Издательский центр РОССАЗИЯ    контакты    написать нам   8 (383) 223-27-55

Мысли на каждый день

…Cила духа всё побеждает, всё малое боится силы, всё большое уважает силу. Идите львами!

Рерих Е.И. Письмо от 20.07.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ВСЕЛЕНСКИЙ СВЯТОЙ (1999)

Автор: Горянский Станислав

Журнал: № 1 (57), Январь, 1999


Теги статьи:  Николай Чудотворец


Воистине, велика слава Чудотворца и угодника божьего Святого Николая, архиепископа Мирликийского. По праву его называют вселенским Святым. С особым трепетом и любовью чтут Святого Николая на Руси.

Алексей Ремизов писал: «Мудрый разделитель доли, заступник даже перед неумолимой Судиной, помощник в беде — ведь не всякий может вынести свою долю! — и в трудах: ведь не всякий может поднять назначенное судьбой»1.

19 декабря все мы отмечали день Святого Николая, читали его Житие, в котором описываются подвиги Святителя на суше и на море. Особенно интересно было узнать о покровительстве Святого Сибири.

Начнём с покорения Сибирского царства в 1581 году. Вот собираются в путь первые завоеватели Сибири — Ермак со своей дружиной. В далёкое путешествие казаки взяли с собой иконы. Предание говорит, что среди этой святыни –– икон Спаса Нерукотворного, Богоматери, Архистратига Михаила — была икона Николы Можайского, с мечом в одной и божьим храмом в другой руке. Везде, где бы ни останавливались казаки, первым делом в тот же день сотнями топоров рубили они деревянные часовни, многие из которых посвящали Святому Николаю. Ермак, как говорит предание, особо почитал Чудотворца.

Ещё перед завоеванием Сибири стали, говорят, являться татарам видения. Видывали они и огненный столб от земли до облаков, и вооружённых воинов, летавших на крыльях, несущих на плечах дивный престол, и грозного старца с мечом в руке –– этот чудный старец был Святитель Николай. Видели всё это татары и ужасались, видели это и ермаковы казаки и объясняли в свою пользу. И действительно, казаки вскоре победно вступили в столицу Сибирского ханства. Так под покровительством Святого Николая было положено начало покорения Сибири.

Вместе с переселенцами с запада пришла в Сибирь и слава о великом Чудотворце. Вот некоторые факты, свидетельствующие о почитании Святителя иноверцами.

Перед нами громадный сибирский полуостров Ямал, весь лежащий в пределах полярного круга. Приведём в пример бесхитростный рассказ одного самоеда (так в древности называли ненцев) из рода Яптик о случае чудесной помощи ему в миг опасности. Однажды поздней осенью Яптик отправился на паре оленей на охоту на берег Карского моря и попал в страшный буран. Сбившись с пути, он оказался на льду и тщетно пытался выбраться на берег, видя вокруг лишь бушующее море. Обезумев от страха, он заплакал и стал молиться, призывая имя Святителя Николая, о котором слышал, что он спасал от бури его соплеменников. Не прошло и нескольких минут, как он увидел впереди себя на снегу фигуру высокого старика, борода длинная, седая, и в белой как снег одежде… Он догадался и пал на колени, боясь поднять голову… «Мне так страшно сделалось, — передавал Яптик, — что я не смел поднять на него глаза». Опомнившись, он увидел, что видение удаляется, схватил оленей в повод и пошёл за ним, боясь потерять его из виду. «Как во сне мы вышли на берег, — говорит Яптик, — он провёл меня ещё немного и затем скрылся. Я поклонился ему вслед в землю, и помню, что когда целовал снег, то увидел свежий след санок, по которому и доехал до своего чума. Я той же порой поехал в уездный город, поставил ему свечу и привязал к церкви трёх оленей ему в жертву. У меня с той поры и икона есть».

Тот же Яптик с восторгом и искренностью дитяти рассказывал, как этот покровитель севера являлся спасать на воде, как выводил на след в страшные бураны, как отзывался на мольбы больных, как являлся во сне и был утешителем многих, для которых, казалось, был один исход — смерть и голод. И такими рассказами полна тундра.

Также имеется много дивных примеров о почитании Святителя и другими народами Сибири. Особое благоговение к образу подвижника проявляют буряты, населяющие берега озера Байкал. Суровая водная стихия неоднократно причиняла людям горести и беды. Слава же о чудесах Чудотворца пришла вместе с поселившимися на берегах Байкала русскими. С молитвою к Святому Николаю обращались как православные, так и иноверцы перед началом любого путешествия, а также воздавали ему благодарность в случае успешного завершения пути.

При этом буряты, как соседние так и дальние, не уступают в горячности своей веры. Они также призывают чудотворный образ в свои улусы. Помещают образ Святого в особое, отведённое для него, почётное место, ставят перед ним свечи, кланяются и молятся перед ним, называя Святителя «батюшка Михола»… «Батюшка Михола любит нас, помогает на море и делает нам много добра». У монголо-бурят как шаманисты, так и ламаисты глубоко чтут Святого Николая, называя его по-своему «Сагань Убукгун» –– седой, точнее, белый старик. Святой Николай изображается у бурят созерцающим пустынником, но не в каноническом восточном представлении, а в одеянии с широкими рукавами и с посохом странника. Около него под пальмовым деревом мирно пасутся звери и птицы.

Можно привести ещё много примеров о благодеяниях Святителя Николая, и все они будут наполнены любовью и благодарностью за явленную помощь.

И мы живём в городе, изначально названном его именем –– Новониколаевске. В центре нашего города построена белокаменная часовня в его честь, символизирующая его покровительство.

Сегодня мы как никогда призываем о помощи великого заступника — Святого Николая. Начатое нами строительство Музея Н.К.Рериха в Новосибирске, осуществляемое фактически без всяких средств, имеет великое значение для будущего как России, так и планеты в целом. И только благодаря помощи Николы и Иерархии Светлых Сил строительство продолжается.

И мы не устанем повторять вместе с писателем Алексеем Ремизовым:

«Милостивый наш Никола, где бы Ты ни был, явись к нам!

Скажи Спасу о нашей тяжкой страде… заступи, защити русскую землю!

Благослови русский народ великим благословеньем своим на новую грядущую жизнь!»2

Станислав ГОРЯНСКИЙ

27 декабря 1998 г.

*... Очерк составлен на основе книги «Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России». СПб, 1998.

1. Ремизов А.М. Звенигород окликанный. М.: ТЕРРА, 1993. С. 241.

2              Там же. С. 328.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:


Статьи по теме, смотреть список