Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим». Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10 |
Святитель Николай Чудотворец
Что такое делимость духа?
Делимость духа — у наших святых и подвижников: когда к ним обращались многие люди из разных стран, они могли одновременно функционировать в разных местах. В одном месте тонет корабль — надо спасать, в другом месте ещё какоето бедствие, кому-то несправедливо голову хотят отсечь. Как Никола — почитайте его житие, сколько он помогал, без конца совершал чудеса и при этом находился в своей епархии, в Мирах Ликийских. Это делимость духа, когда дух может в разных местах одновременно пребывать, если, конечно, дух развит и уже имеет навык к такой работе и стремится к ней, стремится помогать. Он может при этом даже потом и не помнить, что происходило.
Можно ли иногда пользоваться заговорами в свою защиту, белой магией?
Этого нет в Учении, и мы не знаем, к чему это приведёт. Этих заговоров мы не знаем. Зачем? Когда можно коротким и простым путём обратиться без всяких заговоров. От сердца к сердцу — самый простой и кратчайший путь. Я такие заговоры читала, это набор слов, и часто они очень многословны. Разве это то, что нам нужно, когда у нас есть наши заступники — наши Учителя, в которых мы верим, святые, Христос или Николай Чудотворец, который всегда приходит на помощь. Каждый имеет своего Покровителя. Нужно обратиться к ним. Зачем же заниматься какой-то магией — белой, чёрной? Это только слова и слова, это повторение каких-то чужих слов. Найдите свои слова любви. Сказано: «Люблю тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Чего ясней!
Поясните, пожалуйста: что значит предаваться «духовно умеренности» (Мир Огненный, II, 193)?
В явлении духовной умеренности кроется доля равнодушия, иначе поборники умеренности не были бы такими вялыми и неактивными. В житии нашего великого Святого Николая Чудотворца приводится эпизод, как Он в одном из богословских споров «заушил» еретика Ария за то, что тот распространял противное истинной вере учение. И тем явил яро неравнодушное отношение к защите подлинной веры.
В житии Святого Николая описан пример, как он дал пощёчину...
Да, еретику Арию, который искажал Учение Христа и никак не мог вразумиться. Многих он соблазнил своим лжеучением. И Святой Николай, великий наш Чудотворец, как сказано, заушил его, то есть дал ему оплеуху. И этим посрамил его совершенно. Грань была уже так перейдена, что никакие слова тут не помогли бы.
Поступил вопрос: «Что такое дух и душа?» Здесь же приведены цитаты из письма Е.И. Рерих, поясняющие эти понятия: «Конечно, дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте, как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкасания с прочими энергиями, слагают индивидуальность или, если хотите, душу». И ещё: «Каждая божественная искра-монада в огненном естестве своём едина со всеми прочими монадами, но те сочетания энергий, с которыми она приходит в соприкосновение, выявляют её потенциал, окрашивая его соответственно сочетанию, так творятся все разнообразия» (16.01.1935 г.).
Божественная искра-монада присуща абсолютно всем людям. Но как с ней поступают люди? У некоторых она задавлена, то есть она не может выявить всю свою божественную сущность, не может давать свет через свои проводники, то есть тела человека. А у святых, подвижников божественная сущность выявляется с большой силой и светит вокруг, почему мы их так и почитаем. Как поётся в песнопениях, «Дивен Бог во святых своих». Мы не можем познать самого Бога, но через святых мы познаём Его качества — Его Свет, Его энергии, потому что святые сделали себя уже настолько прозрачными, очистив себя, что ничто не может затемнить эту искру божественного огня, которая в них и светит всем людям. «Да светит Свет ваш перед людьми, — сказал Христос, — чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Тогда монада начинает работать, она имеет возможность выявиться, она светит и греет, помогает и исцеляет. Почитание святых имеет очень глубокое основание — это почитание Бога в них. И то, что они, в своём совершенствовании, через многие страдания, испытания и искушения пронесли этот священный огонь для нас, — это делает их особо почитаемыми. Поэтому празднование святых всегда имеет основание, и мы очень радуемся, что в Новосибирске построена часовня в честь Николая Чудотворца. Это великий Светоч, и в нём Бог дивно проявил себя: в милосердии, в любви, в сострадании к людям вне всяких различий. И на море, и на суше, и в темнице, и на казни — везде Он помогал, исцелял и спасал. Это всё свойства Божественной Любви.
Как остаться человеком и не ожесточиться, видя, что происходит вокруг?
Нужно представлять добро и самому делать добро, если есть к тому случай. А главное — в своём воображении не лелеять образы зла, не ожесточаться. Очень важно читать при этом жития святых, подвижников, которые боролись со злом именно таким образом — всей своей жизнью утверждая добро, показывая людям, как надо жить и каким надо быть. Прекрасны жития и Франциска Ассизского, и наших русских святых. И если их изучать, это даст очень многое: представление о том, как они боролись со злом, каким образом побеждали и привлекали на свою сторону сердца многих грешных людей, которые перерождались благодаря их проповедям, их действиям, контакту с ними. Это очень поможет. Точно сказано: «Отойди от зла и сотвори благо», — это формула.
Святые и подвижники говорили с людьми просто и доступно, потому что они сами всё пережили.
Сказано: «Не было Ангела, который не был бы когда-то человеком». И они проходили человеческую эволюцию, поэтому они могут нас понять, жалеют нас, помогают. Сказано, что Архат переплыл весь океан рождений и смертей, пока не стал Архатом, то есть он прошёл нашу, человеческую эволюцию, которую мы проходим, это неизбежно, иначе он бы нас не понимал, не любил, не жалел. Только испытав всё самому, можно другого понять. Сказано: от сложного к простому, никогда не наоборот. А у противников Учения очень сложные измышления, и вместо прямой линии получается зигзаг, — если следовать, попадёшь совсем не туда.