Источник творчества неиссякаем, когда жизнь наполнена мыслью. Потому мыслить значит строить жизнь. Мир Огненный, ч.3, 150 |
Владимир НИКИШИН, искусствовед, г. Москва
В Национальной публичной библиотеке (НПБ) Нью-Йорка в отделе исполнительских искусств хранится архив американской балерины Рут Пейдж (1905 – 1991). Помимо документов и писем в нём находятся пятнадцать эскизов С.Н. Рериха, ряд из которых представляет особый интерес для анализа раннего периода творчества художника. Следует также отметить особую важность писем Святослава Рериха к Рут Пейдж 1922 – 1924 годов, так как эти неизвестные многим страницы стали основным источником, благодаря которому возможно по фрагментам восстановить творческий путь художника в те годы. В одном из этих писем Святослав Рерих обращается к Рут Пейдж с просьбой и одновременно высказывает перспективный прогноз: «Храни мои письма, они будут представлять большой интерес в будущем...»
Святослав Николаевич Рерих. Дарджилинг, Индия. 1924
В период с 1923 по 1924 год Святослав Николаевич Рерих создал большую серию эскизов, свыше двадцати из которых — эскизы театральных костюмов. Ряд произведений имеет авторские названия (например, «Танец цветов», «Танец дождя», «Плач земли»). Для указанных эскизов характерно тяготение к стилистике ар деко2 с элементами «футуристического движения» формы в пространстве.
Обратимся к так называемой театральной серии, исполненной для Рут Пейдж, с которой Святослав Рерих познакомился в 1922 году в Бостоне. Именно в это время развивалась сценическая карьера артистки. Её дебют состоялся в балетной труппе Анны Павловой; в 1918 – 1919 годах Рут Пейдж вместе со знаменитой балериной приняла участие в турне по Южной и Центральной Америке, входила в круг звёзд «русских сезонов» — Адольфа Больма, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского.
Рут Пейдж в костюме Снежинки. С.Н. Рерих. СНЕЖИНКА. Эскиз костюма. 1923
В 1920-е годы в Америке танец был модным занятием. Появилось множество балетных студий и специализированных журналов, освещавших творческую деятельность и личную жизнь актёров. Одновременно с этим рос интерес к разным жанрам искусства. Тема далёкого и древнего Востока привлекала зрителя к балетным постановкам и кинематографу. На страницах нью-йоркских и бостонских театральных журналов мелькали фото многочисленных танцовщиц во всевозможных псевдовосточных и футуристических нарядах.
В новой культуре Америки Святослав Рерих скоро находит единомышленников по творчеству. В 1922 году он вращается в театральном мире и знакомится с сёстрами Браджиотти. Дуэт Франчески и Берты Браджиотти имел оглушительный успех в Бостоне с конца 1910-х до середины 1920-х годов. Танцевальная школа «Braggiotti Sisters» стала одной из самых известных в США, это была первая студия, обратившаяся к экспрессионизму в танце. В переписке с Рут Пейдж Святослав Николаевич нередко упоминает о встречах с сёстрами Браджиотти.
В конце 1922 года Святослав Рерих выступает инициатором создания одноактного балета «Свет и Тьма». Вместе с Рут Пейдж он готовит либретто, привлекает в качестве композитора сокурсника по Гарвардскому университету Алекса Штейнерта (1900 – 1982) и как постановщика — Адольфа Больма (1884 – 1951). Танцовщик и хореограф Адольф Больм в 1917 году обосновался в США и организовал собственную труппу «Ballet Intime», среди солисток которой была и Рут Пейдж3. В 1922 году Больм становится балетмейстером Чикагской оперы. В том же году в Бостоне состоялась премьера балетного спектакля «Свет и Тьма». Святослав Рерих задумывает новый проект — балет «Игра», где основными действующими лицами являются белые и чёрные шахматные фигуры, олицетворяющие силы добра и зла. На страницах его писем к Рут Пейдж сохранилось лишь несколько карандашных набросков фигур.
Вскоре, в начале мая 1923 года, Святослав Рерих вместе с родителями отправляется во Францию. Из Парижа предстоит поездка в Виши, а оттуда в Италию и Швейцарию. Будучи в Виши, он пишет Рут Пейдж, что закончил эскизы «Белой королевы» и ряда других фигур для «Балета шахмат» и работает над хореографией.
В это время Святослав Рерих преисполнен надежд на быстрый успех и скорое признание. Он берётся за разнообразную творческую работу и уверен в своём будущем: «Я буду рисовать каждую минуту своей жизни, все месяцы и года напролёт, мне гарантирован успех...»
Он погружён в международную артистическую среду, его внутренний мир интенсивно обогащается. В одном из писем 1923 года старший брат Юрий пишет Святославу: «В американской среде о тебе ходят самые фантастические слухи, то ты являешься балетмейстером, то директором Школы объединённых искусств, то директором какого-то театра...»
Фрагменты писем Святослава Рериха к Рут Пейдж 1923 года хранят свидетельства первой любви, благодаря которой было создано множество прекрасных произведений. В одном из писем читаем: «Твоя коллекция моих эскизов костюмов заслуживает внимания, это будет лучшая коллекция моих работ. Ты будешь гордиться тем, что она у тебя есть. Ведь все работы посвящены тебе и создавались для тебя... Я должен поблагодарить тебя, потому что моя работа возросла на 200 %».
Именно балерина Рут Пейдж направляет мысли художника в область театрального искусства, и ей он приносит в дар свои первые успешные эскизы костюмов для балета. Стремительный творческий полёт мысли в сочетании с постоянным и углублённым саморазвитием вскоре приносит замечательный результат. К 1924 году созданы ряд живописных шедевров и сотни эскизов. При выборе темы для произведений Святослав Рерих всё больше обращается к Востоку, его древним традициям, мифам и легендам. Во время остановки в Европе он мысленно готовился отправиться в путь к далёким и загадочным просторам Азии. В своём воображении он представляет обитателей таинственного мира Индокитая и на бумаге фиксирует новые костюмы для балета. Для будущих театральных постановок он создал множество эскизов, на которых предстают персонажи в диковинных костюмах. Зачастую эти образы напоминают буддийских или ламаистских божеств. Многие из них заимствованы из иллюстраций научных изданий об искусстве Древнего Китая и Индии, но творчески трансформированы в самоценное изображение. Впоследствии эта серия рисунков приобретает условное название «Центрально-азиатский мотив».
В 1923 году в Париже Святослав Рерих посещает художественные галереи, осматривает коллекции Лувра и музеев Гимэ, Родена и Густава Моро. В начале июня 1923 он писал из Парижа: «Видел Родена, какой прекрасный музей... Я вернулся домой и в полчаса закончил восточный головной убор, который начал прошлым вечером». В Париже им также был исполнен «персидский костюм».
С.Н. Рерих. [ПЕРСИДСКИЙ КОСТЮМ]. 1923. С.Н. Рерих. КОРОЛЕВА КОРАЛЛОВ. 1923
Большинство крупноформатных эскизов Святослава Рериха выполнено в смешанной технике — акварель с темперой на бумаге или картоне. Яркость и насыщенность их цвета сохранилась и по сей день.
Некоторые театральные эскизы отличает особенно мягкая трактовка авангардного построения тела танцора. Моделировка идёт в классическом виде, затем художник облачает фигуру в декоративный костюм. Художник постоянно экспериментирует, находя удачное сочетание, реализованное в ряде произведений, — облекая тело модели в многоцветный декор, который, будто вуаль, ложится на плечи танцовщицы.
Мифический образ Востока впервые был создан Святославом Рерихом в Швейцарии в 1923 году, незадолго до прибытия в Индию. Будучи с родителями на курорте в Санкт-Морице, Святослав Рерих ведёт творческую жизнь «затворника» и за короткий срок интенсивной работы создаёт около 66 эскизов.
«Яванский» и «сиамский» костюмы навеяны мифическими образами из книг о древних памятниках Индокитая. Возможно, в музеях он не раз видел тибетскую и индийскую культовую скульптуру и рельефы из храмовых комплексов Индонезии и Камбоджи. Именно во время остановки в Швейцарии, до столкновения с реалиями Явы и Сиама, художник начинает фантазировать на тему экзотического танца. О своём творческом интересе к культуре Юго-Восточной Азии он пишет Рут Пейдж: «Я напишу также сценарий для сиамского балета. Большой балет, но достаточно одного танцора. Сиамские костюмы также очень красивы. Забавно, что столь прекрасные костюмы никогда не используются в театральных постановках. Я сам поражаюсь своим творческим способностям. Прямо фонтан идей...»
По своей динамике рисунки Святослава Рериха скорее близки изображениям из современных театральных журналов. На эскизе к «Яванскому танцу» предстаёт фигура грозного полубога. Его застывшая поза напоминает так называемый «Танец Шивы», основанный на специфических непрерывных движениях рук и ног по спирали. Прототипом для эскиза послужили скульптурные изваяния Шивы. Благодаря широко распространившимся знаниям об индийских культах и практике йоги постановки этого танца были весьма популярны в театрах Америки в 1920-е годы. Индийские классические танцы возродились на Западе во многом благодаря постановкам труппы Анны Павловой и дуэту «Shawns» — Теду Шону и Рут Сен-Дени4. Возможно, именно под впечатлением от их костюмированных балетов, таких как «Радха», «Йоги» и «Космический танец Шивы», Святослав Рерих создал ряд своих экспрессивных образов. Страшная гримаса с яростным оскалом ближе к мистериям Тибета, нежели Индии. Художник лишает Шиву его традиционного трезубца, символически важное положение кистей рук дано условно. Но в целом выражена основа сущности индуистского бога как олицетворения разрушительного начала вселенной в большей степени, чем созидательного.
С.Н. Рерих. Эскиз Яванского костюма (Танец Шивы). 1923. С.Н. Рерих. БОГ ВОЙНЫ. 1923
Следующий эскиз носит условное название «Бог войны». Здесь художник изобразил некоего могучего получеловека в момент атаки. «Минотавр» одет в бордово-синие доспехи в японском стиле и опоясан шкурой. Звериная мощь подчёркнута движением сверху вниз, когда герой, приподнимаясь, наносит сокрушительный удар невидимому противнику. В сгибе стопы и колен выражено стремительное движение. Динамика воинственной «фигуры с головою быка» и мечом в руках по своей пугающей мощи отчётливо перекликается с «яванским танцем» Шивы. Возможно, обе фигуры выполнены для одной сцены.
В эскизе «Танец цветов» женская фигура, облачённая в ярко-оранжевый наряд, плавно ступает в медленном повороте тела. Под алыми лепестками головного убора открываются «тибетские» черты лица танцовщицы. В гармоничном сочетании с цветовой гаммой костюма тело окутано фиолетовой дымкой, всё вторит основной идее костюма — добиться максимального сходства с цветком.
С.Н. Рерих. ТАНЕЦ ЦВЕТОВ. 1923. С.Н. Рерих. ПТИЦА. 1923
Эскиз костюма под названием «Птица» отличается особым богатством красок. Это современный и стилистически трансформированный образ «Жар-птицы», только аранжированный приёмами ар деко: летящая женская фигура, облачённая в сказочный огненный наряд; восточная диадема, украшенная перьями; искусно декорированный корсет, лёгкая воздушная пачка. Развевающиеся за спиной ленты имитируют оперенье и придают фигуре невесомость. Художник стремится передать полёт, зафиксировать мимолётное движение фигуры в пространстве в момент, когда освобождённая Жар-птица улетает на волю5.
По завершении этого рисунка Святослав Рерих сообщает о своей радости в письме Рут Пейдж, называя себя «маленьким Бакстом». В этом есть доля правды: ему удалась художественная реминисценция на тему «Жар-птицы», и в данном случае сравнение с Леоном Бакстом кажется вполне уместным6.
«Греческий костюм» — один из ряда национальных костюмов, предназначенных для балетных постановок Рут Пейдж. Постановка «Греческий спортивный танец» была исполнена ею в 1923 году. Эскиз костюма декоративен и выполнен в цветоплоскостном виде, фигура статична, облачена в античное бело-голубое платье. На плечах девушки яркая оранжево-золотистая накидка, пристёгнутая геммой, лицо танцовщицы обращено к зрителю, модная короткая стрижка собрана в обруче, в лице угадывается портрет музы художника — Рут Пейдж, движение намечено лёгким подъёмом руки.
Большие надежды Святослав Рерих возлагает на балетную постановку под названием «Властитель ночи». В августе 1923 года он пишет Рут Пейдж, что скоро закончит грандиозную работу над этим балетом по сценарию отца, Н.К. Рериха. Святослав называет балет «самым лучшим» из своих последних творений. Этот балет по замыслу тоже «тибетский», как и «Королева кораллов». Одновременно он делает десятки эскизов костюмов для различных сцен. Художник пишет, что хочет возродить к жизни один неизвестный тибетский манускрипт: «...я нашёл прекрасную легенду о тёмно-красном коралле, пришедшую с Востока. Коралл такого цвета крайне редок. Это очень хорошая легенда, её легко адаптировать к балету для нескольких человек. Балет можно назвать "Королева кораллов" ...Я слегка модифицировал легенду, это откроет широкие возможности для постановки балета...»7
Неизвестно, была ли осуществлена эта постановка, сохранилось лишь два эскиза, свидетельствующих о данном проекте.
С.Н. Рерих. ГРЕЧЕСКИЙ костюм. 1923. С.Н. Рерих. ТАНЕЦ ДОЖДЯ. 1923
Многие эскизы становятся в большей степени самоценными произведениями, нежели рабочим материалом для постановок. На картоне «Танец дождя» в характерной позе изображена женская фигура. На её голове полупрозрачная куфия, открыт строгий профиль лица. Под ультрамариновыми одеждами скрыто тело танцовщицы, поверх которого струится лёгкая кобальтовая туника. Синяя гамма утверждает общую тему картины. Цвет воды «освобождает» фигуру, и она в плавном движении, будто вступая в стихию водопада, проходит через сцену. Автор намеренно акцентирует внимание на названии произведения — «The Dance of the Rain». Оно вписано кистью на эскизе вместе с монограммой и является неотъемлемой частью композиции, что довольно редко встречается в творчестве художника.
С.Н. Рерих много работает, создавая самые разнообразные костюмы, например «турецкий» или «коптский». Идеи он по-прежнему черпает в музеях, о чём пишет в письме Рут Пейдж вскоре после посещения исторического музея Тиссуса в Лионе, известного своей богатой коллекцией восточного искусства, в частности коптского текстиля.
С.Н. Рерих. ИНДИЙСКИЙ КОСТЮМ. 192. С.Н. Рерих. ТИБЕТСКИЙ КОСТЮМ. 1923.
С.Н. Рерих. ТИБЕТСКИЙ КОСТЮМ. 1924. С.Н. Рерих. ТУРЕЦКИЙ КОСТЮМ. 1923.
В настоящее время с каждым годом возрастает интерес к раннему периоду творчества Святослава Рериха, свидетельство тому — появление ряда прежде неизвестных картин на мировых аукционах. В их числе и эскизы театральных костюмов, относящиеся к 1923 году, как, например, «Тибетский костюм» из частной коллекции (США). Этот авторский картон исполнен в том же стиле и технике, что и ряд описанных выше рисунков из коллекции Рут Пейдж. Святослав Рерих писал балерине, что эскиз выполнен в «старом тибетском стиле» и усовершенствован «фантастическими элементами». Совершенно очевидно, что на стилевое решение оказала влияние пластика культовой бронзовой скульптуры. Образ «тибетца» — явно мифологический, его мощная фигура, будто статуя, украшена множеством декоративных элементов. Детальная проработка костюма отличается особым качеством. Синева кожи выразительно сочетается с пурпуром одежд; развевающаяся шаль охватывает фигуру; чёрные как смоль волосы вихрем движения подняты вверх. В одной руке за спиной он скрывает меч, в другой держит плеть. В этих атрибутах символично выражена скрытая сила и власть. «Тибетец» делает шаг вперёд, явление его фигуры усилено сплошным белым фоном: он будто выступает за пределы картины. Среди божеств тибетского пантеона мы не находим ни одного похожего, это образ собирательный, ближе к иконографии древнекитайских героев-воинов. Довольно сложно понять роль данного образа в конкретности «тибетского балета».
В апреле 1923 года Святослав Рерих пишет Рут Пейдж: «...выполнил несколько костюмов, в основном все восточные, из них много китайских и центрально-азиатских. Моё театральное искусство сейчас задвинуто на задний план. Помимо живописи я занят сейчас множеством других вещей...»
Несмотря на скоротечность событий, кажется, будто у художника есть определённый план, о котором он постоянно упоминает в письмах: «Я пока не собираюсь делать выставку в Нью-Йорке, сначала нужно запустить предварительную рекламную кампанию. Это просто необходимо...»
В середине ноября 1923 года начинается длительное путешествие семьи Рерихов по Индии и Центральной Азии. В Индии художнику удалось создать много картин и эскизов. По возвращении в США в 1924 году он начинает подготовку выставки с «окраин». В ноябре 1924 года Святослав вместе с отцом находится в деловой поездке в Детройте. Вскоре он пишет о будущих перспективах в письме брату Юрию: «Моя выставка поедет по музеям, все принимают её с удовольствием. Уже есть 5 городов. Чикаго, Бостон, Детройт, Оклахома, Индианаполис...»
Первая персональная выставка Святослава Рериха состоялась в Бостоне в апреле 1925 года, затем последовали другие, в Канзасе и Дайтоне. Их устроителем стал Центр искусств «Корона Мунди», которому принадлежала значительная часть произведений раннего периода Святослава Рериха. Судя по списку картин в каталоге, на одной из выставок было представлено 36 произведений живописи и графики, а в прессе упоминались сотни работ. Но среди них не числились театральные эскизы, подаренные Рут Пейдж. В газетах выставка получила название «Забытая Страна», так как многие из представленных картин и рисунков были посвящены «тибетской теме».
Литература
1. Ламский путь. Первые художественные выставки Святослава Рериха в Америке // Вестник Ариаварты. 2004. № 1 – 2.
2. Рерих С.Н. Письмо Е.И. и Ю.Н. Рерихам. 17 нояб. 1924 // Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. № 202 638, л. 1.
3. Рерих Ю.Н. Письмо С.Н. Рериху. Февр. 1923 // Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. № 205 530, л. 1.
4. Costume designs from old ceremonial dances of Central Asia and China // Catalogue. Exhibition of Painting by Sviatoslav Roerich. Corona Mundi. New York, 1925.
5. New York Public Library for the Performing Arts. Ruth Page Collection.
6. Martin, John. Ruth Page: An Intimate Biography. New York: Marcel Dekker, 1977. P. 29 – 30.
7. Sotheby’s Auction Catalogue. United Kingdom, London. Russian Paintings Day. Sale 01 Dec. 2009. Lot 422 / Sviatoslav Roerich. Costume Design (Tibetan Beauty).
1 IX Рериховские чтения, Новосибирск, 4 – 6 окт. 2014 г.
2 Ар деко' — стиль в декоративно-прикладном искусстве Западной Европы и Америки в 1920 – 1930-х гг.
3 Р. Пейдж и А. Больм активно сотрудничали и были партнёрами по постановке «День рождения инфанты», визуальной симфонии «Danse macabre» («Пляска смерти») и работе в «Music Box Revue» на Бродвее.
4 Участники дуэта «Shawns» были пионерами среди американских танцоров, внедривших мифологические сюжеты Древнего Востока в театральные постановки. Школа «Денишоун» породила американское направление «модерн-танца» и довела до совершенства его технику.
5 «Жар-птица» (1910) — балет в одном действии на музыку Игоря Стравинского, c хореографией Михаила Фокина и декорациями Леона Бакста. Балет был написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей.
6 В первую очередь с эскизами костюмов Леона Бакста к балетам «Жар-птица» (1910), «Нарцисс» (1911) и «Послеполуденный отдых фавна» (1912).
7 «У меня нет никаких новостей, которые были бы тебе интересны. За исключением нескольких новых костюмов. Очень интересный новый костюм восточного божества, для выполнения которого я ввёл некоторые абсолютно новые особенности оформления, костюм королевы кораллов, костюм королевы шахмат...» (Roerich S.N. Letter to Ruth Page // NYPL — MGZMD 16/23 C24. P. 5).