Там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия. Рерих Е.И. Письмо от 01.08.1934 |
Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ
Ольга ПАЩИНА, г. Омск
«Слепы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры, видящие в нём одного из величайших духовных вождей нашей эры»2, — так писал Михаил Бабенчиков, искусствовед, писатель. Он был лично знаком с Николаем Константиновичем и переписывался с ним до конца жизни.
Итак, перечитывая Рериха...
Зачем хотел ты сказать
неприятное мне? Ответ мой
готов. Но прежде скажи
мне. Подумай крепко, скажи!
Ты никогда не изменишь
желанье твоё? Ты останешься
верен тому, чем на меня
замахнулся? Про себя знаю я,
ответ мой готов позабыть.
Смотри, пока мы говорили,
кругом уже всё изменилось.
Ново всё. То, что нам
угрожало, нас теперь призывает.
Звавшее нас ушло без возврата.
Мы сами стали другими.
Над нами и небо иное.
И ветер иной. Солнца лучи
сияют иначе. Брат, покинем
всё, что меняется быстро.
Иначе мы не успеем
подумать о том, что
для всех неизменно. Подумать
о вечном3.
Николай Константинович Рерих прожил 73 года. Это не мало и не много, но человеческая жизнь оценивается не количеством прожитых лет, а тем следом, который оставляет человек на земле. Когда знакомишься с творчеством Рериха, невольно восхищаешься вселенским масштабом его деятельности, энциклопедической широтой его знаний, яркой одарённостью, разносторонностью таланта и поразительной работоспособностью.
Мы знаем Рериха прежде всего как художника. Николай Константинович написал более семи тысяч картин, это примерно 10 – 11 полотен в месяц, если учесть, что писать он начал в 23 года. Писателя Рериха знают меньше. Но литературное наследие его не менее велико: это научные статьи по археологии, истории, охране памятников; публицистические статьи; очерки, новеллы, сказки, пьесы, стихи, эссе, лекции, балетные либретто; документы и проекты документов, разработанные им в различных областях общественной и культурно-просветительной деятельности.
Издано и переведено на разные языки более 27 томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру литературных трудов Николая Константиновича.
Невольно возникают вопросы: как удалось так много сделать одному человеку и какими качествами он должен был обладать, чтобы достичь такого высокого творческого уровня?
Его сын Святослав Николаевич Рерих пишет: «Николай Константинович обладал совершенно изумительной памятью: если он что-то услышит или прочитает, то это навсегда оставалось при нём...»4 «...Николай Константинович не торопился, не суетился, всегда работал размеренным темпом»5. «День его начинался очень рано... в пять часов утра... (...) ...Когда он писал, то писал медленно, но мысль его была так сгармонизирована... что он излагал законченную мысль без какой-либо поправки или оговорки»6. «С самого утра и до позднего вечера... был занят полезной работой. ...В перерыве слушал музыку — это его освежало — и затем... продолжал свою работу»7. «Днём были и встречи, которые входили в орбиту общественной жизни отца... (...) Когда он путешествовал, то был вынужден отрываться от налаженной работы. Путешествия физически были очень трудными... Когда Николай Константинович прибывал на стоянку, то пока разбивали лагерь, он немедленно садился записывать свои впечатления. Таким образом, у него день никогда не был потерян, и благодаря этой замечательной дисциплине он смог оставить такое богатое наследие»8.
Читая и перечитывая Рериха, обращаешь внимание на следующее.
Темы его произведений не поддаются перечислению, но названия говорят сами за себя. Вот некоторые из них: «Мир всему живому», «Корни Культуры», «Держава Света», «Одеяние духа», «Следы мысли», «Врата в будущее», «Доверие», «Творчество», «Сопротивление злу», «Рождение скуки», «Естество», «Болезнь клеветы», «Жестокосердие», «Эпика скорби», «Свет побеждает тьму», «Будем радоваться» и другие.
На мой взгляд, литературные труды Рериха — это новая энциклопедия жизни и его произведения следует изучать в школе.
Нет такой сферы, которой бы не коснулась его мысль, но, о чём бы ни писал Рерих, он прежде всего думает о благе всех и всего. Его благородное мышление возвышает и нашу во многом заземлённую мысль, а когда читаешь, забываешь о том, что написано это и в 1900-м, и в разные годы первой половины прошлого столетия, настолько актуальны мысли Рериха для современных людей, живущих уже в третьем тысячелетии...
Круг переписки Николая Константиновича огромен. Узы дружбы связывали его с выдающимися деятелями науки и культуры в России и за рубежом. Кроме этого поддерживалась связь с многочисленными обществами имени Рериха, всевозможными культурными и научными организациями, комитетами Знамени Мира и отдельными сотрудниками. Именные и географические указатели изданий изумляют.
В целом, если говорить о литературных трудах Николая Константиновича, они, безусловно, расширяют сознание, выводят из узких рамок личностно-эгоистических представлений. У нас формируется новое мировоззрение, становится понятным, для чего мы живём, и на жизнь в это непростое время начинаешь смотреть с надеждой и оптимизмом.
А сейчас хочется обратиться непосредственно к произведениям Николая Константиновича и прочесть выдержки из нескольких его работ, объединённых одной темой.
«Влезло огрубение в сердце человеческое, и трудно будет выгнать такого отвратительного посетителя. (...) ...Где те меры в современном государстве, которые освободят человека от безобразного одержания?
Скажете — школы, но и в них влезло огрубение. (...) Даже язык человеческий превращается в какой-то тюремный, кабацкий жаргон. (...)
Не будем закрывать глаза: человечество заболело огрубением. ...Но при болезни Культуры какие же операции потребуются? И где та сестра милосердия самоотверженная, которая займётся уходом?»9
Кто виновен в этом? Вопрос остаётся открытым. Есть ли выход? На мой взгляд, ответ может быть найден в трудах Рериха.
Как часто мы слышим: «В России жить невозможно, всё плохо...» Хочется посоветовать всем людям, чьи глаза видят только негативное, прочитать произведение Рериха «Глаз добрый», которое меняет точку зрения и помогает взглянуть на жизнь другими глазами:
«Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдётся. (...)
...Огромное большинство из нас с наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит. (...)
Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. И быстры тогда наши речи, и сильны движения. И горят глаза наши.
Но зато как медленно скучны бывают слова ласки и одобрения. Как страшимся мы найти и признать. Самый запас добрых слов становится бедным и обычным. И потухают глаза. (...)
Если что показалось плохим, — значит, оно недостойно обсуждения. Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрелищем недостойным. Слишком много радостного, много заслуживающего отметки внимания. Но надо знать бодрость и радость. (...)
Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго себя удерживать от общения с тем, что не полюбилось.
И у нас жизнь разрастётся. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы.
И у нас откроется глаз добрый»10.
Следующая статья заставляет по-иному взглянуть и на молодое поколение. Мы все знаем, что внутренний мир человека формируется прежде всего в семье, поэтому очень злободневно звучат эти строки:
«Много нападают на молодежь. "Она поглощена спортом". "Она отшатнулась от гуманитарных предметов и погрузилась в условные техникумы". "Она не бережёт чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выражениями". "Она уходит от семьи". "Она предпочитает танцы". (...) "Она не хочет читать". Мало ли что говорят про молодёжь. В каждом случае, наверное, были какие-то поводы высказать одно из приведённых тяжких обвинений. (...) Допустим, что всё это так и есть. Но если мы посмотрим в причины происходящего, то ведь прежде обвинения молодёжи нужно призвать к ответу старшее поколение.
Много ли сердечности в семье? (...) Есть ли что-то ведущее и восхищающее в трудной домашней обстановке? (...) Кто прокурил дом свой? Молодёжь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодёжью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу? Где начинается рассадник осуждения? Где впервые услышала молодёжь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного? Потому, вместо осуждения молодёжи, посмотрим, так ли она плоха, как часто досужие языки болтают?
Спросим себя: "Знаем ли молодёжь, истинно трудящуюся?" — Конечно, знаем. (...) "Знаем ли мы молодёжь, сердечно мечтающую о будущем?" — Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодёжь, устремлённую к серьёзным книгам и обсуждениям?" — Конечно, знаем. (...) "Знаем ли мы молодёжь, устремлённую к поискам прекрасного?" — Конечно, знаем. И так, мысленно перебирая все лучшие высоты человеческие, мы на каждой из них найдём и прекрасное выражение молодёжи. Эти труды молодёжи не будут относиться лишь к одной какой-то стране. Они будут раскинуты по всему миру. (...) Можно равняться по худшему, и такое равнение будет деградацией. Всякое же равнение по лучшему будет ростом»11.
А это строки из письма Рериха молодому художнику, но они могут зарядить оптимизмом любого из нас:
«Мой молодой друг, вы спрашиваете о методах работы. Не терзайте себя методами, лишь бы вам вообще хотелось работать. Работайте каждый день. Непременно каждый день должно быть что-то сделано. (...)
Веселей любите труд. В самом несовершенстве работы заключён источник следующего творения. (...) Одно рождается из другого. Вы же, как пчела, собирайте мёд отовсюду. Будьте всегда сами собою. Поймите, что в творчестве нашем и отдых, и обновление, и радость.
Дайте радость и кому-то вам неведомому. Дать радость — это как увидать восход солнца»12.
И в заключение хочется привести слова Николая Константиновича, которые можно рассматривать как духовный завет всем нам:
«В жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. (...) Даю вам жизненный совет: имейте мысли чистые и сильные. Наполняйте жизнь вашу несломимым энтузиазмом и тем обращайте её в постоянный праздник. С улыбкою истинного познания внушайте детям вашим непобедимое желание созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведёт вас к Прекрасному»13.
1 Доклад на конференции СибРО, посвящённой 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Сибири (с. Верхний Уймон, 6 – 7 августа 2016 г.).
2 Бабенчиков М. Мысли о Рерихе // Держава Рериха. М., 1994. С. 115.
3 Рерих Н.К. О вечном // Цветы Мории. Новосибирск, 2008. С. 84.
4 Рерих С. Мой вечный Учитель // Держава Рериха. С. 370.
5 Там же. С. 369.
6 Там же.
7 Там же. С. 370.
8 Там же.
9 Рерих Н.К. Огрубение // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 112.
10 Рерих Н.К. Глаз добрый // Молодому другу. М., 1993. С. 11.
11 Рерих Н.К. Молодёжь // Там же. С. 29 – 31.
12 Рерих Н.К. Молодому другу // Там же. С. 93.
13 Рерих Н.К. Прекрасное // О Вечном... М., 1991. С. 112.
Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ