Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Мир Огненный, ч 1, 415 |
23 октября в Музее Н.К. Рериха отмечалась 112-я годовщина со дня рождения великого художника — Святослава Николаевича Рериха. В этот день состоялось открытие выставки его оригинальных работ, поступивших в музей из частных собраний. Эти работы впервые экспонируются на сибирской земле. Таким образом, в настоящий момент в музее представлено одиннадцать картин С.Н. Рериха.
Все они были написаны художником в 1930 –1940-е годы. Святослав Рерих в это время жил в Наггаре, в долине Кулу, вместе с родителями. Сама долина представляет собой уникальное место с большим историческим прошлым. Такого собрания народностей, проживающих в одном месте, нет более нигде. Красота природы долины, лежащей в окаймлении горных хребтов и вершин, вдохновляла Святослава Рериха и сообщала его картинам бесконечное разнообразие образов, тем и красок.
Святослав Николаевич, отвечая на вопрос о своём творчестве, говорил: «Я всегда, уже с детства увлекался природой, увлекался всем, что природа нам даёт. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всём: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов, её вы встретите в цветах, в опылении, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам»1.
В долине Кулу произрастает интересный вид сосны. Ветви этих деревьев довольно длинные, прямые и растут параллельно земле. На картине С.Н. Рериха «Кулу. Сосна» кроны сосен повторяют путь облаков, небесных странников.
Травы и кустарники — непременные спутники гор и лесов. Они дают широкую палитру красок. На эскизе «Кулу. Юкка» среди цветущих гималайских предгорий изображён вечнозелёный куст юкки семейства агавовых. Это растение с остроконечными длинными листьями цветёт великолепными белыми цветами.
Святослав Николаевич уделял огромное внимание гармонии красок на своих полотнах и очень много работал над их сочетанием. «Я полагаю, что цвет даёт жизнь, — говорит Святослав Николаевич. — Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. (...) Потому цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни»2.
Работали Рерихи и в Лахуле, где находилась высокогорная станция института «Урусвати». Картины «Горы. Лахул» и «Кейланг» отражают впечатления Святослава Рериха об этих местах. Лахуль — высокогорный район Северной Индии, а Кейланг, административный центр Лахуля, расположен на высоте 3300 м над уровнем моря. На этой высоте можно наблюдать облака плывущими под ногами. А сияющие снежные вершины врезаются в высокое голубое небо.
По словам Церинга Дордже, индийского учёного-востоковеда и искусствоведа, племянника ламы Дондуба, чей портрет писал Святослав Николаевич, Рерихи провели в Лахуле несколько летних сезонов. Лама Дондуб являлся настоятелем монастыря Шашур близ Кейланга. В монастыре до сих пор сохранились два здания, в которых, по воспоминаниям старейших лам, останавливались Рерихи.
Н.К. Рерих так писал о Лахуле: «Пройдя Тибет и Ладак, можно оценить и Лахул. Снеговые пики, цветочные травы, пахучий можжевельник, яркий шиповник не хуже лучших долин Тибета. Многие святыни, ступы, пещеры отшельников не уступают Ладаку. На скалах тоже ритуальные фигуры лучников, догоняющих стрелою круторогих горных баранов. А ведь древний айбеко был символом света! Те же погребения в могилах, уставленных камнями, и в каменных склепах-камерах. Над Кейлангом раскинулась мощная гора Колокола — "Духовного отдохновения" со своею священною триглавою вершиною...»3
Редкий человек не обращает свой взор на плывущие облака. Удивительный мир раскрывается в небе, когда на восходе солнца первые лучи зажигают кромки облаков и всё небо полыхает заревом. Могучая радость наступления нового дня разливается в пространстве. Стремительный восход — и мир заливает свет.
В сияющее будущее уносится мысль, когда языки пламени бегут по закатному небу. В эти завораживающие мгновения дух чует, что есть они, миры огненные, и жизнь Красоты там тоже есть. Святослав Рерих запечатлел это в этюде «Огненные облака». «Небесным зодчеством» называл такие явления Николай Константинович.
С.Н. Рерих совершал экспедиции в горные районы Гималаев, где открывается всё величие этих гор. Священный Химават и его пылающие вершины отображены на его полотнах. Великолепной технике написания гор он учился у своего отца. Можно вспомнить серию картин С.Н. Рериха, посвящённых Канченджанге, Гепангу... Он писал: «Уже многие годы я близко знаю Гималаи — и мощные горные цепи на западе, и возносящиеся пики на востоке. Мои первые впечатления и образы, навеянные их несравненной красотой и величием, с годами становились ещё более живыми и яркими. Постепенно их внешний облик и сокровенная суть обретали новый смысл, сливались воедино и преображались силой, которая таится в необыкновенной многозначности Гималаев, этого Великого Храма Природы, сохранённого для настоящих искателей Истины во всех её проявлениях. (...) Можно определённо сказать, что такие богатства природной красоты, как в Гималаях, нельзя увидеть больше нигде на Земле»4.
Очертания величественной вершины Гепанг, которая имела особое значение для семьи Рерихов, угадываются на картине «Закат». Глубокая вечерняя синь, окутавшая ближайшую гору, подчёркивает горящие вдалеке в лучах заходящего солнца красные вершины. Такие краски часто можно видеть в горах.
Работа С.Н. Рериха «Когда собираются Старцы» (предположительно эскиз к большой картине) глубоко символична. Семеро собравшихся вместе — словно кристаллы-самоцветы, окружённые языками пламени. В своём единении они образуют гармоничный аккорд Сердец, наполняющий пространство Светом. Цветовое решение в синих и красных тонах передаёт высокое творческое напряжение. От полотна исходят Огонь и творящий Свет. Символичность этой работы позволяет каждому воспринимать её в том ключе, который для него ближе. Но каждый задастся вопросом: «Когда и зачем решают собраться Старцы?»
В наше время, когда значительная часть мира погружена в хаос, когда на планете идут войны, актуальность идеи защиты мира вопиет в пространстве. Должны люди доброй воли собраться и сказать твёрдое «нет» войне, братоубийству на земле. И снова Старцы, «Силы Небесные», должны сойтись и зажечь светильник единения, уничтожающий тьму. Должны объединиться в мощном усилии, чтобы явить данный человеку чудесный дар изменять свойство стихии — огонь «поядающий» на огонь, творящий красивую, мирную жизнь.
Идея этой работы С.Н. Рериха не потеряла актуальности в наше время — XXI век. Так же, как и 80 лет назад — в самый разгар Армагеддона, мудрость великого художника указывает нам, где истинная защита жизни и истинный оплот эволюции на земле.
Закончим призывом С.Н. Рериха: «Будем идти вперёд во имя Красоты. Развернём наши знамёна, развернём знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, принося всё больше и больше красоты в жизнь каждого дня»5.
1 Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. С. 44.
2 Румянцева О.В. Священная флейта // Святослав Рерих. Священная флейта. Самара, 2000. С. 30.
3 Рерих Н.К. Меч Гессер-хана // Химават. Самара, 1995. С. 39.
4 Рерих С.Н. Дух Гималаев // Свет искусства. М., 1994. С. 28, 31.
5 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М., 2004. С. 20.