Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Мир Огненный, ч 1, 415 |
В одной из своих статей Николай Константинович Рерих писал: «Разными народами хранилась легенда о том, что даже ради одного праведника был сохранён целый город»1. Таких святых Заступников Рерих называл «маяками», «громоотводами», «твердынями Блага».
Вспомним известную картину художника «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». В Житии сказано: «За великие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес ещё на земле. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: ''Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога… молитвами, иначе город погибнет от града огненного''. ''Он не в уме'', — говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал он потом днём и ночью. Проходившие мимо его спрашивали: ''Что с тобою, Прокопий? Что за скорбь у тебя?'' Блаженный отвечал: ''Бдите и молитеся, да не внидите в напасть''; но проповеди его не принимали к сердцу. На третий день Прокопий, ходя по городу, говорил со слезами: ''Плачьте, други, плачьте о грехах своих, молитеся, чтобы избавил вас Господь от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши''. Но и теперь устюжане не внимали проповеди блаженного.
Через неделю после первого предсказания Прокопия, в полдень, показалось на горизонте чёрное облако; приближаясь к городу, оно увеличивалось более и более и, наконец, легло над ним чёрною тучею. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. От громовых ударов тряслись стены зданий и от оглушительных звуков не слышно было людского голоса. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и устремились в соборный храм Богоматери. Прокопий был уже здесь и пред иконою Благовещения молился со слезами… И весь народ с рыданием и воплями молился о спасении от гнева Божия… В то же время произошла перемена в воздухе: не стало удушливого зноя, тучи с громом и молнией ушли в даль — на пустые места. Скоро узнали, что за 20 вёрст от Устюга, в дебри Котовальской, пали с градом раскалённые камни, поломали лес, но никто из людей не был убит и даже скот везде остался цел»2.
Имеются многочисленные исторические свидетельства, подтверждающие реальность этого события. Так, в статье Н.К.Рериха «Метеоры» об этом говорится: «Древнейшее сведение о метеорите, выпавшем в пределах России, относится к 1290 г. По сообщениям современника, падение произошло 25 июня в полдень близ Устюга Великого: ''Бысть же о полудни найде внезапну над град Устюг облак темень и бысть яко нощ тёмная... И посем явишася и восташа со все четыре страны тучи великия, из них же исхождаше молния огненная безпрестани, и грому убо многу и страшну бывшу над градом Устюгом, яко же не слышати, что друг с другом глаголати''. Конец явления описывается так: ''И в той час бысть тишина велия и не бысть молнии и грому и разводящеся облацы огненнии на все страны и пойдоста на места пустынная и тамо попалиша многия лесы и дебри, тем же многим и безчисленным камением ови древеса из корени избиша, а иныя в полы поломиша''.
(...) Среди устюжан сохранилось предание, будто этот камень происходит из той каменно-огненной тучи, которая в 1290 г. угрожала Великому Устюгу полным разрушением и которая была ''отведена'' от города молитвами св. Прокопия Праведного»3.
Благодатная Помощь святого Подвижника проявлялась как при жизни, так и после его ухода. «Чудеса блаженного Прокопия начали записывать во II половине XIХ века после построения в 1471 г. во имя его храма, как памятника благодарности за спасение Устюжской дружины в Нижнем Новгороде от повальной болезни; праведник являлся тогда многим из дружины с обещанием помощи своей...»4 Устюжские ратные люди построили над могилой святого Прокопия церковь во имя его, «сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного...»5
После ухода Прокопия Праведного всё чаще стали являться исцеления по молитве призываемых его в немощи, беде и скорби. Мы верим, что его живоносная Помощь не иссякает и по сей день.
«Похвала блаженному Прокопию», написанная в XVI веке, заканчивается следующим обращением: «…досточудне и преблаженне Прокопие! Имеем тя вси, яко стража и хранителя, воздремлеши, ниже опочиеши, но всегда сохраняя отчину свою великий град Устюг и окрестные пределы и веси и вси живущие ту люди»6.
* Продолжение. Начало в № 3 (71) за 2000 г.
1 Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 60.
2 Христа ради юродивые. М., 1992. С. 170-171.
3 Рерих Н.К. Листы Дневника. М., 1996. Т. 3. С. 115-116.
4 Христа ради юродивые. С. 174.
5 Там же. С. 173.
6 Там же. С. 179.