Мысли на каждый день

Нужно знать прежде, чем мочь. Нужно мочь прежде, чем являть.

Зов, 01.04.1922

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых» и «квадратных» столах СибРО. 2000 г.

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна

Журнал: № 10 (258), Октябрь, 2015


Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

«Степень познавания: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, Создатель» (Агни Йога, 107). Охарактеризуйте хотя бы несколько первых ступеней, которые доступны нам и которые мы должны постараться пройти.

Сначала человек встревожен. Чем он встревожен? Совсем не тем, что у него денег не хватает или что-то дома не в порядке. Нет, он встревожен духовно. Он уже не может успокоиться на той ступени сознания, на которой находится. Он хочет знать больше, хочет понимать; может быть, он встревожен тем, что у него нет Бога в душе. Он не знает, кому поклоняться, «как жить, чтобы святу быть», как говорится в Писании.

Встревожившись о том, что он многого не знает, не понимает, — он начинает озираться, начинает искать, начинает изучать разные источники. Может быть так, если это по поводу духовных основ.

Третья ступень — стучащийся.

И вот он кого-то находит. Ему кажется или, может быть, на самом деле так, что тот знает больше и может больше ему дать или то учение может его удовлетворить. И он начинает стучаться, то есть изу­чать, подходить, приближаться возможными для него способами.

Следующая ступень — внемлющий.

Это тот, кто уже нашёл более знающего — того, кого он ищет, может быть — духовного учителя. И он уже внимательно прислушивается к тому, что тот говорит, к ответам на свои вопросы.

Следующая ступень — припоминающий.

Ведь мы, может быть, в прошлом уже подходили к великим Учениям, и мы начинаем припоминать, что мы в прошлом что-то знали, что-то с нами происходило. И чем больше мы стараемся вспомнить, тем больше опыта к нам приходит, больше мудрости, за счёт нашего прошлого.

Следующая ступень — претворяющий.

Это, наверное, всем понятно, что человек, познавший Основы Истины, Добра и Красоты, начнёт претворять их в своей жизни. Претворение — это практика, стремление реализовать эти качества. Если, например, указано милосердие, так надо быть добрым и милосердным к людям и животным, то есть претворять это в жизни каждого дня. Наша земная жизнь даёт все возможности для претворения Заповедей, данных всеми религиями.

Следующие ступени — меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, Создатель.

Это относится уже к тем, кто прошёл все эти первые ступени и поднялся много выше. Будда именуется «пустынный лев». Это высокие ступени. «Лев пустыни» — это ещё неизвестные нам духовные ступени достижения и постижения. Было замечательное Слово о Серафиме Саровском, там рассказывается, что он был человеком высокой духовности, уже постигшим, — это образец духовно зрелого человека.

Учением Живой Этики нам заповедано, чтобы мы, находясь здесь, на земле, задумывались о моменте перехода и стремились миновать низшие слои и подняться к Свету.

К этому надо себя приучать на земле — к этой устремлённости к Свету. Тогда, когда мы будем переходить в Тонкий Мир, нам не будет страшно, что мы попадём в низшие слои, которые, конечно, действуют на неопытный дух. А если мы уже здесь установим направление своего устремления, то там мы пойдём дальше по этому же направлению.

Книга «Жизнь без смерти» отвечает на вопросы о загробной жизни довольно подробно, всё, что в ней изложено, взято из книг Учения.

Наталия Дмитриевна, в Вашем сегодня­шнем Слове* Вы упоминали, что нужно учиться распознавать свои собственные побуждения и побуждения других людей. Поделитесь своим опытом, как это делать.

Как распознавать свои и чужие побуждения? Надо прислушиваться к ним и не обольщаться, а то у нас побуждения могут быть неважные, а мы воображаем, что мы очень хорошие.

Как относиться к людям, у которых побуждения были хорошие, но поступок мог привести к каким-­то нежелательным последствиям?

Бывают побуждения хорошие, но их выполнение может быть почему-то неудачным или не достичь желанной цели. Есть евангельская притча. Отец послал сыновей работать в виноградник. Один сын сказал: «Не пойду работать, как ты мне велишь», — но пошёл. А второй сказал: «Пойду, пойду», — и не пошёл. И Христос спрашивает присутствующих, которым Он эту притчу рассказывал, а Он очень многое говорил притчами: «Кто из двух сыновей исполнил волю отца — тот, кто сказал "не пойду" и пошёл, или тот, кто сказал "пойду" и не пошёл?» Ему отвечают: конечно, тот, который сказал «не пойду», но всё-таки пошёл и волю отца исполнил. Это как пример того, что люди могут считать, что они не выполняют какого-либо евангельского Завета или Закона, а на самом деле поступают по Евангелию, по Закону Божьему. И наоборот: некоторые, особенно так называемые фарисеи, исполняют предписанные обряды, якобы исполняют волю Отца, а на самом деле не живут этим и по существу этого не делают.

К этому ещё одна притча о мытаре и фарисее. Помните, как фарисей молился Богу: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как другие: грабители, обидчики, прелюбодеи или вот как этот мытарь». А мытарь — это была самая презренная каста, сборщики налогов. Их глубоко презирали и очень не любили. Они мытарили (слово «мытарить» — от «мытарь»), то есть старались как-то заставить население платить налоги. И этот злосчастный мытарь, которого все презирали, был даже не в храме, где фарисей, а только в дверях храма. Сознавая своё ничтожество и свою довольно неприятную профессию, он говорил: «Господи, будь милостив ко мне, грешному». И молитва мытаря была оправдана, а молитва фарисея была осуждена, и это даже вошло в поговорку. Это показная набожность: и молитвы совершает, и налоги платит, а на самом деле от Бога очень далёк. А тот молился униженно, понимая всю свою греховность и ничтожность, и был оправдан.

США развязывали войны, «холодную» войну, угрожали нам и изобретали смертельное оружие, но они считались верующими людьми. А на самом деле они задумывали и совершали злодейства. А наши закрывали церкви, отрекались от Христа, то есть были безбожники, и в то же время они были борцами за Мир.

Как распознавать побуждения других людей?

Это бывает трудно. И только по последствиям. Может быть, некоторые умеют, как говорится, «очки втирать», делать вид, что у них побуждения и действия очень хорошие. А мы, увидя результаты этого, начинаем прозревать, что на самом деле это не так уж было хорошо.

В большинстве случаев человек сам себе «втирает очки».

Если он верит в то, что он очень хороший и действует правильно, то он сам себе «очки втирает», а иногда он делает это специально для других. Это разные случаи, конечно. А другие, не скрывая своих пороков, может быть, гораздо лучше, чем мнимые праведники — ханжи. Ханжа — это человек, который делает вид, что он религиозен и верующий, а на самом деле он только изображает, и в его сердце Бога нет. А другой ничего этого не делает, но и зла никому не делает, жалеет людей, помогает. Кто из этих двоих следует Завету «Возлюби ближнего, как самого себя»? У Святослава Рериха есть картина с таким названием.

Можно заметить, что человек старается выглядеть хорошим?

Конечно, если люди прислушиваются к своей внутренней реакции, то они чувствуют, что это может быть только декларация, но не на самом деле.

Бывает, что один член семьи помогает своим близким, заботится о них, а они ему не помогают и не любят его. Мы же не должны в данном случае требовать справедливости по отношению к себе? То есть мы должны продолжать любить и заботиться?

Для людей очень полезно, когда они умеют ценить добро. И их в этом отношении тоже надо воспитывать. Мы можем разъяснить, можем показать, но если они продолжают, то как мы будем требовать любви и уважения к себе? Требовать благодарности — это, конечно, будет с нашей стороны какой-то корыстью. Подлинная любовь, как сказано у Апостола Павла, — «любовь не торгуется, не ищет своего, не ропщет» и т. д. Вы в одном из Посланий Апостола Павла к коринфянам прочитайте, что такое любовь. Это даст вам ответ на то, о чём вы спрашиваете.

Если оболочки — плотная, тонкая и ментальная — ложны, а дух вечен и нерушим, то как соотносится с ними сознание?

Сканды. Каждое данное воплощение — это новое сочетание каких-то определённых свойств. Часть из них выражена в этом воплощении, а часть — нет. Это зависит от кармы и других причин, по которым человек рождается с таким сочетанием. Это из книги «Озарение». Но часто человек живёт только внешним сознанием, личностным, не поднимая его до знания духа. Конечно, наш дух знает больше, чем наша личность. В данный момент мы проявляем только часть себя, часть того, что мы накопили за множество воплощений. Знание духа — это накопленное знание за прошлые века. Очень важно объединить себя со своим сознанием, накопленным знанием духа, которое иногда нам подсказывает что-то. Прислушиваемся мы или нет — вот в чём вопрос.


* Слово Н.Д. Спириной «Побуждение», прозвучавшее на «круглом столе» СибРО 27 февраля 2000 г.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы