Мысли на каждый день

Все человеческое горе происходит от невежества.

Беспредельность, 828

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Пространственное приношение ценнее земного...»

Автор: Василькова Нина  



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней)

Наталия Дмитриевна Спирина. Новосибирск, 1960­е гг.

Фото: Наталия Дмитриевна Спирина. Новосибирск, 1960­-е гг.

С глубокой древности существует традиция отмечать в особых списках «семь чудес Света» — уникальных и неповторимых памятников культуры, ценных не только для народа, создавшего их, но и для всего человечества. Но рукотворные чудеса не вечны и со временем утрачиваются, тогда в список включаются другие, не менее великие и прекрасные. В Древней Греции, откуда пошёл этот почин, приписываемый Геродоту (V в. до н.э.), даже существовал особый жанр эллинистической поэзии для прославления выдающихся памятников архитектуры того времени. Позже к рукотворным чудесам добавились образцы природного совершенства — «семь чудес Природы». В настоящее время появился ещё один список — так называемых «семи новых чудес Света». Чудеса же нетленные, то есть духовные, в особых списках не значатся — возможно, потому, что людьми они до конца ещё не осознаны.

Что может быть наиболее ценным для человека, чего отнять у него нельзя, что вечно и поистине является чудом? В Учении Живой Этики говорится, что в эпоху Огня все народы объединятся на трёх основах — Красоте, Знании и Искусстве под Знаменем Мира, и это поднимет человечество на новую ступень. Как сказано в стихотворении Наталии Дмитриевной Спириной,

Всё нам назначено. Всё наше.
И наши — дальние миры,
Вселенской Красоты дары
И Знаний огненная чаша...1

«...Знание само по себе — это величайшее чудо, — говорила Наталия Дмитриевна на встрече с сотрудниками. — Я считаю, что все книги Учения — это чудо, появившееся для нашего спасения 2. Чудо, что мы читаем и Учение, и "Грани Агни Йоги", и Письма Елены Ивановны Рерих»3. «Как бы мы жили? Чем бы мы жили? На что бы мы ориентировались, если бы не Учение Живой Этики? А нам указан ориентир, указан путь и указано наше будущее и будущее нашей Родины и всей планеты»4.

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Учение даёт человеку концепцию Вселенной, не ограниченную моментом настоящего. Это представление о мире, основанное на изысканиях Тех, Кто Знает, и неизменное в веках, не зависит от невежества человеческого. Оно являет собою Истину, часть Истины, доступную людям сейчас и даваемую им для построения своего мира на основах непреходящего Знания. (...) И будут призваны на строение те, кто знает и кто может дать. Потому Готовлю к исполнению великой миссии. Потому Проливаю знание. Потому пребудьте в готовности осознания грядущего великого служения. Буду давать через вас, ближайших. К тому Вооружаю знанием и опытом»5.

Ближайшими, трудившимися во имя Дела Владыки, были и сам Б.Н. Абрамов, записавший эти слова, и его ученица Н.Д. Спирина. Высший Источник её духовных стихов — «Капель» — был подтверждён Еленой Ивановной Рерих, как и сотрудничество с Великим Владыкой. Это говорит о высокой степени близости.

Наталия Дмитриевна в своих стихах отразила множество граней Учения и положила основание поэзии Новой Эпохи. В Записях Б.Н. Абрамова говорится: «...плоды творчества Наших учеников новы, неповторяемы и не имеют себе подобных в том, что было прежде»6.

«Живая Этика... требует своего выявления не только в прозе, но и в поэзии, так как последняя часто больше затрагивает сердцá, чем первая, а сердце для постижения Живой Этики играет решающую роль»7, — писала Наталия Дмитриевна, подчёркивая особое назначение высокой поэзии. По её словам, «Живая Этика — это тоже поэзия, в самом высоком смысле слова. Сколько в ней метафор, сколько в ней притч, образов чисто поэтических! И если бы мы поэзию не чувствовали, то многое в Учении Живой Этики не смогли бы воспринять, особенно в первых книгах, главным образом в "Зове". Но и в других книгах Учения встречаются такие поэтические перлы, которые можно признать и полюбить, только уже имея поэтическую подготовку, зная и любя поэзию с давних пор. Всё это — грани единой Красоты»8.

Наталией Дмитриевной даны очень чёткие и глубокие определения поэзии: «Поэзия — это музыкальное звучание слов, любовь к прекрасному и стремление к воспеванию его; это лучшее выражение смысла речи»9; «поэзия является высшим из видов искусства, потому что она объединяет в себе разные виды искусства, то есть является... синтезом их»10, «она включает в себя и их элементы — музыкальность, изобразительность, гармонию и пропорции формы»11 и имеет с ними «одну общую родину — Красоту»12.

Особое внимание хочется уделить «Каплям» — необычным стихам Наталии Дмитриевны, которые, по её словам, «были рождены сердцем, зажжённым высокими мыслями Живой Этики»13. Это краткие философско-поэтические формулы. По определению автора, «все они духовного содержания, их можно было бы отчасти назвать молитвой»14.

«Древние Учения постоянно говорили о могущественном слове, которое заключается в точной и краткой формуле»15. «Краткость формул есть завет Огня, — сказано в Живой Этике. — ...Не нужно думать, что она достижима легко; в ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила. Не пространная формула посылается, но эссенция её. Можно собрать мощь в одном слове, и тем сильнее будет следствие»16.

На одной из встреч с сотрудниками СибРО Наталия Дмитриевна говорила, что в её стихах «заложено очень много, сразу всё не извлечёшь и не охватишь. ...Это не пустые слова... это всё Оттуда и заложе­но глубоко и надолго»17. В «Гранях Агни Йоги» находим такие слова: «Каждая мысль Света имеет семь ключей, как и всё, имеющее бытие. Углубление мысли не повторение, но именно углубление, есть поворот ключа. Семеричным ключом написаны листы Тайной Доктрины и все труды Учителей»18. «Семеричный потенциал скрыт во всём для постепенного проявления в спирали эволюции на всех семи Планах»19.

Стихи, особенно «Капли», вызвали отклик читателей: кому-то они помогли в осмыслении Учения, кто-то с них начал свой путь к Живой Этике, а многие, познакомившись с ними, приобщали к этой мудрости и дру­гих людей. Такие отклики были очень важны для Наталии Дмитриевны: «Хорошо, что это доходит до людей, значит, это нужно»20, — говорила она. «Очень важно, чтобы всё творчество входило в жизнь и работало бы, служило людям, приносило пользу»21. «Мне важно знать реакцию на мои стихи от каждого из вас — делаю ли я что-то действительно стоящее или просто графоманством занимаюсь. Так что я всегда благодарна за всякий отзыв. Похвалы никак не могут меня испортить, потому что я воспринимаю их совершенно не в том виде, в каком это может восприниматься. Просто я всё принимаю к сведению и сообразуюсь с этим. Но делаю то, что мне давно было Указано делать»22.

Ещё в 1953 году Б.Н. Абрамовым были записаны слова Великого Учителя о предстоящей работе его ближайших учеников на Родине: «Близится время широкого посева семян жизни, и готовятся сеятели. Семена света, от света микрокосма ученика даваемые, покроют просторы Новой Страны и урожай дадут великий и скорый. Когда почва подготовлена добротно, можно не беспокоиться о всходах, но посев надо сделать добрых семян, полноценных, и именно тех, которые нужны, ибо хлеб жизни будут вкушать все и посев — для всех. Безгранично разнообразие воспринимающих сознаний, и каждое должно найти что-то по себе и что-то для себя, именно это сознание питающее. Поэтому широко должно быть сознание сеятеля и вместить всех ищущих и приходящих. (...) Убедят новые песни, новые стихи, новые рассказы и картины Учителя. Через искусство будет много дано»23.

Большую роль в этот переходный для нашей планеты период будет играть творчество. Столько возвышенных определений дано ему в Учении: это и «песнь пробуждённого духа», и «приношение сокровищ», и «уявление законов жизни», и «путь восхождения». «К творцам духа невольно, не осознавая их глубины, тянется сознание человеческое. Вот они: писатели, художники и поэты — в огнях духа дающие людям плоды жизни, питающие их. Хлеб жизни дающие — так назовём их»24.

В Живой Этике сказано, что в это «великое смутное время», «время пробуждения народов», нужно найти слово для каждого, и велико значение тех, кто был послан на подвиг несения Света.

Вся жизнь Наталии Дмитриевны была воплощением и несением в себе Живой Этики, и этот пример лучше любых слов увлекал нас, её последователей. Елена Ивановна Рерих писала, что «истинное знание открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении»25.

«Поймут ли, если Скажу, что к космическому могуществу духа путь кратчайший лежит через искусство»26, — говорит Великий Учитель. «Искусство пробуждает в человеке дремлющие и скрытые силы его творческой мощи, ибо оно, вводя человека в мир произведений этого творчества, приобщает его к огню. (...) Искусство учит упражнять и обострять чувство слуха, зрения, ритма и чувство прекрасного — словом, все способности человека, и в этом его величайшее значение. С развитыми способностями воображения и отточенными чувствами может вступить человек в строй творцов и созидателей Нового Мира»27.

«Смысл космического творчества — из хаоса вызволять Красоту. Цель всякого творчества — служить Красоте»28. Учитель говорит: «То, что от красоты, — Моё, созвучащее Мне. Её в человеке Возвожу в высшую степень заслуги. Красота — это зов Моего Часа. Ею украшен храм Мой. Ей дана власть. Ею пройдут к Вершинам там, где закрыты все пути»29.

«...Красота есть Звезда Путеводная...»
В Царстве Духа твоё зарождение.
Ты ведёшь нас путями свободными;
Ты хранишь нас от злых наваждений
В океанах смертей и рождений;
И возносишь в миры светородные
Возрождений
                        и перерождений30.

Этот гимн Красоте на века запечатлён Н.Д. Спириной в светоносной «Капле» для нас и будущих поколений.

«Красота есть понятие, охватывающее все сферы жизни, — писала Наталия Дмитриевна. — Без неё нет пути к эволюции человечества. Красота окружает нас повсюду, но надо научиться её видеть и уметь восхищаться ею. Она и в природе, и в искусстве, и в чувствах и поступках человеческих. (...) Вся Красота должна работать на то, чтобы человек осознал своё значение и предназначение, иначе он может остаться за бортом эволюции»31.

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Страна Новая процветёт искусством, ибо сила проснувшегося духа народного огненно в творчестве проявится»32. «Надо поднять всех. Пусть творят все как угодно, что угодно, но пусть творят. Творчество удел всего человечества, и когда-то надо начать приступить к нему планетно. И надо поощрять всякую попытку к нему»33.

Наталия Дмитриевна постоянно вдохновляла сотрудников на творчество, и особенно поэтическое. В результате многолетней работы в этом направлении стали появляться стихи начинающих поэтов, был учреждён День рериховской поэзии. «...Мы её квалифицируем как особый вид поэзии на небывалую доселе тему»34, — говорила Наталия Дмитриевна. Ещё за несколько лет до этого, в 1997 году, она предвидела: «Будет цикл — "Поэты эпохи Живой Этики". Эта эпоха уже наступила». Сейчас уже стала крылатой её фраза — «Чем больше поэтов, тем лучше для планеты».

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Невесомы дары и сокровища духа и незримы. Нельзя ни продать, ни купить. (...) Как определить их величину и ценность? И у кого есть весы, чтобы их взвесить? Но могут они проявиться в творчестве. И потому путь искусства есть путь выявления сокровищ накопленных. Это есть кристаллизация в плотных формах огня духа»35.

Наталия Дмитриевна принесла нам и людям грядущей Эпохи Огня бесценные светоносные дары, запечатлённые мощью её слова. Разве это не чудо — отразить в краткой поэтической форме грани Мироздания?! Творчество Наталии Дмитриевны названо «Живой Этикой в поэзии», хотя сама она скромно сказала об этом в одной из своих «Капель»:

О, как малы они, творенья наши!
Какую пользу может принести
Ряд малых капель на большом пути,
Огнём рождённых из кипящей чаши?
Но океан из капель состоит,
И берег тверди их волной омыт36.

Только очень высокие духи, осуществляющие в себе Учение Агни Йоги, могут дать людям Огненное Знание — и это является истинным чудом.

В «Гранях Агни Йоги» сказано, что каждая великая Индивидуальность «оставила вечные, нетленные сокровища, напитав ими сущность планетного тела. Так же поступали и идущие Их путём. (...) Ими жив мир. Потому пространственное служение и принесение даров Вечности, а не временному... есть высшая форма служения. (...) Пространственное приношение ценнее земного, невидимое — видимого»37.


1 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2015. С. 100.

2 Здесь и далее в цитатах курсив мой. — Н.В.

3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 162.

4 Там же. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 262.

5 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 642.

6 Там же. 1952 (I). 201.

7 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 491.

8 Там же. С. 420.

9 Там же. С. 491.

10 Там же. С. 426.

11 Там же. С. 157.

12 Там же. С. 426 – 427.

13 Там же. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 271.

14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 19.

15 Община. 58.

16 Мир Огненный. I. 329.

17 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 278 – 279.

18 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 451.

19 Там же. 1953 (I). 125.

20 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 162.

21 Там же. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 130.

22 Там же. Т. 7. С. 20.

23 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 293.

24 Там же. 1952 (II). 447.

25 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 201 (30.06.1934).

26 Грани Агни Йоги. 1957. 253.

27 Там же. 1960. 55.

28 Грани Агни Йоги. 1957. 412.

29 Там же. 1951. 171.

30 Спирина Н.Д. Капли. С. 196.

31 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 415 – 416.

32 Грани Агни Йоги. 1955. 34.

33 Там же. 1957. 264.

34 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 509.

35 Грани Агни Йоги. 1955. 88.

36 Спирина Н.Д. Капли. С. 46.

37 Грани Агни Йоги. 1952. (I). 132.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина