Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания. Надземное, § 553 |
Дионисий Ареопагит специально приезжал в Иерусалим, чтобы видеть Богоматерь. Своему учителю, Апостолу Павлу он писал: «Свидетельствую Богом, что кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведён пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело моё немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счёл Её истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил»1.
Согласно преданиям, у Неё были «светлые волосы, острый взгляд под чёрными бровями. Форма лица не круглая и не острая, а продолговатая. Пальцы Её рук были длинны. Она много работала, любимым занятием Её было чтение. Она часто посещала места, освящённые Кровию Её Сына. Одежда была чрезвычайно простая, чтобы не сказать бедная. Всякое слово Её дышало благодатью. Когда Она беседовала с людьми, казалось, что Она беседует с Богом»2.
Как писал Никифор Каллист (1-я пол. XIV в.), Сын Её «много походил на Свою Матерь»3.
Святой Амвросий так описывает Богородицу: «Она постоянно в чтении Святого Писания и неутомима в трудах, никого Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но всё, что видела, покрывала Своею любовью. Из уст Её никогда не исходило слова, не приносившего благодати...»4
Свидетельство Епифания и Никифора: «Матерь Божия говорила очень мало и только о необходимом и добром; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь... В Ней не было никакой гордости, во всём — простота, без малейшего притворства...»5
Игнатий Богоносец в своём послании пишет: «Матерь Божия радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но ещё благодетельствует им при радостных событиях. Она кротка. Она милосердна к бедным, оказывая им помощь сколько может. Враждующим на нашу веру Она противостоит с твёрдостью. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней!»6
В письме к Иоанну Богослову он писал: «Много жён у нас только о том и думают, как бы приехать к вам, чтоб видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Её великой святыне, человеческое естество кажется соединённым с ангельским»7.
«Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой нежели Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утончённость и возвышенность духа. (...) Она заложила в Сына первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. Она не только не препятствовала хождениям дальним, но собирала всё нужное для облегчения странствий. Она пела колыбельную песнь, в которой провидела всё чудесное будущее. Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение. Она была готова пережить тот же подвиг, и Ей Сын поведал решение своё, укреплённое Заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождений. Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни великой Матери. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери»8.
«Твердо Он шёл, ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления. Такое неуклонное движение не поддерживалось никем из окружающих, кроме Матери. Но Её водительство заменяло Путнику все трудные страдания»9.
Cоставитель Роман ОВЧИННИКОВ
1 Богоматерь. Варшава, 1930. С. 3.
2 Филадельф, иеромонах. Заступница усердная.М., 1992. С. 86.
3 Там же.
4 Там же. С. 86-87.
5 Там же. С. 87.
6 Там же.
7 Богоматерь. С. 4.
8 Надземное. 147.
9 Надземное. 149.