Конечно, эволюция совершится, но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости! Община, 253 |
|
«Тамга» в переводе с тюркского — родовой фамильный знак. «Это символ моего творчества» — так объяснил автор название выставки. Кинтэн — псевдоним художника. «Кинтэн — родина моих предков, — говорит Кирилл Петрович, — это земля, где родился мой дедушка. Когда я учился в Ленинграде, эти места мне всё время снились, хотя я там никогда не был. И когда в 1990-е годы мы побывали там со стариками, они нарекли меня этим именем: "Ты — художник, личность, и теперь мы называем тебя Кинтэн"». Тесная связь с родными местами, которая, по-видимому, передаётся генетически, осознание себя частью окружающей природы отразились в творчестве художника.
К.П. Гаврильев убеждён, что живописцу недостаточно иметь только специальное образование, необходимо и знание как истории своего народа, так и всемирной истории. Большое влияние на него самого оказали работы известного историка Л.Н. Гумилёва. «Изучив его труды, — говорит художник, — я понял, что наш древний народ — сильный, с хорошей верой и своеобразной культурой. Нас мало, но мы состоялись как народ Саха». В картинах Кинтэна нашли отражение образы его родной культуры, истоки которой продолжают питать культурное пространство современной Якутии.
На открытии выставки присутствовали почётные гости: директор Образовательно-ресурсного центра Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Михаил Михайлович Донской, вице-президент Общины якутян в Новосибирске Иоган Егорович Максимов, председатель Новосибирской областной общественной организации «Союз художников» Николай Иванович Семёнов, сотрудник Управления культуры мэрии г. Новосибирска Мария Николаевна Свинорук.
С приветственным словом выступила Ольга Андреевна Ольховая, исполнительный директор Сибирского Рериховского Общества: «Добрый день, дорогие друзья и наши уважаемые гости! Сегодня в Музее Н.К. Рериха открывается новая выставка, которая называется "Тамга". Мы познакомимся с живописью якутского художника, члена Союза художников России, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), директора Якутского художественного училища им. П.П. Романова — Кирилла Петровича Гаврильева (Кинтэна).
Даже беглого знакомства с представленными работами достаточно, чтобы сказать: выставка очень необычна. Мы видим портреты и известных культурному миру Якутии деятелей, таких как основоположник якутской литературы писатель А.Е. Кулаковский, и простых якутян — например, портрет оленевода Н.Г. Бурцева, написанный в яранге на стойбище.
Если для понимания сюжета картины "Меч или крест. Встреча Аттилы с Папой Римским Львом I" (2004) мы можем обратиться к истории, прочитав о деяниях исторических личностей, которые привлекли внимание художника, то истоки многих других произведений уходят в глубь веков, в события, о которых повествует эпос Якутии.
Искусство художника знакомит нас и с наскальными рисунками древних людей. Казалось бы, зачем это нам, живущим в XXI веке? О том, насколько важно изучать культуру тех далёких эпох, говорит Н.К. Рерих: "О каменном веке когда-нибудь мы узнаем ещё многое. Мы поймём и оценим справедливо это время. И узнанный каменный век скажет нам многое. Скажет то, что только иногда ещё помнит индийская и шаманская мудрость!.. Природа подскажет нам многие тайны первоначалья" ("Радость искусству").
Вот к этим "тайнам первоначалья" и подводят нас картины Кирилла Петровича Гаврильева, которые, по словам хакасского драматурга и художника Александра Котожекова, "несут в себе дух якутского народа".
Что мы знаем о Якутии? Конечно, сразу вспоминаются размеры этого самого большого региона России, на территории которого могут поместиться несколько европейских государств. Даже школьник знает, что Якутия обладает очень высоким экономическим потенциалом и огромными природными богатствами. А столица Республики Саха — Якутск, заложенный в начале XVII века на Лене, главной транспортной артерии Якутии, — старше Санкт-Петербурга на семьдесят лет.
А вот что мы можем сказать о народе Республики Саха, о его культуре? Крайне мало, практически ничего. Крупнейший специалист по вопросам археологии и истории народов Северной, Центральной и Восточной Азии академик Алексей Павлович Окладников в своей книге "Открытие Сибири" отмечает: "Картина последовательной смены исторических событий раскрывается лишь для одного из северных племён — якутов — благодаря двум особым обстоятельствам, которые, несмотря на отсутствие письменных источников, позволяют с неожиданной полнотой и отчётливостью проследить историю этой народности в течение двух или даже трёх веков до прихода русских на Лену. Такая сохранность фольклорных текстов — случай редчайший и удивительный". Окладников подчёркивает, что вплоть до настоящего времени в Якутии существует "удивительно богатая и стойкая устная традиция". Второе — это сохранившиеся записи якутских исторических преданий, сделанные в XVII – XVIII веках российским путешественником и учёным Якобом Линденау, которым, по словам академика, "нет цены".
Центральное место в духовной культуре Якутии занимает Олонхо — древнейший памятник устного народного творчества, в 2005 году объявленный ЮНЕСКО одним из "шедевров нематериального наследия человечества". Эти древние эпические сказания в Якутии исполняют олонхосуты.
Общеизвестно, что, когда исчезает язык народа, его искусство, с помощью которого он выражает своё отношение к миру, — народ как этническая общность перестаёт существовать. Якутии это не грозит. Народный эпос в Республике Саха изучают в школе с первого класса. Якутия бережно сохраняет своё мировоззрение, традиции, древние обряды — и это радует.
В одном из интервью мастер сказал: "Неисчерпаемы культурные традиции моего народа, к которым я только прикоснулся". И сегодня через образы и сюжеты, представленные художником, прикоснёмся и мы к древней культуре народа Саха».
К пришедшим на открытие выставки К.П. Гаврильева обратился М.М. Донской: «Дорогие друзья, в первую очередь позвольте от имени Министерства культуры и духовного развития Республики Саха выразить вам глубочайшую признательность за то, что вы интересуетесь искусством, что вы пришли на встречу с художником-философом. Хочу подчеркнуть, что Кирилл Петрович не только философ, не только художник — он просто очень хороший человек и очень надёжный друг.
Присвоенное ему звание Заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Кирилл Петрович подтверждает своим творчеством. Он, конечно, сам расскажет, как рождалась та или иная его философская работа. Наверное, каждый художник должен стремиться к философскому мышлению. Пожелаем Кириллу Петровичу дальнейшего развития его многогранного творчества.
Хочу передать от Министра культуры и духовного развития Республики Саха Владимира Ивановича Тихонова огромную благодарность коллективу Музея Н.К. Рериха. Ведь это уникальный народный музей. Пожелаем ему дальнейшего развития и чтобы в его стенах, в этом прекрасном месте, выставлялись также и другие наши художники.
В знак благодарности позвольте от имени министра вручить книгу "Сокровища культуры Якутии" из серии "Наследие народов Российской Федерации". Пусть она будет залогом нашей дальнейшей дружбы».
От новосибирской общины якутян выступил И.Е. Максимов: «Поздравляю Кирилла Петровича с открытием этой замечательной выставки — уже второй в Новосибирске. Поздравляю его и от имени пятисот студентов, которые обучаются сегодня в шестнадцати вузах Новосибирска. Поздравляю и как почётный член Академии духовности республики Саха, подчёркивая именно духовное направление его работы.
Каждый человек рождается и проходит три ступени — это я понял, обобщая свой 77-летний стаж жизни. Первая ступень — закладка природных и ментальных задатков, что дают родная природа и предки, детские и школьные годы. Вторая — интеллектуально-профессиональное развитие, вся активная фаза жизни, когда человек приобретает профессию, работает, заводит семью. И третья ступень — это духовное самопознание личности. Но Кирилл Петрович поднялся ещё и на четвёртую ступень — это стремление к высокому идеалу. Это уровень совершенно другой, он отражает духовно-космическую суть человека.
Творчество Кирилла Петровича как художника совершенно особенное и необычное. Он видит то, чего мы не видим, слышит то, чего мы не слышим, понимает то, чего мы не понимаем, — это сфера духовности, многомерного или, как говорят, иррационального мышления».
Н.И. Семёнов, член Союза художников России: «Кирилла Петровича и его творчество я знаю давно. Это не просто знакомство, а давняя дружба, крепкая такая, хорошая. Это художник, который поёт о своей стране, о своём народе. Он — певец своего народа, причём он глубоко знает то, о чём говорит в своих работах. Часто мы приходим на выставки и видим натюрморты, портреты... а вот глубины у многих наших художников не хватает. А к его творчеству нужно относиться с почтением, ведь здесь и мудрость, и знание.
Я понимаю Кирилла Петровича, почему он поёт. Я завидую народу Якутии, тому, насколько он чтит свои традиции. Некоторые думают, что Якутия — это олени, снег, холод и ещё алмазы. Нет, не только алмазами и золотом знаменит и славится этот край. Это такая красивая страна, такой красивый народ! Посетите любой праздник — это чудо. Вся утварь, предметы быта — не просто украшательство, это высокое искусство, наполненное большой и глубокой философией жизни.
В Якутии есть прекрасные картинные галереи, чудесное собрание русского искусства. Якутские художники очень сильны, и не только те, которые сейчас выставляются, но и творившие в прошлом. История этого народа переплетается с современностью. Народ очень чтит и бережёт свою культуру».
Кирилл Петрович Гаврильев начал своё выступление со слов благодарности: «Для меня большая честь выставляться в Музее Н.К. Рериха, поскольку я считаю себя продолжателем идей Николая Константиновича, и образование мы получили одинаковое» (К.П. Гаврильев окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде, ведущий свою историю от Императорской Академии художеств, в которой учился Н.К. Рерих). Затем художник рассказал о своём творчестве и провёл экскурсию по выставке.
Говоря о единстве всех религий, Кирилл Петрович обратил внимание гостей на картину «Мункэ-хан». Он отметил, что идея единства была близка хану Мункэ (XIII в.), внуку Чингиз-хана. В его империи мирно сосуществовали разные религии, правитель знал о силе единения.
В своём творчестве К.П. Гаврильев часто обращается к первобытному примитиву. Он пытается осмыслить мир через миф и фольклор, пронизанные глубинным символизмом. Ряд картин написан по мотивам легенд, сказаний, другие раскрывают суть древних народных обычаев.
Картина «Легенда о быке» основана на предании, связанном с образованием города Якутска. «Когда в XVII веке на территорию сегодняшнего Якутска пришли первые русские казаки, — рассказывает художник, — их встретил князь Тыгын. Они попросили землю у князя. Он дал им бычью шкуру. Казаки сделали из неё длинную верёвку и ею ограничили участок земли. Здесь возник острог, который и дал начало городу Якутску. Бык в мифологии многих народов символизирует власть. В Древнем Египте чёрные и белые быки считались священными животными».
Об одной из традиций якутского народа повествуют картины из серии «Сэргэ». Сэргэ — это ритуальные столбы или деревья, символизирующие древо жизни, мировое древо, объединяющее три мира. Они связаны с культом коня. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки: верхняя предназначается для привязывания коней жителей «верхнего мира», средняя — для коней жителей земного мира, нижняя — для лошадей подземного мира. «Существует много разновидностей сэргэ, — объясняет К.П. Гаврильев. — Есть предание о том, что у одного бая, богатого человека, умирали жёны. Когда он установил сэргэ из семи ветвей и произвёл соответствующий обряд, женщины в его роду в молодом возрасте перестали умирать. Если сэргэ, например, состоит из четырёх разветвлений, то это означает, что в роду четверо сыновей».
Наряду с символическими работами мы видим и реалистические пейзажи Севера. Сказочно красива картина «Времена года. Зимнее озеро» — хрупкое и звенящее хрустальное царство, притягивающее взор и радующее сверкающим многоцветием.
«Мы — дети природы и относимся к ней так же уважительно, как и к своим предкам, — продолжает свой рассказ К.П. Гаврильев. — Мы часть природы и себя от неё не отделяем. Человека нельзя ставить выше природы. Нельзя из недр земли брать её богатства, ничего взамен не отдавая и не сохраняя. Мы должны жить в гармонии с природой, а не обогащаться».
К необходимости бережного отношения ко всему живому, что есть на земле, призывает триптих «Крик белого оленя», центральная часть которого написана на основе древнего наскального рисунка. На картине мы видим оленя, «кричащего из недр тундры». Художник, затрагивая экологическую тему, пытается обратить внимание людей на хрупкость природы. «Тундра бескрайняя, — говорит Кирилл Петрович, — но когда по ней проходит тяжёлая техника, то след от неё, как рана, заживает тридцать лет. Природу очень быстро можно загубить. И хорошо, что осознание этой опасности наконец-то пришло к людям».
Из серии реалистических работ — портрет писателя А.Е. Кулаковского (1877 – 1926). Раму для картины автор сделал сам — «в память об этом человеке». Художник рассказывает: «Алексей Елисеевич Кулаковский — родоначальник нашей литературы, классик, философ, мыслитель. Писатель известен тем, что написал письмо "К якутской интеллигенции", которое длительное время хранилось в архивах, и доступа к нему не было, потому что в этом тексте затрагивались политические вопросы и отношения между странами. Кулаковский говорил, что якутам с русским народом надо жить вместе, навеки они должны быть вместе. Это он завещал будущим поколениям и адресовал своё обращение молодёжи».
Писатель изображён на фоне урасы (старинное летнее жилище у якутов, которое традиционно покрывают берестой). Картина сочетает в себе элементы реализма и декоративности: плоскостное изображение фона и объёмное — человека. «С одной стороны, реализм, а с другой — декоративность помогли раскрытию образа, — говорит К.П. Гаврильев. — Почему береста выбрана фоном? Она защищает жилище, и, кроме того, этот материал сам по себе светлый. В образе Кулаковского я хотел подчеркнуть внутренний свет этого человека и великую значимость всего того, что он сделал для своего народа».
Выставка «Тамга» приоткрыла малознакомые для нас страницы искусства Якутии. «Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни, — писал в статье "Сожжение тьмы" Н.К. Рерих. — Они облагораживают Бытие. Они как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир».
Надежда Грипич