Должна сказать: очень люблю я во всем истинную царственность, и, конечно, где может она ярче всего проявляться, как не в великодушии, вмещении, прощении и терпении. Будем же такими царями духа! Рерих Е.И. Письмо от 08.10.1937 |
1 Доклад на конференции СибРО, посвящённой 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Сибири (с. Верхний Уймон, 6 – 7 августа 2016 г.).
Начало популяризации наследия семьи Рерихов во многом было связано с возвращением на Родину Ю.Н. Рериха, всемирно известного учёного-тибетолога, старшего сына Н.К. Рериха. Помимо основной научной деятельности ему удалось организовать выпуск ряда книг о жизни и творчестве своего отца и в 1959 году открыть выставку его произведений в Третьяковской галерее.
Начало возвращению творческого наследия Рерихов было положено передачей в дар государству коллекции картин Н.К. Рериха, представляющей огромную художественную ценность. В 1960 году по завещанию художника полноценное собрание общим количеством свыше 300 полотен поступило от Ю.Н. Рериха в Государственный Русский музей. Тогда же 60 картин было подарено им Новосибирской картинной галерее.
Затем (в 1960 году) младший сын Н.К. Рериха Святослав Николаевич проводит ряд успешных выставок своих картин в Москве (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и Ленинграде (Эрмитаж), вызвавших особенный интерес у публики.
В ноябре 1974 года С.Н. Рерих прилетает в Москву в связи с проведением юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Он привозит на Родину большое собрание картин отца и собственных произведений для экспонирования в качестве передвижной выставки. Эта вторая крупная выставка картин С.Н. Рериха, приуроченная к его 70-летию, экспонировалась в Третьяковской галерее (1974), Эрмитаже (1975), в музеях Улан-Удэ, Новосибирска, Кемерово, Минска, Риги, Вильнюса, Киева, Тулы (1975 – 1976). Выставка подытоживала более чем сорокалетний творческий путь С.Н. Рериха, причём более сотни картин было написано художником после 1960 года, что свидетельствовало о непрекращающейся интенсивной деятельности в искусстве.
По статистике, за сравнительно короткое время выставки С.Н. Рериха в Советском Союзе посетили свыше 800 000 человек. Творчеству художника было посвящено много публикаций в центральной и местной печати, выступлений по радио, телевизионных передач непосредственно с выставок. Об интересе к выставкам свидетельствуют тысячи записей в музейных книгах отзывов.
Принимая во внимание этот несомненный успех, С.Н. Рерих планирует в будущем предоставить свои картины для передвижных выставок по городам СССР, что и было осуществлено в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
Одновременно Святослав Рерих успевал создавать новые картины. Будущие выставки во многом стимулировали его творчество. В переписке художника иногда встречаются такие упоминания: «...очень много работаю и подготовляю серию картин, моих мыслей и раздумий, то, что мне хотелось бы сказать другим и о чём другие смогут спорить и подумать, но, конечно, это в будущем»2.
Выполняя волю своих родителей, оба брата стремились использовать все возможности, чтобы привезти картины Н.К. Рериха в Россию. Готовясь к празднованию юбилея Н.К. Рериха на Родине, в одном из писем 1972 года Святослав Рерих писал: «Собраны все картины Николая Константиновича, которые пойдут в Союз на Столетие. Я думаю, будет 140 номеров. Другими словами, хорошая выставка. Большинство этих картин вообще не выставлялось»3.
Решением ЮНЕСКО столетие со дня рождения Николая Константиновича Рериха было внесено в список дат, отмечаемых как выдающиеся события мирового значения.
В 1974 году к приезду Святослава Рериха на празднование юбилея Н.К. Рериха в Москве и Ленинграде был проведён ряд соответствующих мероприятий по возрождению «родных мест», таких как бывшее имение семьи Рерихов в Изваре (в окрестностях Санкт-Петербурга) и храм Святого Духа в Талашкино (под Смоленском), который прежде был знаменит монументальной росписью и мозаиками Н.К. Рериха. Святослав Николаевич всячески приветствовал восстановление фамильного дома в Изваре и мечтал о создании там библиотеки-музея: «Николай Константинович этому был бы очень и очень рад. Пусть Его Память озаряет живое дело именно там, где было положено основание Его дальнейшим устремлениям, Его замечательной жизни»4. В талашкинской церкви были проведены некоторые исследовательские и реставрационные работы.
Обращаясь к хронике событий, следует отметить, что с 1973 по 1975 год выставки картин Н.К. Рериха с успехом прошли в Ленинграде, Москве, Киеве, Минске, Риге, Вильнюсе, Новосибирске, Томске. Научные конференции, посвящённые творчеству и деятельности Н.К. Рериха, проводились в Москве, Ленинграде, Новосибирске. По телевидению и радио, как московскому, так и других городов, состоялись выступления и передачи с выставок и торжественных заседаний.
Подготовка и личное участие в программе празднования 100-летнего юбилея Н.К. Рериха в СССР, Индии и США отнимала у Святослава Николаевича много сил. Супруга художника, блистательная актриса индийского кинематографа Девика Рани Рерих, была его верным сотрудником и всячески старалась помогать своему мужу в деловой переписке и его активной просветительской деятельности. На всех мероприятиях они всегда были вместе и поддерживали друг друга в общем деле на благо дружбы народов. Они искренне верили, что Россия и Индия будут вместе создавать светлый мир будущего.
Автор книг о жизни и творчестве обоих художников П.Ф. Беликов5 довольно подробно описывал события тех лет: «Для Святослава Рериха встреча со зрителем не означала лишь традиционное появление художника на выставке возле своих произведений. Святослав Николаевич искал живых контактов с людьми, откровенных и задушевных бесед, ответов на все волнующие их и его лично вопросы. (...) Очень существенно было создать и такую развеску картин, которая способствовала бы последовательному их обсуждению с посетителями»6.
Открытие выставки Святослава Рериха в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) состоялось 19 ноября 1974 года в присутствии заместителя министра культуры СССР В.И. Попова, посла Республики Индия К.С. Шелванкара, директора ГТГ А.И. Лебедева, представителей художественной общественности столицы. Отвечая на приветствия, в своём кратком выступлении Святослав Николаевич сказал: «Я очень счастлив, что моя выставка состоится именно здесь, в Третьяковской галерее. Это место окружено особым ореолом великой творческой работы и наследия русского искусства»7.
Появившаяся в печати и на радио информация об открытии выставки Святослава Рериха вызвала необычайный приток посетителей. Третьяковская галерея была заполнена поклонниками искусства Рериха, и люди часами выстаивали в очереди, чтобы попасть на выставку. Однако пропускная способность залов музея ограничивала доступ зрителей к картинам. В Третьяковской галерее на выставке в течение полутора месяцев побывало 180 000 зрителей, в Ленинграде, в Эрмитаже, за два месяца — 450 000.
21 ноября 1974 года в Москве в залах Академии художеств СССР открылась юбилейная выставка Николая Константиновича Рериха. Вечером этого же дня в Большом театре состоялось торжественное заседание, посвящённое столетию со дня его рождения. В президиуме присутствовали министр культуры СССР П.Н. Демичев, посол Индии в СССР К.С. Шелванкар с супругой, С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих, председатель Советского комитета защиты мира Н.С. Тихонов, председатель Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами Н.В. Попова, президент Академии художеств СССР Н.В. Томский, представители общественных, научных, художественных организаций страны, видные советские художники и общественные деятели. Спустя несколько дней в Академии художеств СССР прошла большая научная конференция, посвящённая Н.К. Рериху. Искусствоведы и учёные выступили с докладами, освещавшими многогранную творческую деятельность русского художника. На конференции выступили также Святослав Рерих, познакомивший собравшихся с малоизвестными подробностями жизни своего отца, и Зинаида Фосдик, вице-президент нью-йоркского Музея Николая Рериха, сотрудник и близкий друг семьи Рерихов.
Беседуя с посетителями выставок, С.Н. Рерих отметил особенность советских зрителей, его приятно удивили уровень их подготовки и тематика задаваемых вопросов. «У них здравый подход к искусству и очень интересный его анализ. Особенно это бросается в глаза в сравнении со зрителями других стран»8, — говорил художник на встрече с московскими журналистами.
Открытие выставки С.Н. Рериха в Эрмитаже состоялось 16 января 1975 года. Святослав Николаевич сам руководил развеской картин. Два больших зала, выделенных для выставки, не смогли вместить всех привезённых полотен. На вернисаж прибыл из Москвы первый секретарь Посольства Республики Индия в СССР г-н П. Сенай с супругой. С приветственными речами выступили директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский, академик М.К. Аникушин и другие. В своём ответном слове Святослав Николаевич сказал: «Я очень счастлив быть здесь среди вас. Последняя моя выставка в Ленинграде была почти 15 лет тому назад, и я хорошо помню, как тогда я почувствовал душевное тепло, сердечный радушный приём, которые мне оказала общественность Ленинграда, русские люди»9.
Большие публичные выступления прошли 20 января в Доме учёных и 21 января в аудитории Всесоюзного географического общества. Собравшиеся просили Святослава Николаевича рассказать о своём детстве, о впечатлении, которое на него произвёл нынешний Ленинград, о том, как он стал художником, о родителях, о жизни и работе в Кулу, о перспективах развития Института гималайских исследований «Урусвати».
Некоторые из своих картин С.Н. Рерих подарил Государственному Эрмитажу10 и Новосибирской картинной галерее вскоре после завершения выставок. В 1975 году в одном из писем П.Ф. Беликову он писал: «Я думаю, для Новосибирска было бы хорошо выбрать что-нибудь из южно-индийских пейзажей»11.
Выставки в Москве и Ленинграде намечались продолжительностью в месяц, однако опыт показал, что этого недостаточно. К концу срока наплыв посетителей увеличивался. Поэтому в Ленинграде было решено продлить выставку ещё на месяц. Уже тогда было ясно, что вскоре предстоят новые выставки.
Последние официальные визиты Святослава Рериха и Девики Рани в Москве были нанесены министру иностранных дел СССР А.А. Громыко, министру культуры СССР П.Н. Демичеву, президенту Академии наук М.В. Келдышу.
В том же году был снят документальный фильм о Николае Рерихе, для которого Святослав Рерих дал ряд интервью12.
Ещё одним толчком к развитию Рериховского движения послужила передача в дар советскому народу крупной коллекции художественного наследия Н.К. Рериха от американской гражданки Кэтрин Кэмпбелл. В период с 1977 по 1979 год г-жа Кэмпбелл подарила Государственному музею искусства народов Востока (ГМИНВ) замечательную в своём многообразии коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов и предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе имеющих мемориальный характер. Эта коллекция представляет различные периоды творчества Н.К. Рериха, начиная с его ранней серии этюдов древнерусской архитектуры и до гималайских пейзажей конца 1930-х годов. На основе этого щедрого дара в 1979 году в ГМИНВ был создан и открыт для посетителей Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, ставший частью постоянной экспозиции музея и первым «центром притяжения» почитателей таланта великого русского художника и мыслителя. Помимо картин посетители могли увидеть личные вещи Рерихов, произведения тибетской и монгольской культовой живописи (танкха) и бронзы из коллекции, собранной Рерихами во время Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Благодаря научно-популярным лекциям о Рерихе, в Государственном музее Востока постепенно стал собираться круг людей, активно интересующихся творческим наследием семьи Рерихов, среди которых были известные деятели искусства и науки. Впоследствии ими была основана Комиссия по культурно-художественному наследию Н.К. Рериха. В связи с этим следует особо отметить роль таких популяризаторов творчества семьи Рерихов, как В.П. Князева, П.Ф. Беликов, Е.И. Полякова, Н.Д. Спирина и многие другие. Благодаря их инициативе и усилиям открывались новые выставки картин, проводились интересные встречи, выходили статьи и книги. Одной из таких ярких фигур стала О.В. Румянцева, хранитель Мемориального кабинета Н.К. Рериха в ГМИНВ, объединившая усилия группы талантливых организаторов.
В добавление к двум крупнейшим музейным коллекциям работ Н.К. Рериха в Русском музее и Музее искусства народов Востока, экспонировавших произведения Николая Константиновича на своих выставках, в 1970-х годах С.Н. Рерих отправляет из Бангалора (Индия) на выставки в СССР картины отца из личного собрания.
В 1978 году крупнейшая выставка из 300 полотен Н.К. и С.Н. Рерихов из собрания Святослава Николаевича, музеев Нью-Йорка и Советского Союза была отправлена в Болгарию, где началась серия передвижных выставок по всей стране. Затем выставки были перевезены в СССР. При поддержке ВХПО13 и ГМИНВ они проехали по пятидесяти городам Советского Союза (1978 – 1984).
Следует также обратить внимание на феномен «Рериховского ренессанса» в научно-популярной литературе. Поражает многочисленность публикаций о Рерихах в прессе и выпуск нескольких их биографий в 1970-е годы14. В их числе знаменитая книга о Николае Рерихе из серии «Жизнь замечательных людей», впоследствии выдержавшая несколько переизданий и переведённая на другие языки15. В 1978 году Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств АХ СССР был выпущен сборник статей о творчестве Н.К. Рериха16. Материалы сборника подробно освещали некоторые стороны художественной и общественной деятельности великого русского таланта. Издание начиналось со вступительной статьи академика В.С. Кеменова о значительном вкладе Н.К. Рериха в сокровищницу мировой культуры и науки и о развитии взаимопонимания между народами, которому способствовало его искусство. Выход этого сборника обозначил новый этап интереса к рериховскому наследию в научной среде и ознаменовал начало международного сотрудничества советских исследователей с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке (США).
После завершения юбилейных мероприятий, уже в 1977 году, известным индологом С.И. Тюляевым17 был выпущен альбом, посвящённый творчеству С.Н. Рериха. Во время подготовки этого издания автор посетил художника в его имении Татгуни близ г. Бангалора, что позволило ему лучше ознакомиться с живописными произведениями Святослава Николаевича. В цветных репродукциях альбома были воспроизведены портреты общественных деятелей, представителей искусства и пейзажи, отражающие природу Индии и Тибета. Альбом получил широкое распространение благодаря тиражу в 40 000 экземпляров.
Возвращаясь к вопросу о выставках, следует отметить, что в период с конца 1970-х и до начала 1990-х из разных концов страны в Министерство культуры СССР поступали обращения граждан и просьбы областных музеев прислать выставку произведений Рерихов в их город.
Вкратце описав этот этап, важно обратить внимание на феноменальную популярность изобразительного искусства Рерихов в 1970-е годы. По прошествии лет мы задаёмся вопросом: что послужило причиной этой необычайной по своей активности культурной реакции, желания увидеть больше произведений Рерихов? Что так притягивало зрителя на выставки, несмотря на часы ожидания в длинных очередях в музеи?
По оценке Святослава Рериха, искусство его отца находилось «за пределами узких хаотичных орбит так называемых критиков "современного искусства"»18.
Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С.Н. Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть.
Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве?
Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. Под бóльшим, вероятно, следует подразумевать широкий спектр идей. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок.
Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР (1978), всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С.Н. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н.К. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии.
Фактически С.Н. Рерих выступал в роли посланника дружбы народов Индии и СССР. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н.С. Хрущёвым в 1950-е, Л.И. Брежневым в 1970-е и М.С. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах.
Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени.
«Искусство является великой объединяющей силой. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19.
Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С.Н. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству.
«Искусству поём! Искусство восхвалим!» — завещал Н.К. Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры.
В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н.К. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20.
Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже?" (...) Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию.
К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н.К. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына.
Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному.
Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. в России, затем в США в 1920-е годы, совпавшие с периодом Великой депрессии, далее в 1940-е в Индии на пути к её независимости, в СССР в 1960-е годы «оттепели», затем на пути к новой России конца 1970-х и в начале 1990-х, охватив полностью весь ХХ век. Спустя сто лет необычная судьба Н.К. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета.
«Распыление русского искусства по миру», по мысли Давида Бурлюка, должно было со временем принести свои плоды. Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада. Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир!»22
Русская культура благодаря вынужденной эмиграции получила глобальное распространение и внесла значительный вклад в мировое искусство, таким образом обретя новую жизнь.
В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился?" Он посмотрел и сказал: "Таковы предсказания". С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Спустя 60 лет, в 1984 году, произошли события, в историческом аспекте знаменательные для российской культуры. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов. В 1984 году в ГМИНВ состоялась крупнейшая выставка произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в СССР. В экспозиции было представлено свыше 500 картин обоих художников. Получил развитие очередной этап «Рериховского ренессанса», и таким образом сбывались мечты Рерихов о возвращении на Родину.
Корреспондент газеты «Известия» писал о С.Н. Рерихе: «Этого живописца с мировым именем легко узнают многие почитатели искусства. У него, как у сказочного песнетворца, серебристые волосы и лучистые молодые глаза. Он прибыл в нашу страну из далёкой Индии, чтобы почтить вместе с советскими людьми память своего великого отца...»24
В годы «холодной войны» и мучительного афганского конфликта, когда ежедневным стал лозунг «Миру — мир», Святослав Рерих прилетал с официальным визитом в Советский Союз для тёплых встреч с почитателями его таланта, которые долго ждали приезда художника. Чтобы получить добрый совет или услышать фрагменты дивных историй о жизни его батюшки, люди приходили на лекции. Святославу Николаевичу едва хватало времени на решение вопросов по организации выставок и на то, чтобы повидать близких друзей и сотрудников.
Николай Рерих утверждал важную для будущих поколений мысль: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»25. И вслед за отцом Святослав Рерих воплощал эти идеи в жизнь. Сотни посетителей его выставок спешили задать вопросы, волновавшие поколение 1970 – 1980-х, подчас воспринимая художника как пророка, способного предсказывать будущее, или мудреца, рассуждающего о бытии человека посредством живописи. Они искренне верили ему и спрашивали о смысле его картин и том сугубо интуитивном чувстве, которое посещало их во время созерцания его живописи. Как ни странно, но в те годы людям было необходимо получать глубокомысленные ответы; они просили объяснить названия живописных полотен Рериха-старшего и хотели узнать у его сына, кто эти таинственные «странники» и «посланники», ведущие нас в далёкие Гималаи.
В годы, когда «звёздные войны» стали очередной грозной новостью телепрограммы «Время» и «холодная война» вынуждала затянуть пояса и приготовиться к очередным испытаниям для всей страны, Святослав Рерих выставлял в Академии художеств СССР картины под эпически-всеобъемлющими названиями: «Мы сами строим свои тюрьмы», «Предупреждение человечеству» или «Ты не должен видеть этого пламени».
Сейчас мы вновь задаёмся вопросом: каким образом многие рериховские произведения нам стали понятны и близки, увлекая чарующей иллюзорностью гималайских вершин, манящих в путь странствий на поиски красоты? На что откликалось сердце зрителя в годы богатой событиями Перестройки? Философия этих полотен была ясна на уровне подсознания и, возможно, необходима для понимания своего прошлого и будущего, для осознания своего места в мире, причастности к мировой истории.
Многочисленные герои полотен Рериха, как будто персонажи книг, пришли в современную жизнь. Его святые старцы и отшельники, воины и правители ушедших лет словно подталкивали зрителя к изучению истории и постижению мифического «прекрасного далёка»26, обращению к корням, к забытым камням и поваленным древним крестам. Художник листал перед нами сказочную книгу, где все его герои сосуществуют вместе, и призывал к возрождению духа.
В Америке Рериха называли Вестником грядущего, а в Индии — Гурудев (высший повелитель). Кем стал он для Новой России? Со страниц дневников, будто голос из прошлого, ведёт он вневременной диалог, отвечает на вопросы почитателей его таланта, объясняя своё кредо. «...Вы определяете моё искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим. (...) Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества»27 — так в одном из эссе Рерих лаконично описал суть своего творчества. Спустя сто лет он сам стал незабвенным героем культуры, его славная биография может называться жизнеописанием, сонм легенд окружает его образ.
Его картины пленяли взор красочностью, богатством палитры и широтой бесконечного горного пейзажа, возвещая о начале нового века по тибетскому летосчислению, направляя мысли зрителя от обыденности в заоблачную синеву далёких Гималаев, позволив на миг покинуть сумеречную Москву в ожидании перемен.
Как можно в целом объяснить притяжение, которое мы испытываем к талантливым произведениям прошлого и современности, и есть ли нужда в подробных объяснениях? Неужели недостаточно идеи, выраженной в словах поэта или движении кисти художника, что по прошествии лет получает отклик у следующих поколений?
Сотни статей о Рерихе, вышедших при его жизни, и других, написанных спустя годы авторами «новой волны», в очередной раз говорят о высочайшем уровне мастерства, доказывают ценность и независимость его искусства, повествуют о многогранности живописных образов и искренней вере в победу гуманизма над поглощающей мир пошлостью и невежеством.
В первой половине ХХ века многие деятели искусства, науки и политики поддерживали Рериха на разных этапах его жизни, подписывали хвалебные письма и произносили благодарные речи, подхватывали идею Знамени Мира и провозглашали Пакт Рериха28 перед надвигавшейся угрозой Второй мировой войны. Но ему не было места на Родине в те тяжкие годы испытаний, когда Россия проходила через горнило скорби. И когда наконец в 1960-е годы искусство Рериха с триумфом вернулось домой, в Новую страну, о которой он грезил, будучи за рубежом, его картины были приняты всем сердцем, пожилые и молодые люди спешили их увидеть, многие были счастливы посетить выставки произведений Николая и Святослава Рерихов и сохранили в памяти эти моменты. Хочется верить, что не было ни ощущений разочарования, ни утомлённых взглядов, ибо в их полотнах заключалась радость искусства.
Торжеством добра над злом, «безмолвием и покоем иконописи» Рерих, несомненно, близок к религиозному искусству, духовной энергией и идеей увлекал он за собой. В начале ХХ века, когда единомышленники-символисты умели красиво писать о современном искусстве, в свет вышла очередная статья о Николае Рерихе, автором которой был Юргис Балтрушайтис. В присущей ему манере поэт пророчески описал основные черты творчества Рериха: «Отличительной приметой всей живописи Рериха является её общий оттенок, своеобразный, ей одной свойственный колорит. Этому художнику-тайновидцу всё безмерное в своей земной пестроте зрелище жизни открывается как бы в озарении неизреченного неземного света. (...) Знаменательно, что свои отдельные краски Рерих черпает то из красочных глубин вечернего или предрассветного неба, то из таинственной области северного полуночного солнца, — словом, отовсюду, где разлито волшебное, величавое и безмолвное пылание Тайны, ибо этого требует как его основное чувство мира, так и вся созерцательная природа его творчества. (...) А в них-то, главным образом, и заключается вся самобытная сила и художественная тайна произведений Рериха»29.
Феномен успеха выставок Николая Константиновича Рериха в СССР заключался в готовности социума принять идеи художника. В тот момент Новая Россия была способна по достоинству оценить в совокупности всё многообразие его литературного, философского и художественного наследия. В данном случае речь идёт о явном совпадении во времени творческого посыла автора с реакцией публики. В искусстве народ искал правды и находился в постоянном ожидании чуда, и в лучших традициях русской былины или восточной притчи Рерих явил эту возможность познания.
2 Рерих С.Н. Письма. Т. 2. М., 2005. С. 331 (6.03.1974).
3 Там же. С. 315 (27.03.1972).
4 Там же. С. 332 (20.03.1974).
5 Павел Фёдорович Беликов (1911 – 1982) — исследователь жизни и творчества семьи Рерихов, один из организаторов Рериховского общества в Таллинне, автор ряда публикаций по этой тематике, соавтор биографии Н.К. Рериха в серии «ЖЗЛ» (1972). Собирал архив о его творческой деятельности, составил библиографию литературного наследия. Принимал активное участие в координации выставок в СССР, находился в постоянной переписке с С.Н. Рерихом.
6 Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 225.
7 Там же. С. 226 – 227.
8 Там же. С. 230 – 231.
9 Там же. С. 234.
10 Рерих С.Н. Письма. Т. 2. С. 337 (24.01.1975).
11 Там же. С. 340 (4.08.1975).
12 Научно-популярный фильм «Николай Рерих». Реж. Р.П. Сергиенко («Киевнаучфильм», 1975).
13 Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Е.В. Вучетича при Министерстве культуры СССР в Москве. Основан в 1966 г. на базе Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР.
14 См., например: Алёхин А.Д. Николай Константинович Рерих. (К 100-летию со дня рождения). М., 1974; Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1973.
15 Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1972.
16 Рерих Н.К. Жизнь и творчество: Сб. статей. М., 1978.
17 В начале 1970-х гг. востоковед и филолог С.И. Тюляев принимал участие в подготовке к изданию книги Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи».
18 Из письма С.Н. Рериха М.С. Рандхаве от 11 сент. 1974 г. (Рерих С.Н. Письма. Т. 2. С. 337). Несмотря на огромный список англоязычной литературы о творчестве Н.К. Рериха и на его выдающийся вклад в развитие художественной культуры Америки, после Второй мировой войны его имя крайне редко упоминалось среди элиты современных течений на Западе.
19 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М., 2004. С. 125.
20 Рерих Н.К. Адамант // Пути Благословения. Рига, 1924. С. 58.
21 Там же. С. 60.
22 Бурлюк Д. Русское искусство в Америке // Новое русское слово. 1922. № 6.
23 Рерих Н.К. Струны земли // Пути Благословения. С. 104.
24 Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. С. 224.
25 Рерих Н.К. Адамант // Пути Благословения. С. 59.
26 «Прекрасное далёко» — песня композитора Е. Крылатова на стихи поэта Ю. Энтина. Впервые прозвучала по советскому телевидению в фильме «Гостья из будущего» (1984).
27 Рерих Н.К. Героический реализм // Из литературного наследия. М., 1974. С. 265 – 266.
28 В конце 1920-х годов Н.К. Рерих выступил инициатором международного соглашения, целью которого стала бы защита произведений искусства и архитектуры, библиотек и музеев в период военных конфликтов и в мирное время. Пакт Рериха был подписан в 1935 г. Позднее Пакт Рериха был положен в основу Гаагской конвенции 1954 г. и стал фундаментом для выработки соответствующих документов в будущем.
29 Балтрушайтис Ю.К. Внутренние приметы творчества Рериха // Рерих. Петроград, 1916. С. 17.