Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе. Мир Огненный, ч.1, 146 |
Н.К. Рерих у картины «Земля Всеславянская». Наггар, Индия. 1931
В дни смятения, раздробленности, неверия, малодушия и прочего — возродим Россию во всём её всесветном значении, обновим так, как обновляются иконы.
Н.К. Рерих
Великий подвижник Николай Константинович Рерих волею судьбы вторую половину своей жизни находился вдали от Родины. Будучи деятелем мирового масштаба, он мыслил общепланетно, его сердце болело о судьбах народов мира, а в поле его зрения находилось прошлое, настоящее и будущее всего человечества, но это не уменьшало, а, напротив, лишь усиливало глубокую, безграничную любовь Рериха к великой и необъятной Родине, к русскому народу.
Эту любовь Н.К. Рерих пронёс через всю свою жизнь. Он посвятил России пламенные и вдохновенные строки многочисленных статей и очерков, запечатлел её красоты в своих бессмертных полотнах, ей дал торжественное обещание: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах — мы будем оборонять. (...) ...В каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о её счастье, о её преуспеянии всенародном»2.
Служа Отчизне, великий сын земли русской служил и всему человечеству, ибо любовь к своему народу научает любить и другие народы и не знающий сокровенного чувства любви к Родине не найдёт в своём сердце и стремления к служению Общему Благу.
Любовь Рериха к России не была слепой — он видел и знал её несовершенства и творимые в ней безобразия. Так, с горечью он писал: «Много где проявлялась расточительность. Застрелили Пушкина и Лермонтова. Изгоняли из Академии наук Ломоносова и Менделеева. Пытались продать с торгов Ростовский кремль. Длинен синодик всяких расточительств от давних времён и до сегодня»3.
Однако Николай Константинович глубоко верил в светлое будущее нашей страны. Он прозревал сокрытую под очевидностью самую сущность многострадального народа, его духовные богатства, мощь его неисчерпаемого потенциала. Сознательно Рерих устремляет взгляд поверх всего внешнего: «Отметём всё гнилое и охраним всё прекрасное»4. Он видит несметные духовные сокровища народные — «чашу неотпитую», «клад захороненный», в своих трудах высвечивает лучшие черты русского характера — достояние, не осознанное не только окружающими, но и самим народом. «В чём мы, русские, нуждаемся? — спрашивает Николай Константинович. — В осознании, в осознании того, что уже налично, что живёт в нашей душе»5.
Какими же сокровищами обладает наш народ? Прежде всего, это отмечаемая многими удивительная русская доброта. «Не притворная доброта сентиментализма, за которой много чего скрываться может, а доброта мудрая, кованная в горниле претерпеваний, живёт в русском народе. Если и вспыхнет гнев, то скоро потухнет он. И злопамятства нет»6.
Отмечает Николай Константинович и бескорыстное русское даяние. «Когда-то будет написана справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогла различным народам, причём помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия. (...) Многие, многие народы видят в русском друга своего. И это обстоятельство сложилось не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в даяниях»7 — так пишет Рерих в очерке «По лицу Земли». Здесь же он обращает внимание на истоки этого качества: «Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда". Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения»8.
Характерна для русского народа тяга к строительству — качество, выявляющее огромный народный потенциал. «Эпохи запечатляются не убогою роскошью, но строительством»9, — утверждает Рерих. Многократно он повествует о русских достижениях: «"Город строят!" И какой чудесный, мощный!»10 «Великому Народу Русскому ничто не страшно. Всё победит — и лёд, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво»11. Не только о постройке домов и заводов идёт речь: «Русский народ есть народ-строитель. Не строитель фабрик, но создатель жизни»12. «"Город строят"! И нет конца этому городу. В истоках — Новгород, и в будущем Новгород, овеянный знанием и творчеством»13.
«И ещё одно качество русского народа, которое так поражало меня, — отмечает Николай Константинович в очерке «Опять война». — Среди увечий и болестей всегда находились и шутка, и песня, и самое душевное настроение»14. Здесь речь идёт о созданных во время Первой мировой войны художественно-ремесленных мастерских для инвалидов. «Приходившие посетители полагали найти скорбную атмосферу, проникнутую стонами, а вместо этого попадали на дружную работу, пересыпанную шутками и прибаутками»15.
Силён и могуч духом народ, способный на радость среди нищеты, страданий и лишений. В очерке «Первое Мая» читаем: «Счастье подвига труда прекрасно. И счастлив народ, который восчуял такое счастье. Лучшие ладьи приплывут к его берегу. Проснётся неуёмное творчество. Народ познает, что есть общее благо. Невозможно насильно втолковать эту основу мира. Но русский народ уже познаёт, и призывно звучат его песни»16.
Много пишет Н.К. Рерих и о смекалке и даровитости народной. Богата наша земля истинными творцами: «...от глубокой древности русский народ уже может гордиться своими художниками, настоящими мастерами, которые с великим искусством изукрашали стены храмов и палат»17.
Затрагивается Рерихом и тема могучего русского языка, богатого пословицами и поговорками. «Мудр русский народ, — записал в дневнике Николай Константинович, много ходивший по родной земле. — На призрачные заверения он скажет: "Мели Емеля — твоя неделя", а не то сурово отрежет: "Говори, что хошь, а цена тебе грош!" (...) Есть природная культура в русском человеке. Сколько мудрых речений, бывало, в деревнях наслышишься, а ведь нам много довелось с народом беседовать»18.
Примечательно «непереводимое, многозначительное русское слово "Подвиг". Как это ни странно, — отмечает Рерих, — но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. (...) И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперёд, это "Подвиг"! (...) Великие дела совершаются без большого шума, они скромно творятся на пользу человечества. (...) Подвиг создаёт и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Не прекрасно ли, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию? Человек подвига берёт на себя тяжкую ношу и несёт её добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях»19.
«Велика сокровищница русской мудрости. Недостаточно она явлена миру в поговорках, в пословицах, в острых словечках метких, иногда почти непереводимых на многие языки. ...Блёстки народной мудрости. В них живёт Русское Великое Сердце!»20
«Велико и терпение народное, впрочем, Илья Муромец тридцать лет сиднем сидел, а какие подвиги потом натворил»21.
С особой силой в трудах Рериха звучит тема непобедимости русского народа, воспеваются мужество, героизм, жертвенное самоотвержение — огни русского духа, ярко проявившиеся во время Великой Отечественной войны. Н.К. Рерих подчёркивает: героизм есть свидетельство нравственного здоровья народа, его прилежания будущему.
«...Русская мощь разбила сильнейшую германскую армию. Без здоровья физического и морального такой подвиг не может быть совершён»22, — пишет Николай Константинович, а Елена Ивановна подчёркивает: «Героизм возможен только там, где сердце не окаменело. Потухшие сердца не ведают героизма. По этому признаку различайте народы будущего от уходящих»23.
Неустанно прославляет Н.К. Рерих истинные богатства родного народа, однако русскую душу невозможно понять и оценить, если рассматривать её через призму цивилизации, не одухотворённой культурой духа. В очерке «Правильный путь» он отмечает: «Мы уже давно поняли, что одна цивилизация, один белый воротник, гольф и телефон ещё не есть устои культуры»24.
Культура, утверждает художник, — это духовные сокровища, которые хранятся в глубинах сердца человеческого. Именно этими сокровищами и богат русский народ. Мы отметили лишь некоторые из них, но и этого достаточно, чтобы увидеть его духовную культуру, которая, по словам Рериха, «врождённа и вспыхивает от огненной искры»25.
Когда гремели события Великого Октября, Н.К. Рерих, к этому времени уже много потрудившийся во славу Отечества, был в Финляндии. «Во имя чего вспыхивают кровавые революции и подвижнические искания? — размышляет он. — Человеческий дух во всех этих разнообразных битвах борется против пошлости»26.
Позднее в очерке «Щит» Николай Константинович излагает своё отношение к новой России и её будущему: «Мы знаем, что Россия не перестала быть великой страной: после светлых преобразований на демократических принципах она займёт достойное место в сфере культуры, основанной на духовном и истинном богатстве»27.
Здесь же автор формулирует и свою программу действий. «Во внутреннем строительстве нашем неутомимо мы должны, под благим знаком просвещения, вносить красоту и знание в широкие народные массы, вносить твёрдо и деятельно, помня, что сейчас предстоит не идеология, не формулировка, но именно дело, творчество, сущность которого понятна и ясна без многословия. Не слова, но дела! Мы должны помнить, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа»28.
Николай Константинович стремился вернуться на Родину и принять самое деятельное участие в её судьбе. И хотя жизнь распорядилась по-своему, Рерих, где бы он ни находился, в какую бы часть света его ни заносила судьба, всегда был полон творческих замыслов и идей, направленных на служение Родине, на лучшее ознакомление мира «с русской Культурой, русскими возможностями». «Ведь не знают их люди. А показаны они бывали очень превратно»29.
«...Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самою разнообразною публикой»30.
Русский народ, в глубинах сердца которого издревле жила мечта о стране обетованной, о светлом Граде Китеже, где процветают добро и справедливость, горячо откликнулся на идею создания нового, справедливого общества, где человек человеку друг, товарищ и брат. Во имя этой высокой идеи начинается небывалое строительство. И уже в 1930-е годы молодое Советское государство уверенно занимает передовые позиции по основным направлениям жизни. «Спешат события, — читаем у Рериха. — Пришло переустройство мира»31. «Растёт народ русский и качеством и количеством»32. «"Богатыри проснулись" сейчас пишется. Посвящается Великому Народу Русскому. Когда-то слагали былину "Как перевелись Богатыри на Руси", но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час. Вот народные богатыри город строят.
Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать»33. «В обновлённом мышлении русский богатырь Иван Стотысячный встретил восход Красна-Солнышка»34. Таким образным, былинным языком Н.К. Рерих рассказывает о важнейших эволюционных процессах, произошедших за короткое время в стране Советов.
«Много построено за последние годы, много завоёвано мирным трудом. Подвиг этот совершался не в сладких условиях. Множество тягот было преоборено под свист и насмешки злопыхателей. Мерзкая клевета не однажды шипела и язвила о русских достижениях. Но вот переполнилась чаша мощи. Даже слепенькие прозрели, что с гигантским, мощным народом шутки плохи. (...)
Даже закоренелые в предрассудках поняли, что мировая ось зиждется на русской мощи. "Разве не зришь, как нагнетается ось мировая?" — спрашивал Вергилий. Тогда поэт не мог знать, что лишь образовывался народ, которому суждено будущее. И какое славное будущее! Вот и пришло оно... (...) Великие камни сложил народ русский. На диво всем воздвиг не вавилонскую, но русскую башню. Стобашенный Кремль солнценосцев!»35
Словно молот по наковальне ударяет каждое слово писателя, высекая в пространстве мощные искры — благие вести о преуспеянии родины на поприще строительства Нового Мира. В предвоенные годы Н.К. Рерих неутомимо, очерк за очерком, пишет о достижениях русских, оказавших мощное влияние на всё человечество. И названия этих очерков говорят сами за себя: «В новый путь», «Сила народа», «Возрождение», «Великому народу русскому»...
«Бодрые овладетели воздухом уже сделались великим примером. Идут стройные ряды воинства, и чувствуется в несломимости их защита родины. О русском искусстве вновь громко заговорили. В то время, когда Запад утопает в сюрреализме и параноизме, русские художники утверждают реализм жизни, исторический реализм, из которого растёт здоровое совершенствование»36.
«Пусть бесспорное широко растекается. Укрепилось войско — бесспорно! Осознались колхозы — бесспорно! Растёт продукция и качество — бесспорно! Умножаются научные достижения — бесспорно! Звенит песнь, творятся произведения — бесспорно! Народу даётся образование и научные сведения — бесспорно. (...) Радуются друзья, закусывают губы враги.
Много врагов. По длине тени вычисляется рост предмета. "Скажи, кто твои враги, и я скажу, что ты есть". И народ русский может перечислять врагов. Каждое такое имячко будет ему почётно. Пусть злобствуют. Пусть наливаются завистью — это неизбежно»37.
«Много пытались вредить народу русскому. Приходили воевать, мечтали о расчленении. Но все вредительства пошли лишь на пользу»38 — так писал Н.К. Рерих 1 мая 1941 года. И сегодня слова эти злободневны, и сегодня словами Рериха скажем: «Ярая ненависть есть высокое признание»39.
«Один будет творить, другой будет осуждать. В этом противоречии родятся новые искры движения, достижения. Горький издан в сорока миллионах, подумайте! Готовится народ почтить Лермонтова. Открыт в Куоккале музей Репина. Сообщены широко творения русских композиторов. Довольно лежать в скрынях русским сокровищам. Пусть светят всему человечеству»40. «Культура русская из-под спуда показалась во всём величии своём»41.
«Свет стоит над родиной»42, — писала Елена Ивановна Рерих. Это воссиял свет истинной духовной Культуры великого русского народа, с такой любовью воспетой Николаем Константиновичем Рерихом.
1 Заглавие - из стихотворения Андрея Белого «Россия».
2 Рерих Н.К. Нерушимое. Рига, 1991. С. 212 – 213.
3 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 62.
4 Там же. Т. 3. М., 2002. С. 390.
5 Там же. Т. 1. М., 1999. С. 555.
6 Там же. Т. 3. С. 604.
7 Рерих Н.К. Нерушимое. С. 166.
8 Там же.
9 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 167.
10 Там же. С. 327.
11 Там же. С. 328.
12 Там же. С. 433.
13 Там же. С. 308.
14 Там же. С 214.
15 Там же.
16 Там же. Т. 3. С. 605.
17 Там же. Т. 2. С. 168.
18 Там же. Т. 3. С. 332.
19 Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995. С. 123.
20 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. С. 259.
21 Там же. С. 332.
22 Там же. С. 155.
23 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 217 (26.02.1945).
24 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 100.
25 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 395.
26 Рерих Н.К. Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996. С. 174.
27 Там же. С. 137.
28 Там же.
29 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. С.121.
30 Там же. Т. 2. С. 330.
31 Там же. С. 358.
32 Там же. С. 308.
33 Там же. С. 328.
34 Там же. С. 327.
35 Там же. С. 365.
36 Там же. С. 239.
37 Там же. С. 414.
38 Там же. Т. 3. С. 605.
39 Там же.
40 Там же. Т. 2. С. 415.
41 Там же. С. 308.
42 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 148 (6.12.1948).
Фото: Н.К. Рерих у картины «Земля Всеславянская». Наггар, Индия. 1931