Мысли на каждый день

Тот, кто питает интерес к мнениям масс, никогда не поднимется выше толпы.

Письма Мастеров Мудрости, 57

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых» и «квадратных» столах СибРО. 2000 г.

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

«Степень познавания: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, Создатель» (Агни Йога, 107). Охарактеризуйте хотя бы несколько первых ступеней, которые доступны нам и которые мы должны постараться пройти.

Сначала человек встревожен. Чем он встревожен? Совсем не тем, что у него денег не хватает или что-то дома не в порядке. Нет, он встревожен духовно. Он уже не может успокоиться на той ступени сознания, на которой находится. Он хочет знать больше, хочет понимать; может быть, он встревожен тем, что у него нет Бога в душе. Он не знает, кому поклоняться, «как жить, чтобы святу быть», как говорится в Писании.

Встревожившись о том, что он многого не знает, не понимает, — он начинает озираться, начинает искать, начинает изучать разные источники. Может быть так, если это по поводу духовных основ.

Третья ступень — стучащийся.

И вот он кого-то находит. Ему кажется или, может быть, на самом деле так, что тот знает больше и может больше ему дать или то учение может его удовлетворить. И он начинает стучаться, то есть изу­чать, подходить, приближаться возможными для него способами.

Следующая ступень — внемлющий.

Это тот, кто уже нашёл более знающего — того, кого он ищет, может быть — духовного учителя. И он уже внимательно прислушивается к тому, что тот говорит, к ответам на свои вопросы.

Следующая ступень — припоминающий.

Ведь мы, может быть, в прошлом уже подходили к великим Учениям, и мы начинаем припоминать, что мы в прошлом что-то знали, что-то с нами происходило. И чем больше мы стараемся вспомнить, тем больше опыта к нам приходит, больше мудрости, за счёт нашего прошлого.

Следующая ступень — претворяющий.

Это, наверное, всем понятно, что человек, познавший Основы Истины, Добра и Красоты, начнёт претворять их в своей жизни. Претворение — это практика, стремление реализовать эти качества. Если, например, указано милосердие, так надо быть добрым и милосердным к людям и животным, то есть претворять это в жизни каждого дня. Наша земная жизнь даёт все возможности для претворения Заповедей, данных всеми религиями.

Следующие ступени — меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, Создатель.

Это относится уже к тем, кто прошёл все эти первые ступени и поднялся много выше. Будда именуется «пустынный лев». Это высокие ступени. «Лев пустыни» — это ещё неизвестные нам духовные ступени достижения и постижения. Было замечательное Слово о Серафиме Саровском, там рассказывается, что он был человеком высокой духовности, уже постигшим, — это образец духовно зрелого человека.

Учением Живой Этики нам заповедано, чтобы мы, находясь здесь, на земле, задумывались о моменте перехода и стремились миновать низшие слои и подняться к Свету.

К этому надо себя приучать на земле — к этой устремлённости к Свету. Тогда, когда мы будем переходить в Тонкий Мир, нам не будет страшно, что мы попадём в низшие слои, которые, конечно, действуют на неопытный дух. А если мы уже здесь установим направление своего устремления, то там мы пойдём дальше по этому же направлению.

Книга «Жизнь без смерти» отвечает на вопросы о загробной жизни довольно подробно, всё, что в ней изложено, взято из книг Учения.

Наталия Дмитриевна, в Вашем сегодня­шнем Слове* Вы упоминали, что нужно учиться распознавать свои собственные побуждения и побуждения других людей. Поделитесь своим опытом, как это делать.

Как распознавать свои и чужие побуждения? Надо прислушиваться к ним и не обольщаться, а то у нас побуждения могут быть неважные, а мы воображаем, что мы очень хорошие.

Как относиться к людям, у которых побуждения были хорошие, но поступок мог привести к каким-­то нежелательным последствиям?

Бывают побуждения хорошие, но их выполнение может быть почему-то неудачным или не достичь желанной цели. Есть евангельская притча. Отец послал сыновей работать в виноградник. Один сын сказал: «Не пойду работать, как ты мне велишь», — но пошёл. А второй сказал: «Пойду, пойду», — и не пошёл. И Христос спрашивает присутствующих, которым Он эту притчу рассказывал, а Он очень многое говорил притчами: «Кто из двух сыновей исполнил волю отца — тот, кто сказал "не пойду" и пошёл, или тот, кто сказал "пойду" и не пошёл?» Ему отвечают: конечно, тот, который сказал «не пойду», но всё-таки пошёл и волю отца исполнил. Это как пример того, что люди могут считать, что они не выполняют какого-либо евангельского Завета или Закона, а на самом деле поступают по Евангелию, по Закону Божьему. И наоборот: некоторые, особенно так называемые фарисеи, исполняют предписанные обряды, якобы исполняют волю Отца, а на самом деле не живут этим и по существу этого не делают.

К этому ещё одна притча о мытаре и фарисее. Помните, как фарисей молился Богу: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как другие: грабители, обидчики, прелюбодеи или вот как этот мытарь». А мытарь — это была самая презренная каста, сборщики налогов. Их глубоко презирали и очень не любили. Они мытарили (слово «мытарить» — от «мытарь»), то есть старались как-то заставить население платить налоги. И этот злосчастный мытарь, которого все презирали, был даже не в храме, где фарисей, а только в дверях храма. Сознавая своё ничтожество и свою довольно неприятную профессию, он говорил: «Господи, будь милостив ко мне, грешному». И молитва мытаря была оправдана, а молитва фарисея была осуждена, и это даже вошло в поговорку. Это показная набожность: и молитвы совершает, и налоги платит, а на самом деле от Бога очень далёк. А тот молился униженно, понимая всю свою греховность и ничтожность, и был оправдан.

США развязывали войны, «холодную» войну, угрожали нам и изобретали смертельное оружие, но они считались верующими людьми. А на самом деле они задумывали и совершали злодейства. А наши закрывали церкви, отрекались от Христа, то есть были безбожники, и в то же время они были борцами за Мир.

Как распознавать побуждения других людей?

Это бывает трудно. И только по последствиям. Может быть, некоторые умеют, как говорится, «очки втирать», делать вид, что у них побуждения и действия очень хорошие. А мы, увидя результаты этого, начинаем прозревать, что на самом деле это не так уж было хорошо.

В большинстве случаев человек сам себе «втирает очки».

Если он верит в то, что он очень хороший и действует правильно, то он сам себе «очки втирает», а иногда он делает это специально для других. Это разные случаи, конечно. А другие, не скрывая своих пороков, может быть, гораздо лучше, чем мнимые праведники — ханжи. Ханжа — это человек, который делает вид, что он религиозен и верующий, а на самом деле он только изображает, и в его сердце Бога нет. А другой ничего этого не делает, но и зла никому не делает, жалеет людей, помогает. Кто из этих двоих следует Завету «Возлюби ближнего, как самого себя»? У Святослава Рериха есть картина с таким названием.

Можно заметить, что человек старается выглядеть хорошим?

Конечно, если люди прислушиваются к своей внутренней реакции, то они чувствуют, что это может быть только декларация, но не на самом деле.

Бывает, что один член семьи помогает своим близким, заботится о них, а они ему не помогают и не любят его. Мы же не должны в данном случае требовать справедливости по отношению к себе? То есть мы должны продолжать любить и заботиться?

Для людей очень полезно, когда они умеют ценить добро. И их в этом отношении тоже надо воспитывать. Мы можем разъяснить, можем показать, но если они продолжают, то как мы будем требовать любви и уважения к себе? Требовать благодарности — это, конечно, будет с нашей стороны какой-то корыстью. Подлинная любовь, как сказано у Апостола Павла, — «любовь не торгуется, не ищет своего, не ропщет» и т. д. Вы в одном из Посланий Апостола Павла к коринфянам прочитайте, что такое любовь. Это даст вам ответ на то, о чём вы спрашиваете.

Если оболочки — плотная, тонкая и ментальная — ложны, а дух вечен и нерушим, то как соотносится с ними сознание?

Сканды. Каждое данное воплощение — это новое сочетание каких-то определённых свойств. Часть из них выражена в этом воплощении, а часть — нет. Это зависит от кармы и других причин, по которым человек рождается с таким сочетанием. Это из книги «Озарение». Но часто человек живёт только внешним сознанием, личностным, не поднимая его до знания духа. Конечно, наш дух знает больше, чем наша личность. В данный момент мы проявляем только часть себя, часть того, что мы накопили за множество воплощений. Знание духа — это накопленное знание за прошлые века. Очень важно объединить себя со своим сознанием, накопленным знанием духа, которое иногда нам подсказывает что-то. Прислушиваемся мы или нет — вот в чём вопрос.


* Слово Н.Д. Спириной «Побуждение», прозвучавшее на «круглом столе» СибРО 27 февраля 2000 г.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы