Будущее человечества, будущее Космоса – есть ли что-либо более священное?! Община, 199 |
Лучшие люди приобщались к путям Востока и готовили путь лучший.
И не случайно пришли в Сибирь декабристы.
Из Записей Е.И. Рерих
|
Александр Бестужев-Марлинский писал:
...Я не исчез в бездонной мгле,
Но, сединой веков юнея,
Раскинусь благом по земле,
Воспламеняя и светлея!
И, прокатясь ключом с горы,
Под сенью славы безымянной,
Столь отдалённой и желанной,
Достигну радостной поры,
Когда, познав закон природы,
Заветный плод во мгле времян
Людьми посеянных семян
Пожнут счастливые народы!
Когда на землю снидут вновь
Покой и братская любовь,
И свяжет радуга завета
В один народ весь смертный род,
И вера все пределы света
Волной живительной сольёт,
Как море благости и света!..
Такие мысли звучат во всём, что написано декабристами: в стихах, воспоминаниях, письмах... Они знали, что их ждёт, понимали, что шансов на успех мало, но шли на это сознательно. И твёрдо верили, что, даже несмотря на поражение восстания, совершённое ими не напрасно.
Это было содружество лучших людей, самых благородных, образованных, талантливых и мужественных. Они взяли на себя миссию — пробудить Россию, задыхавшуюся в тисках самодержавия и крепостничества. И весь этот цвет российского общества затем был брошен в Сибирь. Следствием стало создание школ, библиотек, картинных галерей, театров, развитие медицины, сельского хозяйства и многое другое, что укладывается в понятия культуры, высоких нравственных идеалов. Всё это было привнесено декабристами в Сибирь. Но это было потом.
Свою главную задачу — пробудить Россию — они с честью выполнили. Поэтому ни у кого из декабристов ни в одной строке мы не услышим ни разочарования, ни отчаяния, ни сомнения.
К.Ф. Рылеев говорил Н.А. Бестужеву: «Судьба наша решена! Я уверен, что погибнем, но пример останется. Принесём собою жертву для будущей свободы отечества!» В его исторической поэме «Наливайко» есть такие строки:
...Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителей народа, —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Жизнь Кондратия Рылеева была короткой, но яркой и последовательной в его стремлении служить общественному благу. В 19 лет, окончив кадетский корпус, он отправляется в армию, участвует в войне против Наполеона. В 1818 году выходит в отставку и становится активным членом Северного тайного общества. Нужно сказать, что за десять лет существования тайных обществ ими были разработаны проекты конституции и программа государственного переустройства. На собраниях, где велась серьёзная работа и происходили оживлённые споры, часто звучали и стихи.
Кондратий Рылеев
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья...
В русскую литературу, в формирование гражданской позиции поэзии Кондратий Рылеев внёс значительный вклад. Более всего он был известен своими «Думами» — историческими картинами в стихах: «Державин», «Пётр Великий в Острогожске», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Смерть Ермака», «Димитрий Донской», «Мстислав Удалый» и другие.
Из думы «Димитрий Донской»:
Доколь нам, други, пред тираном
Склонять покорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Не нам, не нам страшиться битвы
С толпами грозными врагов:
За нас и Сергия молитвы,
И прах замученных отцов!..
На свою литературную деятельность К.Ф. Рылеев смотрел прежде всего как на гражданское служение. В стихотворном предисловии к поэме «Войнаровский», адресованном Бестужеву, он предельно чётко выразил свою позицию поэта-гражданина:
А.В. Никитенко, благодаря К.Ф. Рылееву получивший вольную и ставший впоследствии профессором Петербургского университета, вспоминал: «Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев... В минуты сильного волнения или поэтического возбуждения глаза его горели и точно искрились: столько было в них сосредоточенной силы и огня... Я испытал на себе чарующее действие его гуманности и доброты».
Как организатор и активный участник восстания 14 декабря 1825 года, Кондратий Рылеев вошёл в число пяти декабристов, приговорённых к казни. Документы свидетельствуют, что, находясь под арестом и давая показания, Рылеев брал всю ответственность на себя, оправдывая товарищей и возлагая надежды на милость к ним императора. Другое дело, что товарищи не захотели воспользоваться этой милостью, — даже те, к кому она была проявлена, отказались от неё. Они были верны своим идеалам и дерзко заявляли об этом в лицо царю и следственной комиссии. Многие имели возможность спастись бегством за границу, но отказались покинуть товарищей.
Декабристы содержались в Петропавловской, Шлиссельбургской и других крепостях. Самым страшным местом был Алексеевский равелин и расположенный на его территории «секретный дом»: тюрьма в тюрьме. Там царило полное безмолвие, тюремщикам было запрещено разговаривать с заключёнными. Живыми мертвецами чувствовали себя здесь не только заключённые, но даже сами тюремщики.
В одной из камер содержался Е.П. Оболенский, 14 декабря командовавший восставшими войсками. Во внутреннем дворике «секретного дома» росло несколько клёнов. Однажды в камеру Оболенского вошёл тюремщик и молча положил два зелёных кленовых листочка. Узник бросился к ним и прочёл:
Оболенский узнал почерк Рылеева. Бумага и чернила давались заключённым только тогда, когда они хотели писать царю. Но Оболенскому удалось пронести с собой иглу и клочок серой обёрточной бумаги. В течение двух дней он накалывал на нём ответ. Тот же тюремщик безмолвно отнёс его Рылееву. Через два дня Оболенский получил ответ:
Один из декабристов, переведённый в другую камеру, нашёл там оловянную тарелку, на оборотной стороне которой прочитал стихи Рылеева:
До конца жизни декабристы каждый год отмечали 13 июля, день казни своих товарищей, а день восстания — 14 декабря — проводили торжественно, как самый большой праздник. К этим датам писались стихи. Так, к пятой годовщине восстания М.А. Бестужев, отбывавший наказание в Нерчинских рудниках, написал песню, посвящённую восстанию Черниговского полка (29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г.) и его предводителю — Сергею Муравьёву-Апостолу:
А вот строки из стихотворения А.И. Одоевского, написанные в Петровском заводе к 13 июля 1831 года:
Одним из членов Северного тайного общества был В.К. Кюхельбекер, лицейский друг А.С. Пушкина. Он был приговорён к смертной казни, заменённой длительным заключением и каторгой. В последний раз Пушкин и Кюхельбекер встретились 15 октября 1827 года на одной из станций, когда Пушкин возвращался из Михайловского в Петербург, а Кюхельбекера, как государственного преступника, везли в крепость Динабург. Пушкин так описал эту встречу в дневнике: «Один из арестантов стоял, опершись у колонны. К нему подошёл высокий, бледный и худой молодой человек с чёрною бородою, в фризовой шинели... Увидев меня, он с живостию на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга — и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством — я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали. Я поехал в свою сторону. На следующей станции узнал я, что их везут из Шлиссельбурга, — но куда же?»
Десять лет Кюхельбекер провёл в одиночной камере, после чего был сослан в Сибирь на поселение. Ещё в лицейские годы начав писать стихи, в заключении и ссылке он продолжал заниматься творчеством. Пушкину удалось напечатать некоторые из его произведений под псевдонимом, но после смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность. В поэме «Тень Рылеева», написанной в Шлиссельбургской крепости, поэт рассказывает о явившемся ему видении погибшего друга:
В первую годовщину казни декабристов, 13 июля 1827 года, Пушкин создаёт стихотворение «Арион». Политическое содержание его Пушкин слегка прикрывает именем древнегреческого поэта и музыканта Ариона, согласно мифу, спасённого дельфином:
В день восстания Пушкин был в ссылке. Спустя полгода после расправы над декабристами царь вызвал поэта и задал ему ряд вопросов. Пушкин не боялся царя. Он отвечал, что любил многих из декабристов и продолжает питать к ним те же чувства, что если бы он был в Петербурге в день восстания, то непременно принял бы в нём участие. Стихи поэта можно было найти в следственном деле почти каждого декабриста, если же у кого-то их не было — значит, стихи успели сжечь. Декабристы берегли Пушкина и, хотя он часто бывал участником их тайных бесед, сам факт существования Обществ от него скрывали.
Воспоминание о казни пяти декабристов не оставляло Пушкина всю жизнь. Когда он писал «Полтаву», на рукописи поэмы нарисовал виселицу с пятью повешенными и написал: «И я бы мог, как...» Эту поэму он посвятил М.Н. Волконской, ей же посвящено стихотворение «Я вас любил...» и многие другие его строки.
Упоминания о декабристах встречаются и в романе «Евгений Онегин». Прообразом Татьяны Лариной стала другая декабристка — Н.Д. Фонвизина, жена генерал-майора М.А. Фонвизина.
В последний вечер перед отъездом М.Н. Волконской в Сибирь Пушкин сказал ей: «Вы, пожалуй, не поверите мне, если я скажу, что завидую вам, княгиня. Впереди вас ждёт жизнь, полная лишений, но и полная самопожертвования, подвига. Вы будете жить среди лучших людей нашего времени, тогда как мы...» Он хотел передать с ней своё «Послание к узникам», но Волконская уехала в ту же ночь, и он передал его позже с А.Г. Муравьёвой:
Послание глубоко тронуло декабристов. А.И. Одоевский сразу же написал свой ответ Пушкину:
А.И. Одоевского называют поэтом декабристской каторги. Большая часть его стихотворений была написана после ареста. Их заучивали наизусть, переписывали и перекладывали на музыку. Они распространялись среди молодёжи, проникали за границу. Стихи он писал и до восстания, но, по собственному признанию, был неудовлетворён ими. И только в Петропавловской крепости осознал своё назначение поэта-гражданина, продолжателя поэтического дела Рылеева. Узнав о казни вождей восстания, он пишет «Сон поэта»:
Царь рассчитывал похоронить в Сибири и самих декабристов, и даже память о них. Они были лишены всех прав, включая право переписки, тем самым лишаясь связи с Россией. Их жёны соединили декабристов с родиной и внешним миром. Они окружили заботой не только своих мужей, но и всех их товарищей, стали для них настоящими ангелами-хранителями, а сами узники сплотились в единое братство. Переписка, которую женщины вели за декабристов, всколыхнула всю Россию, благодаря этому их подвиг не был забыт и похоронен.
Встречи с мужьями разрешались только два раза в неделю и в присутствии офицера. Поэтому женщины каждый день приходили к частоколу, окружавшему тюрьму, и беседовали по очереди с заключёнными. Эти вечерние часы у частокола Одоевский запечатлел в своём стихотворении, посвящённом М.Н. Волконской:
Декабристы самозабвенно любили Россию, гордились русскими победами, достижениями и открытиями и были готовы служить Родине до последнего вздоха.
Гавриил Батеньков
Жесточайшая судьба постигла декабриста Г.С. Батенькова, сибиряка, участника войны 1812 года. Приговорённый к 10 годам каторжных работ, он по невыясненным причинам провёл 20 лет в одиночной камере Алексеевского равелина. Это был человек могучей воли, его отличали выдающийся интеллект, широкий кругозор, государственное мышление. Гавриил Степанович был глубоко религиозен, на его мировоззрение повлияли труды Бёме и Сведенборга. В тюрьме его единственной книгой была Библия. Княгиня M.С. Волконская в своих «Записках» свидетельствовала, что по выходе из заключения Батеньков почти разучился говорить, но «при всём этом он сохранил своё спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли — и вы поймёте цену этого замечательного человека».
Пройдя тяжкий путь каторги и ссылки, декабристы остались верны тем идеалам, которые привели их 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Через 30 лет после восстания С.Г. Волконский писал: «Мои убеждения привели меня в Верховный уголовный суд, на каторгу, к изгнанию, и тем не менее ни от одного слова и сейчас не откажусь».
Н.И. Лорер писал в своих «Воспоминаниях», что, если бы ему дано было теперь, через сорок лет после вступления в Тайное общество, не совершить этот шаг и тем самым изменить всю свою судьбу, он ни за что бы на это не согласился.
М.С. Лунин, уже выйдя на поселение после каторги, был арестован за распространение революционных настроений и заключён в Акатуйскую тюрьму. Герцен писал о нём: «Лунин — один из тончайших умов... Гордой, непреклонной, подавляющей отваги». Сам Лунин из крепости писал: «Я погружён во мрак, лишён воздуха, пространства и пищи, окружён разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Моё единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы. Перед лицом этого драматического действия, рассчитанного на то, чтобы сократить мои дни, здоровье моё находится в поразительном состоянии, и силы мои далеко не убывают, а, наоборот, кажется, увеличиваются... Всё это совершенно убедило меня в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях...»
Конечно, в стихах декабристов встречаются и горестные строки, но сожаление и раскаяние — никогда.
Александр Барятинский
Не все декабристы вынесли сибирскую каторгу и ссылку. Но вернувшиеся сохранили ясность сердца и души и всегда тепло и благодарно вспоминали свою крепко спаянную, дружную семью.
Л.Н. Толстой писал в 1901 году: «Довелось мне видеть возвращённых из Сибири декабристов, и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь в службе, обедах, картах были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было и помянуть свою жизнь; казалось, как несчастны были приговорённые и сосланные и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей и что каторга и ссылка, неволя было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия».
Фёдор Глинка
Я видел их
По материалам «поэтической гостиной».
Музей Н.К. Рериха, 26 декабря 2015 г.
Литература
Бестужев-Марлинский А.А. Полное собрание стихотворений. Л., 1961.
Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Русская поэзия XIX века. Т. 1. М., 1974.
Декабристы и Сибирь. М., 1988.
Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1958.
Поэты-декабристы: Стихотворения. М.: 1986 (Библиотека «Русская муза»).
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. Л., 1977.
Русские поэты. Антология русской поэзии: В 6 т. Т. 2. М., 1991.
Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений. Л., 1971.
Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 20. М., 1984.