Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать. Надземное, 86 |
А.П. ОКЛАДНИКОВ, академик, Сибирское отделение АН СССР
«Друзья, для меня было бы намного легче изложить всё путешествие во всей полноте его сказочной "нереальности", окрашивающей беспредельной реальностью каждую вершину и все пространства пустыни, но в таком случае не поверили бы, как тот, кто засыпает в темноте, не верит, что есть солнце... Нужны факты. И я пишу только факты. Я излагаю какую-то часть мыслей в том виде, в каком они существуют сейчас на Востоке». (Из письма, отправленного Н. Рерихом из Тибета в 1925 году в Международный художественный центр «Венец Мира».)
Всем известно имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха, но мало ещё мы знаем о его большой и яркой жизни — так уж получилось, что последние годы жизни он прожил в разлуке с любимой Россией, в далёкой Индии.
Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях и даже до сих пор не поддаётся точному измерению: свыше семи тысяч картин, около тридцати книг и много ещё не опубликованных материалов, грандиозные, длящиеся годами азиатские экспедиции; огромная плодотворная культурная и общественная деятельность, увенчанная «Пактом Рериха» — Красного Креста Культуры, или, как его ещё называют, «Пактом Мира». Пакт предусматривал неприкосновенность исторических памятников, а также культурных и научных учреждений.
«Пакт Мира» нашёл самую активную поддержку широких кругов прогрессивной мировой общественности. Его горячо поддержали Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие деятели культуры и науки.
В 1954 году на основе «Пакта Рериха» был подписан Заключительный акт Гаагской конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов. В 1955 году Гаагскую конвенцию ратифицировали Советский Союз и ещё 38 стран. По опубликованным данным, к 1968 году участниками Гаагской конвенции являлось уже 59 государств мира.
Активная борьба Рериха за сохранение культурного наследия сопровождалась широкой антимилитаристской пропагандой, и эта общественная деятельность выдвинула его в ряды великих гуманистов нашей планеты.
В изучении русской и мировой культуры складываются взгляды Н.К. Рериха на тесную историческую связь народов России с Востоком.
Именно эти научные взгляды, во многом формировавшие направленность искусства Н.К. Рериха, оказали решающее влияние на ход всей его дальнейшей жизни и деятельности. Задумав ещё до Первой мировой войны организовать научно-художественную экспедицию в Индию и Центральную Азию, Николай Константинович многие годы тщательно готовился к ней.
Попасть в Индию впервые Н.К. Рериху удалось лишь в 1923 году.
В том же году и началась экспедиция Н.К. Рериха по Центральной Азии, которую по праву считают одним из величайших свершений географической науки нашего века. В общей сложности экспедиция длилась пять лет — по 1928 год. В 1926 году, по окончании первого этапа экспедиции, Н. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием посещает Советский Союз и делится своими планами исследовательской работы на Востоке с наркомами А.В. Луначарским и Г.В. Чичериным.
В обратный путь из Советского Союза через Монголию и Тибет в Индию экспедиция Н.К. Рериха снаряжается при содействии советских властей, и художнику выдаётся советский экспедиционный паспорт.
Представление о целях и задачах экспедиции даёт сын Н.К. Рериха, один из крупнейших советских востоковедов, участник этой экспедиции Юрий Рерих в предисловии к своей книге «По тропам Срединной Азии».
«Научно-художественная экспедиция академика Н.К. Рериха в Центральную Азию занимает особое место в истории русских Центрально-азиатских экспедиций... В течение пяти лет экспедиция прошла громадный путь из Индии на север до Алтая и снова на юг в Индию через нагорье Тибета.
Основной целью экспедиции было создание живописной летописи стран и народов Центральной Азии... Впервые художник смог запечатлеть на своих полотнах ландшафты малодоступных и малоизвестных областей Внутренней Азии, отобразить исключительные панорамы горных стран и воплотить в художественных образах её народные предания...
Вторая задача экспедиции состояла в том, чтобы изучить возможности для новых археологических исследований и таким образом подготовить путь для будущих экспедиций в этом районе.
Третья задача — собрать обширную коллекцию этнографического материала и материалов по языкам, иллюстрирующих культуру этих районов...»
Экспедиция семьи Рерихов была настоящим научным и человеческим подвигом.
Часто она проходила в неимоверно тяжёлых условиях (несколько раз фактически подвергалась пленению), но самое важное — экспедиция прошла по местам, совершенно неизвестным мировой науке, собрала богатейший научный и культурный материал. Эта экспедиция Рериха осуществила многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии и внесла в мировую науку много нового.
После окончания экспедиции в 1928 году Рерих организовал в Индии гималайский научно-исследовательский институт «Урусвати». Работа института была рассчитана на самые широкие международные связи.
Находясь на чужбине, Рерихи категорически отказываются от эмигрантского паспорта и не принимают иностранного подданства, что влекло за собой множество затруднений. В августе 1939 года Н.К. Рерих писал: «Как были мы, так и остались русскими подданными, и в 1926 году во время нашего пребывания в Москве это было подтверждено. Тогда же была решена дальнейшая экспедиция».
Преданность Н.К. Рериха Советской Родине, его глубочайшее уважение к личности В.И. Ленина, зафиксированные с самого начала двадцатых годов в письмах, дневниковых записях и публикациях художника, явились причиной злостных нападок на него со стороны белоэмигрантов.
Научная деятельность Рериха, направленная против европоцентрических теорий, была особо высоко оценена передовыми деятелями Индии и других азиатских стран.
Вокруг света. 1972, № 3