Не вечный странник, но гонец стремящийся – Наш путь. Озарение, ч. 2, гл. 6, п. 17 |
После отъезда Бориса Николаевича Абрамова из Новосибирска в феврале 1961 года Наталия Дмитриевна Спирина остаётся одна. Преданная ученица повторяет путь своего учителя — путь одиночества. Она ведёт большую общественную работу, вокруг — множество людей, но близких по духу рядом не было.
В своём письме к Б.Н. Абрамову от 23 января 1951 года Елена Ивановна Рерих даёт совет для его ученицы Наталии Дмитриевны: «...она не должна оявляться на трудной физической работе, не должна подымать тяжести, ибо ей нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать под диктовку Великого Владыки и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. Но не должна сомневаться, а просто писать свободно, вслушиваясь в мысли и слова, ей посылаемые, — так было Сказано. Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе»1.
В мае 1951 года Елена Ивановна шлёт ещё одно ободрение: «Наталия или Ната — медиатор и полезная сотрудница. Сказано: "Она... стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро помогу ей в её работе в Моей лучшей стране". Истинно, Ната может радоваться»2. А в ноябре 1951 года от Елены Ивановны приходит утверждение: «...Ната... будет прекрасно писать нужные страницы для молодого поколения и для детского сознания, ибо необходимо закладывать основы космического пути с самого раннего детства»3.
Наталия Дмитриевна оставила многогранное творческое наследие: поэтические произведения, сказы и рассказы для юношества, статьи и записи публичных выступлений, слайд-программы. Сегодня её труды изданы в семи томах и доступны всем желающим. Все они наполнены светом добра и любви к человечеству. В них звучит зов к преображению жизни красотой, к самосовершенствованию.
Что такое Красота? Казалось бы, это понятие знакомо всем. Но, стремясь к достижению своих целей, всегда ли мы задумываемся о красоте совершаемых нами поступков? Наталия Дмитриевна открыла нам глаза на красоту человеческого духа. Она показала, что качества духа можно совершенствовать, а одеяние духа сделать прекрасным.
Она распахнула перед нами красоту «Нового Неба», о котором говорил ещё Иоанн Богослов: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали»4. В разные времена люди представляли себе «Небо» как могли. Для атеистов — это громады звёзд и планет, несущиеся в космическом пространстве. Для верующих — священные образы, созданные иконописцами, и манящий райской жизнью сад Эдем. Встретившись с Наталией Дмитриевной и Учением Живой Этики, мы начали понимать, что «Небо» — это Мир Высший, наполненный красотой и радостью, а Те, Кто Там, пребывают в постоянных трудах; Оттуда исходят Лучи, дающие жизнь, Он есть источник творчества для всей Вселенной.
Наталия Дмитриевна своим личным примером призывала нас становиться на путь сотрудничества с Силами Высшими, а не быть только просителями и потребителями благодати. Она учила видеть, искать и сохранять Небесную красоту на земле. Так перед нами стала открываться и «Новая Земля». Н.Д. Спирина открыла нам творчество великого Рериха, сложившего нескончаемую песнь Красоте.
Н.К. Рерих утверждал: «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса»5. Одно из его стихотворений называется «К Нему»:
Учение Живой Этики и творчество Н.К. Рериха пробудили в чутком духе Наталии Дмитриевны мощное устремление к поэзии. И потекли строки:
Мудрость Востока гласит: «...мысль вонзается в лученосное вещество и зачинает миры»8. Каждое стихотворение Наталии Дмитриевны — словно сияющий наконечник стрелы мысли, отточенной до филигранности. О её «Каплях» Елена Ивановна Рерих писала: «...яро они мне близки... (...) ...Чую Источник их»9.
По прибытии Бориса Николаевича и Наталии Дмитриевны из Харбина в Новосибирск, на суровую и прекрасную, полную новых возможностей сибирскую землю, жизнь им надо было начинать с нуля: поиски жилья, работы, знакомство с новыми людьми. В устремлении послужить Общему Благу все возникающие проблемы находят своё разрешение. Изучается наследие Рерихов и Учение, происходит огромная незримая духовная работа. В бурное течение жизни молодой страны привносятся понятия Культуры и Красоты в их высшем аспекте.
Ещё в 1936 году Е.И. Рерих писала: «Все заветы о культуре необходимо по возможности протолкнуть и в Швецию (Швецией в переписке именовался Советский Союз. — И.Щ.). Ведь у них следующая задача — красота жизни. Разве это не чудо?»10
В 1967 году Н.Д. Спирина записывает: «Служба кончилась, началось Служение»11. Она вышла на пенсию. Теперь всё время отдаётся любимой творческой работе, внесению света и красоты в жизнь. Наталия Дмитриевна проводит культурно-просветительские вечера, создаёт слайд-программы, у неё появляются единомышленники, идёт совместная работа над Учением.
В письмах 1930 – 1935 годов к сотрудникам Е.И. Рерих настойчиво проводила мысль: «Великое Братство непрестанно работает и действует во благо всего Мира и потому широко пользуется всеми возможностями, чтобы протолкнуть Спасительное Учение. Корабль человечества тонет, и только слепые тупицы не замечают всей грозности переживаемого времени»12. «Так, если бы явилась возможность проталкивать книги в Новую Страну хотя бы за минимальную плату, я была бы очень и очень счастлива. Конечно, Новая Страна — наша Родина»13, — пишет она.
В 1959 году, с приездом Б.Н. Абрамова и Н.Д. Спириной, книги Живой Этики вместе с носителями Учения пришли на землю Новой Страны, в Сибирь, а в 1990-е годы начались их публикация и широкое распространение. Так исполнилось самое заветное желание Елены Ивановны.
Только из бесстрашия может родиться мощь действия. Может ли боязливая рука заложить новую ступень действия? Нет. Дрожащей рукой ступень не укрепить. Только от бесстрашия родится красота действия, которое получает развитие в веках. «Действия же иерархические, как правило, длительности необычайной»14.
В Учении говорится: «...каждое возрастание духа нуждается в отягощении обстоятельствами»15.
У Н.Д. Спириной есть красивая «Капля»:
Учение предупреждает: «...без общины Земля жить не может»17. Наталия Дмитриевна с полной ответственностью принимает решение начать построение общины.
Выполнение столь сложной и насущной задачи позволяет расширить сферу деятельности до внушительных размеров. На ниве Культуры и один в поле воин. Но сплочённое сообщество людей — это неодолимая сила. Сказано: «Где двое или трое собрались во Имя Моё, там и Я среди них».
Мысль о создании сплочённого ядра сотрудников-общинников проходит через всё творчество Наталии Дмитриевны — стихи, выступления, беседы. В одном из стихотворений создание общины сравнивается с приходом весны:
Из единомышленников и соратников, объединившихся вокруг прекрасной идеи построения общины, она предлагает создать общественную организацию. Естественным образом из устремлённых людей, живущих и действующих в едином трудовом ритме, создаётся организованное сообщество для просветительских дел на ниве Культуры. Надо было строить общину не в условиях изолированности монастыря, а в обычной, полной суеты жизни города, из людей, обременённых семейными заботами.
Так выкристаллизовалось ядро, которое стало самостоятельной общественной организацией, — Сибирское Рериховское Общество. На беседы и «круглые столы», организованные Наталией Дмитриевной, собирались обычные люди с желанием прояснить свой путь. Приходили сотни, и каждый со своим духовным багажом. Много сил требовалось на подачу помощи подходившим. Но каждый безотказно получал её и находил своё, только ему нужное.
В других городах также стали образовываться подобные общества. Родилось содружество этих культурных организаций.
Основной задачей Рериховских обществ Н.Д. Спирина считала освоение и распространение Учения. Эта задача привлекла многих. Рериховское движение ширилось.
Но нет успокоения духу, нашедшему свой путь. «Мы очень расположены к словам, где входит понятие блага, — говорит Учитель. — Но одно из них совершенно противоречит Нашим обычаям — это благополучие. ...Никогда ничто великое не созидалось среди благополучия. Давно Твержу о благословенных препятствиях, но мало кто любит борьбу в подвиге. Между тем неминуемо приучиться к борьбе, ибо иначе нельзя закалить клинок духа»19. «Правильно понять вечную борьбу и построить сознание, как перед взрывом...»20 «Так Мы даём Наше средство для утверждения деятельности...»21 «Успокоение непригодно для Иерарха»22.
Жизнь не скупится на препятствия, но и дух, привыкший к постоянной борьбе, всегда готов к их преодолению. «Перестройка», затеянная в СССР, обернулась развалом страны. Россия, основа Союза государств, стояла на коленях. Деградировало всё. Враг торжествовал.
Как истинный воин Культуры, Наталия Дмитриевна берёт на себя ответственность за строительство очага культуры. Она призывает: «Россию надо поднимать с колен! Подъём надо начинать с возрождения культуры на основах, которые принёс Вождь Культуры. Значит, необходимо строить Музей Николая Константиновича Рериха!»
Мысль о строительстве Музея Рериха в Новой Стране она восприняла давно. Ещё в далёком 1953 году у неё рождается стихотворение «Песнь Катуни»:
Споро закипела работа по возведению музеев Рериха в Новосибирске и на Алтае. Это была новая ступень, теперь уже для молодой общины СибРО. Наталии Дмитриевне исполнилось 84 года, но молодость духа сияла в её мыслях и делах.
Вот так просто, по воле непреложной необходимости, началось воплощение заповеди, данной Рерихам ещё в 1924 году. В декабре 1923 года Н.К. и Е.И. Рерих остановились в Дарджилинге, в доме, откуда были видны сияющие вершины Канченджанги. А 1 января 1924 года «перед великою горою» им была дана «заповедь чрезвычайного значения»:
«Христос сказал Будде: Негоже Самим храмы строить, Самим на колокольне звонить. Брат Будда, собери тех людей, которые могут третий глаз возжечь. Помоги им пустыню пройти. Надели их достатком строительным. Чистую звезду перед ними зажги. Воздай меру доверия — пусть Храм вознесётся руками человеческими, чтобы было куда войти Нашему Собору. Удумаем, куда посадить строителей, какою мерою честь воздать тому, кто за Нас на весь мир позвонил. Быть тому на Звенигороде»25.
Заповедь первоначально давалась для Тарухана — Г.Д. Гребенщикова, писателя и соратника Рерихов, — ему было предуказано строительство на Алтае. Но возможности воплощения этого завета сложились к 1995 году, при Н.Д. Спириной. В книге «Иерархия» сказано: «...корни каждого строения держатся законом Иерархии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим планом эволюции. Так все Наши утверждения приносят благие явления»26.
С новой силой зазвучали идеи Живой Этики в Сибири. Наталия Дмитриевна считала строительство Музея Н.К. Рериха воплощением Учения в жизнь. «...Будут отовсюду приезжать люди и приобщаться к Учению, во имя которого и строится музей»27, — говорила она.
Проснулся дух Святогора, поднялся народ на строительство Великой Руси, весть о народной стройке выплеснулась на мировой простор. Всем миром создавался музей.
Так в горниле Красоты, Простоты и Бесстрашия при полном самоотвержении Наталией Дмитриевной Спириной были созданы оплоты Учения на землях Новой Страны, предназначенной для построения Нового Мира.
Потому Наталия Дмитриевна назвала этот музей «первым в мире Музеем Н.К. Рериха» — оплотом Учения Живой Этики.
Закончим призывом Учителя ко всем нам: «Как важно сохранить огонь импульса! Без этого двигателя нельзя насыщать начинание лучшими возможностями. (...) Огонь и импульс поддерживают жизнь в каждом начинании. Без этого начинание теряет свою жизненность. Так устремимся к утверждённому огню, данному Владыкою!»28
1 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 473.
2 Там же. С. 478.
3 Там же. С. 482.
4 Откр. 21 : 1.
5 Рерих Н.К. Цветы Мории. Новосибирск, 2008. С. 5.
6 Там же. С. 38.
7 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 86.
8 Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Новосибирск, 2017. С. 108.
9 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 366 (24.01.1954).
10 Там же. Т. 4. М., 2002. С. 375 (12.10.1936).
11 Искры Света. Из Бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. Вып. 7. Новосибирск, 2001. С. 10.
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 23 (17.02.1934).
13 Там же. Т. 3. М., 2001. С. 492 (27.08.1935).
14 Грани Агни Йоги. II. 98.
15 Иерархия. 38.
16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 61.
17 Община. 29.
18 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 65.
19 Иерархия. 185.
20 Там же. 187.
21 Там же. 186.
22 Там же. 185.
23 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 340.
24 Там же. С. 76.
25 Росов В.А. Николай Рерих — Вестник Звенигорода. Кн. 1. СПб., 2002. С. 92.
26 Иерархия. 164.
27 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 88.
28 Иерархия. 93.