Утонченность духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935 |
О картине Н.К. Рериха «Настасья Микулична».
На картине Н.К. Рериха Настасья Микулична — Россия Азиатская — въезжает в лучах восходящего солнца, поднимается на гору Нового Мира. И за ней всполохи солнца будущего. Какая мощь! Лицо у неё азиатское, но всё-таки она Настасья, то есть в ней всё соединено. Все картины Рериха имеют очень большой этический подтекст, который нам нужно усваивать.
* * *
И на картине Николая Рериха, находящейся в нашей Картинной галерее, Настасья Микулична изображена с азиатским ликом и в азиатском одеянии, и поднимается она к великому действу на восходе солнца на мощном коне. И принимая во внимание, что в творчестве Рериха нет ничего случайного, мы понимаем символ Настасьи Микуличны как возрождение России Азиатской, которой именно и суждено стать центром духовной культуры великого материка и всей планеты.
«Лучшее умение понёс народ. Рука дающая мудро живёт, и места пусть отдохнут.
Кому же отдать новую землю? — Кто принесёт щепоть старого знания. — Узел народов закреплён на пустом месте. Ушедшие пусть придут.
Если моря могут покрывать горы и пустыни сменять дно морское, неужели недоступно представить чудо заселения пустыни? Пахарь, простой поселянин, даёт отдохнуть полю, покрывая его мраком — бурьяном.
Так же в плане созидания надо сменять места урожая. Новому прилично быть на новом месте» (Листы Сада Мории. Озарение, 2–IV–19). О чём здесь говорится?
О новых местах предназначенных. Раньше Европа была центром культуры и духовного возрождения, а сейчас всё это переходит в Азию. Суждена Россия Азиатская, и недаром Настасья Микулична на картине Н.К. Рериха имеет вид явно азиатский; это тоже указание на то, что Россия Азиатская теперь примет наследие, но не Европа, которая уже свою роль сыграла. Раньше были Египет, Греция, Европа, а теперь Азия, и в основном Сибирь и совершенно непаханая целина — Алтай, это самое главное. Там действительно поле непаханое и ждущее.
О картине Н.К. Рериха «Сантана».
...Это старец, который сидит на берегу реки Жизни. Он уже выше, и он поднялся над этим берегом вечно текущей и вечно меняющейся Жизни. Он сидит и созерцает её уже с недосягаемой высоты. Этот поток снести вниз его не может. Это символ мудрости, уже поднявшейся над потоком Жизни, поэтому изображён старец. Вот такой смысл у картины.
Над Иерархией Света — Матерь Мира. А кто ниже Иерархии?
Ниже Иерархии Света — это, видимо, мы. Как говорил Ницше: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? — Насмешка и мучительный стыд. То же самое человек по сравнению со сверхчеловеком — насмешка и мучительный позор». Сверхчеловеки — это Иерархия Света, Те, которые пришли на нашу планету, чтобы спасти её и дать нам Учение. А вверху — Беспредельность, потому что понятие «Бог» — это совершенно непостижимое понятие. Это — ВСЁ! Это вся Вселенная.
Матерь Мира в своём вселенском аспекте — это и есть Великая Матерь, Материя, то есть всё проявленное. А в нашем аспекте Матерь Мира — это близкая к нам Матерь, которую почитают все религии и которая нам очень помогает и очень близка к нам. Помните трогательную картину Н.К. Рериха, где Она вылавливает из адского пламени какие-то души, чтобы их вести в рай? Она жалеет, Она любит нас. Это аспект уже не вселенский. Матерь Мира и все эти высокие понятия имеют аспекты, близкие к нам, — как бы материализованные. И про Христа говорится, что, с одной стороны, это было Слово — Слово Бога, а с другой стороны — это был воплощённый человек, воплотивший это Слово в себе. Так что мы на двух планах должны это понимать: и как близкое, и как космическое. Вы знаете, как на Руси, да и не только на Руси, почитаются иконы, чудотворные иконы Матери Мира. Почему? Потому что через них Она помогает. Люди обращаются к Ней через иконы, так им легче сосредоточиться на каком-то предмете, изображающем данное Высокое Существо. И как Она помогает! И потому столько чудотворных икон. Так что Она везде — и в космосе, и с нами. И когда мы обращаемся к Ней — Она нас слышит и помогает, потому что Она умеет любить больше, чем умеет любить земная мать, как бы она ни любила своего ребёнка. Эта любовь непостижимо выше.
Почему на картине Н.К. Рериха Великая Матерь Мира закрыла Лик?
Помните мантрам из Учения, обращённый к Матери Мира: «Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности...» (Беспредельность, 38). Значит, Матерь Мира в её высочайшем аспекте — это психическая энергия, великая творческая сила. Но психическая энергия нам ещё не открыта полностью, ещё прикрыт Лик, ещё не всё нам открыто. Это эзотерическое толкование картины, но оно не для всех, это не каждый поймёт. Тайна нераскрытая. Я знаю именно такое объяснение — нераскрытая Тайна, великая творческая сила, которую нельзя ещё раскрыть, рано. Мы только начинаем постигать психическую энергию. Нам очень много уже дано — законы психической энергии, даже книжечка специально подобрана для этого. Но ещё много тайн, и, конечно, Матерь Мира — это Великая Тайна. Духовная Матерь Христа и Будды — представляете, какая это Высота, непостижимая для нас!
Мы на пороге третьего тысячелетия. Близится Эпоха Матери Мира. Значит, Матерь Мира становится ведущим Началом на Земле. Как это должно проявляться в нашей жизни?
Прежде всего, надо понять это. Понять, что такое Матерь Мира, что Она даёт миру и как следовать указаниям Матери Мира. В Учении ведь о Ней говорится. Устремляться к Ней. Во всех религиях есть Матерь Мира, как ведущее женское начало. Обращаться к Ней. Прекрасная картина есть у Н.К. Рериха — «Мадонна Лаборис» [«Труды Мадонны»]. У меня есть стихотворение «Труды Мадонны». Если хотите, можно его прочесть, это из сборника «Весть Красоты».