомилась с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной на выставке в Нью-Йорке и стала их первой в Америке и самой преданной сотрудницей: "Я стояла перед «Сокровищем Ангелов», «Русью Языческой», «Экстазом» — тремя огромными полотнами сверхчеловеческой красоты и покоя, которые только великий мастер, сродни Леонардо да Винчи, мог задумать и воплотить в красках.
В моём восприятии толпа отхлынула, затихла. Я стояла лицом к лицу с Бесконечностью — с первым человеком, строящим себе жилище, поклоняющимся божественным образам и приобщающимся к Богу. Великие просторы космического масштаба, горы, водные потоки, массивные скалы, земные и небесные вестники, смиренные святые и герои населяли мир Рериха, который он в свою очередь отдавал людям с той щедростью, которая отличает истинно великих в искусстве. У меня перехватило дыхание, слёзы подступали к глазам, мысли и чувства переполняли сердце. Мой до того момента замкнутый мир уступал место другому — миру неземной Красоты и Мудрости"2.
Через свои картины Рерих знакомит Америку с русской историей и культурой. Он выступает с лекциями об искусстве, о достижениях русской культуры, рассказывает о великих русских поэтах, композиторах, художниках, учёных. Как сказала позднее друг и сотрудница Рерихов Кэтрин Кэмпбелл, "Рерих научил нас любить Россию". Американские газеты писали о том, что Рерих сумел вдохновить американцев своими идеями, своей верой в то, что мир вступает в новую эпоху, в которой искусство и красота должны возродить, возвысить и объединить все народы земного шара.
При горячей поддержке общественности эти идеи воплотились в создание целого ряда культурных организаций: Института объединённых искусств в Нью-Йорке, объединения художников "Cor Ardens" ("Пылающее сердце") в Чикаго, международного культурного центра "Corona Mundi" ("Венец мира") и, наконец, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, ставшего первым в Америке музеем, посвящённым творчеству одного художника, и это был русский художник!
Когда мы погрузились в изучение материалов, касающихся темы выставки, то были просто потрясены широтой и объёмом культурной деятельности Рерихов и их сотрудников.
В 1926 году в Нью-Йорке было образовано Общество друзей Музея Николая Рериха; вслед за ним подобные общества стали возникать во многих странах.
В 1929 году, когда Н.К. Рерих после Центрально-Азиатской экспедиции вновь приехал в Америку, в Нью-Йорке уже было построено 29-этажное здание Музея его имени. 17 октября 1929 года состоялось его официальное открытие; на это событие откликнулся весь мир. В адрес Николая Константиновича и других учредителей музея пришло огромное количество поздравлений: от глав государств, премьер-министров, конгрессменов, сенаторов, губернаторов, императоров и принцев, от учёных — академиков, профессоров, директоров институтов, от деятелей культуры — художников, писателей, дирижёров, от тибетских лам.
В начале 1930-х годов была создана Всемирная лига культуры.
Во время Второй мировой войны, в 1942 году, по инициативе Н.К. Рериха была создана Американо-русская культурная ассоциация (АРКА), целью которой было способствовать взаимопониманию народов СССР и США.
Мы лишь бегло перечислили созданные Н.К. Рерихом организации, но даже это даёт представление о необыкновенном культурном явлении, вдохновляемом и питаемом идеями великого художника».
Выступление Т.П. Осиповой
было посвящено З.Г. Фосдик: «Вся жизнь Зинаиды Григорьевны — ближайшей сотрудницы Рерихов в Америке с момента её встречи с ними в 1920 году — прошла в великом служении идеалам Красоты, Культуры и Света. "Верный страж" — так называли её Рерихи. Многие качества включает в себя это понятие — самоотверженность и мужество, решимость, преданность и неутомимость, бережность и бдительность, ведь нужно не только сохранить верность избранному пути, но и суметь защитить Дело Иерархии Света от посягательств тёмных, которые всегда стремятся разрушить светлые построения. Все её мысли и действия были нацелены на укрепление Дела, начатого Рерихами. Она писала Борису Николаевичу Абрамову:
"...наш долг продолжать начатое, ибо над нами Щит. Не нужно спрашивать себя — успеем ли? Работа должна продолжаться без перерыва. Книги Учения должны выходить и распространяться где только возможно. А если ростки взойдут позже, урожай будет собран другими руками; не нам печалиться об этом, ибо мы сеятели, и в этом наше задание и истинная радость" 3. Она занималась подготовкой книг Учения к печати, переводила труды Рерихов на английский язык; вела работу в Обществе Агни Йоги, в Музее Н. Рериха в Нью-Йорке, в сущности, вся работа музея лежала на её плечах: организация выставок, концертов, лекций, ответы на письма, количество которых с каждым годом только увеличивалось.
З.Г. Фосдик и Н.Д. Спирина встречались один раз, в Москве, в 1974 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Н.К. Рериха. В письме к Наталии Дмитриевне Зинаида Григорьевна писала: "...я считаю себя счастливейшей из смертных, получив возможность принимать участие в праздновании 100-летия Н.К. Рериха на Родине" 4. И сегодня, отмечая 145-летие со дня рождения великого художника, мы знаем: Зинаида Григорьевна счастлива, что Дело, начатое Рерихами и продолженное их ближайшими сотрудниками, живёт и приносит свои плоды в России Азиатской, которой суждено великое будущее. Пусть сердечный огонь нашей признательности достигнет сердца "Верного стража"».
Вспоминая о поездке в Америку в 2008 году, О.А. Ольховая сделала акцент на том, как доброжелательно была встречена делегация СибРО в американском музее и сколько подарков было сделано его сотрудниками для фондов новосибирского Музея Н.К. Рериха. Дэниел Энтин, принявший от З.Г. Фосдик руководство нью-йоркским музеем, рассказал, что её единственным распоряжением по деятельности музея было — заботиться о русских друзьях. Поделился воспоминаниями о Зинаиде Григорьевне и Николай Качанов — наш бывший соотечественник из Новосибирска, тесно общавшийся с ней. Он показал висевшую в зале второго этажа музея картину "Белый и Горний", которую особенно выделяла Зинаида Григорьевна, перед которой она часто стояла, думая о чём-то, видя в ней что-то такое, о чём не говорила. К сожалению, именно это полотно в 2015 году было выставлено на торги аукциона Christie’s и продано. Как нам пояснили, на вырученные деньги будут приобретены другие произведения художника. Остаётся сожалеть, что картины, которая была так значима и дорога для З.Г. Фосдик, в американском музее больше нет».
Н.В. Грипич, говоря о Пакте Рериха, подписание которого в Белом доме в 1935 году стало кульминацией всей культурной и миротворческой деятельности Н.К. Рериха в Америке, выделила тот факт, что это был первый в истории документ, который взял под международную защиту культурные сокровища. «Н.К. Рерих писал: "Всему миру приходит трудное испытание. После средневековых испытаний огнём, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры, но если сила духа возносила людей против огня и железа, то та же сила вознесёт их на ступени знания и красоты. Но это испытание труднее древних искусств" 5. Это испытание предстояло и Америке, когда после подписания Пакта на глазах культурной общественности и правительства шло разрушение Музея Рериха и созданных им культурных учреждений. З.Г. Фосдик — одна из немногих, до конца стоявших на защите Культуры.
Пакт Рериха — единственный имеющийся у человечества договор, охраняющий культурные ценности и в военное, и в мирное время.
В настоящее время Международная организация "Звёзды гор" выступила с инициативой по сбору подписей за принятие Пакта Рериха Россией и всем мировым сообществом. Текст "Манифеста Знамени Мира" и ссылки на подписные листы размещены на сайте этой организации. В обоих музеях Рериха, созданных СибРО, также собираются подписи под этим обращением. Николай Рерих утверждал: "Так же, как и Родина, Культура должна быть охранена, оборонена. (...) Охраните!"»6.
С большим вниманием присутствующие посмотрели слайд-программу — своеобразную экскурсию по представленной выставке. Программа, рассказывающая о деятельности Н.К. Рериха в Америке, была подготовлена В.Г. Герман и Д.В. Кшеновским.
Во всех выступлениях отмечалось, что Музей Николая Рериха в Америке открыт для сотрудничества и откликается на все поступающие запросы. Это единственный музей в мире, который, предоставляя электронные изображения картин Н.К. Рериха из своих фондов, не требует за это какой-либо оплаты.
Выставка, открывшаяся в новосибирском Музее Н.К. Рериха, — свидетельство самых добрых, сотруднических отношений между музеями, носящими имя Николая Константиновича Рериха.
Как всегда, в этот день пришло много приветствий от друзей — из Омского, Няганского, Кемеровского и Мысковского филиалов СибРО, от рериховцев Ярославля, Екатеринбурга, Лесного, Камня-на-Оби, Степногорска, Керчи, Сочи, Израиля и других мест.
Праздник завершился концертом, оставившим совершенно незабываемые впечатления, ибо концерт был необычным. Впервые перед гостями музея выступил молодой талантливый музыкант Вячеслав Ермолаев, в равной степени виртуозно владеющий двумя сложнейшими инструментами — скрипкой и фортепиано. В исполнении Вячеслава прозвучали произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, К. Сен-Санса, Ф. Шопена, С.С. Прокофьева.
1 Рерих Н.К. Звезда Матери Мира // Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 149.
2 Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М., 1998. С. 34.
3 Цит. по: Спирина Н.Д. Звено между Америкой и Россией // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 466.
4 Там же. С. 468.
5 Рерих Н.К. Адамант // Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. С. 92.
6 Рерих Н.К. Охраните! // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 456.