Лестница восхождения есть мера великодушия, значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно. Мир Огненный, ч.2, 280 |
Одной из важнейших задач семьи Рерихов было вернуть миру основы Заветов Первоучителей, очистить эти Учения от позднейших искажений. «Не забудем, что Учение Будды должно быть очищено»1, — записала Е.И. Рерих слова Учителя в 1926 году, когда экспедиция под руководством Рериха шла по древнему пути Будды. «Будда — человек, носитель новой жизни, презревший собственность, оценивший труд и восставший против внешних отличий, утвердивший первую Общину Мира, завещавший век Майтрейи. Нужно понять Его мужественное Учение...»2 В эти годы Елена Ивановна писала книгу «Основы Буддизма», которая была издана в Монголии в 1927 году и отмечена учёными ламами как лучший труд по буддизму.
Н.К. Рерих посвятил «Первоучителю Мировой Общины» несколько своих картин. Одна из них — «Будда. Панацея» — была подарена художником Обществу «Маха Бодхи» индийского города Сарнатха. П.И. Крылов, современный петербургский исследователь, решил во что бы то ни стало разыскать её. И это ему удалось: в 1998 году картина по-прежнему хранилась в помещении библиотеки Общества «Маха Бодхи». Об истории поиска этой картины П.И. Крылов рассказал в своих публикациях, на основе которых была подготовлена данная заметка3.
Сегодня Сарнатх — одно из почитаемых мест в Индии, где Будда прочёл свою первую проповедь. Согласно преданию, Будда пришёл сюда из Бодх-Гайи, где он достиг просветления и ему открылось, в чём заключается путь духовного спасения и освобождения от страданий. Когда Рерихи посетили Сарнатх в 1920-х годах, они нашли на месте «древнейших общежитий» лишь развалины. Однако уже в то время шли работы по восстановлению мест, связанных с жизнью Будды, велись раскопки, строились новые храмы. Инициатором возрождения буддийских святынь Индии стало Общество «Маха Бодхи» — международная организация буддистов, созданная в конце XIX века.
В 1938 году руководство этого Общества обратилось к профессору Рериху с просьбой пожертвовать одну из его картин. Н.К. Рерих выразил своё согласие. В одном из номеров американского журнала «Фламма», издававшегося Обществом Рериха в городе Либерти в 1938 – 1939 годах, сообщалось: «В ответ на запрос общества "Маха Бодхи" профессор Николай Рерих подарил свою картину "Панацея" для украшения библиотеки в Сарнатхе. Полотно изображает Благословенного Господа Будду, спускающегося с гор и предлагающего своим ученикам панацею — Учение»4.
Вот как описывает П.И. Крылов момент, когда он вошёл в помещение библиотеки, где хранилась картина Н.К. Рериха с изображением Благословенного Будды: «Довольно большая — около метра в высоту — в лучах проникающего через дверь солнца картина светилась яркими жёлтыми красками. Жёлтыми были одежды Будды и сидящих у его ног восьмерых учеников, нимб у него над головой и посох в руке, небо над горами. Хотя жёлтый не принято относить к спокойным цветам, полотно излучало чувство удивительного покоя, можно сказать, благодати»5.
Известный латышский поэт Р.Я. Рудзитис писал об этом полотне: «...величественный Риши стоит на фоне Гималаев, в свете ореола, в одной руке бамбуковая трость, во второй — сосуд; перед ним, как перед пока ещё недостижимой вершиной, — [восемь] небольших фигур учеников»6.
Вглядимся в Облик Благословенного и ощутим невыразимое чувство радости, красоты и любви, изливающихся на нас, проникнемся состоянием абсолютного совершенства и гармонии, в котором пребывает Великий Учитель. Постигший сущность жизни, движимый любовью и состраданием к людям, Благословенный дарует нам это Знание. Его Учение, несущее освобождение от страданий, от эгоизма низшего «я», и есть Великая Панацея. «...Человечество так любит панацеи. Между тем панацея лишь одна — возвышенное сознание!» — говорится в Учении Живой Этики7.
Подготовлено редакцией
1 Из Записей Е.И. Рерих от 10.08.1926.
2 Там же.
3 См.: Крылов П. «Благословенный» из Сарнатха // Дельфис. 2002. № 1 (29). С. 24 – 27; Крылов П. Индийский путь: Статьи и очерки разных лет. СПб., 2015.
4 Крылов П. Индийский путь... С. 181.
5 Там же. С. 179.
6 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 102.
7 Мир Огненный. I. 127.