Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то и сущность их хороша. Зов, 03.03.1923 |
7 сентября в Музее Н.К. Рериха открылась выставка Рашида Зиатдинова «У Истока. Белуха». Тема Алтая довольно часто звучит в нашем музее; ровно год назад здесь проходила выставка трёх алтайских художников «Алтай — источник вдохновения», одним из участников которой был и Рашид Зиатдинов. Открывшаяся персональная выставка — это творческий отчёт художника за прошедший год.
Праздник в музее открыла Надежда Жарий, прочитав стихотворение Ирины Серебровой:
Притяжение Алтая
Надежда рассказала о пути художника в искусство: «Родившись в Новосибирске, Рашид с детства увлекался живописью. После окончания школы в 1989 году он поступает в Новосибирский государственный технический университет на факультет электронной техники и успешно заканчивает его. Но тяга к живописи только усиливалась, и сразу после окончания университета, в 1994 году, Рашид поступает в педагогический университет на художественно-графический факультет. По его словам, ему очень повезло попасть к опытному педагогу — Анатолию Алексеевичу Заплавному, который и открыл творческую дорогу будущему художнику. Во время учёбы Рашид с друзьями много раз выезжал на Алтай для работы на пленэре. Они объездили практически весь Алтай, и именно тогда к нему пришло ощущение своего места. А прочитав статью заслуженного художника России Леопольда Романовича Цесюлевича, которого направил на Алтай Юрий Николаевич Рерих, Рашид принимает это как указ для себя. Он уезжает на Алтай, где видит перспективы для осуществления своих творческих и педагогических замыслов. В настоящее время Рашид живёт в очень живописном месте Уймонской долины — в селе Замульта. Там он создал детский творческий центр — школу дополнительного образования, основная задача которой — развить творческий потенциал детей, сделав обучение интересным и увлекательным».
Выйдя к микрофону, Рашид Зиатдинов поприветствовал гостей и первым делом пригласил всех, кто ещё не был на Алтае, обязательно побывать там и своими глазами увидеть эту красоту. «Когда я впервые попал на Алтай в 1995 году, он настолько меня поразил, что я сразу понял, что буду там жить. И родителям сказал, что мне понравилось на Алтае и я уеду туда. Им ничего не оставалось, как только согласиться. Переехали мы с женой в суровые годы разрухи, в 1999 году, но вскоре я увидел, что там начинается какое-то возрождение. Мне даже кажется, что Алтай сыграл большую роль в возрождении России. Мы знаем, как важно, когда люди мыслят конструктивно, эволюционно, творчески, и на Алтае всё способствует этому.
Алтай — это уникальное по красоте место. В картинах я отражаю только маленькую частицу красоты, которая там присутствует. И может быть, эта выставка подвигнет тех, кто там не был — съездить, а кто был — ещё раз приехать».
Своими впечатлениями о выставке и об Алтае поделились сотрудники СибРО, которые в этом году ходили в поход к Белухе.
И.М. Щербаков: «Когда я зашёл в зал и вокруг увидел вершины Белухи, меня это немного удивило: ведь Алтай так многолик, а здесь только Белуха. Но когда я прошёл по выставке и всмотрелся в эти картины, то понял, что в передаче божественного состояния горы Белухи Рашиду Зиатдинову удалось показать многоликость всего Алтая. У Белухи особый микроклимат, это целая страна — озеро Ак-Кем, урочище Ярлу, где весь день, от первых лучей восхода до последних лучей заката, стоит солнце. Есть Долина семи озёр, расположенная на высоте около 2500 м. Есть озеро Горных духов — мы ходили туда в этом году. Почему его так называют? Потому что оно живое, оно всё время бурлит. Там прекрасный чистый воздух. Хочется сказать, что Рашиду Зиатдинову удалось передать через состояние Белухи красоту всего Алтая».
Л.А. Толстихина, руководитель выставочного отдела: «Когда Рашид предложил сделать выставку и сказал, что будет только Белуха, мы сначала сомневались, будет ли это интересно, не получится ли однообразно. Но когда он привёз свои картины, я поняла, что об однообразии даже и речи быть не может. Вспомнилось, как Н.К. Рерих писал, что никто, говоря о Гималаях, не произнесёт слово однообразие, никто не скажет, что Гималаи — это теснины, "поистине, целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдёте в царство снегов гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря"1. Гималаи — это "величие, которое питает дух"2, — утверждал Рерих. То же мы можем сказать об Алтае и Белухе — может быть, именно за этой духовной пищей люди едут и идут к Белухе. Наши души притягивает какой-то мощный магнит. Ведь там особый мир, там Космос ближе, и космические лучи, которым трудно пробиться в городе сквозь толщу самых разных мыслей, там льются свободно. Наверное, в этом и состоит смысл походов к Белухе — наполниться до краёв светом и принести его сюда, в город. И теперь, когда я побывала возле Белухи и увидела её своими глазами, я вполне понимаю Рашида, что этой горой можно вдохновляться бесконечно. Мы благодарим художника за эту прекрасную выставку, за принесение сюда света Белухи».
На открытие выставки пришли друзья художника — музыканты, исполнители авторской песни, которых, так же как и Рашида, вдохновляет Алтай.
Алексей Грачёв: «Эта песня родилась в августе этого года, в походе к Белухе:
Артур Багинский: «Поздравляю всех нас, и в первую очередь художника, с открытием этой замечательной выставки. Прекрасно, что среди огромного мегаполиса, стекла, бетона и кирпича, есть такой уголок, где можно прикоснуться к красотам Алтая, увидеть потрясающие картины, потрясающие виды, пропитаться этим духом.
Мне кажется, что здесь сегодня совершается маленькое чудо.
Виктор Микрюков исполнил любимые многими песни Владимира Высоцкого о горах, предварив их такими словами: «Я хочу поздравить Рашида с этим большим событием в его жизни и в жизни города Новосибирска — столицы Сибири. Я люблю живопись, люблю горы, сам занимался альпинизмом. По-моему, лучше, чем Высоцкий, о горах ещё никто не написал».
Во время экскурсии, которую провёл по выставке художник, он отметил, что очень большое влияние на него оказало творчество Н.К. Рериха. «Когда я учился, я смотрел картины Николая Константиновича и очень плотно изучал творчество Рериха. В Москве я видел оригиналы. Конечно, его влияние было очень сильным».
На вопрос, как ему удаётся передача света в картинах, Рашид сказал: «У каждого художника случается творческий кризис, когда ремесло он освоил и как будто всё может написать, но не знает, что же ему нужно писать. И у меня случился такой кризис, я очень мало работ написал в тот год. Я много думал и вдруг понял, что хочу передавать именно светоносность горной среды. Я стал писать картины с Белухой, хорошо представляя, что же я должен делать».
Белуха воспета многими поэтами и художниками, многих она вдохновляла на творчество. Вот и ещё одно приношение этой замечательной вершине состоялось в Музее Н.К. Рериха. В одной из книг Учения Живой Этики приводится «Миф о происхождении гор»: «Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота".
И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением". Так различаются люди на равнинных и на горных»3.
Всех, кто собрался в этот день в музее, можно смело назвать «людьми горными», «которые любят горы, их тянет неудержимо к высотам и небесам»4.
1 Рерих Н.К. Гималаи (19.01.1935) // Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 44.
2 Там же.
3 Мир Огненный. II. 5.
4 Слова из стихотворения Н.Д. Спириной «Горы» // Перед Восходом. Новосибирск, 2013. С. 90.